стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
105

Альт на Эльбрусе: есть Образование + RX580!

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

На этот раз дома оказался «Эльбрус 801-РС» с установленной ОС Альт Образование для него же и экспериментально установленной видеокартой Radeon RX580, ради чего всё и затевалось :)

  • "Эльбрус 801-РС" и Альт Образование у меня дома :)
  • "Эльбрус 801-РС" и Альт Образование у меня дома :)
  •  © altlinux.org

Новостей традиционно много -- на носу выпуск девятой платформы Альта, в т. ч. для Эльбруса, о чём собираюсь рассказать подробней на приближающейся белорусской конференции LVEE.

А вот снимок экрана, чтоб разборчивей было (да, у меня дома специально подобранный IPS-монитор 4:3):

  •  © altlinux.org

Новость, разумеется, с этой же системы и отправляю (вприкуску с голубикой :).

Всё, машинку пора сворачивать и везти на совместный стенд -- но у меня почему-то крепнет уверенность, что и своя домашняя теперь не за горами; какая -- посмотрим, но, скорее всего, всё-таки 101.

Всем доброго дня!

PS: занимающимся эльбрусами по работе может пригодиться появившаяся на альтовой вики информация по портированию прикладного ПО.

PPS: за предоставленную для подъёма/тестов RX580 благодарю Дмитрия Пугачёва из Яндекс.Музея -- кстати, именно там можно спокойно пощупать 801-ю машинку своими руками :-)

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: http://altlinux.org/elbrus
  • 5
    Нет аватара guest
    05.08.1911:12:04

    RX580

    Можно в «Ведьмака» на ультрах поиграть   

    Отредактировано: Александр Жигульских~11:14 05.08.19
  • 2
    Нет аватара Jub
    05.08.1911:12:07

    Своя домашняя теперь не за горами? Эльбрусы уже продают частным лицам?

    • 24
      shigorin shigorin
      05.08.1912:32:34

      Пока нет, но подвижки с сейчас блокирующими это вопросами наконец наблюдаю. (всем привет из МЦСТ!)

  • 1
    Ruslan Ruslan
    05.08.1911:33:20

    Михаил, не в тему: сбор на хостинг OpenNet ещё идёт?

    • 4
      shigorin shigorin
      05.08.1912:34:05

      Да (там ссылка внизу справа). Только не на хостинг, а на новостную ленту -- это весьма трудоёмкое занятие (тоже знаю не понаслышке, когда-то поддерживал на linux.kiev.ua)…

  • 1
    Нет аватара guest
    05.08.1914:03:08

    я понимаю, тест так себе, но просто личный интерес.

    за сколько выполнится команда:

    time pi 10000000 > /dev/null

    там же есть пакет pi?    

    • 8
      shigorin shigorin
      05.08.1914:28:01

      Пакета pi нет и на этой неделе совсем не до тестов (так-то мы периодически на них набегаем). Возможно, уже осенью получится более системно подойти.

      • 1
        Нет аватара guest
        07.08.1919:34:59

        Ну ничего, с удовольствием почитаю хороший обзор с актуальными тестами под родной (для этой платформы) Linux.

  • 14
    Ольга Солопова Ольга Солопова
    05.08.1917:06:56

    Не кидатесь в меня тапком, а объясните пенсионерке: т. е., это будет РОССИЙСКИЙ ПК с РОССИЙСКИМ ПО? И для личных нужд можно будет купить, а не только для военных?

    • 7
      Виктор Гюго Виктор Гюго
      05.08.1918:07:44

      Это будет российский ПК со свободным интернациональным ПО, которое разрабатывается всеми желающими независимо от географии и политики и которое может использоваться всеми желающими и принадлежит всем разработчикам.

      • -1
        Нет аватара guest
        05.08.1919:52:50

        Это в очень радужном мире. А в настоящем — практически все более-менее серьезное ПО с приставкой Open все равно в основном коммитится и мантейнится большими вендорами. Просто они таким образом пытаются использовать внешний коллективный разум в собственных целях и заодно формировать себе позитивную карму. Либо это делается в целях формирования экосистемы для своей продукции.

        В принципе оно конечно и не плохо, просто не стоит думать что без руководящей, вполне себе волосатой, руки коллективный разум способен породить продукт, годный для использования в серьезных приложениях.

        Отредактировано: A S~19:55 05.08.19
        • 4
          Нет аватара guest
          05.08.1921:09:48

          с приставкой Open все равно в основном коммитится и мантейнится большими вендорами.

          Это вы сейчас на каком языке говорите?    

          • -1
            Нет аватара guest
            05.08.1923:25:13

            На это я обычно отвечаю так: раз Вы не понимаете, значит скорее всего Вам это и не нужно понимать.

            Скорее всего у данных слов есть русские аналоги — но я не книжку пишу, чтобы слова подбирать. А использую те, что первыми в голову приходят.

            Отредактировано: A S~23:31 05.08.19
            • -1
              Нет аватара guest
              06.08.1909:24:03

              у данных слов есть русские аналоги — но я не книжку пишу, чтобы слова подбирать. А использую те, что первыми в голову приходят.

              А, вы иностранец. Тогда извините.

              • 4
                shigorin shigorin
                06.08.1909:30:28

                Не, это всего лишь профдеформация -- сам слова стараюсь подбирать всегда (потому что мне важно), и то не всегда получается.

                • 2
                  Нет аватара guest
                  06.08.1911:13:30

                  Очень сложно подобрать аналог слова Commit.

                  Я вчера даже заморочился и поискал — как-то не оч.

                  А как один из главных импортозамещателей и локализаторов у нас — я вообще завидую англоязычным разработчикам чуть более чем постоянно, ибо написание технической документашки на русском это полный ахтунг порой. Там где у них слово — у нас целое предложение может быть, например via plugging/filling/tenting

                  Отредактировано: A S~11:25 06.08.19
                  • 0
                    Нет аватара Nguyen
                    06.08.1912:15:44

                    Очень сложно подобрать аналог слова Commit.

                    Поправка?

                    • 0
                      Нет аватара guest
                      06.08.1912:28:32

                      Нет.

                      По сути это действие осуществляет загрузку изменений в локальный индекс системы хранения версий. Оно осуществляется 100500 раз на дню просто в процессе разработки, а не только при коррецкциях.

                      У нас даже в табличке действий при пожаре написано:

                      1. Git Commit

                      2. Git Push

                      3. Эвакуация

                      Отредактировано: A S~12:39 06.08.19
                      • 0
                        Евгений Бубнов Евгений Бубнов
                        06.08.1916:54:18

                        Ну да, полно дураков, которые ленятся свой житсервер поднять… Даже после новостей, что на житхабе стали блочить физлиц неугодных(в том числе крымчан).

                        • 0
                          shigorin shigorin
                          06.08.1917:13:11

                          Это ортогональный вопрос (организационный, а не технический или лингвистический); но раз уж его подняли -- у нас свой. :)

                        • 0
                          Нет аватара guest
                          06.08.1918:19:23

                          Я если честно не очень понял эту ремарку.

                          У нас тоже свой.

                          От необходимости коммитить и пушить это как бы не избавляет.

                          Правда давольно адово использовать гит для хранения BRD файлов и 3D моделей. По мне так SVN для этого подходит лучше — по крайней мере не приходится надувать локальный реп. Но партия сказала Git, значит Git.

                          Отредактировано: A S~18:25 06.08.19
                      • 1
                        Нет аватара Nguyen
                        06.08.1918:59:15

                        По сути это действие осуществляет загрузку изменений в локальный индекс системы хранения версий. Оно осуществляется 100500 раз на дню просто в процессе разработки, а не только при коррецкциях.

                        Не вижу несоответствий. Впрочем, поправкой называется много чего, а вот «коммит» несёт конкретную направленность. Если уж идёт такое бурное развитие чего-либо нового — пусть и язык пополняется новыми словами.

                        • 1
                          Нет аватара guest
                          06.08.1919:08:36

                          Ну тут видите как.

                          Как правило ИТР пользуется той терминологией, которая:

                          — принята в месте его работы

                          — понятна и прозрачна другим специалистам

                          Она может быть как русскоязычной, так и англоязычной.

                          Как правило она не понятна не специалистам — и это нормально.

                          Но всегда набигают какие-то идейные борцуны за чистоту языка, не имеющие никакого отношения не то что к отрасли, к инжинирингу вообще, и начинают нас учить как правильно общаться.

                          Есть разница между коммитами и бэклогами и «эй мэн, дай мне фидбэк».

                          Отредактировано: A S~19:10 06.08.19
                          • 0
                            RadiantConfessor RadiantConfessor
                            07.09.1908:40:16

                            понятна и прозрачна другим специалистам

                            То есть всё дело в привычке отечественных разработчиков и незнании русского языка иностранными разработчиками. Но дело в том, что специалисты это у вас там — на работе, а тут домашние слушатели, им нужно объяснять на нормальном языке. Они же не планируют с вами работать и вносить изменения в код.

                        • 3
                          shigorin shigorin
                          06.08.1919:19:47

                          Пожалуй, ближайшее чисто русское слово -- «правка», но оно достаточно многозначно: «коммит» -- это правка+описание плюс, возможно, фиксация в системе контроля версий, но может быть и файлик с двумя обязательными компонентами; существенное культурное отличие от «чистой» правки, как мне кажется -- именно в описании: _почему_ и _зачем_ сделано то, что далее изложено в виде разницы кода.

                          Ну и да, по факту термин уже давно прижился. (кстати, в этом предложении заимствованных слов было два -- собственно, содержащие букву «ф» у нас к таковым как бы не поголовно относятся)

                      • 1
                        Нет аватара guest
                        07.08.1919:28:44

                        Ахахаа, шикарно    

                      • 1
                        Нет аватара anpaza
                        30.08.1911:42:49

                        Хреновая инструкция.

                        git push -a

                      • Комментарий удален
                    • 3
                      Виктор Гюго Виктор Гюго
                      06.08.1915:23:33

                      Нет, дословно — «подтверждение», и вот это гораздо ближе чем поправка. Это подтверждённая правка. И уже с этим «commit» <--> «подтверждённая правка» жить сложно, а это ещё не весь смысловой ряд. A S тут прав: перевод терминологии это ад. И коммиты переводить на русский почти так же бесперспективно, больно и печально как переводить на русский «шток, штуцер, штангенциркуль, ксерокс».

                      • 0
                        Нет аватара brat_po_razumu
                        07.08.1905:19:48

                        Ниже дано — это называется фиксацией.

                        • 1
                          Виктор Гюго Виктор Гюго
                          08.08.1922:14:32

                          Фиксация — это неплохо, но есть проблема. «Коммит» существует в русском уже точно более десяти лет, а «фиксация» как обозначение коммита — новодел. С точки зрения «чистоты языка» фиксация ровно такое же иностранное слово, как и коммит, к тому же со своей историей в качестве совсем другого термина. Так что смысл применять термин «фиксация» ускользает. Для новичка это знакомое слово с незнакомым смыслом (и да, с наглядностью не очень — новичку соотнести git commit с «коммитом» гораздо проще, чем «фиксацией», а пересечение с fixup [git commit --fixup …] тоже добавит хлопот), для специалиста это знакомый смысл под непривычным термином с совсем другой историей.

                          Уважаемые радетели за русский язык — я вас прекрасно понимаю, и даже в чём-то вас поддерживаю. Но это всё тщетно. Не нужно бороться с терминологией. Есть только один способ «прогнуть» терминологию — порождать её в процессе работы. Придумали технологию — и весь мир будет говорить «токамак». Постояли в сторонке — принимайте коммиты, хабы, бэкэнды, пуши, компиляторы, парсеры.

                          Отредактировано: Виктор Гюго~22:21 08.08.19
                          • 0
                            shigorin shigorin
                            09.08.1908:47:34

                            Придумали технологию — и весь мир будет говорить «токамак».

                            И не только sputnik, но и zastrugi, между прочим.

                  • 0
                    shigorin shigorin
                    07.08.1900:42:00

                    ибо написание технической документашки на русском это полный ахтунг порой

                    Кстати, как я мог забыть про engcom -- можешь утащить к себе готовый пакет для dict из альта, ну или на сайт заглядывать; это опять Виталик Липатов из Etersoft, между прочим.

                  • 1
                    Нет аватара brat_po_razumu
                    07.08.1905:04:36

                    Commit

                    В указанном контексте это фиксация.

                    написание технической документашки на русском это полный ахтунг порой

                    Ну, ахтунг решается привлечением специалистов. Правда, тут специалистов крайне мало, и зарплата требуется — ну, скажем мягко, выше среднего (среднего не по России — среднего по Москве).

                    Ну, программист — это уже неплохая зарплата. А вот когда тексты по компьютерным делам растолковываешь — это еще повыше.

                    Отредактировано: brat_po_razumu~05:18 07.08.19
                    • 0
                      shigorin shigorin
                      07.08.1909:23:14

                      Фиксация -- слово на «ф», заведомо импортное.    

                      Кстати, да -- техписа толкового подсказать могу, хотя ему с меня и причитается минимум подзатыльник за ляпнутое на эмоциях.

        • 2
          shigorin shigorin
          05.08.1921:29:32

          просто не стоит думать что без руководящей, вполне себе волосатой, руки коллективный разум способен породить продукт, годный для использования в серьезных приложениях

          Видишь ли, способен. Волосатые руки полезли уже в нулевых, по сути, далеко не на ровном месте. И вот что об этом уже много лет назад сказал Анатолий Якушин (который не только военный хирург, но и ИТ-аналитик со стажем):

          Сообщество было живо, когда они стреляли в нас с другой стороны.

          Сообщество живо, когда они перебежали на нашу сторону, по ночам

          жрут тушенку под одеялом, а утром плачут и просят добавки у

          котла. Сообщество будет жить и когда они перебегут обратно.

          Это, кстати, конкретно про IBM было сказано в том числе.

          • -1
            Нет аватара guest
            06.08.1900:33:24

            Это, кстати, конкретно про IBM было сказано в том числе.

            Ты же понимаешь, что я не работаю в IBM? На меня эти подколки не действуют.    

            • 2
              shigorin shigorin
              06.08.1900:38:57

              Я немножко другое имел было в виду -- вот те айбиэмовский ярд и затем второй. Впрочем, Док и по сану прошёлся тем же катком, прекрасно зная тогдашние реалии того же OpenOffice.org.

        • 0
          Виктор Гюго Виктор Гюго
          06.08.1901:04:45

          А в настоящем — практически все более-менее серьезное ПО с приставкой Open все равно в основном коммитится и мантейнится большими вендорами.

          Вы так говорите, как будто остальным запрещено коммитить и мейнтейнить, равно как и становиться крупными вендорами.

          Просто они таким образом пытаются использовать внешний коллективный разум в собственных целях и заодно формировать себе позитивную карму.

          И что характерно — это действительно позитивная карма. И внешний коллективный разум вполне не против, чтобы его использовали для _таких_ целей. И напротив: российские производители софта, зажав в потных лапках сейфы с исходниками своего софта совершенно не желают ни припасть к халявному коллективному разуму, ни коммитить и мейнтейнить, став крупными вендорами. Ну за редким исключением. Яндекс вот немного написал, коммитит, мейнтейнит. Рамблер вот… недокоммитил.

          Либо это делается в целях формирования экосистемы для своей продукции.

          Ну вот давайте нагрянем в Ростелеком, расскажем им, что если они не хотят угробить SailfishOS, они могут сформировать экосистему.

          В принципе оно конечно и не плохо, просто не стоит думать что без руководящей, вполне себе волосатой, руки коллективный разум способен породить продукт, годный для использования в серьезных приложениях.

          И вот тут мы походим к самому главному вопросу — а чем заняты наши волосатые лапы? Может они чем-то не тем заняты?

    • 2
      shigorin shigorin
      05.08.1921:35:39

      Надеюсь, да     (и прилагаю к тому все свои усилия)

  • Комментарий удален
  • 2
    Нет аватара guest
    05.08.1920:47:43

    Мазилафаерфокс — Чей браузер?

    • 0
      Нет аватара guest
      05.08.1920:57:05

      Mozilla Foundation — некоммерческая и неправительственная организация, сам браузер «свободный и открытый» то есть по сути ничей.

      • Комментарий удален
        • 1
          shigorin shigorin
          05.08.1922:04:29

          Здесь, пожалуй, уместно вспомнить Брендана Айка.

        • 1
          Виктор Гюго Виктор Гюго
          06.08.1901:12:06

          Ничто не мешало, не мешает взять gecko/blink/webkit/любой опенсорс движок и выпускать браузер. Например Яндекс так и сделал — взял blink. А мог бы взять gecko, несмотря (и не глядя) на то, где базируется Mozilla Corporation.

          Отредактировано: Виктор Гюго~01:17 06.08.19
      • 2
        shigorin shigorin
        05.08.1921:35:05

        сам браузер «свободный и открытый» то есть по сути ничей.

        Это не так, хотя и с Антоном выше не соглашусь в такой формулировке.

        Вдаваться сейчас не получится, но мой свободный и открытый код -- он, извините, мой в том смысле, что в моей голове содержится понимание того, как что там зачем сделано (хотя это как раз стараюсь тщательно документировать, в т. ч. в коммитах) и куда собирается двигаться (а вот это, извините, порой вообще формализовать-то трудно, не то что задокументировать).

        И тот же редхат этот момент уловил, похоже, достаточно давно.

        • 1
          Виктор Гюго Виктор Гюго
          06.08.1901:14:39

          но мой свободный и открытый код -- он, извините, мой в том смысле, что в моей голове содержится понимание того, как что там зачем сделано

          Я в таких случаях говорю: открытый софт принадлежит тому, кто его пишет. И в той же степени: сделал 1% коммитов — он твой на 1%, 99% - он твой на 99%.

  • 5
    Денис М Денис М
    05.08.1922:20:39

    Интересно когда-нибудь появится отечественная видеокарта.

    • 3
      shigorin shigorin
      05.08.1922:37:36

      2D-ядро во встроенном видеоконтроллере 1С+ -- имени МЦСТ, насколько знаю (от Vivante там только 3D-часть).

  • -1
    Нет аватара guest
    06.08.1912:59:57

    Ударим лаптями по гриндерам буржуйским    

  • 0
    Нет аватара guest
    06.08.1919:38:05

    Неожиданно RX580. Ломаете стереотипы.

    Под такую видяху хорошо бы OLED монитор дома, а не IPS/

    При покупки такого компа я бы корпус сразу на свалку отправил.

    Отредактировано: Андрей Желудков~19:53 06.08.19
    • 0
      shigorin shigorin
      06.08.1920:07:56

      Какие? (если что, карточка вообще яндекс-музейная -- спасибо, добавил в текст)

      Почему -- латентность?    

      • 0
        Нет аватара guest
        07.08.1920:09:38

        Стереотип непроизводительных и старых, в данном случае комплектующих характерных именно для Российского IT. В оригинальной ЭВМ 801, которая на сайте ineum установлена Radeon R5 230/ 14 года выпуска/ Тех процесс 40 нм. А в RX580 даже PCI-E 3 версии + 14 нм / looks good.

        Отредактировано: Андрей Желудков~20:17 07.08.19
        • 1
          shigorin shigorin
          07.08.1922:30:43

          Ну R5 230 там вполне уместна -- это всё-таки рабочая станция общего назначения, а не именно графическая; когда понадобилось -- вот, обеспечили поддержку (собственно, в текущей ОС Эльбрус было уже почти всё совсем на месте, недостающие кусочки заодно задокументировали и, надеюсь, скоро сделают).

          Кстати, «горыныча" с двумя RX сейчас сделать на той материнской плате несколько затруднительно -- под нижним разъёмом кучка всего тянется к передней панели; но как раз на одной RX и одной R5 всё прекрасно получилось.

          А мне тем временем и R5 230 хватает с головой… ну, практически всегда.

          Отредактировано: shigorin~22:31 07.08.19
          • 0
            Нет аватара guest
            09.08.1913:18:38

            На R5 230 video в высоком разрешении не посмотришь на телевизоре.

            • 1
              shigorin shigorin
              09.08.1913:50:10

              Надо попробовать как-нить вечерком утащить у коллеги 4K-монитор, так-то 4K-видео с МАКСа мы с коллегой на этой же R5 смотрели (правда, разрешив smplayer использовать хоть все восемь ядер для декодирования)…

              • 1
                shigorin shigorin
                04.09.1917:34:31

                Быстрее получилось в яндекс-музее; в общем, OSL в 4К выдаёт на удивление неплохую производительность с этой карточкой    

  • 0
    Нет аватара anpaza
    30.08.1911:51:23

    Последний раз, когда сталкивался с драйверами от амд/ати для иксов, оставил тягостное впечатление. Было это, правда, с десяток лет тому. С тех пор — нвидия-онли. Сам не рад, но выбора нет.

    Что-нибудь изменилось?

    • 1
      shigorin shigorin
      30.08.1923:35:26

      Понимаю, сам проходил, но нынешние меня вполне радуют каждый день на 801.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,