Лого Сделано у нас
59

Как менялась география российского экспорта основных товаров за 25 лет

Представляю результаты своего исследования изменений в географии российского экспорта основных товаров за последние 25 лет. Оно базируется на официальной статистике ФТС России, и некоторые страны по факту не являются крупными покупателями российской продукции — но составление реальной картины заняло бы очень много времени, да и принципиально, на уровне регионов, она не сильно бы отличалась.

Отчётные годы: 1994 (иногда из-за отсутствия данных заменён на 1993 или 1996), 2000, 2007, 2013 и 2019. В качестве сравнения добавлен 1987 г. для СССР — это в любом случае интересно, к тому же в большинстве случаев подавляющая часть поставок обеспечивалась РСФСР.

Выбранные товары (представляют все ключевые отрасли): нефть, нефтепродукты, газ, уголь, чугун, сталь, трубы, алюминий, удобрения, каучук, шины, круглый лес, пиломатериалы, фанера, целлюлоза, газетная бумага, пшеница, подсолнечное масло, шоколад, автомобили, холодильники. Рассматривались только количественные показатели, т.к. сравнение стоимостных на больших промежутках времени не очень показательно — слишком сильно разнятся цены (конъюнктура, инфляция).

Лично для меня откровением стала пятёрка основных покупателей наших легковых автомобилей в 1987 г.: Венгрия, Югославия, Великобритания, Франция, Бельгия — хотя я в целом имел представление о его конкурентоспособности в то время. Делитесь своими впечатлениями!

Цветом выделены страны, входишвшие в указанный год в пятёрку лидеров. Для каждого года в таблицу включена пятёрка лидеров, кроме некоторых товаров в 1987 и 1994 г. (ввиду отсутствия полных списков стран).

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

Подготовлено на основе данных ФТС России и справочников «Внешняя торговля СССР».

  • 1
    Нет аватара Юрген
    20.04.2015:24:33

    Германия по экпорту шин на втором месте. В качестве комплектующих? Интерсно, куда ставят.

    • 4
      Нет аватара nabludatel71
      20.04.2016:43:35

      Разве не может быть розница? С учётом того, что у нас многие мировые бренды имеют производства — может быть любой вариант, мне кажется.

    • 5
      Нет аватара Гребень
      20.04.2016:49:42

      Калужский завод Continental. Их и на Шкоды, и на Фольксвагены ставят.

      • -1
        Нет аватара Гребень
        20.04.2016:53:01

        Меня больше 1800тыс. белорусских, и 1500тыс. Финских интересуют. Там весь внутренний рынок меньше!

        • 4
          Нет аватара nabludatel71
          20.04.2017:55:32

          Как-то вы очень скромно внутренние рынки оцениваете. На 2015 г. в Финляндии насчитывалось 2,7 млн машин, в Белоруссии — 3,5 млн. И у части больше 4 колёс, не считая запасок. А ещё прицепы, сельхозтехника и пр. Плюс каждый год несколько десятков тысяч разных машин выпускается. Итого 20 млн колёс в Финляндии и 30 млн в Белоруссии спокойно наберётся.

          http://www.oica.net/category/vehicles-in-use/

          Впрочем, часть финских действительно может идти в другие страны, т.к. это страна базирования материнской компании.

          Отредактировано: nabludatel71~17:59 20.04.20
      • 4
        Нет аватара nabludatel71
        20.04.2016:54:43

        Отгрузки идут в основном из Ленобласти — 2 млн штук в 2019 г., это «Нокиан» (вроде там больше никого нет). 700 тыс. — из Москвы, тут может быть кто угодно, 200 тыс. — из Калужской области, 40 тыс. — из всех остальных регионов (и Татарстан есть, и Ярославль, и даже Алтай).

    • 4
      Нет аватара RIX
      21.04.2012:19:16

      Лет пять обратно была смешная история на ауто.ру.

      Чувак собрался на своей машине в Италию, и друг упросил его купить там шины Пирелли.

      Так как Пирелли российского производства он не доверяет.

      Ну тот купил и привёз, провонял новенькой резиной весь салон.

      По приезду на шинах обнаружилась надпись Made in Russia.

      Единственное, что утешило, так то, что русские Пирелли в Италии оказались дешевле, чем русские же в России.

  • 3
    Нет аватара g1v2
    20.04.2020:02:13

    Крайне интересно. Неистово плюсую. Неплохо было бы продолжить. Даи по импорту такие таблицы тоже интересно было бы посмотреть.

    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      20.04.2020:28:10

      Спасибо. Но импорта не будет — не тема этого сайта.

      А продолжить — в смысле другие товары взять? Предложения?

      • 6
        Нет аватара g1v2
        20.04.2023:52:58

        Химпром, еще цветная металлургия кроме приведенного алюминия.Помнится в 90-е все через прибалтов шло. Еще машиностроение — как бытовые приборы, так и промоборудование. Пищевка всегда интересна. Далее от экспорта можно перейти к пр-ву. В общем мне понравилась крайне удобная разбивка в таблицах, отмечающая знаковые года — перестройка, распад СССР, конец эпохи Ебн,кризис ,последний год перед противостоянием с западом и последний год. Росстат я время от времени посматриваю, но такая краткая сводка куда удобнее.    

        • 0
          Нет аватара nabludatel71
          21.04.2011:05:29

          Химпром? Удобрения, каучук, шины — есть, чего не хватает?

          Цветмет кроме алюминия, увы, не выйдет. У нас медь и никель почти все официально идут в Нидерланды и Швейцарию. Прибалты в этом деле если и участвовали, то ограниченно и как промежуточное звено, официально им даже в 93-94 немного направлялось.

          Пищёвка пока большей частью СНГ ограничивается. Масло, шоколад — где есть прорыв — показал. Пиво/водка имеют разнообразную географию — но запрещены на сайте. Мука, пожалуй, подошла бы. Сахар — очень эпизодический у нас, да и тоже СНГ ограничивается.

          Про машиностроение писал — трудно выбрать товар, где бы количество было показательно. Тракторы/комбайны — более-менее, но там картина не очень выйдет.

          Подумаю ещё.

          удобная разбивка в таблицах, отмечающая знаковые года

          Спасибо, старался.

  • 2
    Нет аватара gdjx
    21.04.2000:00:46

    Статья вызывает очень спорные чувства.

    С одной стороны, лес-кругляк — огонь! Сумели победить! Зерно — очень круто!

    А с другой — все представленные «позитивные» таблицы — это товары-с-не-очень-высокой-добавленной-стоимостью. По автомобилестроению мы после завершения «дотационного» экспорта провалились. Было бы интересно посмотреть на экспорт услуг и продукции РосАтома в сравнении с СССР. Экспорт вооружений в сравнении с СССР. Экспорт ЖД техники. Что ещё мы наукоёмкое и «дорогое» экспортируем?

    • 2
      Нет аватара termometrix
      21.04.2004:54:05

      По валу СССР не имел себе равных.И тогда советская экономика была во многом самодостаточной.

      на экспорт услуг и продукции РосАтома в сравнении с СССР.

      Минсредмаш.

      Но нельзя сравнивать ВАЗ 2107 с Лада Веста. Хотя формально стоимостный экспорт сегодня даже может быть ниже или наравне. У современных автомобилей Автоваза экономический эффект,муьлтипликативный эффект для российской экономики сегодня намного больше,ибо современные российские автомибили сложнее,надежнее и долговечнее.Поэтому очень важен и уровень локализации. Та же самая ситуация и с грузовиками.

      Где ЗиЛ 130,при всем уважении,и где современный ГАЗ,Камаз или «Уралец» ?

      Зы. Честь и слава Советскому Союзу ,он тогда действительно чуть ли не все товары самостоятельно делал, от, А до Я. Слава советским инженерам,техникам рабочим.

      Отредактировано: termometrix~17:58 21.04.20
      • 2
        Strange Hunter Strange Hunter
        21.04.2009:17:25

        Советские автомобили(и не только) шедшие на экспорт широко оснащались импортными комплектующими — ставили в двигатели купленные за границей подшипники, сальники, поршни и поршневые кольца, на сами автомобили — топливные и тормозные шланги, аккумуляторы и ещё много всякого. А на «Москвич-2140SL» изначально разрабатывавшийся в попытке вернуть экспортные возможности 412-му семейству ставили ко всему прочему югославский пластик, немецкие фары, английские тормоза. Мотоцикл «Иж-Планета-Спорт» поначалу был такой же советский, как нынешние «Уралы» — российские: японские амортизаторы, поршень с кольцами, подшипники и сальники, карбюратор, генератор, насос раздельной смазки, блоки переключателей на руле, немецкие фара и блок приборов, венгерский аккумулятор итп. Впоследствии большинство позиций «импортозаместили» заодно «оптимизировав» конструкцию, в результате мощность двигателя упала с 32 до 28 лошадей, сильно снизились надёжность и ресурс.

      • 1
        Александр Постников
        08.05.2000:25:59

        Современные автомобили не надежнее и не долговечнее. Они рассчитаны чтобы откатать 100 тысяч км или 5-7 лет, и «посыпаться», причем с таким расчетом, чтобы ремонт был экономически нецелесообразен и чтобы владелец, едва рассчитавшись с кредитом, пошел за новым кредитом и новой тачкой.

        Миллионники остались в 90-х    

        Отредактировано: Александр Постников~00:26 08.05.20
    • 1
      Нет аватара nabludatel71
      21.04.2010:01:19

      А с другой — все представленные «позитивные» таблицы

      У меня ни слова не было о «позитивности». Я написал «основные товары».

      И сравнение — количественное, т.к. по стоимости сейчас всё будет дороже, чем 30 лет назад, даже если объёмы упали в разы. Штуки в машиностроении мало где показательны. Грузовые вагоны были в числе кандидатов, но у них очень узкая география — 10 стран на всю таблицу вышло бы, и почти без изменений.

    • 1
      Нет аватара nabludatel71
      21.04.2010:13:39

      Экспорт ЖД техники.

      Да, с вагонами ещё в чём проблема. У СССР их практически не было в экспорте (разовые поставки по несколько сот штук то Монголии, то Кубе и т. п.), у России до 2000 г. в публикациях таможни не было количества. Давать пустые полтаблицы — как-то некрасиво.

      Есть мысль про ж/д отдельную публикацию по экспорту в 2010-е сделать. Может, получится.

  • 1
    Strange Hunter Strange Hunter
    21.04.2009:08:45

    Советские автомобили в капстранах продавали за копейки, получался курс доллара 4-6 рублей(ВАЗ-2106 стоил в СССР 8000 рублей, в европах порядка 1500-2000 долларов), потому и объемы были относительно большими. Продавали по сути дешевле себестоимости т.к. нужна была валюта.

    • -1
      Нет аватара nabludatel71
      21.04.2009:55:37

      Продавали по сути дешевле себестоимости т.к. нужна была валюта.

      Вряд ли. Для валюты тогда были нефть и газ. Да и понятие себестоимости в плановой экономике — относительное. В любом случае, надо сравнивать не с ценой для населения, а ценой завода-изготовителя. Любой товар продаётся с определённой наценкой (даже при социализме) и на востребованные непродовольственные товары наценка в СССР была немаленькая.

      ВАЗ-2106 стоил в СССР 8000 рублей, в европах порядка 1500-2000 долларов

      Я помню цену «Жигулей» 6 тыс. руб. На экспорт в 1987 г. легковушки ушли в среднем по 1,9 тыс. руб. Но, опять же, за границей они по этой цене не продавались в салонах. Доставка, пошлины, наценка — всё это цену приобретения поднимало.

    • -6
      Нет аватара termometrix
      21.04.2009:59:06

      нужна была валюта.

      Как и сейчас между прочим. Продают золото за бугор в обмен на баксах.Тогда хотя покупали реальный продукт-фуражное зерно.И позже гайдаровцы и ВШЭ,РЭШ кричали «Мол советская экономика неэффиктивная». Конечно «неэффективная», когда берешь отдельные показатели,но зато была многоукладной,намного равномернее сбалансирована нежели сейчас. Что и хорошо видно на таблицах.

      Разве один человек,один индивид, может быть олимпийским чемпионом по всем видам спорта ?!

      А Советский Союз принимал участие «во всех видов экономического,материального и не только материального спорта».

      Да и внешняя торговля вовсе не является атестатом для мощи и эффективности одной экономики.Есть целый набор технико-экономических показателей.

      Нельзя конкуривовать свою продукцию с транснацональными корпорациями со всего мира наравне,наравне в стоимостном и качественном выражении.Аксиома.

      Один завод в России и СССР или Восточной Европы не может конкурировать самостоятельно с ТНК «Золотого миллиарда»,он может конкурировать только когда стоимость его продукции намного ниже,это означает вечное финансовое,научное и технологичное отставание для граждан и экономики более бедных стран по сравнению с Западом.ТНК это более сложная,разветвленная и соотвественно наукоемкая система разделения труда.

      Где тогда выход?

      Очень просто: кооперация,тотальное сотрудничество в области накуоемких отраслей между странами «Второго и Третьего мира»,лишь тогда углубляется разделения труда между предприятиями этих стран ,повышается синергетический эффект и соотвественно резко вырастет совокупная производительность труда,соотвественно они самостоятельно начинают обрабатывать свое сырье,а не ввозить его в странах Золотого миллиарда вместе с добавленной стоимостью и получать оттуда обратно уже готовый продукт,загружать оптимально свою рабочую силу,развивать свою науку и НИОКР,постепенно выбивая из своих рынков продукцию развитого «Золотого миллиарда».Это означет постоянный прирост наукоемких отраслей у более отсталых стран,но это означает и конец «Золотого милларда»,вот почему он постоянно не позволяет объединение и разделяет,разжигает рознь между странами «второго и третьего мира».

      Это должны услышать все: и в Азии,и в Л.Америке,Африке,СНГ,на Украине особенно,в Восточной Европе-особенно. Это объективная и элементарная аксиома,прописная истина. Математическую модель этой аксиомы назвал в честь Изборского клуба и норвежского экономиста Райнерта.

      Нужен интернационал мирового «плебса» в области наукоемких отраслей.Это и есть солидарное развитие,это и есть выход из тупика отставания.Нравится кому-то из наших бывших товарищей из Европы и остального мира или нет-это его проблема.Иначе…будем постоянно слушать как якобы мир «изменился»,как осталось чуть-чуть «догнать» западного мира однако это невозможно в рамках модели экономического взаимодействия Развитый мир-Остальной мир по фрагментам.

      Остальное-иллюзии,"фабрика для иллюзий",которую запускает постоянно ЗМ:"мол делайте как мы делаем и один день заживете и получите тот пирог в мировой наукоемкой экономике,который есть у нас". И до сих пор наивные верят.

      Отредактировано: termometrix~09:44 22.04.20
      • 2
        Нет аватара termometrix
        21.04.2013:11:04

        Последовательно критикуя теорию Рикардо, Райнерт отмечает, что свободная торговля выгодна только при условии сопоставимого уровня развития торгующих стран, а в случае большой разницы в развитии свободная торговля обогащает развитую страну, вгоняя бедную все глубже в бедность и неравенстве

        «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» («How Rich Countries Got Rich… and Why Poor Countries Stay Poor»)

        Отредактировано: termometrix~13:16 21.04.20
  • 1
    Winnypux Winnypux
    23.04.2023:58:57

    В Панаму в 1994 году аж 19 тыс. авто отгрузили, это чего так? Есть версия, что часть советских поставок грузовиков в Ирак, Эфиопию и Афган были по сути в подарок.

    Кто у нас за 30 лет стал самым главным экспортером авто в мире? Китай наверное?

    В КНДР, оказывается, в 1994 грузовики поставляли. Может они просто дешевые были? Там вроде как к 1994 году уже кризис был

    Отредактировано: Winnypux~00:00 24.04.20
    • 0
      Нет аватара nabludatel71
      27.04.2017:11:45

      В Панаму в 1994 году аж 19 тыс. авто отгрузили, это чего так?

      Просто посредник/офшор, где была фирма зарегистрирована. Думаю, в Словению тоже вряд ли по 10-15 тыс. штук в год отправлялось. А сейчас Латвия играет такую роль — туда машины идут только на погрузку на корабли, в стране пара сотен остаётся.

      Встречал, кстати, информацию, что в 90-е у АвтоВАЗа были разные мутные схемы с псевдоэкспортом — так что возможно реально меньше машин за рубеж отправлялось.

      Кто у нас за 30 лет стал самым главным экспортером авто в мире? Китай наверное?

      Япония и Германия — как были, так и остаются. Только в 80-е Япония имела преимущество, а сейчас у них примерно равные показатели.

  • 0
    Alex63 Alex63
    25.04.2010:00:43

    Ох уж эти Виргинские острова в 2000 году   

    • 0
      Нет аватара nabludatel71
      27.04.2017:13:40

      Да. Ирландия в середине 90-х — то же самое. А ещё Гибралтар, о-ва Кайман, Кипр и остающаяся по сей день Швейцария. Хотя шины в Швейцарию реально экспортируются, в её статистике такие же объёмы из России.

  • -1
    Александр Постников
    08.05.2000:11:47

    Сравнение экспорта автомобилей в 1987 и 2019 расставляет все точки над «i» — наглядно показывая, что стали сырьевой державой.

    Еще можно сравнить экспорт телевизоров, фотоаппаратов, самолетов (особенно гражданских), мотоциклов, велосипедов, тракторов, комбайнов, экскаваторов, станков в 87 году и в 2019. Будет совсем все печально    (

    Отредактировано: Александр Постников~00:18 08.05.20
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,