Сегодня Балтийский завод — это бренд, который
ассоциируется с атомным ледокольным флотом страны. Именно на стапелях Санкт-Петербургского предприятия строятся самые большие
в мире и уникальные в своем роде заказы.
Сейчас Балтийский завод специализируется на строительстве
ледоколов и судов ледового класса, а также крупнотоннажных судов
для перевозки различных грузов, здесь же строится единственный в мире плавучий энергетический блок, который войдет в состав ПАТЭС
и в 2017 году придет на базу в северный город Певек. За 159-летнюю историю Балтийского завода здесь построено около 600
судов и кораблей.
Судостроительное производство предприятия располагает тремя
построечными местами — двумя стапелями и эллингом. Стапель «А»
Балтийского завода — самый большой в России и имеет длину 350
метров. В настоящее время здесь ведется строительство головного
атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт, который получил
имя «Арктика».
1. Балтийский завод был основан в середине 19
века и за почти 16 десятилетий пережил несколько войн,
экономические спады и подъемы, реорганизацию. Сегодня предприятие
остается одним из крупнейших судостроительных заводов России. В разное время здесь были построены первый в стране металлический
корабль — броненосная канонерская лодка «Опыт», первая боевая
подводная лодка «Дельфин», уникальные плавучие
научно-исследовательские комплексы, предназначенные для поддержки
пилотируемых космических полетов, дизель-электрические ледоколы,
тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров». Завод расположен
в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Нева. Предприятие занимает территорию площадью более
650 тысяч квадратных метров и сейчас в цехах, отделах и подразделениях работают около 4000 специалистов. Завод продолжает
активный поиск и набор квалифицированных работников — ведь теперь
балтийцам предстоит строить серийный атомный ледокол, а позже — и второй серийный, контракт на которые был заключен в мае прошлого
года.
2. Цикл производства заказа начинается с корпусообрабатывающего цеха, где проводится обработка
металлопроката и изготовление деталей. На данный момент цех
способен обрабатывать до 30 тыс. тонн металла в год.
3. Со склада стали металл передается на линию, которая производит его очистку и грунтовку.
4. Затем обработанный металлопрокат
перемещается на участок резки, где две машины фирмы Мesser
методом плазменной резки производят дальнейшую обработку металла.
5. Резка и маркировка деталей из профильного проката производится на роботизированной линии резки
профиля фирмы IMG.
6. Здесь же производится вырезка
отверстий, разделка кромок профильных деталей, а также нанесение
инверсных (спрямляемых кривых) линий для выполнения гибки деталей
без шаблонов.
7. Транспортировка листов, профиля и деталей вне транспортной системы осуществляется с помощью
мостовых и полукозловых кранов. Краны способны поворачивать на 180 градусов металлические листы весом до 12,5 тонн.
8. Изготовление узлов, плоских секций
корпусов судов и сборка их в объем производится в сборочно-сварочном цехе.
9. Крановое оборудование цеха позволяет
изготавливать секции весом до 80 т.
10. Цех разделен на 4 пролета, которые
предназначены для изготовления набора, плоскостных секций,
изготовления фундаментов, донно-бортовых секций
и т. д. Кроме
того, цех оборудован автоматизированной линией плоских секций
производства фирмы Pema (Финляндия).
11. В нулевом пролете расположены участок
изготовления объемных секций, а в ближайшее планируется ввод в эксплуатацию уже установленной линии микропанелей компании IMG
(Германия). Участок оснащен двумя мостовыми кранами
грузоподъемностью 50 и 80 т. В пролете № 1 расположены участки
изготовления набора, плоскостных и объемных секций. В пролете № 2
расположены участки сборки и сварки полотнищ, изготовления
фундаментов, донно-бортовых секций и объемных секций
оконечностей. В пролете № 3 расположены участки сборки объемных и днищевых, бортовых секций.
12. Сварочное оборудование цеха включает
в себя автоматы и полуавтоматы для сварки в среде CO2, а также
установки для аргонно-дуговой сварки.
13. Объемная секция серийного ледокола в 4 пролете сборочно-сварочного цеха.
14. Транспортировка изготовленных
объемных секций и крупногабаритного оборудования осуществляется
при помощи двух автотрейлеров грузоподъемностью 150 т и 200 т.
15. Для формирования корпусов судов и кораблей и спуска их на воду Балтийский завод располагает двумя
наклонными стапелями (стапель «А» и стапель «В») и крытым
эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной
сложности.
16. Стапель «А» Балтийского завода длиной
350 метров — самый большой в России. Он позволяет предприятию
строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100000 т. В разное
время с этого стапеля сходили такие заказы как крейсер «Киров»,
атомный ледокол «50 лет Победы», тяжелые атомные ракетные
крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и
«Петр Великий», научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий
Гагарин», а также две кормовые части «Мистраля».
17. В настоящее время на большом стапеле
«А» формируется корпус головного универсального атомного ледокола
проекта 22220 мощностью 60 МВт. Атомный ледокол, названный
«Арктика» станет самым большим и самым мощным в мире!
18. Заказ на строительство двух серийных
атомных ледоколов проекта 22220 был получен в мае 2014 года.
Исключительная энерговооруженность позволит им преодолевать льды
толщиной до 3 метров. В результате Северный морской путь можно
будет использовать почти круглый год. Впрочем, главная задача
перспективной ледокольной флотилии — обеспечить доставку
углеводородов с месторождений Ямала и Гыдана. Именно для этого
корпус корабля сделали на 4 метра шире, чем в предыдущей серии.
19. Длина судна составляет 173 метра,
ширина — 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5
метра, минимальная рабочая осадка — 8,5 метра, водоизмещение —
33,5 тысяч тонн.
20. Двухосадочная конструкция судна
позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе
Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
21. Головной атомоход должен выйти на ходовые испытания в 2017 году.
22. Стыковка секций носовой оконечности
корпуса головного ледокола.
23. 26 мая на этом же стапеле в торжественной обстановке при участии заместителя председателя
правительства РФ Дмитрия Рогозина, генерального директора ФГУП
«Росатомфлот» Сергея Кириенко, президента Объединенной
судостроительной корпорации (куда входит БЗС) Алексея Рахманова,
гостей и сотни балтийцев была произведена закладка первого
серийного ледокола этого проекта под названием «Сибирь».
24. Нос головного атомного ледокола
«Арктика».
25. Кроме того, на стапелях Балтийского
завода формируются и другие уникальные суда. Например, на малом
стапеле «В» ведется строительство самого большого в мире
дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600
«Виктор Черномырдин».
26.. Металлургическое производство
включает в себя: литейное, модельное, кузнечно-термическое и производство готовых гребных винтов.
27. Литейное производство изготавливает
изделия судового и общего машиностроения для собственных нужд, по заказам верфей и судостроительных заводов России, СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья.
28. А еще в 2003 году Балтийский завод
для Свято-Троицкой Сергиевой лавры изготовил колокол весом в 72
тонны — самый крупный из всех действующих колоколов, когда-либо
изготовленных в России!
29. В кузнечно-термическом цехе
производят поковки и штамповки, как из черных, так и из цветных
металлов.
30. Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни
весом до 70 тонн и диаметром до 8 м.
31. На сегодня у завода есть заказы на изготовление гребных винтов для судостроительных предприятий
всего Северо-Западного региона.
32. Произведенные винты используются на крупнотоннажных танкерах, контейнеровозах и пассажирских судах,
всех типах кораблей ВМФ, атомных ледоколах, быстроходных катерах,
включая патрульные суда.
33. Для изготовления гребных винтов
используются в основном цветные или нержавеющие сплавы.
34. Цех по изготовлению гребных валов.
35. Валы могут быть длиною до 33 метров и массой до 70 тонн. Большой вал на переднем плане — для атомного
ледокола «Арктика».
36. А еще этот цех примечателен тем, что
в нем установлена красивая винтовая лестница-трап, ведущая в обычную кабину крановщика. Говорят, что этот трап снят с крейсера
«Рюрик» (1906 года постройки) во время распила в 1925 году.
37. Достроечная набережная Балтийского
завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока
(ПЭБ) «Академик Ломоносов». ПЭБ войдет в состав первой в мире
плавучей атомной электростанции малой мощности, состоящей из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными
установками.
38. ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов»
в будущем будет установлен в городе Певек Чукотского АО.
39. Плавучая атомная станция может
использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40
до 240 тысяч тонн пресной воды.
40. Станция оснащена двумя
модифицированными реакторными установками КЛТ-40С, которые
способны вырабатывать до 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч
тепловой энергии, что достаточно для поддержания
жизнедеятельности города с населением в 200 тыс. человек.
41. Срок эксплуатации станции составит
минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо
осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.
42. Длина судна — 144 метра, ширина — 30
метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.
43. Плановый срок завершения
строительства и готовности ПЭБ к буксировке на место базирования
- сентябрь 2016 г. Планируемый ввод головного ПЭБ в эксплуатацию
в составе ПАТЭС — 2017 г.
44. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран «Демаг» г/п 350 т. с высотой подъема
до 50 м. Высота самого крана 76 метров. Этот кран изначально был
заказан в 1939 году у германской фирмы «Демаг». В 1940 г. он был
прибуксирован в Ленинград, но без подъемной стрелы, которая, по немецким объяснениям, «из-за сложности доставки», до войны так и не была поставлена. После войны Балтийский завод изготовил и установил стрелу своими силами.
45. Панорама завода
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru.
Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
13.07.1516:58:50
13.07.1518:40:08
13.07.1517:26:49
13.07.1518:17:38
bars_1613.07.1521:27:52
13.07.1522:47:15
13.07.1522:28:48
13.07.1522:54:01
13.07.1518:39:18
13.07.1518:42:02
13.07.1519:37:52
13.07.1519:43:35
13.07.1520:26:57
16.07.1518:17:14
14.07.1500:40:59
14.07.1504:35:20
14.07.1507:34:44
14.07.1511:26:16
14.07.1512:28:23
14.07.1512:30:47
14.07.1513:16:30
14.07.1513:59:11
14.07.1513:10:18
14.07.1513:21:07
zu117.07.1517:29:16
14.07.1513:39:50
15.07.1521:01:57
16.07.1518:22:46
13.08.1523:28:54
14.08.1510:00:31