Лого Сделано у нас
192

В Крыму началось создание судостроительного кластера

  • Севморзавод обретает вторую жизнь после национализации. Фото: Юлия Крымова/РГ
  • Севморзавод обретает вторую жизнь после национализации. Фото: Юлия Крымова/РГ
Севморзавод обретает вторую жизнь после национализации. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создает в Крыму судостроительный кластер, в который войдут филиал центра судоремонта «Звездочка» на Севморзаводе, конструкторское бюро «Коралл», феодосийский завод «Судокомпозит» и Севастопольский госуниверситет. Крымские корабелы уже получили первые судостроительные заказы и готовятся к кооперации с другими предприятиями ОСК.

Севморзавод, мощности которого с 2015 года арендует северодвинский ЦС «Звездочка», на прошлой неделе получил первый за долгие годы судостроительный заказ. Предприятие построит огромный понтонный комплекс, который задействуют при возведении Керченского моста. Проектировщиком выступит севастопольское ЦКБ «Коралл». Комплекс позволит с помощью буксиров доставлять к местам монтажа в Керченском проливе готовые арочные пролеты из металла весом около 4,5 тысячи тонн для автомобильной части моста и около пяти тысяч тонн — для железнодорожной.

Согласно контракту, до конца 2016 года на Севморзаводе изготовят четыре стальных понтона размером 60,2 на 16,5 метра с пятиметровой высотой бортов. Вес каждого составит 665 тонн. На втором этапе понтоны соединят попарно по принципу катамарана, установят оборудование и механизмы, оснастят балластно-осушительной системой, чтобы их можно было притапливать перед погрузкой. Всего работникам Севморзавода предстоит изготовить более 2600 тонн металлоконструкций.

— Этот масштабный заказ поможет севастопольской верфи вернуться к судостроению и плавкраностроению, которое некогда было основной специализацией завода, — считает директор севастопольского филиала «Звездочки» Игорь Дрей.

Севморзавод сейчас — крупнейшее работающее предприятие ОСК в Крыму, в 2015-2016 годах он выполнил около двух десятков судоремонтных военных и гражданских заказов. В дальнейшем его планируют широко задействовать и в судостроении.

— Благодаря уникальному опыту в производстве подъемно-кранового оборудования завод нам интересен как подрядчик внутри корпорации, а также как производитель плавкранов для внешнего рынка, — рассказал вице-президент ОСК по техническому развитию Дмитрий Колодяжный.

Планируется, что около половины всех заказов на крановое оборудование будет поступать от компаний, не входящих в ОСК. Они могут использоваться в портовой инфраструктуре, а также устанавливаться на судах. Вторую половину заказов обеспечит ОСК.

— Практически на каждом из заводов корпорации есть программа модернизации, включающая создание или покупку кранового оборудования, — продолжает Колодяжный. — Эти заказы мы будем размещать в том числе и в Севастополе. Среди них есть крупные — например, кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, который используется на «Северной верфи». Он стоит миллиарды рублей. Несколько таких заказов загрузят Севморзавод на годы.

В ОСК рассчитывают, что рыночные заказы он сможет выполнять в кооперации с другими производителями кранового оборудования. К примеру, с отраслевой ассоциацией «СоюзКран» ведутся переговоры о сотрудничестве с высокой степенью локализации производства.

В ближайшее время Севморзавод получит по программе модернизации, разработанной ОСК, новые металлообрабатывающие станки и сварочное оборудование для выполнения судостроительных заказов, а в зданиях и цехах проведут ремонт.

Корабль без подгонки

В комплексе с Севморзаводом будет работать ЦКБ «Коралл», которое ранее специализировалось на проектах буровых установок, плавкранов, причальной инфраструктуры для спуска и подъема судов. У него уже есть опыт работы со многими заводами корпорации. Сейчас севастопольское конструкторское бюро включается в структуру проектирования ОСК, получает лицензии и технику для обмена защищенными данными.

Третьим перспективным предприятием кластера станет конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит» в Феодосии, которое сейчас включается в структуру ОСК как филиал Средне-Невского судостроительного завода (Санкт-Петербург). Оно займется разработкой композитных решений для военного и гражданского судостроения.

— Это агломерат конструкторского бюро и завода, который может самостоятельно проектировать, производить и тестировать композитные конструкции, — говорит вице-президент ОСК. — Мы их применяем в корпусостроении и надстройке. Уже сейчас военные корабли, которые производятся на Амурском судостроительном заводе и «Северной верфи», имеют композитные надстройки. А для некоторых типов судов из композитных материалов изготавливаются компоненты движительных комплексов — мотогондолы.

Помимо этого, готовится совместный проект «Судокомпозита» с «Роснано» в альтернативной энергетике — завод сможет разрабатывать и изготавливать лопасти для ветрогенераторов.

Однако, чтобы крымские предприятия смогли участвовать в кооперации внутри ОСК, им придется внедрять цифровые технологии. Конструкторские бюро должны перейти от чертежей к работе с математическими моделями, а на заводах будет установлено судометрическое оборудование — лазерные радары и трекеры. Это позволит минимизировать погрешности, а также изготавливать отдельные блоки по заказу других предприятий.

— Пока корабли и суда собираются с большим количеством подгоночных операций, — объясняет вице-президент ОСК. - Современные цифровые технологии их исключают. Это позволит участвовать в кооперации с другими заводами ОСК, работающими в такой же системе. Мы получим гарантию, что блоки, изготовленные на разных предприятиях, точно подойдут друг к другу.

Морской беспилотник

Севастопольский госуниверситет, со своей стороны, займется подготовкой специалистов для судостроительного кластера. С нового учебного года в СевГУ откроется профильная кафедра, которая будет иметь тесную связь с крымскими предприятиями ОСК.

Объединенная судостроительная корпорация совместно с минобрнауки РФ уже запустила в СевГУ амбициозный проект создания исследовательского судна «Пионер-М», которое спроектируют по студенческим разработкам в этом году и построят на «Севморзаводе» при их участии в 2017-м. После этого на судне опробуют систему безэкипажного судоходства.

— У «Пионера-М» будет три варианта управления, — рассказал руководитель исследовательской секции проекта Максим Евстигнеев. - Первый — с командой на борту, второй — дистанционный, с пульта управления на берегу, и третий — полностью беспилотный. Программируется курс, а судно само выходит в море и выполняет исследовательские задачи. До 2018 года планируем установить комплекс технологий для беспилотного управления.

Чтобы «Пионер-М» работал полностью автоматически, для него создадут роботизированный порт на базе причала в бухте Голландия. Судно сможет самостоятельно швартоваться, а также менять модули с набором исследовательского оборудования.

— Это технологии будущего: к 2030 году, по мнению экспертов, рынок судостроения будет занят беспилотными устройствами на один процент, то есть на 1,5 миллиарда долларов, — говорит Евстигнеев. - Это направление поддержано в рамках Национальной технологической инициативы. По нашим оценкам, стоимость дня работы беспилотного исследовательского судна будет в пять раз меньше обычного за счет отсутствия экипажа.

Ученый считает, что СевГУ способен выполнять в системе ОСК задачи конструкторского бюро по проектированию научно-исследовательских судов (НИС). По его словам, в России насчитывается около 80 НИС, распределенных по разным ведомствам, и 75 из них подлежат списанию по возрасту, а значит в ближайшие годы потребуются конструкторские бюро для обновления российского научно-исследовательского флота.

Между тем

ГУП «Севморзавод», созданный правительством Севастополя в переходный период, выплатит работникам украинского ПАО «Севастопольский морской завод» долг в размере 2,8 миллиона рублей. 300 человек при увольнении не получили деньги за неиспользованные отпуска, а на счетах украинского предприятия денег не оказалось. Теперь задолженность будет погашена за счет арендной платы, которую филиал ЦС «Звездочка» вносит на счет ГУПа.

Текст: Юлия Крымова (Севастополь)

  • 9
    Роман Воронцов Роман Воронцов
    09.06.1617:35:17

          

  • 3
    Константин Рубцов
    09.06.1618:12:01

    Н-да, состояние производственной базы, конечно, удручает.

    • 16
      Samboris Samboris
      09.06.1618:27:45

      Н-да, состояние производственной базы, конечно, удручает.

      А что Вы хотели в наследство от руины получить? Сухой док с евроремонтом?

      Будут заказы — будет и ремонт предприятий.

      В ближайшее время Севморзавод получит по программе модернизации, разработанной ОСК, новые металлообрабатывающие станки и сварочное оборудование для выполнения судостроительных заказов, а в зданиях и цехах проведут ремонт.

      Конструкторские бюро должны перейти от чертежей к работе с математическими моделями, а на заводах будет установлено судометрическое оборудование — лазерные радары и трекеры. Это позволит минимизировать погрешности, а также изготавливать отдельные блоки по заказу других предприятий.

      • 13
        Константин Рубцов
        09.06.1618:37:44

        Я про это и говорю, чем они там занимались 20 лет, придурки.

        • 1
          capt4net.livejournal.com capt4net
          10.06.1608:35:12

          Вы несправделивы.

          Памятник Сагайдачному кто поставил?

          То-то же!

          • 0
            Нет аватара Curiouscat
            10.06.1618:34:08

            capt4net, дык это была изначально неудачная статуя танцующий казак, которую некий олигарх выбросил. Рачительные украинцы приспособили под хероя нации Сагайдачного )

    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      09.06.1620:40:45

      состояние производственной базы, конечно, удручает
      А что на фото не так — сухой док, 3 портальных крана?    

      • 2
        Samboris Samboris
        09.06.1621:42:59

        А что на фото не так — сухой док, 3 портальных крана?

        Ступеньки справа на фотке пришли в негодность.

        • 1
          A_SEVER A_SEVER
          10.06.1615:06:36

          Ступеньки справа на фотке пришли в негодность

          Предположу, что они просто не нужны — лестниц в доке много.

          На фото Александровский док 1897 года постройки, который помнит ещё эскадренные броненосцы Российского императорского флота, а эти уступы на боковых стенках раньше использовались для установки деревянных распорок. Сейчас так уже не делают!    

      • 0
        Андрей Селедкин Андрей Селедкин
        10.06.1613:28:11

        А что на фото не так — сухой док, 3 портальных крана?

        И это всё что есть на всём заводе, цеха разрушены и пусты.

        • 0
          Samboris Samboris
          10.06.1614:25:14

          А зафоткайте эту разруху, и потом (дай Бог) можно будет через годик с новыми фотками выложить: Было — стало

          Отредактировано: Samboris~16:45 10.06.16
    • 0
      Anatoliy
      10.06.1619:28:20

      потому-то его никакие российские олигархи и частнык холдинги и не пытались отжать после референдума, как это сделал Ак Барс с ССЗ «Залив», на котором, к примеру, был построен атомный лихтеровоз Севморпуть.

      Хотя люди Чалого в Севастопольском ЗакСобрании все равно саботировали национализацию, и даже часть имущества украинских олигархов смогли исключить из списка на национализацию

      Отредактировано: Anatoliy~21:31 10.06.16
  • 5
    Nikituchka Nikituchka
    09.06.1619:26:26

    Отличная новость.    

    Лет через пять можно будет строить проект 22350. Хотя по срокам лучше Север с ориентирует.

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      09.06.1620:46:44

      Лет через пять можно будет строить проект 22350.
      Думаю, фрегаты на «Севморзаводе» строить не будут никогда — не их профиль.

      • 0
        Samboris Samboris
        09.06.1623:45:43

        Думаю, фрегаты на «Севморзаводе» строить не будут никогда

        Андрей, не надо никогда говорить «никогда». Ну, да, специализировались на плавкранах, но и 22350 им по зубам. Пути ОСК неисповедимы. Сайт «Севморзавода" заснул в 2007 г.

        а также изготавливать отдельные блоки по заказу других предприятий.

        • 3
          A_SEVER A_SEVER
          10.06.1600:28:50

          и 22350 им по зубам
          Длина стапеля «Севморзавода» 110 метров, длина фрегата проекта 22350 135 метров.

          Да, можно собирать в одном из сухих доков (длина позволяет), но это крайне нерациональное решение при дефиците судоремонтных мощностей на Чёрном море.

          • 0
            Samboris Samboris
            10.06.1612:06:06

            Дык ведь можно пойти мистралевским путём, и и просто состыковать носовую и кормовую часть в большом сухом доке, а строить в эллинге.

            • 0
              A_SEVER A_SEVER
              10.06.1612:37:54

              можно пойти мистралевским путём

              Французы одну половину корпуса собирали в доке, потом к ней стыковали вторую (сделанную в России или Польше, причём обе части строились пусть и на разных заводах в разных странах, но одновременно), насыщали её оборудованием и выводили корабль к достроечной стенке.

              Ты предлагаешь построить часть корпуса, спустить её на воду, на освободившемся месте построить вторую часть корпуса, и после её спуска завести обе части в док и состыковать. Да, это сократит время использования сухого дока, но увеличит срок строительства корабля. Может, не стоит строить корабль на заводе, который для этого плохо подходит, тем более в стране есть другие?

              Если нужно строить фрегаты на Чёрном море, то лучше использовать ССЗ «Залив» в Керчи!

              а строить в эллинге
              У «Севморзавода» нет эллинга, там открытый наклонный стапель.

              Отредактировано: A_SEVER~14:38 10.06.16
              • 0
                Samboris Samboris
                10.06.1612:50:43

                Ты предлагаешь построить часть корпуса, спустить её на воду, на освободившемся месте построить вторую часть корпуса, и после её спуска завести обе части в док и состыковать.

                Нет, так будет не рационально. Одну часть строим на одном заводе, вторую на другом. А потом стыкуем хоть в Керчи, хоть в Сеастополе

                • 0
                  Дмитрий Васильев Дмитрий Васильев
                  10.06.1615:29:33

                  Может, не стоит строить корабль на заводе, который для этого плохо подходит, тем более в стране есть другие?

                • 0
                  A_SEVER A_SEVER
                  10.06.1615:32:41

                  Одну часть строим на одном заводе, вторую на другом.
                  А зачем?    

        • 0
          Serg My Star Serg My Star
          10.06.1611:09:47

          Так может кто из местных подскажет им сайт обновить? Или снести и с учетом нынешних реалий сделать совсем новый? Сайт действительно в глубоком анабиозе. Правда на Севморзавод есть ссылки на официальном сайте ОСК.В разделе «предприятия» .

          Вот он. __http://www.aoosk.ru/__

          Отредактировано: Serg My Star~13:13 10.06.16
  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
  • 0
    Павел Иванов Павел Иванов
    09.06.1623:05:37

       

  • 0
    Хулио Хуренито Хулио Хуренито
    10.06.1608:46:54

    Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создает в Крыму судостроительный кластер, в который войдут филиал центра судоремонта «Звездочка» на Севморзаводе, конструкторское бюро «Коралл», феодосийский завод «Судокомпозит» и Севастопольский госуниверситет.

    А что же с керченским «Заливом»? Почему не вошёл?

    Отредактировано: Хулио Хуренито~10:48 10.06.16
    • 0
      Нет аватара mr1961
      10.06.1610:22:04

      Потому что не входит в ОСК. Это — финансовая группа «Ак Барс».

    • 0
      Anatoliy
      10.06.1619:32:08

      Керченский «Залив» захватил Татарстанский АкБарс — частная лавочка российских олигархических кругов

      Отредактировано: Anatoliy~21:33 10.06.16
  • 0
    Alecsander Shevtsoff
    10.06.1610:08:37

    Надеюсь скоро эти руины останутся только на фото

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,