стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
87

ОДК испытала на «Салюте» уникальные новые сплавы для авиационных двигателей

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

НПЦ газотурбостроения «Салют», входящий в «Объединённую двигателестроительную корпорацию», внедряет новые отечественные сплавы. Предприятие изготовило и испытало опытный сварной ротор из жаропрочного никелевого сплава и крупногабаритную статорную деталь из титанового интерметаллидного сплава.

Применение новых материалов, разработанных «Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов», позволяет снизить массу двигателей, повысить их ресурс.

Новый титановый сплав, из которого были изготовлены рабочие колеса первых ступеней КВД, является псевдо-α-сплавом. По плотности он соответствует основным конструкционным титановым сплавам, а по характеристикам длительной прочности и малоцикловой усталости значительно превосходит существующие дисковые сплавы. Высокая рабочая температура (до 600ºС) намного выше, чем у других сплавов, а удачно подобранный химический состав позволяет изготавливать из него рабочие колеса блисковой конструкции.

Последние ступени КВД и вал были изготовлены из нового жаропрочного сплава на никелевой основе. Его применение позволило получить полностью сварную конструкцию ротора, что было сделано впервые в практике отечественного авиационного моторостроения.

«Проблеме создания сварного ротора более 40 лет, — говорит заместитель генерального директора — руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» АО «ОДК», директор филиала «НИИД» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» Валерий Гейкин, — Различными организациями и институтами разрабатывались схемы сварного соединения дисков из жаропрочных никелевых сплавов. По объективным причинам эти исследования заканчивались неудачей. Проблема стала решаться, когда диски стали изготавливать из заведомо свариваемого никелевого сплава, который одновременно удовлетворял бы всем требованиям прочнистов. Такой сплав был разработан в ВИАМ, и он является на сегодняшний день самым жаропрочным свариваемым никелевым сплавом. После того, как совместно с ВИАМ были получены прочностные характеристики сварного соединения, стала ясна перспективность применения этого сплава».

Создание сварной конструкции ротора КВД позволит увеличить его жесткость, что в свою очередь значительно повысит ресурс ротора КВД и всего двигателя. Одновременно отказ от болтовой схемы соединения дисков снизит массу конструкции.

Титановые сплавы на основе орто-фазы Ti2NbAl и технологию изготовления деталей из них кроме России освоили четыре страны: США, Китай, Япония и Франция. Замена жаропрочных сплавов на основе титана, никеля и железа на алюминиды титана (Ti3Al, TiAl, Ti2NbAl) может позволить снизить массу для статорных деталей на 20-40%, а для роторных — в дополнение к этому уменьшить нагрузки от инерционных сил, следствием чего будет повышение мощности, экономичности и ресурса двигателя. Применение интерметаллидов титана даст возможность повысить на 100-200ºС рабочие температуры деталей по сравнению с деталями, изготовленными из титановых конструкционных сплавов. Важным преимуществом для авиационного моторостроения является пожаробезопасность титановых интерметаллидных сплавов по сравнению с жаропрочными титановыми сплавами.

В ходе реализации проекта НИИД была отработана технология электронно-лучевой сварки (ЭЛС) из нового титанового сплава и нового жаропрочного никелевого сплава, определены параметры режимов ЭЛС, обеспечивающие получение бездефектного сварного соединения.

Специалисты ВИАМ оказывали помощь на самых сложных участках работы: проведение авторского контроля технологических процессов изготовления заготовок из новых сплавов, разработка режимов термической обработки, микроструктурные исследования. ВИАМ проведен большой объем прочностных испытаний по определению свойств материала заготовок.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 7
    Нет аватара Derflinger
    24.08.1708:34:16

    Очень хорошо! Жду: ПД-7 (для Суперджета НЭО), ПД-10 (для суперджета130), ПД-14м (для МС21-400 и ИЛ76), ПД-18 (для МС21-500, МС21-600) и ПД-35 для широкофюзеляжника.

    • 3
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      24.08.1711:02:54

      "Салют"

      Derflinger
      можете посмотреть, чем занимается Салют в ПД-14, очень подробно и понятно: тут:

      Отредактировано: Vsemoguchij~11:04 24.08.17
    • 2
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      24.08.1712:05:16

      А так же если интересно, немного корректировок к Вашему комментарию, тут:

      ПД-14/14А тягой 12-14 тонн для МС-21-200/300 (150 до 212 пассажиров)

      ПД-14М тягой 14-16 тонн для многоцелевого военно-транспортного самолёта МТА и МС-21-400 в перспективе для ремонторизации существующего парка самолётов ИЛ-76, ТУ-204, ИЛ-96-400 (Проект ПД 14М)

      ПД-10 тягой 10,8 тонн для регионального самолёта SSJ, NG для перевозки до 130 пассажиров.

      а также унифицированный газогенератор, который будет использоваться и для создания промышленных ГТУ в классе мощностей 6-8 и 12-16 МВт.

      Отредактировано: Vsemoguchij~12:44 24.08.17
    • Комментарий удален
  • -1
    Нет аватара _ВВС_
    24.08.1722:41:41

    «Годы и годы к сожалению…"

    В корне не правильно! Если нет инвестора «своего"(российского), то в правительство обращаться, получать гранты и реализовывать тему, … понятно, что если результат отрицательный, то доработка, но если результата «нет», — тюрьма

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,