стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
176

Балтийский завод — строительство атомного флота страны

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Сегодня Балтийский завод — это бренд, который ассоциируется с атомным ледокольным флотом страны. Именно на стапелях Санкт-Петербургского предприятия строятся самые большие в мире и уникальные в своем роде заказы.

Сейчас Балтийский завод специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса, а также крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов, здесь же строится единственный в мире плавучий энергетический блок, который войдет в состав ПАТЭС и в 2017 году придет на базу в северный город Певек. За 159-летнюю историю Балтийского завода здесь построено около 600 судов и кораблей.

Судостроительное производство предприятия располагает тремя построечными местами — двумя стапелями и эллингом. Стапель «А» Балтийского завода — самый большой в России и имеет длину 350 метров. В настоящее время здесь ведется строительство головного атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт, который получил имя «Арктика».

1. Балтийский завод был основан в середине 19 века и за почти 16 десятилетий пережил несколько войн, экономические спады и подъемы, реорганизацию. Сегодня предприятие остается одним из крупнейших судостроительных заводов России. В разное время здесь были построены первый в стране металлический корабль — броненосная канонерская лодка «Опыт», первая боевая подводная лодка «Дельфин», уникальные плавучие научно-исследовательские комплексы, предназначенные для поддержки пилотируемых космических полетов, дизель-электрические ледоколы, тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров». Завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров и сейчас в цехах, отделах и подразделениях работают около 4000 специалистов. Завод продолжает активный поиск и набор квалифицированных работников — ведь теперь балтийцам предстоит строить серийный атомный ледокол, а позже — и второй серийный, контракт на которые был заключен в мае прошлого года.

2. Цикл производства заказа начинается с корпусообрабатывающего цеха, где проводится обработка металлопроката и изготовление деталей. На данный момент цех способен обрабатывать до 30 тыс. тонн металла в год.
3. Со склада стали металл передается на линию, которая производит его очистку и грунтовку.
4. Затем обработанный металлопрокат перемещается на участок резки, где две машины фирмы Мesser методом плазменной резки производят дальнейшую обработку металла.
5. Резка и маркировка деталей из профильного проката производится на роботизированной линии резки профиля фирмы IMG.
6. Здесь же производится вырезка отверстий, разделка кромок профильных деталей, а также нанесение инверсных (спрямляемых кривых) линий для выполнения гибки деталей без шаблонов.
7. Транспортировка листов, профиля и деталей вне транспортной системы осуществляется с помощью мостовых и полукозловых кранов. Краны способны поворачивать на 180 градусов металлические листы весом до 12,5 тонн.
8. Изготовление узлов, плоских секций корпусов судов и сборка их в объем производится в сборочно-сварочном цехе.
9. Крановое оборудование цеха позволяет изготавливать секции весом до 80 т.
10. Цех разделен на 4 пролета, которые предназначены для изготовления набора, плоскостных секций, изготовления фундаментов, донно-бортовых секций и т. д. Кроме того, цех оборудован автоматизированной линией плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия).
11. В нулевом пролете расположены участок изготовления объемных секций, а в ближайшее планируется ввод в эксплуатацию уже установленной линии микропанелей компании IMG (Германия). Участок оснащен двумя мостовыми кранами грузоподъемностью 50 и 80 т. В пролете № 1 расположены участки изготовления набора, плоскостных и объемных секций. В пролете № 2 расположены участки сборки и сварки полотнищ, изготовления фундаментов, донно-бортовых секций и объемных секций оконечностей. В пролете № 3 расположены участки сборки объемных и днищевых, бортовых секций.
12. Сварочное оборудование цеха включает в себя автоматы и полуавтоматы для сварки в среде CO2, а также установки для аргонно-дуговой сварки.
13. Объемная секция серийного ледокола в 4 пролете сборочно-сварочного цеха.
14. Транспортировка изготовленных объемных секций и крупногабаритного оборудования осуществляется при помощи двух автотрейлеров грузоподъемностью 150 т и 200 т.
15. Для формирования корпусов судов и кораблей и спуска их на воду Балтийский завод располагает двумя наклонными стапелями (стапель «А» и стапель «В») и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.
16. Стапель «А» Балтийского завода длиной 350 метров — самый большой в России. Он позволяет предприятию строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100000 т. В разное время с этого стапеля сходили такие заказы как крейсер «Киров», атомный ледокол «50 лет Победы», тяжелые атомные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», а также две кормовые части «Мистраля».
17. В настоящее время на большом стапеле «А» формируется корпус головного универсального атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт. Атомный ледокол, названный «Арктика» станет самым большим и самым мощным в мире!
18. Заказ на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был получен в мае 2014 года. Исключительная энерговооруженность позволит им преодолевать льды толщиной до 3 метров. В результате Северный морской путь можно будет использовать почти круглый год. Впрочем, главная задача перспективной ледокольной флотилии — обеспечить доставку углеводородов с месторождений Ямала и Гыдана. Именно для этого корпус корабля сделали на 4 метра шире, чем в предыдущей серии.
19. Длина судна составляет 173 метра, ширина — 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 метра, минимальная рабочая осадка — 8,5 метра, водоизмещение — 33,5 тысяч тонн.
20. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
21. Головной атомоход должен выйти на ходовые испытания в 2017 году.
22. Стыковка секций носовой оконечности корпуса головного ледокола.
23. 26 мая на этом же стапеле в торжественной обстановке при участии заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, генерального директора ФГУП «Росатомфлот» Сергея Кириенко, президента Объединенной судостроительной корпорации (куда входит БЗС) Алексея Рахманова, гостей и сотни балтийцев была произведена закладка первого серийного ледокола этого проекта под названием «Сибирь».
24. Нос головного атомного ледокола «Арктика».
25. Кроме того, на стапелях Балтийского завода формируются и другие уникальные суда. Например, на малом стапеле «В» ведется строительство самого большого в мире дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600 «Виктор Черномырдин».
26.. Металлургическое производство включает в себя: литейное, модельное, кузнечно-термическое и производство готовых гребных винтов.
27. Литейное производство изготавливает изделия судового и общего машиностроения для собственных нужд, по заказам верфей и судостроительных заводов России, СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья.
28. А еще в 2003 году Балтийский завод для Свято-Троицкой Сергиевой лавры изготовил колокол весом в 72 тонны — самый крупный из всех действующих колоколов, когда-либо изготовленных в России!
29. В кузнечно-термическом цехе производят поковки и штамповки, как из черных, так и из цветных металлов.
30. Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни весом до 70 тонн и диаметром до 8 м.
31. На сегодня у завода есть заказы на изготовление гребных винтов для судостроительных предприятий всего Северо-Западного региона.
32. Произведенные винты используются на крупнотоннажных танкерах, контейнеровозах и пассажирских судах, всех типах кораблей ВМФ, атомных ледоколах, быстроходных катерах, включая патрульные суда.
33. Для изготовления гребных винтов используются в основном цветные или нержавеющие сплавы.
34. Цех по изготовлению гребных валов.
35. Валы могут быть длиною до 33 метров и массой до 70 тонн. Большой вал на переднем плане — для атомного ледокола «Арктика».
36. А еще этот цех примечателен тем, что в нем установлена красивая винтовая лестница-трап, ведущая в обычную кабину крановщика. Говорят, что этот трап снят с крейсера «Рюрик» (1906 года постройки) во время распила в 1925 году.
37. Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». ПЭБ войдет в состав первой в мире плавучей атомной электростанции малой мощности, состоящей из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками.
38. ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» в будущем будет установлен в городе Певек Чукотского АО.
39. Плавучая атомная станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды.
40. Станция оснащена двумя модифицированными реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением в 200 тыс. человек.
41. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.
42. Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.
43. Плановый срок завершения строительства и готовности ПЭБ к буксировке на место базирования - сентябрь 2016 г. Планируемый ввод головного ПЭБ в эксплуатацию в составе ПАТЭС — 2017 г.
44. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран «Демаг» г/п 350 т. с высотой подъема до 50 м. Высота самого крана 76 метров. Этот кран изначально был заказан в 1939 году у германской фирмы «Демаг». В 1940 г. он был прибуксирован в Ленинград, но без подъемной стрелы, которая, по немецким объяснениям, «из-за сложности доставки», до войны так и не была поставлена. После войны Балтийский завод изготовил и установил стрелу своими силами.
45. Панорама завода

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 13
    alex4spb alex4spb
    13.07.1516:58:50

    Шикарный репортаж!        

    • 5
      A_SEVER A_SEVER
      13.07.1518:40:08

      Шикарный репортаж!
      Не могу не согласиться! Браво, Gelio!    

  • 2
    Нет аватара Гур
    13.07.1517:26:49

    Поддерживаю!   

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 2
      Нет аватара bars_16
      13.07.1521:27:52

      зарплаты копеечные

      Здесь бы поконкретнее. Потому как в Москве зарплату и в 50 тысяч в месяц можно копеечной посчитать…

      • 0
        Нет аватара 9652814395
        13.07.1522:47:15

        Ладно бога гневить, 50000 руб. и для Москвы сейчас вполне нормальные деньги.

    • 13
      user78 user78
      13.07.1522:28:48

      Vint,

      половина завода пустует

      завод большой. И сейчас он отлично загружен — строится сразу несколько огромных ледоколов, на фото видно, что в цехах кипит работа.

      зарплаты копеечные

      нашел такие цифры:

      Для сравнения заместитель генерального директора привел цифры средней заработной платы на родственных предприятиях: судостроительная фирма «Алмаз» — 54930 рублей, Средне-Невский завод — 50552 рубля, Балтийский завод — 48507 рублей, Северная верфь — 46000 рублей, Выборгский судостроительный завод — 39073 рубля.

      «В целом по отрасли на ОАО „Адмиралтейские верфи“ одна из самых высоких средних заработных плат», — подвел итог Игорь Савельев.

       http://flotprom.ru/2015/191356/ 

      48.5 тыс рублей — это очень неплохая зарплата, выше чем средняя зп по Санкт-Петербургу:

      Зарплата в Санкт-Петербурге в 2015 г. вырастет чуть-чуть ниже, чем индекс инфляции, сообщил председатель комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко (цитаты по «Интерфаксу»). По его словам, в этом году средняя зарплата в Петербурге — около 42000-45000 руб.

         

      Показуха.

      не показуха, а рельное судостроение. Причем не каких-то моторных лодок, а гигантских сверхсложных высокотехнологичных атомных ледоколов.    

      из молодежи туда никто не идет работать! Остались люди от 45лет!

      Видео с закладки второго атомного ледокола типа ЛК-60Я «Сибирь»:

      Видно, что среди рабочих есть люди на вид моложе 35:

      Не знаю как в среднем по «Балтийскому заводу» на 2015-й год, но на соседних «Адмиралтейских верфях» уже достигнуты следующие показатели:

      Средний возраст производственных рабочих составляет 39,9 года, более 29% из них — моложе 30 лет.

         

      Т.е. молодёжь на российские судостроительные заводы идет. Постепенно ее процент будет расти. Хотя слишком перегибать палку не нужно, ряд операций и должны выполнять мастера высокого класса с опытом работы по 20 лет, это нормально и правильно.

      Отредактировано: user78~00:34 14.07.15
    • 1
      Нет аватара 9652814395
      13.07.1522:54:01

      Так и будут только после 45. Что же хотели, 23 года сплошных юристов да Мерчанда́йзеров с продажниками выращивали. Вот теперь переучивать надо, пока есть кому передать опыт.))))

  • 1
    Katamaran Katamaran
    13.07.1518:39:18

    Классные фотографии. Когда ж они эту ПАЭС сдадут?

    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      13.07.1518:42:02

      Когда ж они эту ПАЭС сдадут?
      Читаем внимательно репортаж:
      43. Плановый срок завершения строительства и готовности ПЭБ к буксировке на место базирования — сентябрь 2016 г. Планируемый ввод головного ПЭБ в эксплуатацию в составе ПАТЭС — 2017 г.

  • 0
    Нет аватара Михась
    13.07.1519:37:52

    Спасибо. Очень интересно.

    На последнем фото по центру и слева пришвартованы несколько кораблей. Кто может знает, это достраивается что-то, что в статью не попало?

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      13.07.1519:43:35

      Кто может знает, это достраивается что-то, что в статью не попало?
      Нет, это обычные грузовые суда — или что-то привезли на завод, или просто отстаиваются у заводских причалов.

  • 1
    Нет аватара guest
    13.07.1520:26:57

    Фотографии 2 и 3- не зачистка металла, а съем кромок под сварку. Причем выполняется операция весьма неквалифицировано, огромные наплывы шлака настоятельно требуют либо уменьшить давление режущего кислорода, раза в полтора, либо увеличить скорость трактора

    Отредактировано: MrDacnick .~21:28 13.07.15
    • -1
      shigorin shigorin
      16.07.1518:17:14

      Может, попробуйте достучаться на предприятие да закинуть рекомендацию туда?

  • 4
    Станислав Должиков
    14.07.1500:40:59

    Отличный репортаж! Хочу отметить самое главное из этого, на мой взгляд — строительство первой в мире плавучей атомной электростанции, да и еще с возможностью опреснения морской воды! Этот проект нельзя переоценить! Дело в том, что любой бизнес становится прибыльным и может динамично развиваться, когда налаживается серийное производство. После нефти, очевидно, придут ядерные технологии, как самые понятные и отработанные. При этом в атомной индустрии, проекты долгосрочные и завязаны на бюрократии и местных стейкхолдерах, которые в свою очередь, влияют на местные правительства. Прогнозировать на длительный горизонт очень трудно в рамках геополитической нестабильности, произойти может что угодно за 5-7 лет! Соответственно, если отработать технологию строительства атомных реакторов на базе танкеров, можно собирать их серийно, как пирожки печь в России и продавать за огромные деньги во всем мире без долгосрочных геополитических рисков, в качестве высокотехнологичного и всем необходимого экспорта! А еще лучше, просто продавать электроэнергию! Не согласны? хорошо, отдать швартовы…

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    14.07.1504:35:20

    спасибо за репортаж!

    100500 плюсов!

  • 0
    Нет аватара semmggu
    14.07.1507:34:44

    Вот это репортаж, вот это я понимаю, тут одним плюсом не отделаться!

  • 0
    Нет аватара drilling rig krilovka
    14.07.1511:26:16

    Отличный репортаж. Больше всего поразил кран Demag 1939 года выпуска.

  • 1
    Нет аватара Argonaft
    14.07.1512:28:23

    Я офигел от размеров ледокола. Ну, а больше всего проникся фоткой с гребными винтами. На рыбалке у друга блесна была с такими винтиками, только раз в 500 меньше   

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      14.07.1512:30:47

      Я офигел от размеров ледокола.
      Для этого и нужны такие репортажи!    

      Хотя океанские танкеры, контейнеровозы или круизные суда больше атомных ледоколов.

    • 1
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      14.07.1513:16:30

      На рыбалке у друга блесна была с такими винтиками, только раз в 500 меньше

      Размер имеет значение    

      • 0
        Нет аватара Argonaft
        14.07.1513:59:11

        микроболтик, ГИГОБОЛТ   

        Отредактировано: Argonaft~14:59 14.07.15
  • 4
    Нет аватара mik88
    14.07.1513:10:18

    1. Не понравилось, что дизельный ледокол обозван «черномырдиным». Этот человек не достоин того, чтобы его помнили (если только сатирики), слишком много гадостей для страны он сделал вместе с ельцыным (не хочу даже писать с большой буквы).

    2. Еще несколько лет назад питерские либерасты очень серьезно настаивали на ЛИКВИДАЦИИ Балтийского Завода (даже не о переносе производства, а именно на ликвидации)и строительстве на его месте жилых кварталов. Так что завод устоял чудом, был в частных руках, доведен до банкротства, а тут и до ликвидации один шаг.

    В свое время пришлось работать на территории завода при постройке «ССВ-33 Урал», поэтому все что на фото, видено собственными глазами. Особенно впечатлило производство валов и винтов. Для валов поковки получали с Ижорских заводов. Представьте квалификацию токаря и габариты станка, когда заготовка весит несколько тонн. И эту работу «запороть» нельзя, потому что брак будет стоить очень не малых денег и времени.

    Ну, а литейный цех — это просто колдовство. В цеху сделан котлован для отливок, куда помещают формы.Отливка- это искусство. Чтобы не образовались внутренние пузыри и пр. пороки. Бывает брак, приходится переделывать. Отливают не только винты, но и колокола, например.

    Такие дела. Завод по составу оборудования и компетенции — уникальный, заменить его нечем. Очень радостно, что все работает.

    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      14.07.1513:21:07

      был в частных руках, доведен до банкротства, а тут и до ликвидации один шаг.
      Если быть точным, то завод намеренно лишали государственных контрактов, доводя до банкротства, чтобы потом изъять его у собственника и сделать государственным.

      А у бывшего собственника была долгосрочная программа модернизации производства, ни о каком закрытии и речи не было.

      Что касается строительства в Кронштадте «Ново-Адмиралтейских верфей» и переноса туда производства с «Адмиралтейских верфей» и «Балтийского завода», то это была идея предыдущей администрации Санкт-Петербурга.

      Отредактировано: A_SEVER~14:21 14.07.15
    • 0
      Нет аватара zu1
      17.07.1517:29:16

      Не понравилось, что дизельный ледокол обозван «черномырдиным». Этот человек не достоин того, чтобы его помнили

      Не надо грязи. Черномырдин был зубр.Мега-профи,своей спиной еще при СССР по вечной мерзлоте ползавший.

      И те газопроводы, по которым мы до сих пор газ в Европу гоним- его Заслуга в том числе.

      Отредактировано: zu1~18:32 17.07.15
  • 0
    Нет аватара zspe
    14.07.1513:39:50

    Скажите, а гребные винты из бронзы и латуни для чего делают?

    Нержавейка же прочнее была бы?

    • 1
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      15.07.1521:01:57

      Легче в изготовлении.

      Отредактировано: Zveruga~22:05 15.07.15
  • -1
    shigorin shigorin
    16.07.1518:22:46

    В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды.

    Братцы, на разогрев одной тонны воды от условного 0 до 100 °C потребуется сто мегакалорий (10⁸ кал), на перевод в пар -- ещё 539 мегакалорий; урежьте осетра с тыщ тонн до просто тонн, это и так весьма немало.

    • 1
      Нет аватара Solncevorot
      13.08.1523:28:54

      А 240 тонн — это 240 м3 пресной воды. По санитарным нормам человеку нужно 4,5 куба воды в месяц.

      Нехитрый расчет показывает, что 240 м3/сутки обеспечивает потребность в воде всего лишь 1600 человек. Это примерно 400 семей (квартир) = один многоквартирный дом.

      А теперь про осетра:

      Мангистауский атомный энергокомбинат

      АЭС установленной электрической мощностью 350 МВт, пущена в строй в 1972 году, состояла из одного блока на быстрых нейтронах БН-350. На момент эксплуатации являлась единственной атомной опреснительной установкой в мире, поставляла пресную воду для города Шевченко в объёме 120 000 м³ в сутки.

      • 0
        shigorin shigorin
        14.08.1510:00:31

        Тоже спасибо; с одной стороны, на ПАТЭС реактор и близко не 350 МВт, с другой -- пишут про 140 гкал/ч тепловой мощности на реактор, но и тогда получается 2 x 140000 / 639 ≈ 440 т/ч, бишь 10,5 тыс. т в сутки, никак не 40 (хотя и это уже при указанной Вами норме выходит достаточным на 70 тысяч народу).

        Кстати, пока искал там данные по мощности, заметил и обсуждение с недоумением о такой высокой -- мол, не лучше ли было сделать в несколько раз меньше на новых разработках и применять для менее крупных объектов? (как минимум у первой ПАТЭС стоимость энергии получается сильно высокой, там же люд предполагал, что пойдёт военным)

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,