MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
02 июля 67
49

Российская космонавтика: есть ли основания для гордости?

Отличная статья вышла на хабре. Не мог не перепостить. 

__________________________________________________________________________________________________


В последнее время на Хабре не утихают споры о состоянии дел, достижениях и провалах отечественной космонавтики. Накал этих споров и используемые аргументы просто требуют обзорной статьи, попытку создания которой я и представляю вашему вниманию.

[читать статью полностью...]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: habrahabr.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 4
    Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 15:37:19
    Именно! +!
    Я просмотрел более раннюю статистику по запускам и получается примерно тоже самое:
    Например:
    В 1971 92 запуска - 10 неудачных (в т.ч. Протон с блоком Д)
    В 1972 79 запусков - 6 неудачных (в.т.ч. Протон со станцией типа Салют)

    Такое же соотношение +/- и в остальные года.
    Отредактировано: Vasisualiy~15:38 02.07.13
    • 1
      Нет аватара guest02.07.13 15:40:17
      Я смотрела с 2000 года когда господин Владимир Путин пришел к власти!Просто раньше посмотреть я как то не додумалась
      • 2
        Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 15:49:50
        Вот еще
        1993 год 48 пусков - 2 неудачных (в.т.ч. Протон с ДМ)
        1995 год 33 пуска - 2 неудачных
        1996 год 27 пусков - 4 неудачи (в.т.ч. 2 Протона с ДМ)
        1999 год 28 пусков - 2 неудачи (оба Протона с ДМ)
        Отредактировано: Vasisualiy~16:03 02.07.13
        • 1
          Нет аватара guest02.07.13 15:50:38
          Одна ракета "Протон" и вечно с ней проблемы!В чем такая тенденция?
          • 2
            Нет аватара guest02.07.13 15:56:18
            Не только РН Протон, но и РБ Бриз. В общем, если к запуску приложило руку ГКНПЦ им. Хруничева – жди неприятностей...
            Отредактировано: megamashina.livejournal.com~15:57 02.07.13
            • 3
              Нет аватара guest02.07.13 15:57:03
              Ох не знаю!Я просто вижу проблему что именно ракеты "Протон" более проблемные может и упустила чего!
              Отредактировано: openid.yandex.ruOliviaSpa~15:57 02.07.13
            • 0
              Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 16:01:38
              В данном случае разгонным блоком был ДМ-03
              А это РКК Энергия
              • 2
                Нет аватара guest02.07.13 16:08:11
                На видео катастрофы видно, что неполадки были в управлении первой ступенью, а это Протон, т.е. ГКНПЦ им. Хруничева.
                • 0
                  Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 16:29:09
                  На видео катастрофы видно, что неполадки были в управлении первой
                  ступенью, а это Протон, т.е. ГКНПЦ им. Хруничева.

                  Её от старта сразу потащило влево.
                  • 1
                    Нет аватара guest02.07.13 17:23:44
                    Самое вероятное – отказ одного из двигателей первой ступени.
              • 1
                Bdd Bdd02.07.13 19:32:53
                тоже обратил внимание что вторая партия глонасов это протон+дм, а протоны+бриз летают. Но, не разбираясь, не пойму - вроде данный РБ не может повлиять на старт - он же в голове ракеты, а тут такое впечатление что одно сопло ( или пара) перестали работать и ракету повело, а из-за вращения в разные стороны болтало
          • 3
            Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 16:00:04
            Сложно сказать.
            Видимо есть где-то узкое место, какая-нибудь грёбаная деталюшка, требующая особо точной обработки.

            Во всяком случае аварийные системы сработали и увели ракету в сторону от стартовых столов
            • 2
              Нет аватара guest02.07.13 16:03:14
              Да вот это мне и не нравится!Простите что говорю про это!Неужели просто нельзя всё всё проверить перед тем как отпустить ракету в свободное плавание?
              • 6
                Vasisualiy Vasisualiy02.07.13 16:04:45
                Можно, но чтобы проверяющий проверил всё, за ним должен стоять комитетчик и постоянно пинать и пинать, говоря грозные страшилки.
                • 2
                  Нет аватара guest02.07.13 16:05:57
                     вот это и надо делать!А то пряник есть а кнута нет!в таких стратегических отраслях должен быть кнут и пряник!Хотя может я и ошибаюсь!
              • 4
                Нет аватара guest02.07.13 16:11:04
                Меня уже 2 года не отпускает мысль, что кое-где в цепи проектирования/сборки Протонов и Бризов действует диверсионная сеть. И пока ее не выявят, никакой контроль качества не поможет.
                Отредактировано: megamashina.livejournal.com~16:11 02.07.13
                • 2
                  Нет аватара spr-75702.07.13 16:14:17
                  Бардак там действует.
                  • 4
                    Нет аватара guest02.07.13 16:18:51
                    Штирлиц в лесу напоролся на сук, суки с визгом разбежались, визг бежал первым...
                • 3
                  Нет аватара guest02.07.13 16:19:07
                  Действительно где-то неполадки кроются!Ребятам надо устранять или заменять что-то!ну это не дело!Дело не в деньгах а в репутации страны!Простите отвлеклась немного!
                  Отредактировано: openid.yandex.ruOliviaSpa~16:22 02.07.13
                • 3
                  Нет аватара guest02.07.13 17:30:02
                         Диверсионная сеть в кабинетах эффективных манагеров.))
          • 0
            Нет аватара Markov03.07.13 20:25:03
            Слишком сложная по нынешним временам ракета. Проектировалась в 60-х и унаследовала с тех времен слабые движки. Если на Протоне с РБ фактически имеем 4 ступени и 12 маршевых двигателей, то на том же Ариане-5 - 3 ступени и 4 двигателя, причем половина из них - "дубовые" РДТТ. Чем больше деталей - тем больше вероятность, что хоть одна да откажет.
            • 0
              Нет аватара guest03.07.13 20:27:01
              Я слышала что вроде бы вместо "Протона" будут запускать "Ангару" с какого года!Повлияет ли оно на что-то в техническом плане?

              Спасибо вам за мнение!
              • 0
                Нет аватара Markov03.07.13 20:35:53
                ИМХО, будет только хуже. Имея в загашнике мощнейший РД-170 и, более того, выиграв конкурс на постройку Ангары с 3-хступенчатым и 3-хдвигательным проектом, впоследствии хруничевцы этот проект без всякого конкурса переделали под маломощный РД-191. В итоге Ангара с РБ тоже будет с 4 ступенями и 7 двигателями, то есть пойдет по тем же граблям. Прибавьте к этому "детские болезни" новой РН.

                Впрочем, пока что хруничевцы от Протона и не собираются отказываться.
                • 0
                  Нет аватара guest03.07.13 20:37:24
                  поживем-увидим!Просто слабо разбираюсь в этих ракетах но просто хочется чтобы они уже не падали   
                  • 0
                    Нет аватара Markov03.07.13 20:43:45
                    Как нас учит старый анекдот - даже чугунный шар можно расколоть или потерять в пустой комнате. Ракеты падали и будут падать. Не хочется, чтобы они падали чаще привычного...
                    • 0
                      Нет аватара guest03.07.13 20:46:49
                          точно
        • 0
          Нет аватара termometrix02.07.13 16:09:55
          Каждый год Протон-М создает проблемы.
        • 2
          Нет аватара termometrix02.07.13 16:34:04
          Список космических запусков СССР в 1980 году
          Количество запусков: 89 Успешных запусков: 87
          1982
          Количество запусков: 108 (рекордное количество годовых запусков в СССР.Мировой рекорд) Успешных запусков: 99
          Список космических запусков СССР в 1984 году
          Количество запусков: 97 Успешных запусков: 96
          Список космических запусков СССР в 1985 году
          Количество запусков: 100 Успешных запусков: 97
        • 3
          Tezen44 Tezen4402.07.13 17:34:24
          Сегодня по википедии пересчитал за 70 - 80 и последние 10 лет. Вот что насчитал:
          70 - 79. 806 пусков 43 аварии (5.33% )
          80 - 89. 953 пуска 26 аварий (2.72% )
          2002 - 2012. 290 пусков 17 аварий (5.86% )
          Отредактировано: Tezen44~17:34 02.07.13
          • 0
            Bdd Bdd02.07.13 19:36:55
            и что вы этим хотите сказать? ведь любые данные можно подать под нужным "соусом". если взялись писать то и давайте 90-99 и 00-09
            • 0
              Tezen44 Tezen4402.07.13 19:39:28
              Просто мне в таком виде задавали на рамблере вопрос.
              • 5
                Bdd Bdd02.07.13 21:01:13
                я вас не обвиняю, но диапазоны стоит брать аналогичные, потому посчитал и добавляю:
                90-99 436 пусков, 22 неудачных (5,04%)
                00-09 261 пуск, 13 неудачных (4,98%)
                получается самым успешным было десятилетие 80-89 и по количеству и по безаварийности
        • 1
          Нет аватара mancunian02.07.13 19:17:37
           http://megaslav.livejourn...18#t30490318]Вопрос  не в колве запусков, а в проценте аварийных. Внезапно имеем за крайние шесть лет шесть факапов Протона и один скомпенсированный, когда ошибку носителя исправили доразгоном КА на собственных движках.

          6 из 58 пусков.

          А за предыдущие 15 - период с января 1992 по начало 2007- имеем 127 пусков и 4 неудачи. Есть разница? Есть, и называется она - падение надежности носителя. Внезапно, с 2007 года начиная.[/url]
      • 0
        Нет аватара mancunian02.07.13 19:16:06
         http://megaslav.livejourn...hread=30490318#t30490318]  Вопрос не в колве запусков, а в проценте аварийных. Внезапно имеем за крайние шесть лет шесть факапов Протона и один скомпенсированный, когда ошибку носителя исправили доразгоном КА на собственных движках.

        6 из 58 пусков.

        А за предыдущие 15 - период с января 1992 по начало 2007- имеем 127 пусков и 4 неудачи. Есть разница? Есть, и называется она - падение надежности носителя. Внезапно, с 2007 года начиная.[/url]
        Отредактировано: mancunian~19:19 02.07.13
        • 1
          Нет аватара guest02.07.13 19:50:29
          не спорю!Но дело в качестве выполнения работы ракеты (вернее в ее создании)если будет ракета недоделанная вы хоть чистейшее топливо туда заливайте она не полетит!А если она сделана без изьянов тогда и не будет вопросов!Просто может я не права но с идеями у нас проблем нет а вот с реализацией дела хромают!
          Отредактировано: openid.yandex.ruOliviaSpa~19:56 02.07.13
          • 1
            Нет аватара ministra_magi02.07.13 20:22:01
            Аварий ракетоносителей из-за некондиционного топлива НЯЗ, за всю историю космонавтики не было, а из-за всевозможной технической мелочи (забытая гайка в топливопроводе и т.д.) огромное множество.
            При сложности современных тяжёлых космических ракет и выводимых ими космических аппаратов в сотни тысяч деталей невозможно исключить определённого процента брака.
            • 0
              Нет аватара guest02.07.13 20:22:40
              Но все же отчего случаются аварии и неудачные запуски?
              • 2
                Нет аватара ministra_magi02.07.13 21:16:38
                В основном брак в мелких, но критически важных для функционирования ракеты деталях. Когда вы покупаете комплектующие в компьютерном магазине, то возможно, знаете, что жёсткий диск с вероятностью 0,1% (1 из 1000) может быть неработоспособен ещё с момента отправки с завода, потому что его пропустил контроль качества. В случае ракетоносителя эта вероятность ниже на два-три порядка, но она срезается пропорционально большей сложностью, транспортировкой по железной дороге (особо габаритные узлы-на фюзеляже самолёта) и окончательной сборкой на космодроме.
                Индустриализация процесса (сейчас, по сути, речь идёт о штучном производстве разных и несовместимых ракет) с переходом на конвейерное производство ракетоносителей из 2-3 вариантов ступеней с тысячами запусков в год (желательно-с единственного гигантского космодрома в Африке или Южной Америке) поможет снизить эту вероятность ещё на пару порядков, но при текущей политической обстановке на планете и потребностях в стартах она нереальна.
                С долгоживущими спутниками и АМС также важную роль играет доведённость конструкции и бортового ПО, поскольку они зачастую являются единственными в своём роде.
                • 0
                  Нет аватара guest02.07.13 23:26:58
                  интересное мнение!Спасибо!
            • Комментарий удалён
            • Комментарий удалён
            • 0
              Нет аватара guest02.07.13 20:36:19
              https://www.youtube.com/watch?v=WyKJQ4eTYVw
    • -1
      Нет аватара guest02.07.13 17:27:08
      Не знаю,ты бы ещё за 60-е взял статистику.) Я смотрел статистику за 1984 - 97 стартов и ни одной аварии. Может год такой попался,но факт на лицо. А по поводу сегодняшнего утра - деградацию технологической сферы и эффективных манагеров никто не отменял.
      • 0
        Tezen44 Tezen4402.07.13 17:38:44
        По моим данным в том году была 1 авария (18 июня, Союз. Спутник "Ресурс Ф1") и один частично удачный пуск (15 мая. Энергия. Нагрузка "полюс")    

        Извиняюсь - за 87 посмотрел (   )... Сейчас за 84 гляну
        Отредактировано: Tezen44~17:40 02.07.13
      • 0
        Tezen44 Tezen4402.07.13 17:42:18
        Тоже есть авария: Циклон 3, 27 ноября. Нагрузка "Метеор 3"

        А вообще самое большое количество пусков было в 82 - 108 пусков. Но и аварий 9
        Отредактировано: Tezen44~17:44 02.07.13
    • 0
      Нет аватара Rockets02.07.13 20:54:09
      В 1971 92 запуска - 10 неудачны

      А с 67 по 70? на пример