стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
93

На Белоярской АЭС тестируют экспериментальное ядерное топливо

ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 апреля. /ТАСС/

На Белоярской АЭС (БАЭС, Свердловская область) приступили к испытаниям экспериментального ядерного топлива. Как сообщил ТАСС в четверг инженер отдела ядерной безопасности и надежности БАЭС Андрей Дубовик, в реактор БН-600 загрузили две тепловыделяющие сборки (ТВС) ядерного топлива нового образца.

"Тепловыделяющая сборка — это металлический чехол длиной три метра, заполненный спеченными таблетками ядерного топлива. Мы загрузили принципиально новый образец — нитридно-уран-плутониевое топливо. Обычно в качестве таблеток в сборках используется оксид урана, а здесь нитрид урана и плутония. Это топливо разработали на Сибирском химкомбинате под Томском", — рассказал он.

По словам инженеров БАЭС, концентрация ядерных элементов в новом нитридном топливе гораздо выше. «Благодаря новому образцу увеличится поток нейтронов, и для свинцовых теплоносителей это будет намного выгоднее. Планируется, что топливо будет использоваться в качестве основного для реакторов нового поколения БРЕСТ-ОД-300 и БН-1200», — добавил Дубовик.

Для загрузки нового топлива и капремонта энергоблок с реактором БН-600 в Свердловской области приостановили на 45 дней. Основной показатель, на который будут обращать внимание во время эксперимента — прочность оболочки новых сборок, сделанных из сверхпрочной стали челябинского производства.

Во время замены топлива на Белоярской АЭС в общей сложности загрузили 125 сборок. Запустить реактор БН-600 планируется в конце мая. Первые результаты эксперимента будут известны не раньше осени 2015 года. На Белоярской АЭС не исключают, что экспериментальное топливо будут использовать и в реакторе БН-800 нового четвертого энергоблока.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    alex4spb alex4spb
    23.04.1517:16:21

    Простите неофита, эту статью нельзя сделать общедоступной?

    Ткните носом в ЧаВо, если не трудно.

    • 4
      Нет аватара brat_po_razumu
      23.04.1517:27:34

      Этот блог не является публичным, как и ряд других. Но переживать по этому поводу не стоит — статья видна всем без исключения участникам сайта, и при получении высоких оценок от участников статья попадет и на главную страницу.

      • 1
        alex4spb alex4spb
        23.04.1517:31:14

        Понял. Буду знать.

        Спасибо за пояснения.    

      • 0
        alex4spb alex4spb
        27.04.1513:18:09

        при получении высоких оценок от участников статья попадет и на главную страницу.

        Сколько баллов должна набрать статья?

        На данный момент — 101. Это всё ещё недостаточно?

  • 11
    Нет аватара WJ
    23.04.1521:27:57

    Сделан упор на нитридное топливо, но мало кто обратит внимание, что новый ТВЭЛ сделан из стали, а не циркония, а ведь это огромное достижение металлургов.

    • 3
      Андрей Хворых Андрей Хворых
      23.04.1521:40:06

      Для этого надо быть специалистом в этой области. А не просто интересующимся читателем.

    • 0
      Нет аватара argr
      24.04.1514:47:42

      Это преимущество реакторов на быстрых нейтронах. Сталь сильно поглощает медленные (тепловые) нейтроны, поэтому на обычных реакторах применяют цирконий. Быстрые нейтроны менее вредны для стали. Как следствие — можно поднять температуру в активной зоне.

      Металлургам все равно зачет, т.к. сделать ТВЭЛ даже для быстрого реактора — все равно надо постараться. Но на обычных реакторах мы навряд-ли когда-то увидим стальные оболочки ТВЭЛов.

  • 2
    SergeySeverny SergeySeverny
    24.04.1504:51:50

    урааа!

    началось!

    сделан ещё шажок в направлении энергетики будующего!   

  • 0
    Омутин Зафар Омутин Зафар
    24.04.1507:33:31

    Думаю путь будет долгим. Как покажут себя две сборки в окружении старых. Затем как покажут себя новые сборки в окружении множества таких же-это уже другой вопрос.

  • -5
    Серега Кот Серега Кот
    24.04.1511:30:20

    Эта случаем не то экспериментальное топливо из нескольких тепловых сборок которое было задействовано на Чернобыльской АЭС в 1986 году и от которого он рванул? Нет, не оно?

    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      24.04.1511:58:34

      Эта случаем не то экспериментальное топливо

      Да, Вы правы, это именно оно! Его тщательно собрали с обломков разрушенного 4-го энергоблока ЧАЭС и сейчас повторно загрузили в реактор.    

    • 1
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      24.04.1513:12:01

      Что это за «то экспериментальное топливо»? В Чернобыле не было никакого иного топлива кроме стандартного. А то самый трагически закончившийся эксперимент ставили с режимами работы блока.

      Отредактировано: Омутин Зафар~14:12 24.04.15
      • 0
        Обыватель Российский Обыватель Российский
        24.04.1513:50:15

        A_SEVER путает аварию на ЗАПАЭС с топливом от вестингаус, но там ничего не рвануло ,все вовремя заглушили -счастливо отделались

      • 0
        Серега Кот Серега Кот
        24.04.1516:41:11

        Омутин Зафар.

        Насколько мне доводилось читать в интернетах — это было высокообогащеное топливо (если мне не изменяет память в статье было указано что это был плутоний). В процентном соотношении гораздо выше того которое применяется в стандартных тепловыделяющих сборках используемые в гражданских реакторах. В частности такой эксперимент и проводился на ЧАЭС. Суть экперимента сводилась к тому чтобы за счет этого высокобогащенного топлива поднять мощность реактора, соответственно повысить выработку тепловой и электрической энергии.Но все пошло не так, в реакторе значительно повысилась температура и даже поглощающие стержни не могли остановить неконтролируемую цепную ядерную реакцию. Дальше всем известно что было.

        • 0
          alex4spb alex4spb
          24.04.1516:52:36

          Не нужно интернетных фантазий.

          Есть отчёт Государственной комиссии СССР,

          есть отчёт Госатомнадзора СССР (от 1991 года),

          есть два отчёта International Nuclear Safety Advisory Group (INSAG) при МАГАТЭ (от 1986 и 1993 годов)

          Ни в одном из них версия о каком-то «высокобогащенном топливе» не фигурирует.

          • -1
            Серега Кот Серега Кот
            24.04.1517:15:25

            alex4spb

            «Ни в одном из них версия о каком-то «высокобогащенном топливе» не фигурирует."

            Не фигурирует ни в каком отчете, значит этого не было? И соответственно наоборот, пральна? А ежели взять такой пример проведенный по твоей же аналогии. Есть дорога, но вот соответствующий дорожный знак на ней отсутствует, — не поставили его или сняли, а поворот на лево/на право есть. Как тогда быть? Ехать прямо — не сворачивая, игнорируя реальность или же всё же повернуть?

            • 0
              A_SEVER A_SEVER
              24.04.1517:51:48

              Есть дорога, но вот соответствующий дорожный знак на ней отсутствует
              Новость не о дорожных знаках и даже не о Чернобыльской АЭС, речь про испытания ядерного топлива нового образца.

              • 0
                Серега Кот Серега Кот
                24.04.1518:46:54

                Не о дорожных знаках, да. Я просто продолжил логический ряд комментатора с ником alex4spb. Пытался донести до него через подобный пример, что не все что было в официальном отчете по ЧАЭС имело место быть на самом деле.

                «…речь про испытания ядерного топлива нового образца."

                Вот я и спросил, не тот ли это вид ЯТ которое было применено в ходе эксперимента на ЧАЭС 1986 году?

                • 0
                  A_SEVER A_SEVER
                  24.04.1518:54:26

                  не тот ли это вид ЯТ
                  Нет.

                • 0
                  Омутин Зафар Омутин Зафар
                  25.04.1508:31:40

                  Откуда вы взяли про какое то топливо в Чернобыле? Сами придумали?

                  Да к вопросу о не том топливе-даже если бы в ЧСенрнобыле было не то топливо, то никакого взрыва на ровном месте там из=за этого не было бы. Могли быть другие последствия, но не то что случилось.

                  Отредактировано: Омутин Зафар~09:35 25.04.15
        • 2
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          25.04.1508:41:00

          Сказки и бред. Для проведения таких кардинальных экспериментов требовалось спец меры и разработка этих сборок. Это не простая задача и об этом знала бы куча народа. И документы и т. п. были бы. А н слухи. Второе-поднять мощность таким образом нельзя, т.к она ограничивается конструкцией реактора и генераторов. Что толку поднимать уровень тепловыделения если турбина и генератор не смогут это переварить?

          Настоящие обстоятельства описаны в отчетах и статьях серьезных ученых -физиков а не в желтой прессе.

    • 0
      Обыватель Российский Обыватель Российский
      24.04.1513:44:26

      В Чаэс энергоблок был на медленных(тепловых нейтронах) БН600 -на быстрых -разница как день и ночь- концентрация урана или плутония на порядок выше и конструкция реактора абсолютно разная. и реактор рванул не из-за топлива, а по простой беззалаберности и не знания элементарных правил эксплуатации

  • 1
    Нет аватара argr
    24.04.1514:53:07

    Хочу пояснить.

    Планируется, что топливо будет использоваться в качестве основного для реакторов нового поколения БРЕСТ-ОД-300 и БН-1200"

    Для реактора БРЕСТ-ОД-300 нитридное топливо — это абсолютно необходимая вещь. Обычное топливо состоит из оксида урана, а в БРЕСТе будет теплоносителем свинец. В случае аварии оксид урана всплывет в свинце. Топить урановые ломы в ртури свинце никто не хочет, поэтому надо использовать нитрид урана, которые в свинце тонет сам. Чтобы его использовать, надо сначала испытать.

    Вообще для испытаний у нас в стране есть куча исследовательских реакторов. Работа в БН-600 — это уже считай опытно-промышленная эксплуатация. Если все получится, реактор БРЕСТ будет еще ближе. А это обещает быть очень интересной разработкой.

    • 1
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      24.04.1515:12:54

      Кроме того что используется нитрид урана вместо оксида-там, в новых сборках, что важно, есть и плутоний, т.к быстрые реакторы производят плутоний из имеющихся на 1000 лет вперед запасов урана 238. Но до этого плутоний не использовался и т.к имеет большую радиоактивность и хим токсичность, чем уран, то более проблемен при переработке. Обычный кусок плутония с теннисный шарик постоянно разогрет до горячей температуры из-за реакций спонтанного деления.

      С этих сборок внедряется использование плутония- а значит и замыкание «замкнутого цикла».

      До этого как понимаю, плутоний в БН не использовался. Т.е замыкания не было. Без 235-го не обходились. А его -менее 1% от всех мировых запасов урана.

      Интересно-на других планетах и астероидах есть ли 235 уран?

      Отредактировано: Омутин Зафар~16:17 24.04.15
      • 1
        Нет аватара WJ
        25.04.1508:44:06

        Думаю, есть только там, где алюмо-силикатная кора, т. е. Марс, Венера, Меркурий, Ио.

        • 1
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          25.04.1510:06:06

          Если замкнутый цикл будет работать, то на ближайшие 1000 лет есть время найти запасы ресурсов где-либо еще.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,