стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
118

Колыбель исполинов (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  •  © ria.ru

Большому кораблю — большое плавание. Но это потом. Сначала ему предстоит утонуть в грохоте железа и визге «болгарок», выстоять под слепящим светом сварочных машин, взлететь над землей на тросах козловых кранов. Чтобы понять, как груды черного листового металла превращают в крупнотоннажные океанские суда, корреспондент РИА Новости отправился на Дальний Восток и посетил самую большую верфь России — судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» в городском округе Большой Камень.

Желтый великан

Едва оказываешься за турникетами проходной, возникает чувство причастности к чему-то грандиозному. Историческому. О больших планах и делах тут напоминает почти все — от приземистых транспортировочных машин до 110-метрового козлового крана по имени «Голиаф» — его в Большом Камне видно отовсюду.

  •  © ria.ru

Краны и защитные сооружения на верфи ССК «Звезда»

"В России таких кранов больше нет, — с ходу посвящает в курс дела механик по подъемным установкам стапельного цеха Борис Жигалов. — По высоте, грузоподъемности и пролету «Голиаф» абсолютный рекордсмен. Длина балки — 230 метров. С его помощью мы собираем 450-тонные блоки в готовый корпус судна. Кран их поднимает, перетаскивает, стыкует, кантует. Управлять им может один человек".

  •  © ria.ru

Кабина оператора суперкрана «Голиаф» на верфи ССК «Звезда»

Борис отвечает за исправность подъемных сооружений на стапеле, поэтому о кранах знает все. «Голиаф» построен в Китае. Исполинская конструкция самостоятельно перемещается по рельсам, зона охвата перекрывает почти весь тяжелый достроечный стапель, сопоставимый по размерам с Красной площадью (12 гектаров).

При необходимости «Голиаф» поднимает и переставляет с места на место краны поменьше — для, так сказать, локальных работ.

  •  © ria.ru

Как принято в судостроении, большинство крановщиков на «Звезде» — женщины. Негласно считается, что они аккуратнее и внимательнее мужчин, «чище» выполняют тонкие операции. Для управления «Голиафом» отбирают опытных крановщиц, с разрядом не ниже шестого.

С земли их «страхуют» мужчины-такелажники, чья миссия заключается в закреплении грузов и расчистке путей перед краном.

Снабженцы и «Афрамаксы»

Рядом с «Голиафом» величественно возвышается носовая секция первого океанского танкера. Габариты — с девятиэтажку. Позади — верхняя часть с выступающими «ноздрями» якорных клюзов. Повсюду блоки лебедок, строительные леса, стальные тросы толщиной с руку, и, что удивило, — почти идеальная чистота.

  •  © ria.ru

«Сейчас на стапельной сборке два судна, оба строим по заказу „Роснефти“, — рассказывает корреспонденту РИА Новости главный кораблестроитель ССК „Звезда“ Максим Плугин. — Одно из них — нефтеналивной танкер типа „Афрамакс“. Он станет первым судном такого класса, выпущенным в России. На других верфях их не могли делать из-за отсутствия спусковых мощностей».

На второй линии высятся секции многофункционального судна снабжения усиленного ледового класса, которое, как и танкер, «Звезда» строит по иностранному проекту.

Многофункциональные суда снабжения (МСС) будут обслуживать морские буровые платформы на арктическом шельфе.

  •  © ria.ru

Главный строитель ССК «Звезда» Максим Плугин осматривает дизельные агрегаты для судна-снабжения

Они способны работать в сплошных ледяных полях толщиной до восьми метров, оснащены лебедками, гаками, всевозможными кранами и мощными пожарными насосами для тушения аварийных вышек.

Для оценки сложности конструкции судна у корабелов есть специальный термин — «насыщенность». По «насыщенности» судам снабжения дают девять баллов из десяти.

  •  © ria.ru

Носовая оконечность танкера типа «Афрамакс» на стапеле

Пока «Роснефтефлот» заказал «Звезде» четыре МСС — первый планируется спустить на воду до конца текущего года. Параллельно кипит работа над танкерами «Афрамакс» — десять судов построят для «Роснефти» и два для «Совкомфлота».

"Афрамаксы" работают на трех видах топлива — мазуте, дизеле, сжиженном газе. Из-за высокого экологического класса для них действуют льготные тарифы на заходы в порты и горит «зеленый свет» на перевозки газа и сырой нефти по Севморпути, подпадающему под повышенные экологические стандарты.

  •  © ria.ru

Днище судна снабжения ледового класса в цехе корпусных производств ССК «Звезда»

Длина танкера — 250 метров, ширина — 44 метра, дедвейт — 114 тысяч тонн. В отличие от супертанкеров (ULCC, более 320 тысяч тонн) и крупнотоннажных танкеров третьего класса (VLCC, 160-320 тысяч тонн), «Афрамаксы» могут заходить практически во все гавани и каналы на пути движения нефти из стран ОПЕК. С увеличением добычи спрос на них в мире неуклонно растет.

  •  © ria.ru

Освоив производство собственных танкеров, Россия выйдет с ними на международный рынок, составив конкуренцию китайским и корейским компаниям. Тем более что с технологической точки зрения строить «наливняки» и «газовозы» значительно проще и дешевле, чем суда снабжения и ледоколы. И времени на них уходит меньше.

С чистого листа

Изготовление современного крупнотоннажного судна начинается с резки металлопроката. Огромные листы стали толщиной до 32 миллиметров, словно картон, раскраивают по форме элементов обшивки и силового набора, рассекают газовыми резаками и сваривают в специальных установках.

  •  © ria.ru

Рабочий в закрытом цехе ССК «Звезда»

Практически все операции автоматизированы, металл варят электрической дугой под флюсом, без контакта с окружающей средой. Это позволяет получить равномерные швы, устойчивые к коррозии и окислению. Проверяют и зачищают их вручную, обычными «болгарками».

По мере продвижения в цеху корпусных производств секции будущего судна обретают форму — последовательно наваривается киль, шпангоуты, продольные стрингеры, трюмные и палубные пиллерсы, на гибочных станках по фанерным лекалам формируется обшивка для носовых и кормовых оконечностей со сложными криволинейными обводами.

  •  © ria.ru

Конструктивно проект судна-снабженца гораздо сложнее, чем танкер. Из-за высокого ледового класса у него повышенные требования к деформации. Для упрочнения носовой части делают уменьшенное расстояние между шпангоутами. В них предусмотрено множество небольших отверстий, чтобы не застаивалась вода. Все это нужно прорезать, проварить, проверить.

  •  © ria.ru

Зачистка сварочных швов в блоке корпусных производств ССК «Звезда»

Размеры и комментарии конструкторов с проектных чертежей выжигают автоматической лазерной установкой прямо на листах металла. Технологам это сильно экономит время на разметку и подготовку, рабочих спасает от путаницы.

Готовые секции судна проходят операционный контроль с использованием технологий бесконтактных измерений и 3D-моделирования, после чего их вывозят на стапельную линию, где стыкуют в крупные блоки.

  •  © ria.ru

Следующий этап — окрасочный цех. Блоки поступают туда уже готовыми — с трубопроводами, балластной системой, внутренними помещениями и цистернами. Все это подвергают пескоструйной обработке и окрашивают.

Финальная стадия — открытый достроечный стапель, где блоки поднимают «Голиафом» и сваривают в единый корпус.

  •  © ria.ru

Секция машинного отделения судна-снабжения в покрасочной камере ССК «Звезда»

Точность изготовления такова, что трубопроводы, переборки и палубы при стыковке сходятся в ноль. Готовый корпус перевозят в плавучий транспортно-передаточный док и спускают на воду. Достраивают уже у стенки.

Тысячи тонн металла

«Технология блочной сборки позволяет запараллелить работы, — отмечает Плугин. — К примеру, мы можем, не дожидаясь укрупнения носовой оконечности, одновременно работать с блоком надстройки, который затем просто пристыкуем сверху. Это резко ускоряет процесс производства».

  •  © ria.ru

По его словам, к 2024-му, когда суперверфь в Большом Камне достроят и выведут на расчетные мощности, предприятие сможет обрабатывать до 330 тысяч тонн металла в год. Сейчас тут 2,5 тысячи сотрудников, через пять лет их число должно вырасти до семи тысяч.

«Звезда» строит себя сама, и строит быстро. Со 110-метровой высоты «Голиафа» угадываются очертания сразу нескольких цехов, возводимых рядом с основной площадкой.

В стороне, за небольшой бухтой, виден гигантский котлован на месте будущего сухого дока — объекта второй очереди строительства. Он станет самым большим в России: длина — 485 метров, ширина — 114, глубина — 15.

  •  © ria.ru

Строящийся сухой док ССК «Звезда»

"В этом доке будем строить буровые платформы, супертанкеры и газовозы водоизмещением до 350 тысяч тонн — словом, все то, что из-за габаритов и тоннажа нельзя спустить на воду через плавдок, — говорит РИА Новости гендиректор ССК «Звезда» Сергей Целуйко. — Для откачки и закачки воды предусмотрена мощная система дренажных насосов. В скором будущем сухой док пригодится для постройки арктической морской техники и, в частности, атомного ледокола «Лидер».

По его словам, с заказами проблем нет: в портфеле «Звезды» контракты на строительство 38 судов. Якорный заказчик — «Роснефть», разместившая заказ на 26 судов. Кроме снабженцев и «Афрамаксов», принято решение о постройке десяти арктических танкеров-челноков для шельфа, арктического газовоза, мелкосидящего ледокола для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, а также целого ряда других судов. Всего в портфеле 38 контрактов. Основные заказчики — российские нефтегазовые компании и их дочки.

  •  © ria.ru

Транспортно-передаточный плавучий док ССК «Звезда»

Арктические танкеры-челноки интересны тем, что могут самостоятельно работать во льдах толщиной до 1,8 метра и при температурах до минус 45. Они будут возить по Севморпути нефть, добываемую на Пайяхском месторождении в устье Енисея.

Очевидно, что такая страна, как Россия, с ее запасами нефти и газа, омываемая морями трех океанов, просто обязана иметь собственную крупнотоннажную верфь. Останется «Звезда» единственной или будет первой в списке — покажет время.

А пока тут кипит работа — разбить бутылку шампанского о форштевень первого построенного судна сотрудники «Звезды» рассчитывают уже в ближайшее время.

  •  © ria.ru

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 8
    Нет аватара alex_uns
    25.07.1923:29:01

    Вау    

    • 7
      Нет аватара senima56
      26.07.1916:06:19

      Что за слово: «Вау»?!          Ну скажите по-русски: «Ух ты!», «ЗдОрово!», «Вот это да!», «Отлично!» и т. п. Богат русский язык. А кругом только и слышно: «Вау!» и «Как бы…»   

      А статья замечательная! Спасибо!

      • 0
        Нет аватара semmggu
        29.07.1911:47:50

        Вай-вай-вай, что же ник не кириллический-то?

  • 4
    Нет аватара guest
    26.07.1902:04:23

    Хотелось бы видеть судостроительный комплекс через 150 лет в 2170 году!

    Может андроиды будут тогда работать и скорость постройки судов возрастет в разы и будут применять новую технологию резки и сварки, и многое другое.

    • 5
      Нет аватара frme
      26.07.1904:53:55

      Лишь бы коварные гуманоиды телепорт не придумали к тому времени ;)

    • 10
      maxim947 maxim947
      26.07.1909:13:17

      .Может андроиды будут тогда работать и скорость постройки судов возрастет в разы

      ))) лет пятьдесят назад, тоже думали, что человечество станет мудрее, построим лунную базу, коммунизм наконец-то наступит и всюду будут летать автомобили… А оно вона как получилось. Не оправдали мы ожиданий предков.

    • 3
      Нет аватара guest
      26.07.1909:16:02

      Кожаные ублюдки тогда станут совсем лишними.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 9
      Нет аватара cheri
      26.07.1909:35:23

      Мне кажется, это самая информативная статья про Звезду. Одно удручает, что кроме металла и мелочёвки в собираемых судах Российского больше ничего нет.

      Или есть? Кто компетентен обнадёжьте.

      чтобы так утверждать, вы должны сказать сначала что там «не нашего».

      все что не нашли (вероятно будет считаться нашим, поскольку готовится на «Звезде» и в смежных предприятиях)

      Найдете что-то «не наше» — обсудим.

      а так нет разговора.

      • 2
        Нет аватара AntZhiznelyub
        26.07.1919:37:35

        В феврале были сообщения, что судовую сталь думают заменить на отечественную. На тот момент, согласно «Ведомостям», сталь была из Южной Кореи.

      • 0
        Нет аватара Aleks
        26.07.1921:39:27

        Чего там обсуждать? Большая часть оборудования импортная. За исключением фундаментов, трубопроводов и некоторых общесудовых систем…

        К сожалению такая ситуация во всем гражданском судостроении РФ…

        А вообще на сайте ДЦСС масса информативных и интересных фото включая строительство жилых кварталов для корабелов

        Отредактировано: Aleks~21:49 26.07.19
        • 5
          Нет аватара mmx
          27.07.1907:19:20

          Почему-то СССР не стеснялся большую часть оборудования КАМАЗа купить за бугром, у буржуев. Не говоря уж о целиком купленном ВАЗе или, для знатоков истории, о ГАЗе. А наши жопоголики прям жить не могут если хотя бы пылесос уборщицы на вновь открытом производстве оказывается импортным…

          • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара cheri
              29.07.1922:19:58

              Я где-то читал, интервью директора АЗЛК (90-е) там было сказано, что в каждом «москвиче» примерно на 1000 дол. импортных деталей.

              Год примерно 1989, но запомнил сие.

              Оборудование — вброс мимо темы.

              По поводу «Звезды» вот такой ответ:

              ""Роснефть" и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) подписали документы о создании Восточной горно-металлургической компании (ВГМК), сообщила «Роснефть». В пресс-релизе отмечается, что блокпакет в предприятии получит «Роснефть», остальное будет принадлежать УГМК. Соглашение о создании СП подписали главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин и совладелец УГМК с эффективной долей в 10% Андрей Бокарев.

              Предполагается, что ВГМК возьмет на себя «долгосрочное обеспечение толстолистовым прокатом судостроительного комплекса «Звезда» (у «Роснефти» в этом предприятии эффективная доля — 37,5%). Для нужд судоверфи «Звезда» требуется 330 000 т металла в год. Первые 3-4 года совместное предприятие будет закупать толстый лист для нужд «Звезды» в России, Корее, Китае или Японии (смотря кто предложит наилучшую цену) с учетом рентабельности закупок, рассказывает источник, близкий к одному из участников СП. По его словам, «параллельно компания будет накапливать компетенции и по итогам четырех лет примет инвестиционное решение о строительстве металлургического производства в регионе, а также о его формате — производство полного цикла (от доменной плавки) либо просто металлопрокатное». Собеседник, близкий к другой стороне сделки, подтверждает, что вопрос, какое именно металлургическое производство нужно строить на Дальнем Востоке, пока открыт."

              https://www.ved...p-rosnefti-ugmk

              (по началу будут брать на рынке, потому что металлургических мощностей на ДВ просто нет, но потом совместно с УГМКа построят совместное предприятие, что и будет обеспечивать, как я понимаю из смысла статьи — 100% толстостенного металлопроката особого качества.

              полагаю, что вопрос закрыт   

              Отредактировано: cheri~22:24 29.07.19
              • Комментарий удален
                • 0
                  Нет аватара cheri
                  29.07.1922:41:41

                  По гражданскому судостроению, увы, пока нет.

                  Это в контексте прозвучавшего вопроса ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ вброс мимо темы. Иначе вам придется найти мне судостроительный завод выпускающий для себя оборудование… По-другому никак   

                  ЗЫ: импортного оборудования на советских заводах было море… Но это миом темы, конечно, тоже.

                  • Комментарий удален
                    • 0
                      Нет аватара cheri
                      29.07.1923:11:31

                      речь шла об оборудовании, которое является частями собираемых судов.

                      конечно вопрос именно о судовом оборудовании, а не том на котором делают суда (этот вопрос уже не к «Звезде»)

                      Судовое оборудование это арматура, электрика, двигатель, турбинное оборудование, навигационное оборудование и другое, относящееся к непосредственно кораблю.

                      Но насколько понимаю суть темы: 90% стоимости любого танкера или сухогруза это метал и его резка (ну плюс трубопроводы и нестандартное оборудование), а сие будет осуществляться на «Звезде», то есть корабли будут на 90% «звездными». Ну или около того.

  • 0
    Нет аватара malikszh
    26.07.1909:37:11

    Только гражданский будет строиться? Военные будет?

    • 0
      Нет аватара Nirvanko
      26.07.1912:57:00

      Военные заказы есть где размещать, а авианосцы России не нужны.

      • 4
        Нет аватара guest
        26.07.1915:52:55

        то, что авианосцы России не нужны, это, как минимум, спорно! Я бы сказал осторожнее, что аналогичные имеющимся в мире не нужны. Нет смысла догонять, уже сделанное другими. Если у нас будет свой родненький проект оригинального авианосного корабля катамаранного типа с парой ЯЭУ типа РТМ-400 в каждом корпусе, возможностью ходить во льдах, ПРО и РЭБ последнего поколения и СУ-57 с его коротким взлётом на палубе, то это имеет большой смысл для сдерживания потенциального агрессора в любом районе мира. Вот для этого сухой док скк «Звезда» может сказать своё слово. Кроме этого, на консервации у Владика стоит тарк «Адмирал Лазарев» 250м длинной, систершип тарк «Адмирал Нахимов», который уже модернизируется на «Севмаше» и в августе с.г. его выводят из док-камеры к достроечной стенке, потом на его место встаёт тарк «Пётр Великий». Чем не достойная и полезная для развития компетенции работа по модернизации тарк «Адмирал Лазарев» для скк «Звезда»?

  • 4
    Serg My Star Serg My Star
    26.07.1909:56:15

    Спасибо за репортаж! Очень интересно…          

  • 4
    Нет аватара guest
    26.07.1910:32:13

    Спасибо за материал!!! Это действительно будущая колыбель исполинских проектов!!!

  • 1
    Нет аватара ДЗ-98
    26.07.1912:51:14

    Впечатляет, большие перспективы.

  • 1
    Нет аватара guest
    26.07.1912:52:30

    Скажите. я один вижу на головках цилиндров дизелей эмблему Дженерал Электрик?

    • 5
      Нет аватара Ветер
      26.07.1913:19:14

      а что в этом факте для вас необычного, нового, или плохого? или вы где-то видели что головки ставят наши, а оказалось джиэл, и посчитали что вас обманули? как-то вопрос ваш намекает на попытку провокации, непонятно правда для чего вы это делаете?

      • 2
        Нет аватара guest
        26.07.1917:01:37

        О хоспадяя, да какая провокация, просто санкции не только лишь для всех. Делов-то.

        Хорошо, в следующий раз буду картинку лопаты вставлять, чтобы было понятно про сарказм.

  • 0
    Нет аватара Aleks
    26.07.1921:55:07

    Вообще строительство начинается не с резки стали, а ее подготовки на специальных линиях очистки, где ее очищают и грунтуют…

  • 0
    Нет аватара Владимир Никифоров
    27.07.1917:11:52

    Что за двигатели на фото?

  • 1
    Нет аватара guest
    30.07.1916:04:21

    «до 110-метрового козлового крана по имени «Голиаф» — его в Большом Камне видно отовсюду."

    Автору за Голиаф отдельная уважуха. Это же надо так исхитрится, чтобы во всем репортаже пропустить кран «который видно отовсюду»   . Ну если не считать снимка его кабины. Непростая задача. Он там вроде в любой ракурс должен сам залезть.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,