MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
Есть метка на карте 11 марта 103
16

Экранопланы - Парящие над волнами

В ПОГОНЕ ЗА СКОРОСТЬЮ

Столь важное качество, как быстроходность, во все времена была объектом пристального внимания корабелов. Но увеличение скорости кораблей ограничивалось быстро растущим гидродинамическим сопротивлением корпуса и недостаточной мощностью парусного и весельного движителей.
Второе ограничение было снято с внедрением на кораблях механических двигателей в середине – конце ХIХ в., но ситуация кардинально не изменилась - парусники до начала ХХ в. по скорости если не превосходили, то, во всяком случае, не уступали пароходам. Рывок в скорости связан с идеей поднять корпус судна из воды в воздух, в среду, в 840 раз менее плотную. Главное препятствие – рост сопротивления воды – исчезало.

Первое в мире судно на подводных крыльях (СПК) построил в 1894 г. французский инженер Шарль Д'Аламбер. Катер оказался неудачным, устойчивого движения добиться не удалось, однако идея была воспринята с интересом: в 1906 г. Э.Форланини построил в Америке катер, развивший скорость 40 уз. Д'Аламбер построил также первый самоходный глиссер (1897 г.), показавший на испытаниях скорость около 20 уз.
В 1935 г. под руководством профессора Московского авиационного института В.И.Левкова создается первое в мире судно на воздушной подушке (СВП) Л-1. Сам факт существования этого и последующих судов, в том числе рекордного Л-5, был глубоко засекречен, и на Западе независимо от Левкова развивалась своя методика расчета СВП. В 1959 г. под руководством Коккерена в Великобритании было построено СВП "Ховеркрафт" – первое, о котором узнала широкая общественность.
Глиссер, СПК, СВП – ступени развития идеи о подъеме корпуса скоростного судна из воды в воздух, логическим завершением которой являются летящие над водой суда-экранопланы.

[читать статью полностью...]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.airforce.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 14:31:35
    Волна - главный враг экраноплана. Имеет право на жизнь в спокойном морском регионе, островном архипелаге. Ну, может быть еще скоростное речное сообщение. Не считая инфраструктуры: самолет - экономичнее, корабль - надежнее.
    • 0
      Нет аватара bignetdemon11.03.12 14:42:10
      Это вы о цунами? Рабочая высота первых экранопланов (я не имею ввиду ту игрушку которую сделали в качестве такси) 5м. Перевидите пожалуста 5м в оценку бальности шторма... Самолет экономичнее - бред. Корабль надежнее - может быть, но следую вашей логике трамвай самое надежное средство наземного передвижения. Отредактировано: bignetdemon~14:44 11.03.2012
      • 0
        Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 15:00:17
        Нет, не о цунами, а о непогоде в целом включая такие моменты как порывы ветра, обледенения...Кстати, у Вас нет графика эффективности "экрана" по высоте? Если "перепрыгивать" все эти сюрпризы, то это уже будет самолет. Да, самолет экономичнее - сравниваем скорости полета, массу. Конечно можно спроектировать легкий экраноплан из композитов, вот только тогда будут более жесткие ограничения по волне на посадке. Были бы не экономичны, экранопланы бы давно вытеснили авиацию на островах например вместо самолетов на поплавках. Отредактировано: Aerodinamik~15:00 11.03.2012
        • 0
          Нет аватара bignetdemon11.03.12 15:05:20
          О самолетах... "Экранолет", есть такое понятие. Более того 1н и тот же обьект может находится и в судовом и в воздушном кадастре, примеры этому есть. Погуглите пож. - поймете.
          Кстати, у Вас нет графика эффективности "экрана" по высоте?
          Его нет не только у меня, а и в природе... Так как эффекта экрана "на высоте" не существует. Отредактировано: bignetdemon~16:24 11.03.2012
          • 0
            Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 15:34:57
            и тот же обьект может находится и в судовом и в воздушном кадастре
            Есть такой фразеологизм - ни рыба, ни мясо...
        • 0
          Нет аватара bignetdemon11.03.12 15:13:03
          Были бы не экономичны, экранопланы бы давно вытеснили авиацию на островах например вместо самолетов на поплавках.
          - разработка прекращена в 1993 году... После демонстрации возможностей "луня" американцам. Экран перестает быть экраном с 15м. Исключение густые лесные масивы большие скопления сооружений... Там эта точка несколько выше.
          Да, самолет экономичнее - сравниваем скорости полета, массу
          Дайте обоснованую выкладку.
          • 0
            Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 15:38:56
            Экран перестает быть экраном с 15м. Исключение густые лесные масивы большие скопления сооружений... Там эта точка несколько выше.
            Это для какой хорды профиля крыла? На график бы взглянуть...
            Дайте обоснованую выкладку.
            Дайте ссылку на ТТХ существующей машины - сделаем выкладку.
            • 0
              Нет аватара bignetdemon11.03.12 15:52:40
              Дайте ссылку на ТТХ существующей машины - сделаем выкладку.
              Экранолет С-90 () Экранолет С-90 разрабатывается как многофункциональное авиационное транспортное средство безаэродромного базирования для перевозки пассажиров и грузов в регионах с неразвитой инфраструктурой, где экономически нецелесообразно строить дороги и аэродромы с естественным покрытием или поддерживать грунтовые ВПП. Экранолет С-90 предназначен для эксплуатации в трех основных режимах: •самолет местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке (ШВП); •экраноплан; •судно на воздушной подушке (СВП)/ самоходная баржа. Это позволяет объединить в одном типе транспортного средства следующие возможности: •полет "на экране" над малосудоходными участками водной поверхности с волнением до 2 баллов и протяженными ровными участками суши с высотой неровности не более 0.5 м с высокой топливной эффективностью и комфортом (нет болтанки) аналогично высотным полетам самолетов с гермокабиной •безопасный экономичный полет "по-самолетному "(в кат. FAR25) в условиях невозможности полета "на экране" (шторм, отсутствие протяженных ровных поверхностей, при облете препятствий и в гористых районах). •"вертолетное базирование" ("микроточечный взлет / посадка с ШВП") - для равнинных территорий, где отсутствуют подготовленные площадки и нет необходимости в вертикальном взлете/посадке. •применение в качестве универсальной грузовой платформы для перевозки внутри грузовой кабины или с открытыми верхними люками (в грузопассажирском варианте) предельных по массе (Gmax=4500 кг) или негабаритных грузов (Вмах=3,65м, Нмах=1.85м, Lмах=4.60м) в СВП- или в водоизмещающем режиме. МОДИФИКАЦИИ Предусмотреи о создание модификаций для решения следующих задан: •скорая медицинская помощь и спасательные операции; •аэрофотосъемка и геологическая разведка; •пожаротушение; •патрульно-поисковые операции; •специальные операции. РАЗМЕРЫ. •Длина 13,83 м; •Размах крыльев 16,91 м; •Высота 4,85 м. ЧИСЛО МЕСТ. •Экипаж 2 человека. •В пассажирском варианте с-90 имеет компоновки на 19, 26 и 31 место. ДВИГАТЕЛИ. •Маршевые двигатели: - количество - 2 - тип - ТВД - мощность 960 л.с. •Нагнетатель воздушной подушки: - тип - осевой компрессор приводом от ТВД - мощность - 350 л.с. Основные данные для разных вариантов приведены через дробь - Самолет/Экраноплан/СВП. МАССЫ И НАГРУЗКИ. •Максимальный взлетный вес 7900/9500/10500 кг; •Вес пустого снаряженный 4500/4500/4500 кг; •Максимальный вес коммерческой нагрузки 2500/3100/4500 кг; •Нормальный запас топлива 1500/2500/3000 кг; •Максимальный запас топлива 3000/3000/3000 кг. ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. •Крейсерская скорость 400/400/80 км/ч; •Высота полета 0.5 - 4000/0.05 м; •Взлетная/посадочная скорость120/120/- км/ч; •Дальность полета: - с макс. запасом топлива 3100 км; - с 19 пассажирами 1260/2940 км; - с 25 пассажирами 760/2450 км; -с 31 пассажиром 1870/1970 км; •Топливная экономичность38/30/49 г/пасс*км; •Длина разбега/пробега 230/240 м; •Потребная длина ВПП (по АП-25) 800/0 м. ОБОРУДОВАНИЕ. Бортовое радиоэлектронное оборудование на базе современных интегрированных элементов и систем позволяет выполнять аэродромные, трассовые (по воздушным трассам МВЛ 1 и 2 категории), маршрутные и внетрассовые полеты, полеты в малонаселенной и безориентирной местностях в диапазоне широт 0╟...80╟ с.ш. и ю.ш. в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, на высотах до 4000 м. а также полеты "на экране". КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Большой объем пассажирского салона (шаг кресел = 762мм (30"), ширина кресел =440 мм, ширина прохода = 440мм, максимальная высота в проходе = 1850 мм) позволяет комфортно перевозить: 25 пассажиров в варианте с туалетом, кухней и гардеробом; 31 пассажира в варианте без сервиса или в грузовом варианте внутри грузовой кабины два контейнера LD-3 или грузы с (B*H*L)max = (2.6*1.6*3.6)м с максимальной массой 4500кг. СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии разработки, выполнен рабочий проект. Проведенные маркетинговые исследования показали, что потенциальный российский рынок сбыта С-90 достигает 2000 единиц. При получении соответствующего финансирования на создание опытного образца нового экранолета потребуется не менее трех лет. СТОИМОСТЬ. •Стоимость часа эксплуатации 330 долл.; •Стоимость программы 46,5 млн. долл. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. На третьем международном гидроавиасалоне "Геленджик-2000", который проходил с 6 по 10 сентября, ОКБ имени П.О. Сухого впервые представило уникальный проект экранолета С-90. Ведущий разработчик проекта С-90 - Александр Поляков. Большой интерес к С-90 проявило МЧС, но недостаток финансовых средств на развитие специализированной авиатехники для министерства не позволяет говорить о возможности закупки С-90. Отличительной чертой летательного аппарата является его способность летать на высотах до 3000 м при дальности 1500 км и совершать полет на высоте нескольких метров на дальность 3000 км при одинаковой нагрузке. Главная особенность нового летательного аппарата состоит в том, что благодаря шасси на воздушной подушке для его базирования не требуется аэродром. Как отмечает главный конструктор С-90, это позволяет применять экранолет в труднодоступных районах Крайнего Севера на замену вертолетам класса Ми-8 и резко сокращает расходы на аэродромное обслуживание. •Ресурс 25000 часов; •Срок эксплуатации 20 лет. РАЗРАБОТЧИК. АО "Передовые технологии Сухого" (АООТ"ОКБ Сухого").
            • 0
              Нет аватара bignetdemon11.03.12 15:55:20
              А по "Луням" и "Орлятам" - это не ко мне, а в архив МО... Данные, как я понимаю, до сих пор закрытые. Прошу отдельно обратить внимание:
              •Топливная экономичность38/30/49 г/пасс*км;
              Отредактировано: bignetdemon~15:58 11.03.2012
              • 0
                Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 16:25:02
                Спасибо за информацию, но это "бумажный проект". Есть путаница в данных по дальности и если пересчитать топливную эффективность как масса топлива/(кол-во пасс*дальность) то получаются другие цифры. Не ясно что там у него с подушкой, сдувается или не сдувается, какие двигатели. Информации слишком мало, чтобы судить о чем-либо. С другой стороны понятно, что эти характеристики брали не с потолка. По экрану указаны существенные ограничения, о которых я и писал в первом посте. Какую конфигурацию будем сравнивать и с чем? С поплавковым самолетом или обычным?
              • 0
                Нет аватара guest11.03.12 16:27:40
                По их подобиям разрабатывают новые экранопланы с новыми системами. Благо у нас подобна школа еще сохранилась после 90-х.
              • 0
                Aerodinamik Aerodinamik11.03.12 17:07:57
                Ну вот, например, можно сравнить с Л410. Пустой - 3800кг Взлетная - 5800кг Топливо - 1300Л (около 1100кг) Двигатели - 2 ТВД 750лс Крейсерская скорость - 380кмч Дальность - 1380км Полезная нагрузка - 17-19 пассажиров. При большей дальности рассчитан на меньший объем топлива, если сравнивать с самолетной конфигурацией. В конфигурации экраноплана выглядит интереснее - дальность больше в 2 раза, но не ясно сколько топлива (1500кг...3000кг) + хорошее ограничение по волне + более 7 часов полетного времени.
          • 0
            Нет аватара guest11.03.12 16:26:21
            разработка прекращена в 1993 году... После демонстрации возможностей "луня" американцам.
            Если не ошибаюсь, еще при Горбачеве запретили ими заниматься. Как сам Горбатый сказал, что мол, холодная война закончена. Мы с США теперь друзья, и нам не нужны какие-то военные разработки. Минус Экранопланы Минус Буран А после минус СССР Про 1993 год я не слышал, но видимо, потом Ельцин добил окончательно все. Все наши современные разработки того времени покосил он на корню.
            • 0
              MiG-42MFI MiG-42MFI13.03.12 04:00:54
              По большому счёту,вся тема экранопланов в СССР вышла из ошибочного,как позже выяснилось мнения,что у корабельных РЛС ВМФ США мёртвая зона такая же,как у аналогичных советских,т.е. 20 метров по высоте в зоне прямой видимости.
              • 0
                Нет аватара bignetdemon13.03.12 12:05:51
                Угу... Ну уж если троли полезли значит однозначно тема актуальна    
    • 0
      Нет аватара guest11.03.12 16:21:08
      Если только маленький экраноплан по типу такси на 4 человека, а так они все же очень быстрые. Я даже на Волге не представляю экраноплан со скорость под 260 км/ч и более. У нас тут теплоходы кругом ходят, баржи, маленькие катера и яхты. И тут появится нечто, движущиеся со скоростью чуть ли не самолета на высоте 3-12 метров от поверхности воды. Не думаю, что на Волге его разрешат - слишком быстрый. А если на Волге не разрешать, то уже нигде не разрешат ))) Вообще он больше для моря. В теории он над водой может развивать огромные скорости до 800 км/ч
      самолет - экономичнее, корабль - надежнее.
      Экраноплан грузоподъемнее.