стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
105

Композитный пассажирский катамаран «Грифон» отправился в свой первый рейс

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Средне-Невский судостроительный завод представил публике первый российский пассажирский катамаран из углепластика.19 октября, с достроечной набережной Средне-Невского судостроительного завода в свой первый пассажирский рейс отправился катамаран «Грифон» проекта 23290. Он претендует заменить «Метеоры» на маршрутах в Петергоф, и даже выйти на линию из Петербурга в Хельсинки и Таллин.

Минпромторг создал целевую программу «Упреждение» для замены «Метеоров» и «Комет», которые сняты с производства с 1990-х годов прошлого века. Всего в России, по данным речного регистра, почти 150 «Метеоров» и «Восходов», из которых 34 приписаны к Санкт-Петербургу. В основном они работают на линях в Петергоф и Валаам. Их замена — перспективный рынок.

В 2012 году СНСЗ выиграл конкурс на постройку 150-местного пассажирского катамарана с корпусом из композитного материала. А в сентябре 2017 года завод ещё получил 150 млн рублей от петербургского Фонда развития промышленности на запуск его производства. Таким образом удалось создать головное судно, которое назвали «Грифон».

Материалы для корпуса из углепластика разработали и поставили москвичи — портфельная компания Роснано — «Препрег-СКМ». Корпус из углепластика по прочности не уступает металлическим аналогам, но лучше сопротивляется усталости, стоек к действию морской среды и гораздо проще в ремонте и эксплуатации. Вес судна, по сравнению с аналогами из металла, снизился на 10-30% и почти на столько же возросла его прочность.

За счёт этого построенный на СНСЗ катамаран отличает малая осадка (до 1,5 метров), тогда как на плаву у «Метеоров» она составляет 2,35 метра. Вместимость судна также больше (150-200 человек, в зависимости от модификации) против 116-128 пассажиров «Метеора». Существенно выше и дальность плавания: 1000 км в сравнении с 600 км у «Метеоров». Катамаран может эксплуатироваться при волнении моря до 4 баллов без снижения скоростных характеристик. В таких погодных условиях «Метеорам» подниматься на крыльях просто опасно.

При этом, в отличие от «Метеоров», катамараны более просты в управлении: два двигателя, разнесенные по двум корпусам, позволяют развернуться практически на месте. Такие суда обладают высокой устойчивостью и комфортом для пассажиров за счет меньшей качки.

Но вот скорость «Метеора» всё же выше — максимально они разгоняются до 75-77 км в час, а в среднем эксплуатируются на скоростях 60-65 км в час. Катамаран СНСЗ, который создается на замену, может стабильно поддерживать 50-60 км в час.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 8
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    20.10.1715:48:35

    Много фото с демонстрационного показа

     https://www.korabel.ru/ne...rifona_fotoreportazh.html 

  • 4
    чебурашка1974 чебурашка1974
    20.10.1716:36:30

             

  • 3
    Нет аватара tumanova
    20.10.1716:59:33

    Новость о презентации «Грифона» уже была опубликована sdelanounas.ru/blogs/98255/

    Поэтому заголовок новости изменён.

  • 6
    Нет аватара treins
    20.10.1717:01:06
  • 3
    Нет аватара alex_uns
    20.10.1719:02:30

    Я не ради нытья, а исключительно ради любопытсва)) я про небольшое сравнение с Метеорами.

    Про дальность плавания 1000 миль у катамарана и 600 миль у Метеора.

    Если их планируют к нам в Питер, то пофигу)) у нас и 600 миль Метеоры не ходят.

    Если говорим про мили между заправками, то да))

    Про мореходность катамаранов в 4 балла…

    смотрим шкалу Бофорта. 4 балла: высота волны 1,5 м скорость ветра до 8 м/с. Ветер поднимает пыль и мусор, приводит в движение тонкие ветви деревьев. Не, у нас в такую погоду прогуливаться по Неве наверное не будут даже и катамараны

    Про высоту волны максимальную для Метеора информации что-то не нашел, но пишут, что проблемы это создает для Метеора.

    «При плавании с большой скоростью на волнении изменения в величине подъемных сил связаны с периодическими толчками."

    «Самые большие из современных судов на подводных крыльях могут эксплуатироваться при высоте волн не более 3-3,5 м. На более крупных перспективных судах будут устанавливаться только полностью погруженные подводные крылья с изменяемым углом атаки. Чем больше размеры судна, тем длиннее могут быть стойки и тем лучше будет его мореходность"

    источник цитат))

    А в Петергоф быстрее на Метеорах все-таки), зато на корме у Грифона наверное можно покурить   

    Отредактировано: alex_uns~19:09 20.10.17
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1719:30:06

      Думаю, при сравнении надо учитывать ещё один фактор — чем больше судно берёт пассажиров, тем больше времени занимает их посадка и высадка. В результате в течение дня СПК будет совершать больше рейсов, чем катамаран. Беря за 1 рейс пассажиров меньше, чем катамаран, СПК в итоге скорее всего будет перевозить больше.

      • 0
        Нет аватара alex_uns
        20.10.1719:37:19

        Нет так-то это да, все верно, но — это забота перевозчиков)) я фантазировал с точки зрения пассажира))

        Да и Метеорам 100 лет в обед с 60-х годов начали выпускаться.

        Отредактировано: alex_uns~19:38 20.10.17
        • 4
          A_SEVER A_SEVER
          20.10.1719:41:26

          Метеорам 100 лет в обед
          В следующем году хотят разработать его обновлённую версию: portnews.ru/247555

          • 1
            Нет аватара alex_uns
            20.10.1719:44:36

            УРААААА!!! вот за эту новость, Андрей, моя огромная тебе благодарность)))

            • 4
              A_SEVER A_SEVER
              20.10.1719:50:41

              огромная тебе благодарность
              Не мне, а ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.    

              • 0
                Нет аватара alex_uns
                20.10.1719:57:30

                По-моему того самого Р.Е.Алексеева, который и придумал эти Метеоры…)

                • 4
                  d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                  20.10.1721:39:05

                  Тут есть нюанс. «Метеоры» и без того апгрейдят. На сайте ЦКБ не числятся метеоры. У них там есть «Циклон-250М», «Комета-120М», «Валдай-45Р» и «Рассвет-120Р». Судя по всему «Рассвет» наследник «Восхода».Да и конструктивно близки. А Восход был и есть конкурентом «Метеора». Вывод: в следующем году заложат таки «Рассвет-120Р», который по факту таки «Восход» на новом витке развития. Но «Метеор» знают достаточно больше. Да и он стал в большой степени именем нарицательным, как и «Ракета»    

                  • 0
                    Нет аватара AGgEnt
                    21.10.1714:42:22

                    Дак «Рассвет 120р» уже на плаву вроде как, почему в следующем году?

                    • 2
                      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                      21.10.1714:46:36

                      Не путайте Комету-120М и Рассвет-120Р     Первое судно — морское, а второе — речное, но перевозят одинаково     Или вы с Рассветом на 120 пассажиров спутали Валдай на 45 пассажиров? Ну это уже вообще не в какие ворота не лезет    

                      • 0
                        Нет аватара AGgEnt
                        21.10.1714:57:43

                        Я именно о Рассвете 120р и говорю, речное судно, плавает уже, лень искать, но где-то видел его испытания.

                        • 1
                          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                          21.10.1715:12:11

                          Не могли вы их видеть     Для реки пока что спущен и начал испытания Валдай-45Р

                          Вот толко спустили на воду Комету

                          А вот Рассвет, который еще даже не закладывали

                          • 0
                            Нет аватара AGgEnt
                            21.10.1715:29:21

                            Хех, может я графику видел, я ж выразил сомнение словом «вроде»    Но сейчас поищу в истории браузера, не так давно это по моему было, если что найду напишу   

                            • 1
                              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
                              21.10.1717:16:32

                              Можете не искать     Как раз на спуске Валдая заложили второй Валдай и говорили о закладке в следующем году апгрейженого метеора. Это, на мой взгляд, таки Рассвет, который скорее апгрейженый Восход. Кроме вышеперечисленного есть еще работы бауманки в содружестве с псковской верьфью. Но они мучают Полесье. Ему пытаются приделать пластиковую надстройку. Ну есть реанимации с заменой двигателей имеющихся еще советских СПК    

                              • 0
                                Нет аватара AGgEnt
                                21.10.1717:53:15

                                Угу похоже таки я видел графику   Хотя предпочитаю версию что заглянул в будущее   

      • 0
        leon_777 leon_777
        20.10.1723:29:46

        чем больше судно берёт пассажиров, тем больше времени занимает их посадка и высадка

        Катамаран же имеет рекордную остойчивость на малых углах крена. На нем ворота как в театре можно сделать.

        • 1
          A_SEVER A_SEVER
          20.10.1723:51:37

          На нем ворота как в театре можно сделать.
          Можно, но если посадка пассажиров будет по билетам, то или на судне, или на причале оставят узкий проход для удобства контроля.

          • 0
            leon_777 leon_777
            21.10.1719:42:01

            оставят узкий проход

            Я не зря про опыт театра сказал, туда тоже по билетам пускают. Однако, на выход ворота распахивают, что сокращает время выхода. А если перенести контроль на причал, то и время входа аналогично сокращается, люди-то приходят кто-то пораньше, кто-то попозже, а когда судно подошло, то все вместе быстро загрузились.

    • 3
      shigorin shigorin
      20.10.1723:53:21

      А в Петергоф быстрее на Метеорах все-таки

      …как и на Валаам -- для некурящих    

    • 0
      Нет аватара guest
      21.10.1705:13:46

      У Метеора максимальная волна 2 метра, ЕМНИМС, как и у новой Кометы. Это 4-5 баллов по Бофорту или состояние моря 4.

    • 2
      Нет аватара brat_po_razumu
      21.10.1705:36:38

      Про высоту волны максимальную для Метеора информации что-то не нашел, но пишут, что проблемы это создает для Метеора.

      «При плавании с большой скоростью на волнении изменения в величине подъемных сил связаны с периодическими толчками."

      Я плавал на Комете, Индийский океан, там практически в штиль колбасит дай бог.

      А ведь еще первый класс там, как в самолетах — он сделан в носовом отсеке, где колбасит особо сильно. Нос задирается выше — и толкается вверх-вниз особо сильно.

      Поэтому мы ушли во второй класс, к неграм — мы ж не расисты какие.

      А в Петергоф быстрее на Метеорах все-таки), зато на корме у Грифона наверное можно покурить

      В Комете — в отличие от других теплоходов на подводных крыльев — тоже есть сзади открытая площадка для этого дела:

      Там, собственно, колбасит меньше всего — на фото видно, как хвост сидит низко, бросаться некуда. Но рев двигателей там стоит колоссальный.

      Отредактировано: brat_po_razumu~05:39 21.10.17
      • 0
        Нет аватара alex_uns
        21.10.1710:17:53

        эммм… да где-то открытая площадка, а где-то и все и застеклено…    

    • 2
      Нет аватара силаон
      21.10.1709:01:24

      Сравнительная таблица характеристик СПК типа «Метеор» и катамарана 23290:

      СПК «Метеор» / Катамаран проекта 23290

      Мореходность (высота волны): Не более 1,2 м / До 2 м

      Осадка габаритная на плаву: 2,35 м / 1,5 м

      Экипаж: 3 чел. / 2 чел.

      Пассажировместимость: 116-128 чел. / 150 чел.

      Дальность плавания: 600 км / 1000 км

      Скорость: 70 км/ч / 54,6 км/ч

      Материал корпуса: АМг / Композитный материал

      Затраты на обслуживание судна: Необходимость ежегодного

      докования, очистки и грунтовки корпуса / Отсутствие коррозии композитного корпуса

      Необходимость спец. причальных сооружений: Да / Нет

      Уровень шума в салоне: Стандартный / Низкий

      Ремонтопригодность корпуса: Только в специальных условиях / Возможно без спец. оборудования

      Уровень автоматизации: Стандартный / Высокий

      Возможность перевозки пасс. с огранич. возможностями: Нет / 3 спец. кресла

      Возможность эксплуатации

      судна в ночное время: Нет / Есть

      korabel.ru/news/comments/pervyy_polet_grifona_fotoreportazh.html

      Мощность, кВт: 2×1323(2×1617) / 2×900 (установочная мощность)

      Себестоимость строительства судна?

      Стоимость судна?

      Цена в руб. пасс.км?

      Срок окупаемости?

      Отредактировано: силаон~17:27 21.10.17
      • 0
        Нет аватара AGgEnt
        21.10.1714:51:04

        Согласен, где стоимость и т. д. Хоть бы стоимость, остальное в принципе можно самому расчитать приблизительно. На Рассвете я примерно прикинул 214 рублей / час на 1 человека получилось, при скорости до 80км/ч вполне приемлимо, Но на Рассвет инфы о стоимости судна так же не нашел. Если есть ссылка прошу поделиться.

    • 0
      Нет аватара guest
      22.10.1710:25:36

      А что, если делать подводные крылья на рессорах(оцинкованных или нержавеющих)? А катамаран на подводных? Устойчивее обычных спк, быстрее катамарана? Или крылья сделать кака шасси у самолета, выдвижные, чтоб убрать, если надо?

      Суда на воздушной подушке тоже очень интересная штука. Слышаля, что при большой скоростиили ветре сдувает подушку. Так вот, а что, если перед судном поставить сопло, узкое и длинное. Поток из него должен дуть вниз и вперед. Тогда набегающий поток смешается с потоком из сопла, произойдет завихрение и сдувающее воздействие на подушку под судном будет намного ослаблено. При использовании водных винтов или водометных движителей кпд намного больше чем с воздушными винтами. А сама подушка требует не очень большой мощности. Кстати, свп с бипланными крыльями как у Ан 2 или автожирными винтами плавно перейдет в экраноплан при большой скорости или ветре.

  • 0
    Нет аватара ivania
    20.10.1719:25:47

    А еще на катамаранах могут плавать люди, которых укачивает на судах «обычной конструкции».

  • -4
    prot prot
    20.10.1720:20:33

    Как обычно у нас — идея шикарная, но внутреннюю компоновку делает сторож даун.

    Есть же в мире давным давно Fjord Cat (Foilcat). Про MITSUBISHI SUPER SHUTTLE 400 я вообще молчу. Почему не перенять лучший мировой опыт — религия мешает? Какой смысл с ходу «закапывать» перспективный проект? Причем из-за решаемых мелочей…

    Отредактировано: prot~20:23 20.10.17
    • 4
      shigorin shigorin
      20.10.1723:53:58

      где твой ватман?

    • 3
      Нет аватара ksasha2003
      21.10.1704:49:44

      Внутри все отлично, если сравнивать с западными аналогами. А ведь могли бы поставить деревянные сидушки как в советских електричках. Кстати такие сидушки ставят на западе.

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      23.10.1708:47:42

      Есть же в мире давным давно Fjord Cat (Foilcat). Про MITSUBISHI SUPER SHUTTLE 400

      Посмотрел. Первый — здоровый волнопронизывающий паром (900 пассажиров и 200 автомобилей), а второй здоровый СПК на 350 пассажиров. Металлические ибо в таком размере сделать из пластика не реально. Вам не пришло в голову,что это несколько разные ниши? Вот супер шатл вполне себе сравнивайте с Циклоном. Их тоже собираются строить. А аналога кота у нас пока не т и не предвидится.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,