стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
102

Готов аванпроект российского многоразового возвращаемого ракетного блока

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  •  © topwar.ru
В России всерьез рассчитывают в ближайшем будущем составить конкуренцию Илону Маску и его частной космической компании Space X на рынке дешевых космических запусков. Потеснить американских конкурентов Роскосмос и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) собираются за счет реализации отечественной программы по созданию ракетно-космической системы сверхлегкого класса многоразового использования.

Осторожно, дальше очень много букв:

По словам Бориса Сатовского, являющегося руководителем проектной группы ФПИ — Фонда перспективных исследований, аванпроект возвращаемого на землю ракетного блока уже готов. Испытания первой многоразовой космической ракеты российского производства намечены на 2022 год. Сатовский отмечает, что запускать новые возвращаемые ракеты планируется с мобильных комплексов. Схема работы планируемой системы предполагает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте примерно 59-66 километров и ее последующее возвращение в район старта с посадкой на обыкновенную ВПП. В базовой конструкции возвращаемого блока планируется использовать поворотное прямоугольное крыло большого размаха, а также классическое хвостовое оперение. По словам ученого, при возвратном полете к месту старта планируется использовать серийные турбореактивные двигатели, прошедшие соответствующую модификацию. По словам Бориса Сатовского, подобная система предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки массой до 600 килограммов. Согласно уже выполненным предварительным расчетам, цена вывода должна быть в 1,5-2 раза меньше, чем у обыкновенных ракет-носителей такого же класса. При этом каждый из возвращаемых управляемых блоков рассчитан на совершение 50 полетов без проведения замены маршевых двигателей.

Впервые о том, что Россия собирается возобновить работу над созданием многоразовой ракеты-носителя стало известно еще в январе 2018 года.

Стоит отметить, что еще в 2000-е годы Центр имени Хруничева, работавший в сотрудничестве с НПО «Молния», занимался созданием многоразового ускорителя «Байкал» для первой ступени тяжелой ракеты «Ангара». Тогда планировалось, что первая ступень ракеты, изначально оснащенная поворотным крылом, после отделения будет возвращаться назад на аэродром. Макет «Байкала» даже демонстрировался на французском авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году, однако развития данный перспективный проект так и не получил.

Длительное время на Земле не разрабатывали возвращаемые ракеты-носители, так как считалось, что это экономически нецелесообразно. А такой целесообразности не было по причине отсутствия большого грузопотока в космос. В XXI веке все меняется, данный грузопоток появился и со временем может резко вырасти, отмечал в интервью изданию «Свободная пресса» Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики. По словам Ионина, появление больших объемов грузопотока будет напрямую связано с развертыванием в космосе системы раздачи интернета. Речь идет о проекте OneWeb и аналогичном ему проекте Маска — Starlink. Планируемая к развертыванию группировка спутников оценивается в тысячу единиц. При том, что в настоящее время все человечество использует всего около 1,3 тысячи действующих спутников. То есть реализации лишь подобных проектов может привести к удвоению космической группировки.Андрей Ионин считает, что подобные проекты с развертыванием глобального космического интернета обязательно будут реализованы, так как без подобной системы реализация многочисленных проектов «цифровой экономики» на Земле не представляется возможной.

Приведено с сокращениями, полный текст в источнике

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 3
    Нет аватара cheri
    21.06.1807:59:34

    А почему бы ей при спуске не выпускать крылья, как КР?

    При взлете крылья убраны, при спуске — выпускаются.

    • 6
      Нет аватара guest
      21.06.1809:35:41

      Так там и написано — «…поворотное крыло.»

      • 6
        CastedAway CastedAway
        21.06.1809:52:29

        Предположу Cheri имел ввиду выдвижные крылья как у КР которые в сложенном положении находятся рядом (внутри корпуса), и не являются единым поворотным элементом, как на картинке.

        • 1
          Нет аватара cheri
          21.06.1810:31:09

          Да. именно так.

          Поворотное крыло по-моему может снести при прохождении атмосферы.

          Сомневаюсь в таком решении.

          Я бы крылья убрал внутрь ракеты.

          Отредактировано: cheri~10:31 21.06.18
          • 0
            Нет аватара guest
            21.06.1819:20:17

            Объем корпуса это вес корпуса, а он при космических пусках на вес золота.

            • 0
              Нет аватара cheri
              21.06.1823:57:59

              А если поворотное крыло то это не в вес корпуса?

              Оно что как крылья у ангела, появляется в «условный момент»?

              • 1
                Нет аватара nik.f
                22.06.1802:42:30

                cheri, Вы правда думаете, что инженеры не задавались тем же вопросом, и реализовали именно такую схему только потому, что идея убрать внутрь им не пришла?    

                А ответов на этот вопрос может быть множество, от цены вопроса, до наличия возможности производства комплектующих на какой-то фабрики на тот момент времени или конструктивных особенностей.

  • 5
    CastedAway CastedAway
    21.06.1808:09:56

    Не эксперт и не претендую, только вот зачем возвращать весь блок? Ведь его потом всё равно придется проверять на всякие микротрещины, и не видимые дефекты.

    Может быть имеет смысл вернуть только наиболее ценные компоненты? Двигатели, модули управления или ещё что важное и для этого парашютная система будет достаточна.

    Буду благодарен за критический (по сути) ответ.

    • 2
      Никитос Никитос
      21.06.1808:41:44

      Как хорошо подняться в облака,

      В облака, подняться в облака.

      Если смотреть на жизнь издалека,

      То она беспечна и легка.

      • 1
        CastedAway CastedAway
        21.06.1808:50:48

        На Земле бывают приключения такие,

        Ты про них не слышал и во сне.

        Там живут не ангелы, а грешники простые,

        (Текст песни Юрий Энтин — «Как хорошо подняться в облака»)

    • 6
      Нет аватара Solncevorot
      21.06.1809:22:46

      составить конкуренцию Илону Маску и его частной космической компании Space X на рынке дешевых космических запусков. Потеснить американских конкурентов

      Как их потеснить, когда они сами у себя пуски заказывают? Аирбас может потеснить Боинг на американском рынке? — то-то же.

      вот зачем возвращать весь блок?

      Из целого «бревна» легче сделать нечто летающее и способное приземлиться, чем из одного только двигателя. Хотя наличие Хруничева в этом проекте как бы намекает на то, что он реализован не бует.

      • Комментарий удален
        • 4
          Нет аватара guest
          21.06.1810:48:43

          Лучше бабушкам раздать?   

          • 2
            Нет аватара Сергей40
            21.06.1810:53:16

            Ты о чём, родной? При чём здесь ликвидация промышленных площадей центра им. Хруничева?

      • 4
        Нет аватара Cinik
        21.06.1811:35:47

        Как их потеснить, когда они сами у себя пуски заказывают?

        Тут другой вопрос — будет ли Россия создавать собственную космическую систему широкого доступа в интернет? Или будет пользоваться западными?

        Если будет, тогда, возможно, стоит рассмотреть все варианты осуществления массовой доставки на орбиту небольших грузов.

        • Комментарий удален
    • 4
      Нет аватара cheri
      21.06.1810:38:36

      Ведь его потом всё равно придется проверять на всякие микротрещины, и не видимые дефекты.

      а вот это как раз абсолютно не принципиально.

      Пиндосы свои шаттлы по 50 раз пуляли и ничего.

      Дефектоскопия, осмотр и прочее стоят намного дешевле чем изготовление нового корпуса, тем паче из дорогой стали.

      Теми паче что если у тех по 40-50 раз летало, то и здесь можно сделать корпуса на 40-50 раз.

      • 2
        Нет аватара guest
        21.06.1811:33:15

        Дефектоскопия, осмотр и прочее стоят намного дешевле чем изготовление нового корпуса, тем паче из дорогой стали.

        Да што вы говорите! А разобрать для дефектоскопии до винтика и обратно собрать не желаете?

        • -1
          Нет аватара guest
          21.06.1819:34:08

          То есть все Шатлы разбирали ,светили и обратно собирали?

          Отредактировано: Радик Зайдуллин~20:43 21.06.18
        • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара cheri
          21.06.1823:56:38

          Да што вы говорите! А разобрать для дефектоскопии до винтика и обратно собрать не желаете?

          В том нет необходимости:-0

          Корпус можно пройти прибором и этого достаточно.

          Разобрать-собрать это не проблема.

          А изготовление корпуса (причем и скорее всего и еще бака) — это большой труд.

          Тем паче такой длины и из таких материалов.

    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      28.06.1801:54:08

      Сведущие люди посчитали эту идею, двигатели весят до 40% от массы пустой ступени. Парашюты получатся очень большими и тяжёлыми.

  • -9
    Нет аватара guest
    21.06.1810:04:57

    Очень удачный ход Рогозина, под руководством Путина и Медведева.

  • 9
    BlackLight BlackLight
    21.06.1810:06:41

    «Готов аванпроект российского…» у нас много проектов на космическую тематику было, и где они? Не вижу повода для новости, никакой серьёзной информации…

    Лично я не вижу что сделано.

    составить конкуренцию Илону Маску

    Цену одного пуска знаете? она около 700 миллионов долларов.

    Гос. бюджет через агентство Darpa потратил около 7 миллиардов на 10 пусков. Nassa сделало ракету. Ничего коммерческого или дешевого в данной программе пока нет.

    Так что, на мой взгляд, Илон Маск возглавляет PR компанию. Единственная цель — скрыть провал программы шатл. Круто, удобно, красиво, но экономически не целесообразно и опасно.

    • 6
      Нет аватара Cinik
      21.06.1811:32:08

      Готовый аванпроект от ФПИ - какая-никакая новость.

      «Конкуренция Илону Маску» — просто дежурная PR фраза.

    • 0
      александр столярчук александр столярчук
      21.06.1811:37:26

      Лично я тоже так думаю, но фактов у меня нет.

  • 5
    Нет аватара Лес
    21.06.1810:08:16

    Спутниковые системы многопользовательской передачи данных:

    «Эфир» (Россия) — предполагается развертывание 288 космических аппаратов с высотой орбиты 870 километров.

    «Старлинк» (США) — предполагается развертывание от 4425 до 12000 микроспутников (массой до 400 кг) с высотой орбиты 1110-1350 километров.

    «OneWeb» (США) — предполагается развертывание 648 микроспутников (массой до 150 кг) с высотой орбиты 1200 километров. Для выведения микроспутников предполагается использование ракеты «Союз-2».

    Также есть ряд других проектов.

    Отредактировано: Лес~10:12 21.06.18
    • -2
      Нет аватара guest
      21.06.1823:33:23

      Не в «ту степь» прогресс пошел.

      Нужно разрабатывать технологию управления нейтринными потоками,

      тогда не нужны будут ни кабели через океаны и горы, ни мириады спутников (мусора и так в космосе навалом).

      Только оконечные устройства передачи и детектирования нейтрино.

      Просто и грациозно!

      • 0
        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
        22.06.1809:16:51

        Вы видели размеры детектора нейтрино?    

        И Вы знаете, как его ( нейтрино) сгенерировать?

        • -1
          Нет аватара guest
          22.06.1811:48:33

          У меня написано «Нужно разрабатывать технологию управления нейтринными потоками"

          РАЗРАБАТЫВАТЬ — ключевое слово

          А самое главное — не оказаться догоняющими в в этом направлении (военная составляющая здесь самая важная!

          • 0
            Нет аватара guest
            22.06.1811:50:23

            дополнительно:

            нейтрино генерируют все реакторы АЭС мира (к вашему сведению)

          • 1
            Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
            22.06.1812:27:08

            У меня написано «Нужно разрабатывать технологию управления нейтринными потоками"

            Так кто же спорит!

            Я бы ещё посоветовал поработать над антигравитацией, силовыми полями и телепортацией. Это — тоже весьма интересные направления. И,

            самое главное — не оказаться догоняющими в в этом направлении

            • 0
              Нет аватара guest
              22.06.1817:33:47

              Уважаемый, вы просто не в курсе работ по нейтрино, а они весьма значительные.

              Поэтому просто писать в пику оппоненту — на этом сайте не стоит

              • 0
                Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
                22.06.1817:56:41

                Да, я не в курсе этих работ. Но читал, что детектор нейтрино — размер небольшой горы. И при этом регистрирует лишь доли процента от того, что через него пролетает.

                З.Ы. А если вы являетесь специалистом в этой области, то можете всех просветить об её достижениях.

                З.Ы. 2 Обижаться на не специалистов не стоит. Я же не обижаюсь на тех, кто спорит со мной в области ракетостроения.   

            • 0
              Нет аватара aakolov
              27.06.1817:05:46

              Про торсионные поля забыли, они обязательно нужны, без них ни телепортация, ни антигравитация не заработают!

  • 4
    Нет аватара qwerty_asd
    21.06.1811:01:02

    Байкал — это первая ступень РН; она отделяется на скорости 5000-6000 км/час. Соответственно, вопрос:

    1. «Серийный турбореактивный двигатель» (как сказано) нормально работает на скоростях раз в 7 меньше. Т. е. ступень надо затормозить в 7 раз без использования двигателя.

    2. Скорость на начало торможения сильно сверхзвуковая, а крыло — прямоугольное. Его тоже нельзя использовать, пока ступень не затормозит до скорости звука (и лучше — с запасом).

    Как ступень будет тормозить на начальном этапе возвращения, если она не может использовать ни двигатель, ни крыло?

    • 5
      Нет аватара PodvodnyyDesant
      21.06.1811:21:31

      Об воздух будет тормозить, отлично получается даже у кирпича…

      • 0
        Нет аватара qwerty_asd
        21.06.1812:29:06

        У кирпича — не очень; хорошо, если до 1-2 М.

    • 6
      александр столярчук александр столярчук
      21.06.1811:46:36

      Во первых, скорость будет гаситься об воздух, а во вторых, первая ступень взлетает почти вертикально, а значит скорость погасится притяжением земли после остановки ракетных двигателей.

      • 2
        Нет аватара qwerty_asd
        21.06.1812:43:39

        Да, спасибо; действительно, так как скорость в основном вертикальная, то гаситься она будет притяжением Земли. Вопрос снят.

      • 0
        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
        21.06.1819:09:25

        Взлетает она вертикально только в самом начале. Потом начинает «доворачивать». И угол с горизонтом в конце работы 1-й ступени уже 30-40 град. Так что горизонтальная составляющая скорости там есть ещё какая!   

    • 0
      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
      21.06.1819:07:02

      Как ступень будет тормозить на начальном этапе возвращения, если она не может использовать ни двигатель, ни крыло?

      Про «корову в квадрате, да напополам» слышали? Отлично эта корова тормозит в атмосфере. Причём, чем выше скорость, тем сильнее тормозит.

      Кстати, в формуле силы сопротивления воздуха плотность этого самого воздуха в первой степени, а скорость — во второй. Так что активнее всего торможение идёт именно в самом начале…

      Ну, а потом уже можно и крылья выпустить, когда скорость снизится и плотность воздуха станет достаточной.

      • 0
        Нет аватара qwerty_asd
        22.06.1807:30:50

        И какая скорость будет в момент «а потом»? И на какой высоте?

        При вертикальном полёте всё понятно — в верхней точке разворачивается крыло и ступень планирует до 10 км, где включает двигатель посадки. Проблемы с нагревом и площадью крыла (чтобы не слишком разогнаться), по-видимому, решаемы.

        Но если отклонение от вертикали будет 30 градусов, то горизонтальная скорость составит половину от общей. Всё получается сложнее: крыло разворачивать нельзя, оба двигателя не работают… в общем, без дополнительных рулей не обойтись.

        • 0
          Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
          22.06.1809:30:26

          И какая скорость будет в момент «а потом»? И на какой высоте?

          Это всё считается в специально созданных для этого программах. В принципе, и «на коленке» можно прикинуть с допустимой погрешностью.

          Про крылья: их раскрывать надо уже на скорости близкой ( а ещё лучше меньшей) чем скорость звука. Смысл крыльев и двигателя в управляемой посадке на аэродром. Тормозить об атмосферу лучше корпусом ( так надёжнее ). И параметры этого торможения регулировать параметрами траектории спуска. Траекторию можно менять не только с помощью крыла. Ракетный двигатель справляется с этой задачей неплохо.

  • 1
    Нет аватара абрамыч
    21.06.1811:31:49

    Мутная статья.Какая-то свободная пресса!Рос.академия космонавтики-очередные шарлатаны?

  • 1
    Нет аватара guest
    21.06.1812:24:11

    Ну если будут запускать с ракетоносца Ту-160 ,

    то вполне норм … для воздушного старта… но тоже сомневаюсь как будет реагировать крыло при старте …

    •  © Фото из открытых источников

    • -1
      Нет аватара guest
      21.06.1812:53:37

      На картинке МАКС, у него кстати двигатель сгодится для подобных проектов, но самолета такого уже нет, он сейчас Украинско-Китайский. С Ту-160, в проекте запускают твердотопливную ракету. Картинка к новоси «Байкал», нереализованная инициатива центра Хруничева, сама новость о «проекте» ФПИ(неудачной копии дарпы). К чему я это пишу? Мобильные установки там совсем не кстати. Мобильными установками лучше запускать Ярсы с Эльбруса!))

      Отредактировано: Николай Южаков~18:07 21.06.18
  • -1
    Владимир Китайгородцев Владимир Китайгородцев
    21.06.1812:29:32

    Поздновато начали, похоже… Нам бы сейчас нормальные носители тяжёлые допилить и «Федерацию» чтоб хотя-бы престиж не потерять… Бабло на космосе в РФ уже заработать не выйдет, похоже

    • 4
      Е.Юрий Е.Юрий
      21.06.1814:49:04

      Бабло на космосе в РФ уже заработать не выйдет, похоже

      Получится. sdelanounas.ru/blogs/105948/

      Да и вообще нужно четко следовать своей программе и заложенному бюджету. Придет время и для тяжелых носителей — нам сейчас «Камаз» незачем запускать в сторону Марса. Есть четкие приоритете на каждом этапе.

      • 1
        Нет аватара guest
        21.06.1815:57:30

        Бюджету следовать у нас умеют, да:

        Счетная палата выявила в «Роскосмосе» нарушения на 760 млрд руб.

        Более 40% нарушений, выявленных Счетной палатой за 2017 год, относятся к деятельности «Роскосмоса», результаты проверок уже легли в основу уголовных дел, сообщил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

        «Общая сумма выявленных нарушений, недостатков поступлений и использования средств составила 1 трлн 865 млрд. Это почти вдвое больше, чем в 2016 году и 3,5 раза больше, чем в 2015-м", — сказал Кудрин на пленарном заседании в Госдуме с годовым отчетом о деятельности Счетной палаты за 2017 год.

        «Сразу скажу, что 760 млрд (рублей) из этой суммы — это нарушения по учету в «Роскосмосе». В том числе и по результатам этих проверок открыты и уголовные дела», — добавил глава Счетной палаты.

        interfax. ru/russia/617726

        Отредактировано: Максим Царевич~15:58 21.06.18
        • 4
          Е.Юрий Е.Юрий
          21.06.1816:46:40

          Хорошо если будет большая чистка. Я только «за» — для того и нужна Счетная палата. Просто конструкторы и проектировщики ракетной отрасли тут ни причем. Все нарушения говорят о ом, что отрасль недополучила чего-то в техническом плане и это плохо. Я бы ворам давал пожизненное с конфискацией. Если все мероприятия оздоровят отрасль это будет очень и очень хорошо.

          • -1
            Kainpiller Kainpiller
            21.06.1818:25:56

            Чистка нужна не только от воров. Судя по падающим без разумных причин Протонам, в отрасли завелись саботажники.

            Отредактировано: Kainpiller~18:26 21.06.18
  • 9
    Нет аватара Ветер
    21.06.1815:24:51

    на мой взгляд, вся шумиха с частным космосом Илона Маска, это такого рода замануха, как в свое время для СССР была программа СОИ Буша, в результате которой мы таки сделали Буран и РН Энергию, которые так нигде и не были использованы, а бабла было потрачено просто уйма… кое что в процессе этих трат конечно было использовано для развития технологий, научного и инженерного потенциала страны, но результат всех этих телодвижений — пшик… аналогичная картина наблюдается и с этими первыми ступенями Маска… вообще то, в самом начале своей пиар компании он говорил что данный вариант использования первой ступени ему нужен для отработки будущих систем припланечивания, ну там для Марса например… в этом случае при наличии на марсе топлива для повторной заправки посаженной ступени, такой вариант имеет смысл, но для условий нашей планеты — проще и дешевле и надежней в конечном итоге — одноразовые системы… сами усилия конструкторов не лишены смысла, при разработке такой системы будут решены многие инженерные задачи, как технические так и технологические, но вот вопрос — а готовы ли мы, Россия, платить такие бабки, для удовлетворения интереса узкого количества ученых и инженеров, за государственный счет? по большому счету многоразовость современных космических систем, основанных на химическом распаде топлива, не стоит потраченных на решение этой задачи денег, она не окупается… если бы было открыто что-то принципиально новое, ну там не знаю, антигравитация например, или еще что-нибудь аналогичное, тогда да, пришлось бы полностью пересматривать существующие системы, тогда бы и многоразовость была бы в тему и окупаемость, но при нынешнем развитии техники, многоразовость по Илону Маску — «пшик», который дотируется США, возможно даже с целью вовлечь другие страны, Россию в том числе, в ненужную космическую гонку…

    • 3
      CastedAway CastedAway
      21.06.1817:41:59

      Уважаемый Ветер, очень четкий комментарий!

    • Комментарий удален
      • 2
        Нет аватара Ветер
        21.06.1823:33:31

        Басня Крылова «Лиса и виноград», когда лиса не сумев достать виноград, сказала что он зелёный и не вкусный

        ну вот мы достали виноград, в ответ на «спейс шаттл», запустили свой Буран, много это нам дало? а теперь подумайте и ответьте, что нам даст многоразовость первых ступеней «по Маску»? у нас есть вполне приоритетные задачи, в смысле у России… это наличие основополагающих космических систем, как-то, например: системы вывода на различные орбиты наших спутников, системы космической связи, ТиВи, АйТи, системы ДЗЗ, системы предупреждения о ракетном нападении, различные виды разведок, система позиционирования, ну и другие, которые существенно влияют на поддержание суверенитета страны, а так же, на улучшение ее экономики… есть тема пилотируемых полетов, но она уже не так приоритетна, то есть из нее многое можно взять для развития науки и техники, но главное не переборщить, когда польза будет меньше затраченных средств… еще меньше приоритета на дальние космические пилотируемые полеты, типа Луны, Марса и т. п. — от них еще меньше пользы, чем от орбиты… ну, а всякая экзотика, типа многоразовых первых ступеней — это для тех, у кого много лишних денег, достижение этой цели (многоразовости), никак существенно не повлияет на стоимость выведения грузов на орбиту, она даже не уменьшит стоимость в два раза, не говоря уже о 10ти раз…

        Написано много слов без абзацев,
        кстати как и у вас абзацев не наблюдается, и вопрос? наличие или отсутствие абзацев как-то влияет на информацию? если вы думаете что да, то вам в школу, в первый класс, там этот момент как раз очень важен, ну как же, каллиграфия, запятые, абзацы…

        обычно в сети так пишут боты на заданные темы «почему России это не нужно». Много было подобных истерик
        истерики? боты? да вы батенька фантазер однако))) или у вас навязчивые мысли на эту тему? хотите об этом поговорить?

        а про ил-96 не буду, тут про космос…

  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,