Лого Сделано у нас
77

На Туапсинском НПЗ завершен первый этап модернизации производства

  • фото: Геннадий Аносов/ РГ
  • фото: Геннадий Аносов/ РГ

Модернизация Туапсинского НПЗ – это фактически строительство нового нефтеперерабатывающего завода без остановки действующего производства. Реконструкция завода позволит существенно нарастить объёмы переработки нефти с 4,5 до 12 миллионов тонн в год, увеличить глубину переработки с 54 до 98,5 процента и перейти на выпуск продукции, соответствующей экологическому классу «Евро-5». 

11 октября введена в эксплуатацию самая мощная российская установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-12. Начало работы установки завершает первый этап модернизации, включающий так же такие крупные объекты как парки сырой нефти и товарных нефтепродуктов, центральная лаборатория, пожарное депо, насосная светлых нефтепродуктов и ряд других.

В результате завершения первого этапа модернизации создано 400 новых рабочих мест. 

 

 

Туапсинский НПЗ в Краснодарском крае входит в структуру крупнейшей российской нефтяной компании – ОАО «НК «Роснефть».

Мощность завода составляет 4,4 млн т (32,2 млн барр.) нефти в год. Завод перерабатывает западносибирскую нефть, которая поставляется по системе трубопроводов АК «Транснефть», а также нефть, добываемую Компанией на юге России и поставляемую на НПЗ по трубопроводам АК «Транснефть» и железнодорожным транспортом. Завод специализируется на выпуске моторного топлива.

Туапсинский НПЗ находится в непосредственной близости от принадлежащего Компании Туапсинского нефтеналивного терминала. Это позволяет поставлять на экспорт около 90% продукции завода. Оставшаяся часть нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке сбытовыми предприятиями Компании, в том числе через собственные АЗС.

Объем переработки нефти на НПЗ составил 4,51 млн т (33,0 млн барр.), что на 13,5% меньше объема переработки за 2009 г. Снижение связано с выводом из эксплуатации во втором квартале установки АТ-3 в связи с проводимыми работами по расширению мощностей НПЗ. Производственные мощности предприятия были полностью загружены, а выпуск нефтепродуктов составил 4,42 млн т. Глубина переработки нефти в 2010 г. составила 52,9%.


Основные показатели работы Туапсинского НПЗ

  2008 2009 2010
 
Мощность завода
млн барр. 38,2 36,6 33,0
млн т 5,2 5,0 4,5
 
Объем переработки
млн барр. 38,2 38,1 33,0
млн т 5,23 5,21 4,51
 
Глубина переработки, % 56,1% 55,3% 52,9%
 
Выпуск нефтепродуктов, млн т 5,11 5,09 4,42
 
в том числе
Бензин (в том числе прямогонный) 1,02 1,06 0,87
Дизельное топливо 1,77 1,71 1,43
Мазут 2,26 2,27 2,07
Прочая продукция 0,06 0,06 0,05

-------------------------------------------------------

Программа развития предусматривает расширения мощностей Туапсинского НПЗ с 5 до 12 млн т (c 37 до 88 млн барр.) в год. Фактически речь идет о строительстве на территории действующего НПЗ нового современного завода с индексом сложности Нельсона около 8 и выходом светлых нефтепродуктов 90%. При этом автомобильное топливо, производимое на НПЗ, будет соответствовать классам 4 и 5 (эквивалент Евро-4 и Евро-5). Туапсинский завод отличается наиболее выгодным географическим положением среди перерабатывающих активов «Роснефти», что определяет высокую экономическую эффективность проекта по расширению его мощностей.

Проект реализуется в два этапа. Первый этап включает строительство установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-12 с секцией гидроочистки нафты, а также объектов общезаводского хозяйства. Второй этап включает в себя строительство установки гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистки дизельного топлива, установки по производству водорода, изомеризации и гидроочистки нафты, установки каталитического риформинга, производства серы, установки флексикокинга.


Ход строительства Туапсинского нефтеперерабатывающего завода(http://www.1egc.ru/foto-rn-tuaps/):


  • 7
    Orlan05 Orlan05
    11.10.1316:02:10
    Пока оформлял материал, новость уже была опубликована - если это не противоречит правилам сайта, то оставляю ее личном блоге. В общем на усмотрение администрации сайта.
    • 5
      Нет аватара brat_po_razumu
      11.10.1316:07:56
      Не противоречит. Тем более, что у тебя - гораздо более подробно дано.
    • 3
      Нет аватара burovik
      11.10.1319:07:52
      Руслан, новость которая была в ленте удалена, скорее всего было упоминание политика, я прочел вашу, вроде все нормально (но еще раз стоит проверить), так что переносите скорее, новость стратегическая, увеличение объема переработки с 4.5 мл. тонн до 12 и глубины переработки с 54% до 98% это что то фантастическое, когда закончится второй этап модернизации будет новый современный НПЗ.
    • Комментарий удален
    • 2
      Нет аватара brat_po_razumu
      11.10.1319:31:53
      Первая новость была rvk удалена - упоминались политические лица.

      Поэтому вынес твое сообщение в общий блог и на главную страницу.

      Примечание: не ставь точку в конце заголовка.
      Отредактировано: brat_po_razumu~20:12 11.10.13
      • 0
        Orlan05 Orlan05
        11.10.1323:10:05
        Примечание: не ставь точку в конце заголовка.
        Понял, спасибо..
  • 3
    NovaM3 NovaM3
    11.10.1316:37:03
    "+" За новость об огромном заводе!
  • 2
    Рома Поташев Рома Поташев
    11.10.1317:19:12
    спасиб огромное
    очень интересно!!
  • 3
    Нет аватара bars_16
    11.10.1320:31:10
    В ходе модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на период до 2020 года нефтяными компаниями будет реализована реконструкция и строительство 124 установок вторичных процессов на НПЗ, заявленных в четырехсторонних соглашениях между ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом.
     http://minenergo.gov.ru/news/min_news/11815.html 

    Правда есть отставание от графика ввода установок.
    • 0
      Orlan05 Orlan05
      11.10.1323:27:20
      Правда есть отставание от графика ввода установок.
      Но какие масштабы модернизации и строительства и кроме того, увеличивается глубина переработки сырья - это уже не просто экспорт одной сырой нефти.
      • 1
        Нет аватара bars_16
        12.10.1300:09:35
        Масштабы действительно огромные и счёт идёт на триллионы рублей,затраченных на модернизацию и строительство новых установок и НПЗ...

        А что касается данной новости, то пока глубина переработки не увеличивается. Установка ЭЛОУ-АВТ предназначена для первичной переработки нефти...Вот с вводом установок вторичных процессов глубина переработки растёт, то есть дополнительно извлекаются светлые фракции...
  • 0
    Gruk Gruk
    11.10.1320:52:37
    Меня единственное что напрягло, так вот это.. - - ..."Туапсинский НПЗ находится в непосредственной близости от принадлежащего Компании Туапсинского нефтеналивного терминала. Это позволяет поставлять на экспорт около 90% продукции завода. Оставшаяся часть нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке сбытовыми предприятиями Компании, в том числе через собственные АЗС."...
    А нам какой бензин пойдет? в объеме 90%... Евро 3?

    Ну и в связи с этим вполне логично...- - - ..." Туапсинский завод отличается наиболее выгодным географическим положением среди перерабатывающих активов «Роснефти», что определяет высокую экономическую эффективность проекта по расширению его мощностей."... я и не сомневаюсь.
    • 1
      Нет аватара bars_16
      11.10.1321:00:54
      Имеется ввиду,что мощности терминала позволяют гипотетически отправлять до 90% продукции завода. А вообще в первую очередь завод будет обеспечивать внутренний рынок,хотя в Краснодарском крае ещё есть 3-4 НПЗ...
      • 1
        Gruk Gruk
        11.10.1321:08:04
        Хмм... продукции завода?... чет я сомневаюсь, что еврогейцы будут брать ВСЮ продукцию завода (Евро - 2,3,4).
        • 1
          Нет аватара bars_16
          11.10.1321:15:06
          Так тот же мазут, к примеру, тоже продукция завода,только относится к тёмным нефтепродуктам, а нпз имеет и терминал для отгрузки мазута...
          • 0
            Gruk Gruk
            11.10.1321:22:52
            Это понятно, да. Я цитирую статью, не более того... "Это позволяет поставлять на экспорт около 90% продукции завода. Оставшаяся часть нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке..."
            • 0
              Нет аватара bars_16
              11.10.1321:35:51
              Это скопировано с сайта РН и висит там давно,периодически,пару абзацев добавляют...Например до сих пор написано, что АВТ-12 планируется сдать в 2012г...
              • 1
                Orlan05 Orlan05
                11.10.1323:33:25
                Например до сих пор написано, что АВТ-12 планируется сдать в 2012г...
                Вы правы, срок окончательной модернизации НПЗ указан 2014 год.. Данную новость собрал с трех источников(сама новость, фото, план проводимых работ и что планируют получить по их окончанию).
                • 2
                  Нет аватара bars_16
                  12.10.1300:00:54
                  И новость хорошая и оформлена отлично...
    • 1
      Orlan05 Orlan05
      11.10.1323:52:19
      А нам какой бензин пойдет? в объеме 90%... Евро 3?
      Первое, что мне попалось по этому поводу в интернете..
      В пресс-службе «Роснефти», говоря о главных трудностях, с которыми компания сталкивается при проведении модернизации, отметили «отсутствие в регионах, где расположены НПЗ, необходимого количества квалифицированных кадров для выполнения строительно-монтажных работ, а также длительный срок изготовления и доставки на площадку крупнотоннажного, технически сложного оборудования».
      «Правительство пытается создать для нефтяников финансовые стимулы к скорейшей модернизации переработки. Главные механизмы, которые сегодня действуют, — это дифференциация акцизов (акцизы на топливо «Евро-4» и «Евро-5» повышаются более низкими темпами, чем акцизы на «Евро-3» и ниже. — «Профиль») и введенная недавно налоговая система «60-66-90», в соответствии с которой экспортная пошлина на темные нефтепродукты выросла до 66% от пошлины на сырую нефть, сравнявшись с пошлиной на светлые нефтепродукты», — говорит Юлия Войтович. Используя эти механизмы, компании, которые уже успели модернизировать свои мощности, могут показать лучшие финансовые результаты. Такую стратегию избрали практически все частные нефтяные компании. «Лукойл», являющийся на этом направлении лидером, перевел все свои российские заводы на производство «Евро-5» еще 1 июля 2012 года. В прошлом году начали производить топливо этого стандарта ТНК-ВР и «Газпром нефть» — последняя планирует полностью перейти на «Евро-4» и «Евро-5» в первом полугодии наступившего года. С середины 2012 года бензин «Евро-5» продается также на всех собственных АЗС «Башнефти».
      Выгода от перевыполнения плана, прописанного в техрегламенте, по подсчетам аналитиков, есть. «Сейчас акциз на бензин стандарта «Евро-3» составляет 9750 рублей за тонну, «Евро-4» — 8560 рублей за тонну, «Евро-5» — 5143 рубля. То есть при продаже бензина «Евро-5» компания экономит на акцизных платах около трех с половиной рублей на литр по сравнению с «Евро-3», получая неплохую прибавку к маржинальности нефтепереработки», — разъяснил «Профилю» аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев. Подтверждают это и в самих компаниях. Как заявили «Профилю» в пресс-службе ТНК-ВР, «дифференцированные ставки акцизов позволяют компании получить дополнительные средства за счет производства более качественного топлива и направить их на развитие НПЗ».

      Выше bars_16 привел данные по планам модернизации НПЗ..
      В ходе модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на период до 2020 года нефтяными компаниями будет реализована реконструкция и строительство 124 установок вторичных процессов на НПЗ, заявленных в четырехсторонних соглашениях между ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом.
    • 0
      Нет аватара Strim
      12.10.1303:56:08
      Цитирую : "Новый Туапсинский завод будет полностью обеспечивать потребности Юга России в моторных топливах, будет в состоянии поставлять нефтепродукты на европейский рынок с использованием глубоководного терминала"
  • 2
    Нет аватара kazak
    12.10.1300:31:58
    Супер!!! Конечным итогом всей этой масштабной кампании по модернизации наших НПЗ должно стать начало систематического втюхивания европейцам нашего бензина и нефтепродуктов вместо сырья. Поспособствуем росту у них безработицы    
    Отредактировано: kazak~00:40 12.10.13
  • 2
    Алексей Котков Алексей Котков
    12.10.1301:24:15
    Постоянно слышу про то, что тупые русские ничего не умеют кроме как гнать на экспорт сырую нефть. Тут не всё так просто. Современный нефтеперерабатывающий завод - это не только высокие технологии. С этим-то у нас проблем нет. Это ещё и очень дорого. Построить такой завод с нуля - это миллиарды долларов. Поэтому, например, в 90-е особо ничего и не строилось. Озаботились этой проблемой только тогда, когда появились свободные средства. Так, с 2005 года по сегодняшний день экспорт переработанных нефтепродуктов увеличился на 25%. С вводом новых НПЗ цифра будет только расти. Продавать бензин вместо сырой нефти намного выгоднее. Страдают от этого только западные НПЗ, ориентированные на российское сырьё. Раньше как было? Мы качаем нефть, продаём её каким-нибудь условным полякам, у которых своей нефти отродясь не было, а они её на своих заводах перерабатывают в бензин. Ну а бензин уже гонят на экспорт в Россию. Слава богу, мы постепенно от этого отходим. Я даже слышал, что некоторые их НПЗ уже на грани банкротства. Но в этом вопросе наши успехи - это их неудачи. Ничего личного. Это бизнес.
  • 3
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    12.10.1301:49:45
    Опоздал.     https://sdelanounas.ru/blogs/42008/ 
    Но добавлю кой-чего из своего варианта:
    Сюжет НТВ: http://www.ntv.ru/novosti/673906/ 
    Для обычного потребителя это означает, что «Роснефть» перейдет на выпуск продукции «Евро-5».


    Вести-24: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1140877&cid=6 
    Модернизация обошлась в 960 миллиардов рублей, мощность завода увеличилась практически втрое — с 4,5 миллиона тонн нефти в год до 12-ти.
    В Туапсе появились новые 400 рабочих мест, в Ижоре и под Самарой — двухмиллиардные заказы на поставку спецоборудования.


    Подробная статья с цифрами: http://www.trud.ru/articl...azhal_na_knopku_pusk.html 
    Арифметика здесь простая: мировая цена тонны сырой нефти — менее 800 долларов, но переработанной в бензин или дизтопливо — уже более 1300 долларов, в авиакеросин — до 1400 долларов. Однако, пока наша страна продает за рубеж в сыром виде почти половину добываемой в России нефти, а в переработанном — лишь около 27% годовой добычи.

    Государственная компания «Роснефть» хорошо понимает ущербность такой торговли и принимает все меры для ее изменения: если в 2012 году объем переработки составил 61,5 млн. тонн (на 6,4% больше, чем годом раньше), то уже через четыре года, с 2017 года переработка нефти в госкомпании вырастет еще на треть и составит 90,4 млн. тонн сырой нефти. С этой целью компания реализует специальную программу модернизации своих НПЗ суммарной стоимостью 960 млрд. рублей.
    Отредактировано: Igor Bulytchev~01:51 12.10.13
    • -3
      Нет аватара oleg_go
      12.10.1304:17:05
      Арифметика простая да неверная, стоимость бензинав Европе (ICE Gasoil) с поставкой в ноябре составила 933 доллара за тонну. Стоимость нефти марки Brend, 111 доларов за барель, что около 800 долларов за тонну нефти. Данные есть на сайте http://www.bloomberg.com/energy/. 

      Не обольщайтесь, когда представители Роснефти говорят о исключительной выгодности его производства, то речь идет только о том, что налогов с бензина они заплатят намного меньше, чем с нефти.
      • 3
        Нет аватара bars_16
        12.10.1310:05:00
        Не обольщайтесь, когда представители Роснефти говорят о исключительной выгодности его производства, то речь идет только о том, что налогов с бензина они заплатят намного меньше, чем с нефти.


        Во-первых, налоговая система в нефтегазовой отрасли РФ это не константа и меняется в зависимости от текущей ситуации. Во-вторых в РФ быстро растёт число автомобилей,требующих более качественное топливо и естественно закрывать эти потребности продукцией своей переработки , а не импортировать высококачественное топливо из-за рубежа. В-третьих, топливо 4-го и 5-го классов экологичнее (меньше сернистых соединений и др. примесей). В четвёртых,выигрыш в логистике.Не нужно доставлять ж/д транспортом топливо высокого качества ,к примеру в Сибирь,если оно выпускается местными заводами,появляется возможность разменных(своповых) операций. Уменьшение выпуска мазута в пользу светлых нефтепродуктов снимет определённую нагрузку с ж/дороги,так как светлые нефтепродукты можно транспортировать с помощью продуктопроводов ( в планах расширение проекта "Север" на Приморск и Усть-Лугу и реализация проекта "Юг" на Новороссийск). В-пятых,увеличение глубины переработки позволяет наращивать выпуск моторных топлив,не увеличивая мощности заводов,что даёт возможность сохранить экспорт нефти на текущем уровне и рентабельно работать Транснефти...В-шестых,возможность использования продуктов глубокой переработки тяжёлых остатков (нефтяной кокс) в качестве топлива для выработки э/энергии на тех же ТЭС...и тд...
        • 1
          Нет аватара oleg_go
          12.10.1314:14:21
          Конкретно этот НПЗ построен около моря с целью поставки его продукции на экпорт, о чем в статье и написано, и Роснефть этого не скрывает. С учетом капитальных затрат, переработка нефти на нем не дает выйгрыш по добавленной стоимости, весь выйгрыш Роснефть получит с того, что меньше налогов заплатит, при экпорте продуктов переработки.
          • 3
            Нет аватара bars_16
            12.10.1315:26:44
            Если говорить конкретно, то в РФ принят Технический регламент,согласно которому запрещено использование топлив низких экологических классов. Сроки эти уже переносились,и уже вряд ли будут передвигаться вновь. Именно поэтому модернизация коснулась абсолютно всю российскую нефтепереработку...Компании выбирают разные технологии и проекты модернизации.Есть заводы,которые ограничиваются строительством установок гидроочистки и изомеризации ( что обеспечивает качество 4 и 5 классов),есть, которые строят более углубленную переработку (установки гидрокрекинга,коксования),но не модернизировать производство нельзя,если хочешь остаться на рынке. Напомню,что с 1 января 2016г в стране будет использоваться топливо не ниже 5 класса,поэтому большинство установок вторичных процессов будут введены в 2014-2015гг...Что касается Туапсинского завода,то он один из самых старых в России да и в целом российские нпз почти все "в возрасте". Так получилось,что все последние НПЗ были построены вне РСФСР...Вообщем модернизация отрасли была необходима в силу многих причин...
            А что касается экспорта и вообще реализации продукции , то всегда выгоднее продавать продукт более высокого передела...
      • 0
        Yaroslav Igorevich
        13.10.1311:31:09
        дак ведь там же не только бензин гонится, есть и Д/Т, и авиакеросин и всё это как я понимаю вырабатывается параллельно с бензином
  • 3
    Нет аватара Strim
    12.10.1304:04:32
    Всего в мире существует шесть установок с такой производительностью, и, что крайне важно, вместе с нашими партнёрами, коллегами, поставщиками мы смогли обеспечить локализацию производства и технологий, которые стали отечественными. Только что Вы смогли убедиться, посмотреть на колонны, на саму установку и получить информацию от «Объединённых машиностроительных заводов», которые участвовали в этой работе. Основными поставщиками стали как раз «Ижорские заводы», «Силовые машины», «Группа Химмаш», «ЭМАльянс».

    При строительстве завода решена задача снижения вредных выбросов почти при трёхкратном увеличении мощности. Необходимо учитывать и горно-геологические условия нахождения предприятий, сейсмичность, близость реки, грунтовых вод, моря. Сам завод находится в курортной зоне. Вы смогли сегодня оценить, что качество воздуха здесь, на заводе, уже другое. Конечно, это почувствовали и жители этого района.

    Инвестиции в строительство Туапсинского НПЗ уже составили 208 миллиардов рублей. Введение в строй нового комплекса позволило создать 400 новых рабочих мест. Региональный продукт Краснодарского края вырастет по завершении строительства на 135 миллиардов рублей, а мультипликативный эффект от ввода этого завода составит 470 миллиардов с учётом всех заказов, которые мы размещаем на наших предприятиях.
    Общие инвестиции в эту программу составят 960 миллиардов рублей, почти триллион. В целом в стране проводится работа по модернизации, которая составит до 2020 года около 1,7 триллиона.

    Установка ЭЛОУ-АВТ-12 состоит из следующих блоков: блок подготовки нефти, атмосферный блок и блок стабилизации бензина. На мониторах наблюдается изменение технологических параметров. Нефть на установку поступает в заданном объёме – 902 тонны в час. Товарная продукция поступает на Туапсинский терминал компании «Роснефть» в следующем ассортименте: бензин прямогонный – 200 тонн в час, дизельное топливо – 295 тонн в час, мазут – 407 тонн в час.
    • 0
      Михаил Иванов Михаил Иванов
      14.11.1422:41:39

      Конкретно Я строил ЭЛОУ АВТ-12, про которую статья, ни эмальянса ни химмаша, на этой установке нет. Они есть обрывками на других очередях КУ-2, КУ-3, КУ-4. Ижора сделала реактора на КУ-2, но с учётом доставки они просто золотые, остальных просто не знаю.

      Отредактировано: Михаил Иванов~23:42 14.11.14
  • 2
    Нет аватара Strim
    12.10.1304:08:23
    Цитата : "...это серьёзное движение вперёд. И, что особенно приятно, это не только работа наших машиностроительных предприятий в рамках лицензионных соглашений, но и собственные разработки, как мне сейчас коллеги рассказали из «Ижорских заводов», имея в виду, что они определённую часть своей компетенции в рамках атомной отрасли переносят и сюда. Это, конечно, очень интересно и очень перспективно, синергия и того, что в мире сейчас есть прогрессивного, и то, что наработано в самой Российской Федерации"
  • 2
    Нет аватара Neuron
    12.10.1315:23:21
    Мега   
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,