стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
109

Тула: на пути к комфортному городу

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  •  © farm2.staticflickr.com

Фоторепортаж Аркадия Гершмана

В прошлый приезд в Тулу полтора года назад мне хватило впечатлений: маршрутки, убитый трамвай, обшарпанные дома, периметры из заборов, улицы-дороги, грязь и необжитый исторический центр. Из города в прямом смысле хотелось куда-нибудь сбежать, но дело не в климате, а в окружающей обстановке: каждая деталь в городе провоцировала враждебность и боль.

Если бы не новая городская набережная, то я бы не рискнул опять ехать в Тулу. Да простят меня жители и любители этого города, но первое впечатление я запомнил надолго и вычеркнул город из своего списка на посещение. Но в этот раз Тула запомнилась не только старыми болячками, но и комфортными местами в центре — всего за год власти успели облагородить значительную зону у Кремля, где теперь не страшно и не противно находиться! Плюс добавились неплохие частные пространства в пешей доступности.

У российских городов очень много проблем, многие из которых носят хронический и запущенный характер. Это можно сравнить с дорогим, но плохим наследством: вам перешёл старый семейный дом, за которым не смотрели последние 30 лет, а ремонт ограничивался краской по ржавчине и голой проводке. Непонятно, с чего начинать ремонт при ограниченном бюджете: крыша, крыльцо, электрика или канализация? Понятно, что я немного утрирую, но перед чиновниками обычно стоит такой же выбор: либо сделать капитально что-то одно, либо понемногу всего.

Обычно у нас очень любят взять большой бюджет и поделить его на много малых доз: к каждому подъезду по урне, турник в каждый дом или каждому переходу по цветной рамке. Такой подход не даёт качественных улучшений, потому что эффект рассеивается. Какой смысл от турника посреди убитого двора, яркого знака перехода через широченную улицу или урны посреди свалки? Поэтому я всегда говорил, что для качественных изменений нужно взять одно место и сделать его по максимуму. В Туле этим местом стали новая набережная и примыкающая улица Металлистов:

  •  © farm4.staticflickr.com
Было

  •  © farm2.staticflickr.com

Стало

Ещё год назад самая красивая улица города вызывала желание быстрее уйти — здесь не было ровным счётом ничего. Сейчас здесь безопасно и комфортно, появилось много деревьев и классный вид на Кремль:

  •  © farm2.staticflickr.com

Сделано хорошо даже по московским меркам:

  •  © farm2.staticflickr.com

Есть несколько типовых для России проблем: вместо скамеек стоят лавки, а вода с крыш уходит под ноги людей, а не в закрытые каналы. Но для первого шага города в сторону жителей это простительные ошибки.

  •  © farm2.staticflickr.com

Очень радует, что московская тенденция возвращения улиц людям уходит в регионы. Комфортная городская среда и набор возможностей — важные показатели для городов в борьбе за жителей. Обычно города вокруг столицы жалуются на массовый отъезд людей в Москву, но они ничего не делают, чтобы задержать их — нытьём и отменой поездов не решить этот вопрос. С другой стороны, близость крупных городов к столице — наоборот возможность привлечь туристов и жителей к себе: многие готовы работать удалённо или уезжать на выходные и праздники из Москвы, но для этого нужен хороший транспорт и чувство комфорта.

  •  © farm2.staticflickr.com

Улице пока не хватает торговли на первых этажах, которая бы привлекала сюда людей. Уверен, этот вопрос решится сам собой за год-два. Также было бы неплохо вернуть историческое название (Пятницкая).

  •  © farm2.staticflickr.com

Обычно перезапуск пространства запускает побочный эффект вокруг себя: недвижимость дорожает, в место начинают вкладывать деньги и подступы к улице преображаются. Хочется верить, что здесь будет так же:

  •  © farm2.staticflickr.com

Было:

  •  © farm3.staticflickr.com

Сейчас:

  •  © farm2.staticflickr.com

Было:

  •  © farm4.staticflickr.com

Сейчас:

  •  © farm2.staticflickr.com

Тут была огромная асфальтовая площадь-парковка. Это довольно популярное явление для наших городов — сверху на плане всё смотрится неплохо, а на деле такая ситуация убивает жизнь и запускает процесс деградации пространства. Сейчас же машинам оставили меньшую часть площади (ровно столько, сколько нужно), а остальное отдали людям:

  •  © farm2.staticflickr.com

Осталось всего лишь содрать вентфасад и пошлое остекление со здания Сбербанка, вернув оригинальный облик:

  •  © farm4.staticflickr.com

Если не ошибаюсь, здесь тоже была большая парковка:

  •  © farm2.staticflickr.com

Локально подлатали другие места в центре:

  •  © farm3.staticflickr.com

Было

  •  © farm2.staticflickr.com

Стало

Был замечен музей станка с промышленным кластером:

  •  © farm2.staticflickr.com

У меня совершенно не оставалось времени туда зайти и осмотреться, но площадь и само здание качественно выделяются. Кто был, расскажите, как там и вообще — давно оно такое?

  •  © farm2.staticflickr.com

Появилось симпатичное пространство Искра в историческом квартале:

  •  © farm2.staticflickr.com

У многих людей до сих пор в голове советское представление о жизни: дом-завод-дом. Единственное изменение: в этом списке появился торговый центр по выходным — коробки с магазинами заменили улицы и заняли место общественных городских пространств. Это неправильно по многим причинам, поэтому факт появления нормального городского пространства очень радует:

  •  © farm2.staticflickr.com

Я довольно много путешествую, при этом всегда стараюсь в городах найти подобные пространства. Если в городе нет таких мест, то обычно всё довольно депрессивно-стандартно и город скорее вымирает — молодым людям нечего там делать, и они уезжают.

  •  © farm2.staticflickr.com

Пространство может быть комфортным для людей, более того — это очень выгодно для бизнеса. Но деревенский подход с асфальтированием и созданием на любом клочке земли парковки всё ещё преобладает в наших реалиях.

  •  © farm2.staticflickr.com

Тут даже есть сцена и импровизированные сидушки из палетов. Вообще, лучше бы закупили дешёвые раскладные стулья и засыпали площадь песком — тяжело убирать мусор, но получается крутой городской пляж из дешёвых средств. В выходные здесь можно проводить крутые блошиные рынки или фестивали:

  •  © farm2.staticflickr.com

Особенно круто, что не стали сносить старые дома, а очистили их и приспособили под новые нужды:

  •  © farm2.staticflickr.com

Кондиционеры не убрали (плохо), но хотя бы покрасили в цвет фасада (хорошо):

  •  © farm2.staticflickr.com

На подходе ещё один дом:

  •  © farm2.staticflickr.com

Точечные крутые пространства должны сформировать запрос людей на качественные изменения и запустить процесс трансформации всего города. Условно, теперь у вас зона комфорта и безопасности не за порогом квартиры, а ещё есть светлый, чистый и стильный подъезд, но за порогом грязь и машины на газоне — на контрасте разница очень заметна, появляется логичный вопрос: «а почему там хорошо, а здесь плохо?!». Плюс такие проекты должны убедить скептиков, что комфортный город для людей возможен не только в Амстердаме или Лондоне, но и тут у нас в Туле.

  •  © farm2.staticflickr.com

С городом так же: внутри квартала с кафешками, лежаками и красивыми домами хорошо, а на выходе вас ждёт огромное поле-парковка. Город должен быть единым, а подобные пустые пространства его убивают:

К слову, город наконец-то повысил плату за парковку. Раньше здесь была цена в 20 рублей, а сейчас 40. Просто при вводе платы чиновники или разработчики забыли про главную цель этого инструмента — повысить оборачиваемость места и снизить желание парковаться на целый день. Вместо этого по сути был сделан налог.

  •  © farm2.staticflickr.com

Сделать город удобным для поездок на машине невозможно математически и геометрически, зато каждый дополнительный карман для парковки, новая полоса или развязка убивают город для пешеходов и велосипедистов, также страдает общественный транспорт. Поэтому вместо погони за ростом числа машин городские власти должны регулировать спрос на поездки по улицам: сначала пешеходы, потом велосипедисты и общественный транспорт, затем полосы для машин и лишь в конце — парковка.

  •  © farm2.staticflickr.com

Но тут есть важный нюанс: нельзя просто взять и запретить машины или сделать все улицы пешеходными. Одной рукой нужно создавать комфортные и безопасные условия для поездок по городу не на машине, а другой — вводить плату или перераспределять пространство улиц и площадей для жителей. Вот тут в Туле пока нехорошо.

  •  © farm2.staticflickr.com

Город захвачен маршрутками до такой степени, что случаются пробки чисто из них. При этом в городе не убита троллейбусная и трамвайная инфраструктура, также есть автобусы. Много техники по дружбе прислали из Москвы, но сама система совершенно отвратительная: много дублирований, нет расписания, остановки с красивыми картинками города-героя и без нормальной навигации. Тут нужно наводить капитальный порядок.

  •  © farm2.staticflickr.com

Самое ужасное, что люди уже привыкли к ситуации, когда трамвай — это ведро с гайками в пробке на кривых рельсах, а маршрутка — быстрый и относительно надёжный вид транспорта. То есть нужно не просто проводить реформу и создавать единую надёжную систему транспорта для адекватной альтернативы личной машине — нужно менять представление людей об общественном транспорте в целом.

Есть два варианта изменить текущую ситуацию с транспортом: скоростной выделенный коридор по центру какой-нибудь улицы с платформами и частоходящими автобусами окраина-центр-окраина, но туда не допускаются маршрутки. Автобус остаётся обычный, но меняется сервис: время не зависит от пробок, точно соблюдается расписание и понятный маршрут. То есть, это как метро, но по улицам и на автобусах.

Или в городе реанимируют трамвай с созданием приоритета на улицах, платформами, ровными путями, сокращением маршрутов, но увеличением выпуска на оставшиеся и бесплатными пересадками (сделать пересадочную модель). Оба варианта довольно революционные, но для их осуществления не нужно менять всё и сразу — можно начать с чего-то и затем подтягивать остальное. Хотя согласен, что даже это будет сложно сделать политически и административно.

Параллельно с этими процессами нужно принимать системные документы и стандарты. После внедрения новых комфортных мест и надёжного общественного транспорта должен наступить этап масштабирования принципов, поэтому без мастер-плана и гайдлайнов не обойтись. Иначе получится глупая ситуация, когда в одном месте делаем хорошо, а в другом ставим заборы и убиваем всё хорошее.

  •  © farm2.staticflickr.com

Есть надежда, что Тулу ещё можно спасти и поднять с колен относительно быстро и без гигантских бюджетов. По крайней мере, первые шаги по общественным пространствам уже сделаны.

  •  © farm2.staticflickr.com

Сообщение подготовлено совместно с Human RS

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • Комментарий удален
  • 17
    Alex63 Alex63
    07.10.1804:02:10

    Думаю настало время и мне покидать фотки из Тулы.

    Если честно, город приятный и хороший, но реально откровенно запущенный, а судя по фоткам «до"( я там был всего месяц назад и видел лишь «после»), там вообще полярный лис побывал. А ведь потенциал есть: пряники, оружие и самовары известны на всю Россию, тем более рядом под боком потенциально есть 13 млн потенциальных туристов.

    В общем, вот фотки без прикрас, может потом с ними сделаю переосмысление этого поста   

    Возле вокзала:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Ближе к Кремлю:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Кремль:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    В одном из заведений в торговых лавках Кремля( аккуратно, очень хочется скупать всего и побольше   ):

    •  © pp.userapi.com

    Снова Кремль:

    •  © pp.userapi.com

    Администрация Тульской области:

    •  © pp.userapi.com

    Рядом:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Рядом с пешеходкой:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Пещеходка:

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    •  © pp.userapi.com

    Трамвай на пути к вокзалу:

    •  © pp.userapi.com

    Вот такой вот центр Тулы.

    Отредактировано: Alex63~04:10 07.10.18
  • 1
    Дмитрий Жуков Дмитрий Жуков
    07.10.1809:51:30

    Супер! Вот бы и у нас так взялись комплексно за старый центр.

    Федералы возятся с замком и прилегающими территориями, ещё в рамках программы капремонта занялись домами и лифтами. А старинный центр стоит в развалинах((

    •  © moika78.ru

    Отредактировано: Дмитрий Жуков~09:52 07.10.18
    • 3
      Нет аватара fales
      07.10.1810:35:39

      Вот да, давно пора привести в порядок Выборг. А то это позор какой то

      • 4
        Нет аватара guest
        07.10.1814:53:44

        За Выборг уже взялись.

         https://gre4ark.livejournal.com/581669.html 

        • 5
          Нет аватара fales
          07.10.1815:21:33

          Городом нужно серьёзно заниматься даже не на уровне муниципалитета, а в масштабе страны.

          Золотые слова. Пока результаты не очевидны — вырубили парк Монрепо, а руины в центре города стоят нетронутые

  • -1
    Нет аватара Aleks
    07.10.1811:15:12

    Ну как бы…В большинстве городов России перед муниципальныоми властями стоит выбор между заменой кровель либо систем канализации и водоснабжения и эстетическими вкусами особо впечатлительных путешественников.

    • 1
      Нет аватара Strompok
      07.10.1812:50:11

      В любом, даже небольшом поселении, есть своя «Рублевка». ОПГ по освоению бюджета формируются с детского сада. Все друг друга знают, вместе родились, крестились, учились, ходили в баньку и по девккам.

      «…3.2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.

      (часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ)…"

      А могут и не устанавливать. И граждане не устанавливают.

      По Конституции регионалы отделены от федералов. Там каждый суслик в поле агроном. Сами меняют районирование, статистические показатели развития, сидят на должностях десятилетия и пр. Население относится к коррупции своих родственников, друзей и знакомых снисходительно, как к данности. И при этом все вместе люто ненавидят Москву за …

      Либералы не едут в эти городки, что бы навести порядок. Поработать там пять, десть лет. Они рассматриваю этот этап, как промежуточную ступень для быстрого старта. Они норовят сразу в Кремль попасть, на крайняк, на центральную площадь столицы, орут, дерутся, толкаются локтями, лезут за ограждения, хрен остановишь. Неуемная жажда оказаться центре общественного внимания страны, попасть в медийные ТОРы, на федеральные каналы.

      Отредактировано: Strompok~13:15 07.10.18
      • 10
        Нет аватара Cinik
        07.10.1815:58:42

        ОПГ тоже культурно эволюционируют.

        Вот, например, в Москве в 90-е расплодились банки. Так каждый банкир в малиновом пиджаке норовил тогда снести старинный особняк в центре, чтобы на его месте соорудить помпезный новострой. Это считалось престижно.

        Я всё ждал, когда же эти дебилы осознают, что настоящий престиж — резиденция в дворянской усадьбе с солидной историей.

        Ну так вот, дождался. Осознали. И даже малиновые пиджаки вышли из моды, кто бы мог подумать.

        Так и региональные бонзы когда-нибудь осознают, что на наворованные деньги круто не в Баден-Баден ездить, а сделать у себя свой собственный Баден-Баден. И не на крузаке по колдобинам рассекать, а на велосипеде по гранитной мостовой. Со временем это придёт.

        • 0
          Нет аватара Strompok
          08.10.1812:56:16

          Это если смотреть с точки зрения: «Все говно, только я Д’Артаньян». Только без обид, ничего личного, уж больно мне фраза нравится)

          В функции криминальной идеологии и моды, как ее части, не входит создание новой эстетики. Она лишь гипертрофирует повседневность окружающего в гротескные формы поведения. Голдовые цепочки становятся толще толстого, смерти становятся громкими, яхты огромными, а пытки зверскими. Это одна из форм очеловеченной реализации врожденного рефлекса доминирования, прописанного в геноме и хранящегося в лимбической системе головного мозга. Криминал — общественное зеркало, только откровенное, бросившее самому себе вызов. Откровенность зла даже вызывает уважение у публики и криминальная романтика востребована, и по-человечески понятно из-за чего?!

          «Злое дело похоже на нарыв: оно зудит, и чешется, и нарывает, — оно говорит откровенно. «Гляди, я — болезнь»… Но мелкая мысль похожа на грибок… Так говорил Заратустра."

          Речь надо вести не о «взрослении» криминала, а обо всем обществе и приобретенных социальных инстинктах, в частности. А точнее, о тормозных функциях приобретенных социальных инстинктов по отношению к врожденным рефлексам, естественно, «в среднем по больнице».

          Отредактировано: Strompok~12:58 08.10.18
    • 9
      Нет аватара Cinik
      07.10.1813:08:25

      Ну, в принципе, в статье всё объяснили: если городские власти не интересуются эстетикой своего города, из этого города люди будут постепенно уезжать, работать там будет некому, останутся одни пенсионеры, и тогда у городских властей не станет денег даже на ремонт кровель и канализации.

      • -3
        Нет аватара Strompok
        07.10.1813:19:28

        Сожалею, но есть вполне конкретный эволюционный опыт. Для закрепления людей на определенных местах нужны потоки воды или перекрестки дорог, или наличие ресурсов, или глубоководный, незамерзающий участок моря, или …

        В широкой исторической перспективе все эти канделябры значения не имеют. Из-за недостатка ресурсов и рефлекторного состояния общества мы увлеклись украшательством. Но это не на долго спасет.

        Перспектива — уютные и такие милые сердцу, тихие, безлюдные городки.

        Отредактировано: Strompok~13:27 07.10.18
        • Комментарий удален
        • 5
          Нет аватара Cinik
          07.10.1815:40:44

          Для закрепления людей на определенных местах нужны потоки воды или перекрестки дорог

          Это, мне кажется, нечто из истории возникновения первых городов?

          В широкой исторической перспективе все эти канделябры значения не имеют

          Я в детстве тоже всегда это говорил, когда родители просили меня порядок в комнате навести.

          В масштабах Вселенной и перед лицом Вечности это вообще тлен.

          Из-за недостатка ресурсов и рефлекторного состояния общества мы увлеклись украшательством

          И не говорите! Парижане в Воронеж приезжают и жалуются, что слишком красиво.

          Перспектива — уютные и такие милые сердцу, тихие, безлюдные городки.

          Это после нейтронной бомбы, что ли?

          Отредактировано: Cinik~15:43 07.10.18
          • Комментарий удален
          • 0
            Нет аватара Strompok
            08.10.1812:10:52

            В философии есть раздел «Языковые игры». Ключевое правило в нем, в бытовом приложении: «Велосипед языка должен мчаться на максимальной скорости, в противном случае, его остановка грозит впадением в шизотенденцию». Быстрая, внятная речь без беканья и меканнья в фаворе. Тем более, что «женщины любят ушами»)

            Вы разобрали на цитаты мой текст. Это возможно делать без вреда смыслу, но доступно исключительно людям с высокой степенью рассудочного поведения. Можно взять любой фрагмент вашего возражения и порассуждать над ним… Но только если вы этого желаете.

            Отредактировано: Strompok~12:12 08.10.18
            • 0
              Нет аватара Cinik
              08.10.1812:43:43

              Да не вопрос, вы можете ездить по ушам прекрасным дама своим языком. Или велосипедом?

              Но здесь-то это зачем? Здесь, мне кажется, ваши игры не оценили. Пойти вам, может быть, на женский форум?

              Там, может быть, ваши скорострельные тексты и вправду будут разбирать на цитаты. Здесь вряд ли, не обольщайтесь.

              И моя рассудочная деятельность не настолько высокоразвита, чтобы заставить меня всерьёз взяться порассуждать над вашими фрагментами, увы.

              • 0
                Нет аватара Strompok
                08.10.1813:11:53

                По тексту видно, что вы в дисбалансе. Интуитивно-гормональное поведение доминирует над рассудочным. В томографе будет видно, что лимбическая, а не кора возбуждена. Я не для обиды пишу. Просто, я сторонник вероятностного взгляда на окружающий мир и человека рассматриваю, как биологическую машину. Т. е. не считаю, что есть причины и следствия и не вижу в людях талантистов, креаклов и детей индиго.

                Понимаю, что этот подход противен человеческой сущности и вызывает органическое отторжения. И даже знаю почему. Мало того, ваши тесты считаю более продуктивными для выживания, чем мои.

    • 0
      Нет аватара guest
      07.10.1815:29:10

      И ещё набитием своих карманов.

  • Комментарий удален
  • 5
    Нет аватара guest
    08.10.1804:35:25

    А на чёрно-белом фото Людмила Хитяева, Николай Лебедев и малыш Миша Дьяков. Кадр из бессмертной экранизации с великими актёрами.

    •  © Фото из открытых источников

  • 2
    Нет аватара guest
    08.10.1809:51:18

    Всё верно, разруха, грязь, неудобство, неэстетичность и неухоженность порождают у жителей апатию, безнадёгу и депрессию, которые ещё больше увеличивают эти разруху и всё остальное. Потому люди и спиваются, деградируют или уезжают. Надо (теперь уже срочно) приводить в порядок наши города и веси, иначе практически вся Россия лет через 20-30 сосредоточится в нескольких «нерезиновых» «столицах». На чём, в общем-то, и закончится её великая история…

  • 0
    Нет аватара nabludatel71
    08.10.1814:23:10

    Город захвачен маршрутками до такой степени, что случаются пробки чисто из них.

    Про наши транспортные проблемы очень верно написано. К сожалению, у нас мощное маршруточное лобби. Ещё ни один губернатор его не одолел. Пока не видно, и чтобы действующий что-то предпринимал в этом плане. Единственное — маршрутки в Москву заставили обилечиваться на автостанции, но тут понятно, большие деньги шли мимо кассы.

    А ограды вдоль дорог — это было конкретное лобби одного руководителя, близкого к металлическому бизнесу. Издали указ: 30 м от каждого перекрестка оградить забором. И всё! Потом и остальную часть освоили. У нас во многих местах остановкам оставили буквально 6-8 м, остальное заделали в забор — и высаживает транспорт людей в забор (особенно маршрутки — они же не могут ждать, чтобы подъехать к остановке). Только на днях увидел, как на одной из самых оживлённых пострадавших остановок наконец-то спилили это ограждение — спустя 3 года (или 4 уже, не помню точно).

  • 0
    Нет аватара ruan1d10t
    08.10.1817:07:57

    Очень даже неплохо! И конечно есть ещё над чем поработать.

    Осталось всего лишь содрать вентфасад и пошлое остекление со здания Сбербанка, вернув оригинальный облик

    Это безвкусное остекление действительно блевотненько смотрится, как и большинство зданий с вывеской Сбербанк, из тех что попадались. Оригинал в 100 раз лучше.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,