Лого Сделано у нас
96

Якутский мегапроект на финише

В Якутии скоро будет запущен в постоянную эксплуатацию последний участок Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). Генеральным подрядчиком строительства 800-километровой железной дороги, которая связала республику с БАМом и Транссибом, является ЗАО «Инжтрансстрой», входящее в строительный холдинг «Трансстрой». В настоящее время строители готовят трассу к сдаче заказчику. До полного ввода магистрали остается несколько месяцев – работы предполагается завершить к концу 2013 года.

Долгая дорога на Север

Участок Томмот – Нижний Бестях протяженностью 436 км – это последняя очередь Амуро-Якутской магистрали, которая стала самым крупным и сложным проектом в области железнодорожного строительства в России за последние 30 лет. По масштабности он может сравниться разве что с Байкало-Амурской магистралью, поэтому неудивительно, что АЯМ еще называют «малым БАМом».

История Амуро-Якутской магистрали берет свое начало в далеком 1975-м. Первые километры были проложены для освоения Нерюнгринского угольного разреза. А в 1985-м постановлением Совета министров было принято решение о продолжении строительства железной дороги до столицы Якутии. Предполагалось, что она придет в Якутск уже в 1994 году, но экономические и политические потрясения в стране разрушили эти планы. Проект активизировался в 1996-м. Нашли средства и возможности. «Трансстрой» развернул свои производственные подразделения на трассе будущей железной дороги.

Через долгие 8 лет с перебоями в финансировании и многочисленными остановками работ дорога добралась до станции Томмот, были уложены 376 км рельсов. На этом участке строи­тели возвели 159 мостов, проложили 187 водопропускных труб, построили станцию Алдан. Участок Беркакит – Томмот был введен во временную эксплуатацию в 2004-м, тогда же открылось пассажирское сообщение.

В 2005 году проект получил продолжение – новый титул «Беркакит – Томмот – Якутск» и новый контракт, который позволил «Трансстрою» построить еще 368 км железнодорожного пути. Дорога до Якутска вошла в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», участниками инвестиционного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО «РЖД». Всего за три года было возведено 85 мостов длиной до 100 м и 2 больших моста через реки Алдан и Амгу, построено 263 искусственных сооружения, а также 8 станций и разъездов.

В 2008-м «Трансстрой» приступил к заключительному этапу строительства – проекту пускового комплекса Томмот – Нижний Бестях, который сегодня вышел на завершающую стадию. Согласно планам в конце текущего года по новой линии протяженностью 436 км должны пойти поезда.

Главное не останавливаться

Весь этот гигантский комплекс работ, включая строительство притрассовой дороги, сооружение станций, технических зданий, разъездов и объектов электроснабжения, начиная с 1996 года выполнял «Трансстрой». Взяв на себя ответственность за реализацию проекта, компания сделала все, чтобы работы не останавливались ни при каких условиях. Более того, как подсчитали эксперты, прокладка дороги Беркакит – Томмот – Якутск велась высочайшими темпами. Средняя скорость составила 123 км в год, что сопоставимо лишь с ударными темпами БАМа. (Для сравнения: скорость строительства железной дороги в Сочи – 12 км в год, ветки Нарын – Луго­кан – 57 км.)

Примечателен и тот факт, что, несмотря на масштабность проекта, себестоимость строительства железной дороги в Якутии меньше, чем у других современных проектов, реализующихся в регионах с менее сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями. Так, цена километра железной дороги по контракту «Трансстроя» составляет порядка 110 млн рублей, а в других проектах – 200–250 млн.

К примеру, на участке Сочи – Красная Поляна строительство железной дороги протяженностью 48 км продолжалось 4 года, с 2009-го по 2013-й. Эта трасса проходит также в непростых гео­логических условиях – в горной местности, но ее сооружение обошлось в семь раз дороже АЯМ.

И первое, и второе свидетельствует о том, что «Трансстрой» обладает высочайшим уровнем компетенции строительства железных дорог в экст­ремальных условиях. Уникальным является также опыт компании по организации работ в труднодоступных районах. Строительство велось даже в суровые зимы, а ведь морозы в Якутии нередко бывают за 50 градусов.

Амуро-Якутская дорога уникальна во многих смыслах. К примеру, она проложена на участках с вечной мерзлотой. «На всем маршруте много так называемых ледовых комплексов – ледяных жил, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Инжтрансстрой» Али Ширин оглы Алышов. – Отчасти дорога экспериментальная. В процессе ее проектирования и строительства было написано множество диссертаций и научных работ, главная тема которых – сохранение мерзлоты. На всех участках, где мерзлота особенно близко к поверхности, мы монтировали специальные установки для сохранения низких температур основания дороги, чтобы вокруг строительных конструкций не размораживалась почва». Перед проектировщиками и строителями стояло немало сложнейших инженерных задач, но со всеми они справились.

Новая жизнь в краю вечной мерзлоты

Построенная «Трансстроем» железная дорога даст новый импульс развитию Якутии как в социальном, так и в экономическом плане. После ввода АЯМ в эксплуатацию она выйдет из сезонной транспортной изоляции – юг самой большой по территории республики России будет иметь круглогодичную связь с федеральной транспортной сетью. Железная дорога Томмот – Нижний Бестях позволит организовать всесезонную поставку грузов и обеспечит бесперебойное пассажирское сообщение.

Якутия – один из самых богатых регионов с точки зрения полезных ископаемых. Только в зоне прохождения железной дороги запасы природных ресурсов оцениваются примерно в $200 млрд. Трасса сделает возможной разработку новых месторождений. В общей сложности АЯМ обеспечит или упростит доступ к более чем 1,5 тыс. месторождений различных полезных ископаемых, в том числе железных руд на станции Таежная, а также единственного на Дальнем Востоке месторождения фосфатных удобрений (разъезд Селигдар). Запущенное движение по части ветки позволило уже освоить несколько месторождений, в том числе каменного угля (разъезды Денисовский и Чульмакан).

Железная дорога имеет также огромное социальное и демографическое значение. Еще в процессе строительства она связала 20 поселков и городов Южной и Центральной Якутии. Вдоль трассы растут поселки, строятся предприятия, дорога обеспечивает работой местное население, люди обретают стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Дальше – на Магадан

Между тем, как полагают эксперты, эффект от дороги был бы еще больше, если бы ее продлили на север.

В нынешнем виде магистраль нельзя считать завершенной. Грузы будут доставляться до Нижнего Бестяха, а дальше их транспортировка опять будет зависеть от короткого якутского лета и малого срока навигации. Из-за отсутствия железной дороги север рес­публики не сможет развиваться, компании туда просто не придут.

По мнению жителей Якутии и республиканских властей, Амуро-Якутская магистраль не должна заканчиваться в Нижнем Бестяхе. Ее следует довести до Якутска и дальше на северо-восток. Правильно было бы проложить от нее участок до Магадана – богатейшего региона, который, к сожалению, также не имеет хорошего транспортного сообщения, что не позволяет использовать его потенциал.

Безусловно, все это проекты будущего, но идея, выдвинутая еще в 1904 году, – соединить железной дорогой два континента: Евразию и Северную Америку – завораживает сегодня многих. Это был бы суперпроект, достойный великой страны.

Евгения Егорова

  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение

Вокзал ст.Алдан

  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение

Вокзал ст.Томмот

  • Изображение
  • Изображение

Карьер у ст. Курнах. Вскрышка месторождения золота

  • Изображение
  • Изображение

Конечно станций с разъездами маловато, 31 шт. на 809 км, в среднем 26 км перегон. Максимальный, кстати, 79 км (Кюргелях - Ханиердах). Для одноколейки это очень-очень мало.

Основная проблема с последним участком, до Якутска - дорога идёт по правому берегу Лены, а Якутск - на левом. Нужен мост. А условия там для моста неприемлемые. Даже в СССР не осилили.

Дорогу до Нижнего Бестяха протянули уже в 2011м, а вот когда сделают ветку до самого Якутска?

Итак, мост на левый берег строить будут не совмещенный - не окупается - а только автомобильный:

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного моста через реку Лена в районе Якутска, говорится в сообщении ведомства.

Предполагается, что расходы государственного бюджета на строительство объекта составят не более 40,25 млрд руб. в ценах 2013 г. При этом планируется привлечь более 17 млрд руб. частных инвестиций на все этапы реализации проекта. Общая стоимость строительства нового мостового перехода составляет 46,7 млрд руб. в ценах 2013 г.

В рамках возведения автодорожного мостового перехода предполагается строительство автомобильного моста, автодорожных подходов к нему протяженностью более 21 км и примыкания к трассам «Умнас» и «Лена». «Согласно будущему концессионному соглашению инвестор за собственные и привлеченные средства будет осуществлять проектирование и строительство автодорожного моста, подходов к нему, а также всей необходимой инженерно-технической инфраструктуры», — говорится в сообщении.

Государство, в свою очередь, компенсирует часть расходов концессионера на строительство и эксплуатацию. Кроме того, в соответствии с распоряжением правительства о заключении концессионного соглашения в отношении строительства автодорожного перехода от 2 апреля 2013 г. правительство республики Якутия обеспечит изъятие и безвозмездную передачу в собственность государства необходимых для возведения автодорожного мостового перехода земельных участков, «свободных от прав третьих лиц». Как следует из сообщения Росавтодора, в качестве потенциальных участников этого проекта рассматриваются в том числе Российский фонд прямых инвестиций, Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ и другие.

Как сообщалось, в апреле текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию моста через Лену в Якутске.

Кстати один из немногих мостов через реку Лена есть в Усть-Куте:

Были предложения построить под Леной тоннель, рассказывает сотрудник компании, участвовавшей в роуд-шоу. По объему расходов они сопоставимы со строительством моста, а отдельные технические риски - ниже, но правительство Якутии от этой идеи отказалось, продолжает он: "Нельзя тревожить представителей подземного мира".

  • 3
    Нет аватара Markelov
    21.08.1321:56:19
    Поставил + ,но вот в статье прочитал ,что у властей есть идея продлить дорогу дальше , на сколько я знаю в АЯМ попадает порядка 80% жителей всей республики (взять хотя бы сам Якутск,где живет 300 тысяч). Опять же благодаря новой дороге можно сделать в Якутске хаб и по мере наступления лета производить доставку товаров по рекам в труднодоступные районы(кстати Якутск не имел круглогодичного сообщения с большой Россией), а существующая дорога думаю на долго будет загружена ,благодаря местным месторождениям.
  • 7
    Evgeny46 Evgeny46
    21.08.1321:58:53
    +. Далее Магадан - Анадырь - Аляска?
    • -1
      Нет аватара Markelov
      21.08.1322:07:54
      Думаю пока это проект слишком фантастический - учти ,что по крайней мере сколько в России нужно проложить дороги ,практически с нулевой инфраструктурой в тех местах и сколько с американской стороны + мост через Берингов пролив ...
      • 2
        Bingo Bingo
        22.08.1300:47:02
        Не мост, а тонель. Условия для моста дикие.
      • 1
        Виктор Качурак Виктор Качурак
        22.08.1311:19:35
        /мост через Берингов пролив .../

        Речь когда-то шла о тоннеле...
    • 1
      Нет аватара PolarWolf
      21.08.1323:29:38
      Про Магадан давно разговор идет. Это более-менее реально. Анадырь и тем более Аляска в ближайшие десятилетия фантастика.
    • 0
      Виктор Качурак Виктор Качурак
      22.08.1311:18:04
      / Далее Магадан - Анадырь - Аляска?/

      Очень бы этого хотелось...
    • 0
      Vlad_sts Vlad_sts
      22.08.1314:52:24
      когда обратно Аляску выкупим - тогда да    
  • 0
    vladkrav vladkrav
    22.08.1300:55:19
    А зимою эту железнуюдорогу не заметёт??
    • 10
      sash1234567 sash1234567
      22.08.1304:00:35
      У железнодорожников есть аццкие машины    


      Отредактировано: sash1234567~04:00 22.08.13
      • 0
        GreyWind GreyWind
        22.08.1314:43:08
        Самое оно для зомбиапокалипсиса.    
    • 6
      Нет аватара Geolog1971
      22.08.1304:27:15
      В Якутии очень малое количество осадков зимой, циклоны сюда не заходят. На зиму обычно устанавливается постоянный антициклон, он-то и вымараживает воздух. Создается климат, морозный, ясный, с дымкой из кристаликов льда (чем больше мороз, тем больше дымка), инверсия температур (чем выше в горы тем теплей, в котлавинах морозный воздух застаивается).
  • 4
    Нет аватара diversant2012
    22.08.1306:12:29
    Большое спасибо за статью! Не так давно с двоюродной сестрой перебирали старые фото, на одной мой дядя как всегда в тайге с партией геодезистов. А на обороте написано "Здесь будет вокзал станции Алдан".
  • 0
    lapshin-89 lapshin-89
    22.08.1309:51:30
    Вокзалы шикарные
  • 2
    Нет аватара KapitanBlad
    22.08.1310:26:43
    Возможно я слишком тупой, но я решительно не понимаю такие вот пассажи :
    Нужен мост. А условия там для моста неприемлемые. Даже в СССР не осилили.

    Точно также можно сказать, что СССР не осилил строительство моста на остров Русский во Владивостоке или проходку Северо-Муйского тоннеля на БАМ-е. И что с того? Нынешняя-то Россия осилила!

    Итак, мост на левый берег строить будут не совмещенный - не окупается - а только автомобильный:

    Какая может быть "неокупаемость" моста, если речь идет о нормальном развитии региона, который в несколько раз больше, чем все страны ЕС вместе взятые???


    Лично я считаю, что мост абсолютно необходим и железно и авто дорожный. А будет он совмещенный или раздельный - это уже технические детали.
    • 2
      Нет аватара laperuz
      22.08.1312:11:30
      Лично я считаю, что мост абсолютно необходим и железно и авто дорожный. А будет он совмещенный или раздельный - это уже технические детали.

      Это не только ты понимаешь     Но сил и средств на все не хватает. Поэтому построят сначала автомобильный мост ( он может быть и вантовым), а позже займутся жд. Может к тому времени якуты с подземными жителями договорятся насчет тоннеля.    
      Без жд к Магадану, Петропавловску и Анадырю СМП так и останется региональным маршрутом, а будет чугунка - можно будет всерьез померяться силами с Суэцем.
      Отредактировано: laperuz.livejournal.com~16:30 22.08.13
      • 0
        Андрей Глебов
        22.08.1314:13:51
        Мурманск не в той стороне, разве нет? Да и ЖД к нему давно протянута. Еще лендлизовские грузы возила.
        • 0
          Нет аватара laperuz
          22.08.1316:32:23
          Упс,описАлся, Магадан конечно     Поправил.
      • 0
        Нет аватара Nastya
        04.12.1617:56:44

        Может к тому времени якуты с подземными жителями договорятся насчет тоннеля.

        Хах, тоже надеюсь

  • Комментарий удален
  • 0
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    22.08.1311:22:59
    "+"! Отличная новость!!!
  • 6
    Нет аватара tolmach288
    22.08.1312:23:50
    Новость глобального уровня!
    Меняется мироустройство на всём Дальнем Востоке!
    Давно ждал таких новостей...
    От Аяна, до Чайбухи и Паланы - берега достойные круглогодичного обеспечения комфортности и возможности развития: это - мерило мощи государства и признаки ума народа, его населяющего.
    Окупаемость, в данном случае, это и сохранение самого госудасртсвенного контура поддержки собственной периферии, как бахромы ковра...
    Только обеспечивающий границы центр выживает!!!
    Ура!!!
    Магадан - однозначно должен стать целью и задачей, с Мотыклеем и Балаганным, с Олой и реконструкцией аэропорта в Магадане, для приёма военных.
    Чукотка - да!
    Камчатка - да!
    Это же наши края, браты!-скажут вам потомки казаков, дошедших туда, для всех нас...
    Раз ссылали сильных и достойных, то пора и придти на поддержку!!!
    Как там: До утра продержаться и до обеда простоять - ребята до сумерек уже держат нам Сибирь и Д.Восток!!!
    Низкий им поклон и даёшь полную реконструкцию жизни там, где нам встаёт Солнце!
    Где курит вулкан и проходит лосось,
    Где мишка камчатский и царственный лось,
    Где козы в гольцах и оленей стада,
    Где песня летит и бегут провода...
    Где жив человек, обустроив лабаз,
    Где ходит по тракту железный КАМАЗ,
    Туда, растудыт твою корень! Туда!..
    И снова в пути...ЛЭП,топь, и вода...
    • 0
      Нет аватара diversant2012
      22.08.1312:56:27
      Правильно! Надо приложить максимум усилий в развитие этих регионов, и дать людям которые ещё не уехали достойную зарплату. Запретить продавать за рубеж круглый лес, наладить нормальную а не хищническую рыбную промышленность, сделать авиа билеты АДЕКВАТНЫМИ и т.д. и т.п.
  • 0
    Нет аватара VedMed
    22.08.1312:47:39
    У меня вопрос к специалистам. Применяются ли на АЯМ какие то особые рельсы для эксплуатации в районе экстремально низких температур?
    • -1
      Нет аватара Markelov
      22.08.1313:10:52
      Я не специлист , но предположу что да - морозы там сильные , а при сильных морозах металл начинает лопаться... хотя насколько знаю все рельсы они - легированные
  • -1
    Нет аватара CrazyHummer
    22.08.1313:37:37
    Последний абзац убил наповал - что-то из разряда последних выссказываний на тему смен фаз луны без ведома аллаха. При СССР руководитель, озвучевший такую мысль, лишился бы поста меньше чем за 5 минут.
    • 0
      Zveruga Zveruga
      22.08.1320:18:36
      Власть в Якутске подобна власти в Горном-Алтае. В обоих регионах местные поверия мешают развитию промышленности, инфрастуктуры и бизнеса.
      Отредактировано: Zveruga~20:19 22.08.13
  • 0
    Morfius Morfius
    22.08.1313:56:06
    Отличная новость! +
    Вот только почему шпалы деревянные? Понятно что за счёт этого стройка обходится в разы дешевле. Но деревянные шпалы недолговечны. Будут расходы на частый ремонт и снижение скорости состава. Разве нет?
    • 1
      sash1234567 sash1234567
      22.08.1317:44:15
      На севере - только деревянные. Бетонные от перепадов температур крошатся, а деревянные очень медленно гниют из-за короткого лета.
      • 0
        Morfius Morfius
        23.08.1303:45:17
        Спасибо, теперь буду знать!
  • 0
    Нет аватара IvanRUS
    22.08.1314:10:14
    "+". Сверх - новость, даешь Магадан!
  • 0
    GreyWind GreyWind
    22.08.1314:35:30
    Новость крутая!
    Просто шикарная!
    Сейчас таскаем до Нерюнгри по жд, а дальше на перекладных... Когда будет жд до Якутска - это будет фантастика!
    Новости +++
  • 1
    Leonid Sohor
    22.08.1314:38:25
    Что-то я про высокую скорость строительства не понял. По-моему, Транссиб быстрее строили.
  • 0
    Нет аватара Snowmage
    22.08.1314:58:31
    Новость просто Супер!

    Но есть вопрос к автору - а собираются ли строить вторую колею?? Ибо одноколейка это не очень удобно. Пропускная способность значительно ниже, чем у дороги с двумя колеями. Есть ли какая информация на этот счёт?
    • 1
      sash1234567 sash1234567
      22.08.1317:48:18
      Пока одноколейки хватит. Вторая колея - дело наживное. Да и проще, поскольку грузы для строительства уже можно поставлять круглый год по существующей одноколейке.
      Самое сложное - первая колея: все грузы приходится везти на грузовиках-вездеходах.
  • 2
    Нет аватара pomozoff
    23.08.1311:21:04
    Статья полна эвфемизмов и кривляний, автор походя обливает грязью прошлое, призывает верить на слово без привидениями цифр.
    Итак, поехали:

    > Предполагалось, что она придет в Якутск уже в 1994 году, но экономические и политические потрясения в стране разрушили эти планы.

    Предательство руководителей страны, разрушивших оную, вследствие чего первоочередной задачей стало выжить, а не вести научные исследования или строительство железных дорог в суровых условиях.

    > Дорога до Якутска вошла в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», участниками инвестиционного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО «РЖД».

    Какова реальная доля государственного бюджета в данном договоре?
    Неужто РЖД на деньги только "частных" инвесторов осилило проект и теперь имеет и моральное и реальное право выкатывать такой ошеломительный ценник на свои услуги нашим гражданам?

    > Средняя скорость составила 123 км в год, что сопоставимо лишь с ударными темпами БАМа. (Для сравнения: скорость строительства железной дороги в Сочи – 12 км в год, ветки Нарын – Луго­кан – 57 км.)

    Как нам сравнить скорость 123 км/год с неизвестной из текста статьи скоростью строительства БАМа? Погуглить? Тогда зачем числа 12 и 57?

    > К примеру, на участке Сочи – Красная Поляна строительство железной дороги протяженностью 48 км продолжалось 4 года, с 2009-го по 2013-й. Эта трасса проходит также в непростых гео­логических условиях – в горной местности, но ее сооружение обошлось в семь раз дороже АЯМ.
    > И первое, и второе свидетельствует о том, что «Трансстрой» обладает высочайшим уровнем компетенции строительства железных дорог в экст­ремальных условиях.

    Как узнать сумму финансирования обоих проектов?
    Где подсмотреть количество трудящихся и там и там?
    Как вообще можно без сравнения смет и актов выполненных работ прийти к такому выводу?
    У нас таджики кладут асфальт в суровых ливневых условиях. Быстро кладут! Это говорит о том, что таджики - профессионалы асфальтоукладочного дела?
    Вот с диссертациями у солнечных гостей или там даже с небольшой научной работенкой проблемы, тут сомнений нет. Что опять же не мешает им класть асфальт, решая непростые инженерные задачи, даже по первому снегу!

    > А условия там для моста неприемлемые. Даже в СССР не осилили.
    Покажите, пожалуйста, документ в котором написано нечто вроде - "Мы, лучшие инженеры СССР, не осилили эту неподъёмную задачу!"
    Буран, значит, без пилотов запустить и приземлить осилили, а какой-то мост мозгов не хватило?
    Как можно так походя плюнуть в великих людей, построивших всё то, на чём сейчас, не смотря на двадцатилетние старания либероидов, всё ещё мы живём, и что позволяет сейчас достигать таких целей как эта же железная дорога на Якутск?
    Только размягчение мозга объясняет подобные выпады против своего великого прошлого.

    > Итак, мост на левый берег строить будут не совмещенный - не окупается
    "А не вписавшиеся в рынок могут сдохнуть" Егорка Г.
    В начале говорить о развитии региона, что отсутствие инфраструктуры мешает развитию, а закончить фразой "мост не окупается" может только шизофреник.
    Ладно наши капиталисты находятся на уровне развития мистера Спрутса, но нормальный журналист-то обязан вести мысль сквозь статью! Или сейчас уже новые требования к журналистам? Они просто не осиливают текущие запросы мистеров капиталиствов?

    > Предполагается, что расходы государственного бюджета на строительство объекта составят не более 40,25 млрд руб. в ценах 2013 г. При этом планируется привлечь более 17 млрд руб. частных инвестиций на все этапы реализации проекта. Общая стоимость строительства нового мостового перехода составляет 46,7 млрд руб. в ценах 2013 г.

    40+17=57
    Правильно ли я понимаю, что мост будет на 87% государственным?
    Что и у кого не окупается???

    > Кстати один из немногих мостов через реку Лена есть в Усть-Куте

    Опа! Вот это поворот! Всё таки осилили?
    Ничего, что это единственный мост через Лену и построен строителями БАМа?
    • 0
      alex_koshkin alex_koshkin
      23.08.1317:43:51
      Имхо, все таки "не успели", а не "не осилили"
  • 0
    Нет аватара kazak
    23.08.1320:47:14
    Одна из лучших новостей здесь за последнее время! Теперь нужно дальше: до Магадана и Чукотки...
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,