стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
43

У Казанского вокзала Москвы открыт памятник создателям российских железных дорог

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

1 августа у Царской башни Казанского вокзала Москвы состоялась церемония открытия памятника создателям российских железных дорог. Мероприятие было приурочено к профессиональному празднику — Дню железнодорожника, который по традиции отмечается в первое воскресенье августа.

Памятник «Создателям российских железных дорог» представляет собой гранитный постамент, увенчанный бюстом Императора Николая I в окружении бронзовых фигур выдающихся деятелей отрасли: отца и сына Черепановых, Франца Антона фон Герстнера, Павла Мельникова, Михаила Хилкова, Сергея Витте.  Место для размещения скульптурной композиции выбрано не случайно. 2 сентября 2011 года в основание памятника была произведена торжественная закладка капсулы с обращением к потомкам.

Скульптурная композиция выполнена из гранита и бронзы. Автор — народный художник России Салават Щербаков.

При создании многофигурной композиции авторы старались решить несколько задач: создать памятник выдающимся государственным деятелям России и вместе с тем органично вписаться в исторически сложившуюся среду.

Постамент является центром полукруглой площади перед входом в Царскую башню Казанского вокзала. Композиционное решение памятника выполнено в традициях классической архитектуры, сообщает пресс-служба РЖД.

© Фото: РИА Новости

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • almi77
  • 44
  • 1
    A_SEVER A_SEVER
    01.08.1317:48:01
    "+"    
  • 0
    tm tm
    01.08.1318:05:40
    Хм... Читая заголовок - думал, что там какой-нибудь собирательный образ рабочего-железнодорожника на памятнике будет. Ан нет, опять графья и министры, прямо как у классика:


    Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
    Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!


    Прям даже не знаю, как к этому факту относиться.    
    • 3
      Attrakcion Attrakcion
      01.08.1318:17:29
      Ан нет, опять
      графья и министры


      Особенно отец и сын Черепановы
      • -2
        tm tm
        01.08.1320:37:26
        Тоже странно, кстати. Черепановы, если по-чесноку, именно для развития российских железных дорог сделали чуть менее, чем ничего: их "сухопутный пароход" даже на родных демидовских заводах - и то не прижился. Для них скорее уместен был бы отдельный памятник российским механикам или изобретателям, чьи творения были для своего времени прорывом, независимо от их дальнейшей судьбы. Здесь же все выглядит так, как будто персонажей набирали по принципу "берем первых попавшихся из тех, кто имеет хоть какое-то отношение к ЖД". Примерно как если бы поставили памятник "создателям российской авиации" изображающий Можайского, Нестерова и пару-тройку советских министров - без Туполева, без Ильюшина, без Яковлева и многих других действительно создававших ее людей. Ну или памятник российским оружейникам - в составе Андрея Чохова, Рогозина и Шойгу.
        • 8
          Attrakcion Attrakcion
          01.08.1321:39:06
          Здесь
          же все выглядит так, как будто персонажей набирали по принципу
          "берем первых попавшихся из тех, кто имеет хоть какое-то отношение
          к ЖД


          Вообще не согласен. Давайте разберемся

          1. Черепановы - построили ПЕРВЫЙ в России паровоз
          2. Франц Антон фон Герстнер - руководил строительством ПЕРВОЙ в России железной дорогой общественного пользования.
          3. Павел Мельников - ПЕРВЫЙ министр путей сообщений, серьезный инженер, профессор, зав. кафедрой прикладной механики в Корпусе инженеров путей сообщения. Написал и издал ПЕРВОЕ в России пособие по железнодорожному транспорту. Автор проекта Николаевской железной дороги, с которой всё, собственно говоря, и началось по-серьезному. Кроме того занимался вопросами:
          сопротивление движению рельсовых экипажей с выводом формул для расчета этого сопротивления;
          разработка конструкции кузовов и рам вагонов;
          рекомендации по конструкции, размерам и материалам колес и осей колесных пар для вагонов, обращающихся с обычными и повышенными скоростями;
          устройство подшипников, применяемые для их изготовления материалы и технология механической обработки трущихся поверхностей;
          конструкция смазочных устройств в буксах, включая вид смазки и способы подачи её к трущимся частям;
          устройство ручного тормоза;
          обоснование и ограничение собственной массы вагона.

          4. Михаил Хилков - прошел путь от простого рабочего до министра.
          При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 км автомобильных дорог. В период деятельности Хилкова, в 1898 году, в России были утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, открытых для общего пользования, а в 1899 году на станции Ртищево Рязано-Уральской железной дороги построена первая в России сортировочная горка[1].

          Хилков блестяще организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Грандиозные работы были также развёрнуты на Транссибирской магистрали. Хилков много раз выезжал в Сибирь, где оперативно решал проблемы строительства. Он проехал по железной дороге от Урала до Байкала, посетил Забайкалье. Именно он вбил последний костыль 13 сентября 1904 года, после чего произошла стыковка Великого Сибирского пути. Особое внимание министр уделял обустройству магистрали, улучшению условий жизни и быта железнодорожников и строителей

          5. Сергей Витте - - дедушка русской индустриализации, автор "Столыпинских реформ". Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.
          6. Николай 1 - именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. Также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.

          Вы по прежнему считаете, что это случайные люди? Речь-то в статье о создателях ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. Именно как инфраструктуры! По-моему, вполне обоснованный выбор.
          • 0
            Нет аватара Gennadiy
            01.08.1323:45:16
            Астор "Столыпинских реформ" - Столыпин. Витте был либералом
            • 0
              Attrakcion Attrakcion
              01.08.1323:58:14
              Между тем даже сам Витте не раз говорил, что Столыпин использовал его идеи
              • 1
                Нет аватара Gennadiy
                02.08.1300:02:11
                Ага, он очень любил себя хвалить     Все его мемуары - апофеоз сентенции "все дураки, один я умный". Этим он напоминает Кудрина. Хороший министр финансов, но очень самовлюбленный человек
                • 0
                  Attrakcion Attrakcion
                  02.08.1300:09:05
                  Вполне возможно. Всё равно мы сейчас не узнаем правды    

                  Тем более, что его заслуги от этого ничуть не умаляются
                  • 1
                    Нет аватара Gennadiy
                    02.08.1300:16:10
                    Разумеется, Витте - один из великих политических деятелей в истории России, это несомненно. В университете я даже его портрет сам написал и у себя над столом повесил    
                    • 0
                      Нет аватара kazak
                      05.08.1320:58:11
                      ...особенно прославившийся выводом огромной массы российского золота за рубеж.    
          • -1
            tm tm
            02.08.1316:40:17
            Вы по прежнему считаете, что это случайные люди? Речь-то в статье о
            создателях ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. Именно как инфраструктуры! По-моему,
            вполне обоснованный выбор.


            Смотрите сами:
            1. В качестве создателей "подвижного состава" выбрали Черепановых, чей образ довольно хорошо известен и раскручен, но чьи паровозы через пару лет после создания сгнили где-то на задворках демидовских заводов и никакого влияния на создание российских железных дорог практически не оказали. Допустим они достойны места на памятнике самим фактом своего творческого дерзания. Но неужели его меньше достоин, например, Николай Леонидович Щукин, чьи паровозы строились тысячами штук и обеспечивали движение по первым российским жд-магистралям? Или, скажем, создатели легендарной "Сушки", которая честно трудилась на дорогах Союза добрых полвека?
            2. OK
            3. Тоже спорно. Николаевская дорога была делом рук большого коллектива людей, выделять из них кого-то одного - это как-то несправедливо, в духе той некрасовской цитаты. Но OK, будем считать, что Мельников достоин памятника уже по факту своего министерства.
            4. Еще более спорно. Почему, например, не Свиягин или Савримович? В отличие от Хилкова, который (насколько я знаю) на КВЖД и Транссибе бывал наездами, они реально управляли процессом непосредственно на месте и именно под их руководством велось дорожное строительство. Чем же они менее достойны? Ну да, не дослужились до министра - и что? С учетом пункта 3 на памятнике уже есть один министр - имхо этого вполне достаточно, неплохо было бы отобразить и других участников дорогостроительного процесса.
            5. Совсем нехорошо. Витте - это несомненно, одна из самых заметных фигур в новой российской истории, но проявил он себя гораздо больше возглавляя министрство финансов, нежели на должности министра путей сообщения. Которую он и занимал-то всего каких-то полгода. Ставить же его на каждый памятник только за то, что он провел в России индустриализацию и денежную реформу - это как-то неразумно имхо. Тогда уж лучше поставить где-нибудь отдельный памятник непосредственно ему и написать на табличке "спасибо за наше всё". Можно из золота, чтоб почитатели были не в обиде.
            6. Это вообще полный ахтунг. Неужели кто-то всерьез считает, что буде на престоле вместо Николая какой-нибудь "Константин и жена его Конституция (с)" - промышленного переворота в России бы не произошло? Уж простите, но это примерно как верить в то, что без Александра II у нас в стране до сих пор бы было крепостное право. Историю делают не монархи, историческое развитие - это закономерный процесс, который всегда формирует множество участников. Царь (и вообще руководитель) - это всего лишь формальный выразитель воли этого множества, не более. За редкими, очень, очень редкими исключениями.


            PS При этом бюст царя еще и композиционно поставлен выше всех остальных персонажей. Типа он тут главный создатель и строитель, а остальные - это так, мелкая шелупонь.    
            Отредактировано: tm~17:01 02.08.13
            • 0
              Attrakcion Attrakcion
              02.08.1322:16:10
              У меня есть с чем спорить, но лень))))
            • -1
              Нет аватара Gennadiy
              03.08.1311:43:23
              Вам нужно изучить тему "Роль личности в истории"
              • -1
                tm tm
                03.08.1321:07:19
                Ближе к сути, будьте любезны. И поближе к конкретным личностям.
        • 1
          Russia_Touristo Russia_Touristo
          02.08.1312:44:58
          без Туполева, без Ильюшина, без Яковлева и многих других действительно создававших ее людей.

          НЕТ! Надо собирательный образ рабочего авиационного завода! По Вашему мнению.
          • -2
            tm tm
            02.08.1312:58:56
            По моему мнению рабочие авиационного завода достойны памятника авиастроителям немного больше, чем царь-самодержец Николашка и его министры, при которых, дескать, "в России начали летать самолеты".
            • 1
              Russia_Touristo Russia_Touristo
              02.08.1313:02:43
              С темы не сворачивайте. Я спрашиваю - почему Вы перечислили конструкторов, но забыли про "обобщенный образ рабочего-авиастроителя"?
              • -1
                tm tm
                02.08.1316:46:31
                А я никуда не сворачиваю, я и сейчас повторю, что обобщенный образ - это гораздо лучше, чем бездумно и отфонарно выбранный люди.
                • -1
                  Russia_Touristo Russia_Touristo
                  05.08.1308:43:46
                  бездумно и отфонарно выбранный люди.


                  Это Ваше мнение? А я считаю, что наоборот.
                  • 0
                    tm tm
                    05.08.1311:14:29
                    Это ради бога - каждый имеет право на свое мнение. Только вот я свое аргументирую, а вы - нет.
        • 0
          Russia_Touristo Russia_Touristo
          02.08.1313:03:50
          А Рогозин и Шойгу чего насоздавали в области вооружения?   
          Отредактировано: Russia_Touristo~13:04 02.08.13
          • 0
            tm tm
            02.08.1316:40:54
            Примерно то же, что Витте - в области железных дорог.
            • 0
              Russia_Touristo Russia_Touristo
              05.08.1308:41:31
              Я по железным дорогам которые при их участии создавали езжу всю жизнь. Страна с их помощью войну выиграла и т.д..
              При всем моем уважении к Шойгу и Рогозину - пока я слышу только о намерениях. Хочу итог посмотреть.
              • 0
                tm tm
                05.08.1311:23:10
                Вы ездите по дорогам, созданным Черепановым? Точно? Вы ничего не путаете?

                Или... Да, кажется понимаю - вы один из тех, кто считает, что если дорога Питер-Москва когда-то называлась Николаевской - то это означает, что Николай I там чуть ли не лично шпалы на горбу таскал, и уж совершенно точно сам ее полностью спроектировал, а все эти рабочие, управляющие и (тьфу!) инженеры там чисто ИБД изображали. Тут я, конечно, вам уже не могу помочь - если вам дорого такое "мнение", то можете и дальше считать, что кроме царя-батюшки за победу в войне вам благодарить больше некого.
                • 0
                  Russia_Touristo Russia_Touristo
                  05.08.1314:59:26
                  Николай I там чуть ли не лично шпалы на горбу таскал, и уж совершенно точно сам ее полностью спроектировал, а все эти рабочие, управляющие и (тьфу!) инженеры там чисто ИБД изображали

                  А где я это написал?
                  • 0
                    tm tm
                    06.08.1301:56:16
                    Если это не так - то почему тогда на памятнике царь, а не инженеры и рабочие?
                    • -1
                      Russia_Touristo Russia_Touristo
                      06.08.1310:17:38
                      Послушайте, Вы сами себя читаете вообще?
                      Если это не так

                      Если не так, ЧТО...? Я не согласен, что царь и его премьер участвовали в крупнейшем проекте который в их время осуществлялся?
                      А участвуют ли правители и руководители всех уровней вообще в работе? По Вашему мнению нет. Они для того только и нужны, чтобы когда все будет плохо - назначить виноватых.
                      • 0
                        tm tm
                        06.08.1312:36:23
                        Вы глупеньким-то не прикидывайтесь, нефиг тут руководителей всех уровней в одну кучу мешать - разговор конкретно о министрах и царе. То, что в самодержавном (и вообще любом тоталитарном) государстве ни один чих не обходится без высочайшего разрешения его велицства государя-амператора - это ежу понятно. Вот только обычно действия высочайшего монарха этим разрешением и ограничиваются. Максимум еще мало-мальским контролем через специально назначеных для этого приближенных к трону чиновников. Настоящей же реализацией проекта всегда занимаются специалисты в конкретных областях и работники на местах. Авиацию 40-х создавали не Сталин и Калинин - ее создавали Туполев, Ильюшин, Яковлев и другие авиаконструкторы. Отцом советской атомной бомбы является не Берия, а Курчатов и его коллектив. АК-74 сделал Михаил Калашников, а не маршал Гречко. И российские железные дороги создавали не Витте с Николаем своими указами, а десятки и сотни конструкторов и инженеров своим потом и трудом. Вот им и надо ставить памятники, их труд и надо прославлять - чтобы потомки помнили о нем и брали с этих людей пример. Царям же с их министрами и без этого памятников имеется предостаточно.
                        Отредактировано: tm~12:40 06.08.13
    • 0
      Vasilisk Vasilisk
      02.08.1308:30:17
      А Вы к этому факту, ни как и не относитесь !       
      Отредактировано: Vasilisk~08:34 02.08.13
  • 1
    111222111 111222111
    01.08.1319:39:26
    Первая железка была Питер-Царское село.
    • 1
      Нет аватара Starik
      02.08.1315:37:29
      Царскосе́льская желе́зная доро́га — первая[1] железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1840 Варшаво-Венской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.
      Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836. Открыта дорога 30 октября (11 ноября) 1837 года.
  • 0
    Nikituchka Nikituchka
    01.08.1319:57:31
        +
  • 0
    Нет аватара Gennadiy
    01.08.1323:46:09
    + Жаль только, что про Эдуарда Трофимовича Баранова забыли - автора первого Устава железных дорог
  • 3
    Нет аватара Born
    02.08.1300:15:36
    Ну хоть нормальный памятник! А не какая-нибудь, гнутая шпала в стиле неомодернизма. Глаз радуется!
    • 1
      Vasilisk Vasilisk
      02.08.1308:33:23
      А если Церетели руку приложит ? Я в ауте !    
      • 0
        Нет аватара Born
        02.08.1310:29:00
           
      • 0
        Нет аватара Starik
        02.08.1315:41:40
        Да он Христа опять изваял, теперь уже 83 метров. Теперь не знает где установить, кто купит. Он не может работать с малыми формами. Может потому что меньше стоят?!
  • 1
    Нет аватара KapitanBlad
    02.08.1302:20:51
    Лично мне памятник нравится. И, кстати, снимок тоже хорош.
  • 2
    Нет аватара 7Guest
    02.08.1309:20:09
    Памятнику плюс. Великолепный образец нового памятника в классическом стиле.
    А вот постаменту жирный минус. Желание сделать постамент в виде железнодорожного полотна оно конечно понятно, но выглядит очень перегружено и аляповато, особенно шпалы из красного гранита.
    Лучше-бы ограничились одним серым гранитом в профиль рельсы, но сделали постамент раза в полтора-два повыше. Тогда по шейке "рельсы" можно сделать барельеф с фигурами дорожных строителей. Получилась бы совсем классическая композиция в которой никого не забыли.
    • 0
      Attrakcion Attrakcion
      02.08.1311:55:24
      Логично, но по фото не видно, как памятник смотрится в ансамбле со зданием вокзала. Вполне вероятно, что такой постамент вписывается лучше. Хотя, это надо вживую смотреть
  • 0
    Нет аватара silicoid
    02.08.1312:38:08
    Это хде?!   
    каждый день хожу, ничего подобного не видел
  • 0
    Нет аватара guest
    10.07.1602:52:03

    интересующимся историей железных дорог, предлагаю узнать о семье фон Мекк, строителей и владельцев Московско-Рязанской-Казанской ЖД, первопроходцев и первых железнодорожных королей, их многочисленные интересы, благотворительность, меценатство в соцсетях:

    набрав в поиске в названиях групп «фон Мекк» или «von Meck», узнаете кто строил Казанский вокзал, кто проектировал, кто расписывал, на чьи деньги, какой вокзал был раньше.

    Отредактировано: Алмаз Себенцов~04:56 10.07.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,