Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruМарина Лысцева, она же fotografersha, в своем блоге делится шикарными фотографиями из сборочных цехов Суперджетов и впечатлениями от увиденного.
Под катом 50 фотографий.
Шестое посещение Комсомольска-на Амуре и авиационного завода
КНААЗ произошло через неполные пять лет после последнего моего
визита сюда, когда завод еще назывался КнААПО. Когда только
начиналось производство Суперджетов, я наведывалась сюда каждые
полгода в качестве тассовского фотокорреспондента.
На осмотр и съемку ЦОС (цеха окончательной сборки) у нас был
всего один день, которого мне оказалось мало. Поэтому я дополню
свой рассказ фотками из архива для полноты картины.
На сегодняшний день в цеху стоят девять самолетов. На этой
фотографии видно шесть и еще трое прячутся за стеной.
- ««
2. Для сравнения - этот же цех в конце ноября 2006 года. На стене висит плакат "Здесь RRJ обретет жизнь". Для тех кто не в курсе - RRJ - Russian Regional Jet - самое первое название Sukhoi SuperJet. О ребрендинге было объявлено в 2006 году на авиасалоне в Фарнборо.
- KNAAPO_061130_199
3. Тогда же нам показали часть фюзеляжа самого первого самолета, который через несколько месяцев должен был отправиться в ЦАГИ на статические испытания. Внутри видно Михаила Погосяна, тогдашнего директора "Сухого", у которого Костя Гольденцвайг берет интервью для программы "Авиаторы".
- KNAAPO_061130_172
4. Первому собранному самолету присвоили номер 95002. Первая машина летная, вторая ставится на наземные испытания. У ГСС первая летная 95001, а статическая 95002. Но собрана первой 95002 потому, что во-первых, собрать летную машину и отработать на ней все системы гораздо дольше, чем собрать планер на статику. Во-вторых, Вы никогда не получите заключение на первый вылет без обжатия машины по статике, хотя бы минимального.
5. 28 января 2007 г. самолет погрузили в "Руслан" и отправили в ЦАГИ на статические и ресурсные испытания, которые длились несколько лет.
- IMG_9533
6. Третий раз в июле 2007 группе журналистов показали борт № 95001 на стыковочном участке в ЦОС. Здесь ему дадут крылья, хвостовое оперение (кили) и к сентябрю самолет будет готов впервые показаться широкой публике.
- SSJ-100 1-letnyi 7341
7. Четвертое прибытие в Комсомольск-на-Амуре - выкатка Суперджета 26 сентября 2007 года.
- SSJ-100_vykatka_0535
Мои фотографии настолько понравились суховцам, что в следующем году меня пригласили снимать первый полет Суперджета.
Пятый приезд был самым длительным по пребыванию в Комсомольске и на КнААПО - целых 4 дня!
8. В первый день самолет пробежался по рулежке, на второй были испытания шасси на прочность, на третий - отрыв передней стойки шасси и на четвертый день - 19 мая 2008 года Суперджет под номером 95001 впервые поднялся в воздух!
- IMG_7005
Потом последовал перерыв почти в пять лет (за это время было несколько съемок в Жуковском, ЦАГИ, на международных авиасалонах) и вот я снова на заводе! Только теперь он называется не КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а КНААЗ - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. А Суперджет собирают в филиале - КНАФ ЗАО ГСС.
9. Если в прошлый раз в ЦОС стояло три самолета с номерами 95001, 95003 и 95004, то сейчас собирается уже номер 95036! Он в этом году уйдет мексиканскому заказчику - авиакомпании "Интерджет", которая заказала 20 таких машин.
- ««
10. В цеху происходит финальная сборка всех частей самолета. Жмём на картинку.
- ««
11. Фюзеляж собирают здесь же, в Комсомольске, кабину и хвост в Новосибирске на НАПО, стеклопластиковые обтекатели в Воронеже на ВАСО, а двигатели SAM146 привозят из Рыбинска с предприятия Power Jet - совместного детища французской Snecma и НПО "Сатурн".
- ««
12. На стыковочном участке №1 находится борт №95029, предназначенный "Аэрофлоту"
- IMG_5047
13. Здесь сейчас производится монтаж всех кабелей и авионики.
- ««
14. Монтаж кабеля в кабине. Тонкая ручная работа доверена женщинам.
- ««
15. После монтажа перед вводом в эксплуатацию кабельная сеть полностью прозванивается .
- ««
16. Загорелся красный - всё ок!
- ««
17. Длина всех проводов в самолете достигает 10 километров!
- ««
18. Серийный номер при передаче заказчику будет видоизменяться. У завода свой реестр. Например, SSJ-LR на КНААЗ имеет номер 95032, а в Летно-Испытательном комплексе уже будет 97006, потому что у них свой учет, а например в Sky Aviation бортовой номер вообще состоит из комбинации букв. Номер присваивают местные авиационные власти, которые типа как в ГАИ машину на учет ставят.
- ### ssj
19. Установка фонаря подсветки трапа
- ««
20. Монтаж агрегатов предкрылков
- ««
21. Герметизация швов вертикального хвостового оперения
- ««
22. Сборка сложной системы кондиционирования
- ««
23. Стыковка крыла и фюзеляжа
- ««
24. Установка профиля для монтажа обтекателя крыло-фюзеляж
- ««
25. Владелец харизматичной татухи устанавливает обтекатель крыло-фюзеляж.
- ««
26. Роман монтирует стойки шасси, а в свободное от работы время активно посещает тренажерный зал.
- ««
27. Установка топливного насоса
- ««
28. Два сердца для самолета ждут своей очереди - движки пристыковываются к крыльям в самом конце...
- ««
29. После установки двигателей самолет ставится под ток.
- ««
30. Здесь также проверяется работа шасси и промывка гидросистем.
- ««
31. Под носовым обтекателем монтируется погодный радар.
- ««
32. Производственные мастера оценивают объем выполненных работ.
- ««
33. Ребята управляют процессами на платформе или стыковочном участке.
- ««
34. Борт №95027 будет передан Индонезийской авиакомпании SKY AVIATION.
- ««
35. В конце 2012 на КНААЗ достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. В 2013 стоит задача сокращения такта производства, и к концу года планируется выпускать самолет за 10 дней.
- ««
36. В этом году “Аэрофлоту” планируется передать семь суперджетов в компоновке full. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании “Аэрофлот” уже в апреле этого года.
- ««
37. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full “Аэрофлот” будет возвращать ЗАО “ГСС” самолеты в конфигурации light. Возвращенные SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после их возврата из эксплуатации авиакомпанией “Аэрофлот”.
- ««
38. В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (95032). LR - Максимальная дальность полета SSJ100LR составляет 4 578 километров. Дальность полета базовой версии самолета – 3048 км. Есть некоторые конструктивные отличия отъёмной части крыла и центроплана, но внешне это никак не проявляется.
В цехе мы видим первую серийную машину - по заказу “Газпромавиа” (95033).
- ««
39. Первая машина сейчас находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию. В этом году планируется изготовить три SSJ10095LR, а первый будет поставлен заказчику уже в 2013 году.
- ««
40. 95025 - это первый full, установка интерьера и покраска будет производиться на "Авиастар-СП" в Ульяновске. Помните конкурс AFL "раскрась SSJ"? Возможно, именно он получит ливрею по дизайну победителя конкурса.
- ««
41. 95025 готов к выкатыванию из ангара. Поехали!
- ««
42. Через пару часов борт совершит свой третий испытательный полет.
- ««
43. Из цеха самолет отбуксируют на стоянку, где проведут предполетную подготовку.
- ««
44. Вид с крыши цеха
- ««
45. Утренняя тень не так изящна, как самолет.
- ««
46. Предполетная подготовка включает в себя заправку, подключение источника наземного питания контрольную проверку систем...
- ««
47. К взлету готов!
- ««
48. 95025 планируется передать "Аэрофлоту" этой весной.
- ««
49. С оптимизмом в будущее!
- ««
50. Все ливреи Суперджета на сегодняшний день. Желтая - это не ливрея, а грунтовка. Все самолеты изначально такие.
- color SSJ
Вот такая красота!
На следующий день мы полетели на Суперджете "Якутии" из Хабаровска в Якутск продолжать знакомиться людьми и самолетом, которые живут в одном из самых экстремальных мест планеты. Продолжение следует!
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
08.03.1305:56:44
08.03.1319:39:04
08.03.1310:18:25
08.03.1310:21:36
08.03.1310:34:23
08.03.1319:17:01
08.03.1319:35:05
08.03.1310:41:46
08.03.1319:18:55
08.03.1319:36:48
08.03.1319:42:13
08.03.1310:43:15
09.03.1305:04:52
09.03.1313:52:10
08.03.1313:36:49
08.03.1310:24:02
08.03.1318:10:55
09.03.1304:28:20
08.03.1310:02:18
08.03.1310:10:34
08.03.1310:22:35
08.03.1310:43:29
08.03.1311:01:01
08.03.1311:15:32
08.03.1311:05:23
08.03.1311:52:54
08.03.1311:57:38
08.03.1312:46:53
08.03.1313:13:27
08.03.1313:17:02
08.03.1313:59:41
08.03.1314:04:07
08.03.1318:00:22
08.03.1318:28:51
08.03.1312:22:10
08.03.1314:17:18
08.03.1319:56:49
08.03.1322:48:30
08.03.1312:47:28
08.03.1322:18:53
08.03.1312:59:43
babaika7908.03.1314:11:04
08.03.1314:36:08
08.03.1315:07:10
08.03.1315:19:33
08.03.1317:20:35
08.03.1317:31:25
08.03.1317:46:30
08.03.1317:55:36
08.03.1318:07:19
08.03.1318:44:08
08.03.1318:59:28
08.03.1318:36:02
08.03.1318:41:53
08.03.1318:34:11
sergey_or08.03.1315:17:23
08.03.1315:38:32