стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
52
nabludatel71 05 февраля 2024, 13:06

Достижения российской промышленности в 2023 году

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В 2023 г. промышленность России, несмотря на усиливающееся давление Запада, продолжила поступательное развитие и выдала целую россыпь достижений, в том числе и исторических. Далее рассмотрим часть из них в контексте объёмов производства. При этом надо понимать, что число пригодных для больших ретроспективных сравнений показателей неодинаково по отраслям: где-то сильно сказываются изменения в системе учёта, а где-то количественные показатели не слишком представительны.

Все данные предварительные и после уточнения большинство из них подрастёт. Крым учтён с 2014 г., показатели 4 новых регионов пока не учитываются.

ТЭК

Добыча угля в 2023 г. составила 430 млн т. С 2018 г. угледобыча держится на рекордном уровне 430-440 млн т (исключением стал только 2020 г.); пик советского периода — 425 млн т в 1988 г. В том числе добыча коксующегося угля практически повторила исторический рекорд предыдущего года, составив 106 млн т.

Выпуск дизельного топлива в 2023 г. составил 88,2 млн т — третий год подряд обновив исторический максимум (+4,1% к 2022 г.).

Выпуск автомобильного бензина в 2023 г. составил 44 млн т — это лучший результат с середины 80-х годов. Максимальный уровень производства бензина приходится на границу 70-х и 80-х годов (например, в 1980 г. выпуск составил 46,7 млн т).

Выработка электроэнергии в 2023 г. составила 1178 млрд кВт*ч, что стало очередным историческим максимумом (+0,7% к 2022 г.).

Металлургия

Выплавка стали в 2023 г. составила 76 млн т — это второй в новейшей истории результат (пик 2021 г. — 77,8 млн т); исторический рекорд — 94,1 млн т в 1988 г.

Производство готового стального проката в 2023 г. составило 64,2 млн т — это один из лучших показателей в истории, уступающий только 2021 г. (65,9 млн т) и пику 1987-89 гг. (65,5-66,5 млн т).

Производство стальных труб в 2023 г. составило 13,5 млн т — второй год подряд обновив исторический максимум (+2% к 2022 г.); пик советского периода — 12,5 млн т в 1988 и 1989 гг.

Химическая промышленность

Производство серной кислоты в 2023 г. составило 15,6 млн т — шестой год подряд обновив исторический максимум (+2,9% к 2022 г.); пик РСФСР — 12,9 млн т в 1988 г.

Производство минеральных удобрений в 2023 г. составило 26 млн т действующего вещества — это второй результат в истории, немного уступающий рекорду 2021 г. (26,4 млн т); пик советского периода — 19,1 млн т в 1988 г. По видам выпуск удобрений составил:

  • азотные — 12,55 млн т, очередной исторический максимум (+5,3% к 2022 г.), рост девятый год подряд;
  • калийные — 9,09 млн т, третий результат в истории (рекорд 2021 г. — 10,71 млн т);
  • фосфорные — 4,36 млн т, лучший результат с 1991 г., рост десятый год подряд (рекорд — 5,07 млн т в 1988 г.).

Производство пластмасс в 2023 г. составило 10,7 млн т — это второй результат в истории, уступающий только рекорду 2021 г. (11,1 млн т). В том числе рекордного уровня достиг выпуск полиэтилена — 3,54 млн т (+1% к пику 2021 г.).

Производство лакокрасочных материалов в 2023 г. составило 2182 тыс. т — это лучший результат с 1991 г.

Лесопромышленный комплекс

Производство древесно-стружечных плит в 2023 г. составило 11,6 млн усл. куб. м — это новый исторический максимум (+0,7% к прежнему рекорду 2021 г.); пик РСФСР — 5,65 млн усл. куб. м в 1989 г.

Производство древесно-волокнистых плит в 2023 г. составило 703 млн усл. кв. м — это второй результат в истории (рекорд 2021 г. — 739 млн усл. кв. м); пик советского периода — 501 млн усл. кв. м в 1988 г.

Стройматериалы

Производство цемента в 2023 г. составило 62,9 млн т — после распада СССР больше был выпуск только в 2013-14 гг. (до 69 млн т); рекорд РСФСР — 84,5 млн т в 1989 г.

Производство сборных железобетонных конструкций и изделий в 2023 г. составило 28,5 млн куб. м — это лучший результат с 2009 г., рост пятый год подряд.

Производство термополированного стекла в 2023 г. составило 164 млн кв. м, что уступает только рекорду 2013-14 гг. (до 178 млн кв. м) и превышает пиковый выпуск оконного стекла в РСФСР (156 млн кв. м в 1986 г., категорию упразднили в 2009 г.).

Машиностроение

Производство подшипников в 2023 г. составило 61,6 млн штук — это лучший результат за последние 10 лет.

Производство металлорежущих станков в 2023 г. составило 9,3 тыс. штук — это лучший результат с 1998 г., рост восьмой год подряд. При этом оперативные данные обычно существенно ниже итоговых, в 2022 г. разница составила около тысячи штук.

Производство кузнечно-прессовых машин в 2023 г. составило 10,9 тыс. штук — это лучший результат с 1993 г.

Производство грузовых вагонов в 2023 г. составило 63,6 тыс. штук — это четвёртый результат в истории, более высоким был выпуск только в 2012 и 2018-2019 гг. (рекорд — 79,7 тыс. штук в 2019 г., подробнее — здесь).

Производство пассажирских вагонов в 2023 г. составило 1688 штук — это четвёртый результат в истории, более высоким был выпуск только в 2007-2008 и 2020 гг. (рекорд — 2143 штуки в 2008 г.).

Легкая промышленность

Производство тканей из химических волокон в 2023 г. составило 652 млн кв. м — это лучший результат с 1993 г., рост четвёртый год подряд; рекорд советского периода — 1084 млн кв. м в 1989 г.

Производство трикотажных изделий в 2023 г. составило 204 млн штук — это лучший результат с 1994 г., рост пятый год подряд.

Производство чулочно-носочных изделий в 2023 г. составило 234 млн штук — это лучший результат с 2014 г.

Производство обуви всех видов в 2023 г. составило 128 млн пар — это лучший результат с 1994 г.

Пищевая промышленность

Производство сахара в 2023 г. составило 6,66 млн т — это третий-четвёртый результат в истории, уступающий только 2019 г. (7,26 млн т) и 1999 г. (6,81 млн т), причём во втором случае подавляющая часть выпускалась из импортного сырца, тогда как с середины 2010-х гг. почти всё производство осуществляется из отечественного сырья. Справочно: пик советского периода — 4,22 млн т сахара-песка в 1989 г.

Производство колбасных изделий в 2023 г. составило 2,47 млн т — номинально это уступает рекорду 2012 г. (2,53 млн т), однако текущий ряд данных (с 2016 г.) почти на 10% меньше прежнего (часть продукции учитывается в другой категории), поэтому фактически можно говорить о новом историческом максимуме. Справочно: пик советского периода — 2,28 млн т в 1990 г.

Производство сливочного масла в 2023 г. составило 323 тыс. т — это соответствует уровню 1996 г. и чуть-чуть уступает прошлогоднему показателю (326 тыс. т), но после уточнения должно его превзойти. Справочно: пик советского периода — 832,5 тыс. т в 1990 г.

Производство сыров (без сырных продуктов) в 2023 г. составило 792 тыс. т — это очередной исторический максимум, рост десятый год подряд; пик РСФСР — 460 тыс. т в 1989 г.

Производство растительных масел в 2023 г. составило 9,5 млн т — это очередной исторический максимум (+17% к 2022 г.); пик РСФСР — 1,35 млн т в 1968 г.

Производство круп в 2023 г. составило 1,86 млн т — это соответствует уровню 1993 г.; в 1986 г. производство достигало 3,1 млн т.

Производство кондитерских изделий в 2023 г. составило 4,13 млн т — это новый исторический максимум; пик советского периода — 2,87 млн т в 1990 г.

Производство комбикормов в 2023 г. составило 35 млн т — это лучший результат с 1992 г., непрерывный рост идёт с 2001 г.; в 1990 г. производство составляло 41 млн т.

Показатели приведены на основе публикаций Росстата, базы данных ЕМИСС (оперативные, уточнённые) и архивных статистических сборников (многие можно найти здесь).

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 3
    Нет аватара nabludatel71
    06.02.2411:45:23

    Однако — за сутки ни одного комментария! Не припомню такого в подобных статьях. Совсем тяжёлые времена настали, рекорды промышленности воспринимаются совершенно буднично.    

    • 1
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      06.02.2412:04:43

      А ты станки откуда вытащил? В данных Росстата по промпроизводству за 2023 год только КПМ были.

      Обычно Росстат в «Социально-экономическом положении» это публикует. Но пока за 2023 год этих данных нет.

      А так чего, всё верно. Кто хотел, помесячно следил за экономикой. Ожидаемо.

      Меня беспокоит, что темпы начали падать. Но держать высокие темпы нам конечно тяжело. Наверное снизимся снова до 1-3%. С таким ЦБ.

      • 0
        Нет аватара vlTepes
        06.02.2414:00:29

        Меня беспокоит, что темпы начали падать. Но держать высокие темпы нам конечно тяжело. Наверное снизимся снова до 1-3%. С таким ЦБ.

        С таким ЦБ инвестиции возможны только при наличии госпрограммы с субсидированием ставки

        Слышал ЦБ лоббирует отмену льготной ипотеки — а это риск остановки строительства

        • 0
          Нет аватара termometrix
          06.02.2414:21:07

          В ближайшие десять лет возможна стагнация реального роста, как в период 2014-2023 гг. Не более полутора процентов роста в среднем в год.И этому есть логическое объяснение.

          Сколько бы денег ни эмитировал ЦБ без наличия большого количества свободного дополнительного населения, готового к вовлечению в экономический оборот, эти дополнительные эмиссионные деньги не могут быть материализованы и обработаны и, наоборот, вызовут лишь инфляцию. Кроме того, российская экономика частично изолирована от остального мира, а объем внутреннего рынка недостаточен для долгосрочного высокого роста.

          • 1
            Нет аватара siberia2012
            06.02.2415:48:51

            Вот и я считаю, что главная наша задача — демография. Не может быть никакого стабильного роста экономики при падении численности и старении населения. Тем более у такой относительно замкнутой экономики как у нас. Пока ещё роботы не заменили людей. И на решение этой проблемы должны быть направлены максимум усилий. Она за собой потянет решение множества задач. Например, крайне необходимо снизить разрыв между богатыми и бедными. Крайне необходимо остановить застройку городов 20-30 этажными человейниками наполовину состоящими из студий и однокомнатных. Крайне необходимо поднять престиж врачей, учителей, воспитателей на очень высокий уровень. В педвузы конкурс должен быть, и зарплаты должны быть. Крайне необходимо сделать передвижение населения в стране доступным и быстрым (где блин льготы на авиаперевозки детям? Даже в соседнем Казахстане авиабилет стоит 50% на внтуренние рейсы для детей до 14 лет, а если покупаешь билет через туроператора на внутренний курорт то вообще бесплатно детям до 17 лет, и это одновременное стимулирование как авиаотрасли, так и туризма). Почему у нас такие дорогие платные дороги (у соседей цена на ПОРЯДОК ниже, именно на порядок. Какой-нибудь КАД в Питере это просто безумие по цене)? Нужно перераспределять бюджет в сторону регионов. Это нужно делать, если мы хотим изменить демографию. Кучу пособий нужно заменить на 2-3, крупных и легко, а лучше автоматически оформляемых. Необходимо помогать с жильём не после того как семья уже имеет ребёнка и второго собирается заводить, и не имеет фактически свободных средств для накоплений, а молодой семье в начале пути. Если ребёнка не заводят до 30 лет, то шансов что будет хотя бы 2 ребёнка очень мало. А не заводят потому что копят на жильё в первую очередь, живут на съёмной. Про сферу культуры, массмедиа я вообще молчу, за два года войны подвижки очень слабые. Ну и подъём пенсионного возраста понятно, что вынужденный, но и так бабушки/дедушки всё меньше помогают молодым, а без этой помощи трудно быть многодетной семьёй. И конечно же координально упрощать получение российского гражданства. Это не должно занимать годы. У нас сейчас шанс тянуть к себе в страну людей консервативно настроенных со всего мира, нужно этим шансом пользоваться. Плюс многие бывшие сограждане уехавшие в 90е готовы вернуться.

            Отредактировано: siberia2012~16:04 06.02.24
            • 0
              Нет аватара termometrix
              06.02.2420:18:26

              Я с Вами согласен, но демографические процессы долгосрочны, их решение дает эффект через очень длительный период времени, только в долгосрочной перспективе.

              Дополнительным источником экономического роста может стать повсеместная роботизация и автоматизация во всех отраслях экономики. Но тотальная автоматизация и совершенствование организации всех процессов в сфере производства и услуг является интенсивным фактором, а интенсивные факторы роста имеют линейный темп прироста производительности труда и валового выпускаемого продукта, то есть гарантируют не более 1-2% роста в год для экономики в целом, рост который всегда имеет тенденцию к затуханию, эмпирическое подтверждение этому — 30-летней стагнации Японии.В отличие от мощного экстенсивного фактора Китая,Индии,Турции,Азии,Бразилии,Африки,которые движутся с экспоненциальной скоростью экономического роста благодаря своим свободным трудовым ресурсам.

              Нам необходимо создать единую экономическую зону/единую систему разделения труда/с остальным миром, это тоже решение, которое даст мощный синергетический эффект всем вовлеченным экономикам.

              Отредактировано: termometrix~20:40 06.02.24
              • 2
                Сергей Котенко Сергей Котенко
                07.02.2412:48:37

                Дополнительным источником экономического роста может стать повсеместная роботизация и автоматизация во всех отраслях экономики.

                И опять-таки для этого нужны серьёзные кредиты. А с такой ставкой ЦБ это, извините за тафтологию", несерьёзно.

                Сознательно или нет, но ЦБ высушивает экономику и тянёт нас к росту 1-1,5% в год. С этим я с вами согласен.

                Не может быть развития экономики только за счёт льготных кредитов государства для избранных. Стимулироваться должна вся промышленность.

                • 0
                  Нет аватара termometrix
                  07.02.2413:25:41

                  Совершенно верно.

                  По моему мнению,единственным оставшимся вариантом для ЦБ является создание сберегательно-кредитных товариществ, как в Царской России, которые могут использовать свои сбережения для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов под низкие проценты. Сбережения граждан и компаний в коммерческих банках на данный момент составляют более 80 триллионов рублей.Это серьезный ресурс, который можно использовать для модернизации экономики.Конечно, часть этих триллионов будет конвертирована в валюту для импорта технологий.

                  Отредактировано: termometrix~16:00 07.02.24
                  • 1
                    Нет аватара siberia2012
                    08.02.2408:02:32

                    вот у меня есть сбережения в банке, какой мне смысл в этих сберегательно-кредитных товариществах? Каков будет мой доход? Я деньги коплю чтобы наконец свою квартиру поиметь как многодетный, мне она ой как нужна, надоело по съёмным скитаться. А вы что предлагаете? Заморозить эти деньги на благо модернизации экономики? А сейчас не так что ли? Люди кладут на депозит, банк раздаёт кредит. Суть та же. По мне так свободные средства надо не у населения изымать, оставьте людей уже в покое и гарантируйте им надёжные схемы накопления и сбережения в родной юрисдикции и валюте, а у олигархата и крупных компаний. Один сбер имеет триллионные прибыли и платит сотни миллиардов дивидендов. Молчу про всяких Потаниных, Дерипасок, Абрамовичей, которые в очередной раз занимаются делёжкой российских активов в британских судах. Вот их и нужно трясти.

                    Если в очередной раз причесать население, то забудьте вообще об исправлении демографии. Уровень недоверия и пессимизма зашкалит.

                    Отредактировано: siberia2012~08:03 08.02.24
                    • 0
                      Нет аватара termometrix
                      08.02.2419:53:08

                      Вы одновременно и вкладчик, и кредитор в сберегательно-кредитной организации, и ваш доход будет расти.

                      Ваш доход будет расти благодаря банковскому мультипликатору от частичного банковского резервирования, которое обязательно должно осуществляться между вкладчиками и клиентами в одной и той же сберегательно-кредитной организации.

                      Пример схемы: https://academy...ctional-reserve

                      За счет частичного резервирования банка в том же сберегательно-кредитном учреждении проценты по кредитам могут быть ниже процентов по вкладам, и тем не менее банк и его вкладчики и депозитарии будут получать прибыль.

                      Потому что каждый кредит служит гарантией выдачи нового кредита и, таким образом, кредитная база может быть увеличена во много раз.

                      Центральный банк России установил норму резервирования в рублях на уровне 7%, это означает, что каждый рубль в виде депозита может генерировать примерно 15 рублей в виде кредитов.

                      • 1
                        Нет аватара siberia2012
                        09.02.2407:08:13

                        Потому что каждый кредит служит гарантией выдачи нового кредита и, таким образом, кредитная база может быть увеличена во много раз.

                        и чем это отличается от того, что сейчас существует? Ничем. А если хочется чуть больше депозита — шагай на облигационный рынок. А на сколько деньги заморожены будут, смогу я их забрать? У людей нет и не может быть доверия к таким схемам. Только государство и обезжиривание олигархата должны быть стимулом экономики. А людей ну можно к этому привлекать сугубо добровольно и под очень выгодные условия, иначе — идут лесом. У нас и так уровень жизни стагнирует лет 10.

                        Проблемы в деньгах по моему вообще не должно быть, куда надо государство денег вваливает сколько угодно под какой угодно процент. Проблема в кадрах, во внутреннем спросе и его слабом развитии, в неразвитой логистике, в низких зарплатах — во многом не конкурентных уже даже со странами типа Китай, Казахстан (да, да, там переманивают наших спецов зарплатой), в неустойчивом курсе рубля когда сложно вообще что-либо планировать.Это проблемы. Если завтра ставка будет 5%, а кредиты по 6-7%, это не приведёт ни к чему кроме разгона инфляции в очередной раз. У нас и так недвижимость стоит безумных денег, а тот же маткапитал перестал играть роль хоть сколько-нибудь стимулирующую демографию. Когда он появился в нашем городе можно было за его счёт оплатить примерно четверть — треть двушки, сейчас за его счёт можно оплатить примерно десятую часть, то есть его смысл понизился примерно в 2.5-3 раза. И это не Москва, не Питер, не Краснодар и не Казань, там вообще наверно маткапитал роли не играет никакой.

                        Отредактировано: siberia2012~07:17 09.02.24
            • 2
              Нет аватара shi-zhi
              07.02.2412:35:12

              Рождаемость на данный момент — вопрос не столько денег сколько психологии.

              У абсолютного большинства моих родных и знакомых до 30 лет нет серьезных проблем с жильем. Никто не живет как раньше по три поколения в двушке и не ютится в коммуналке. А ведь в тех условиях прирост рождаемости был несоизмерим с нынешним падением населения.

              Дети перестали быть ценностью, воспринимаются абсолютным большинством молодежи как обуза.

              Да и молодые семьи нынешние перестали быть молодыми в обычном понимании — средний возраст замужества уже достиг 25 и движется к 30.

              • 1
                Нет аватара siberia2012
                08.02.2408:20:33

                Дети перестали быть ценностью, воспринимаются абсолютным большинством молодежи как обуза.

                Согласен. Вот только почему так произошло? У меня есть опыт проживания в соседнем Казахстане,в мегаполисе. Почему там дети не считаются обузой и рождаемость по 3 ребёнка на женщину? Хотя общество тоже городское. Зачастую во 2-3 поколении.

                Как мне кажется, потому что у нас вся медийная, психологическая сфера, была отдана на откуп прозападным либералам. Более 30 лет промывали и до сих пор промывают мозги какая у нас плохая история, какие мы плохие. Вся культура транслируемая государством и спонсируемая государством стала фактически эрзацем голливуда. Эдакой второсортной копией. С одной стороны президент постоянно говорит про поддержку семей, важность исправления демографической ситуации, с другой государство продолжает спонсировать откровенно враждебные фильмы, из последнего «Мастер и Маргарита», «Воздух», про фестивальное кино вообще молчу сплошной мрак. Заходишь на Рутюб и на тебя валится сплошная пошлятина уровня Дом-2 и даже хуже. В театрах, если осовремененная постановка классики — треш и порнография. Аналогично в поп музыке. Как можно одной рукой давать маткапитал, а другой вдалбливать по всем каналам информации как хорошо быть бездетной, как хорошо жить ради сиюминутных удовольствий, как хорошо красоваться 5 точкой перед камерой и т. д. У государства явная шизофрения и она требует конкретной зачистки целых министерств, отраслей.

                А ещё постоянное давление инфомрационное о политике. У нас слишком много политических передач, ток-шоу и подобного. Постоянные срачи о красных, белых, Сталине, Ленине, Николае 2. Сколько уже можно сраться на этот счёт? Оставьте это изучать вдумчивым историкам. Государство должно прикрыть эту тему. Сталин — хорошо на 90%, на 10% были недочёты, тема закрыта. Николай то то и то то. Белые-красные аналогично. Всё, пусть историки пишут статьи и обсуждают на конференциях, а нам надо двигаться дальше используя весь положительный опыт прошлых эпох. Не понимаю, гражданской войны хотят что ли между неомонархистами и неокоммунистами? Разжечь национальную розь хотят что ли? Задрали уже. И книги должны комплиментарно относится ко всем периодам нашей истории, призная ошибки, но и видя успехи, а не очернять её в угоду нынешним политикам. В Казахстане люди вообще мало этим паряться, не слушают постоянно то одних, то других политических блогеров и журналистов. Зато гораздо больше общаются с семьёй. Встречаются семьёй. Устраивуают общие праздники. И в этом плане там общество гораздо устойчивее и оптимистичнее, чем наше. Более провинциальное, если хотите и это большой плюс для морального состояния общества. У нас же постоянное давление, разврат в медиа, неопределённость будущего, даже ближайшего. Надо снизить информационную нагрузку на людей, она слишком большая.

                Отредактировано: siberia2012~07:22 09.02.24
                • 0
                  Нет аватара termometrix
                  09.02.2416:32:17

                  Почему там дети не считаются обузой и рождаемость по 3 ребёнка на женщину?Хотя общество тоже городское. Зачастую во 2-3 поколении.

                  Потому что там доминирует религиозная мораль.

                  Особенно в исламе, даже в его политической и более светской форме, в обществе почитаются традиционные и консервативные ценности.

                  Так было и в РСФСР, где в городах жили люди сельского происхождения и консервативной системы ценностей.

      • 2
        Нет аватара nabludatel71
        06.02.2418:16:07

        А ты станки откуда вытащил? В данных Росстата по промпроизводству за 2023 год только КПМ были.

        В разделе «Промышленность» на сайте Росстата (по моей ссылке) есть электронная таблица за январь-декабрь, с очень большим списком продукции и даже разбивкой по ФО: «Производство основных видов продукции в натуральном выражении (оперативные данные)».

        Сам на неё наткнулся случайно в этот раз. Причём чувствую, что когда-то уже находил — но забыл.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,