"Синергия-1" - новый диагностический комплекс московского метрополитена (много фото)
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
фото Александра Russos Попова
Активное расширение сети метрополитена, продление существующих линий и строительство новых вызвало необходимость в разработке и внедрении современных средств диагностики пути метрополитена для повышения надежности работы основной транспортной системы города и обеспечения безопасности пассажиров. Для этого по заказу Московского метрополитена был создан уникальный диагностический комплекс-лаборатория «Синергия-1», в котором разместилось все необходимые приборы для диагностики состояния путевого хозяйства.
8 августа 2013 года состоялся первый рабочий выезд
диагностического вагона «Синергия-1», в ходе которого им было
обследовано состояние путей на Сокольнической линии.
С апреля 2013 года новый диагностический комплекс «Синергия-1», поступивший в электродепо «Красная Пресня», проходит опытную эксплуатацию, которую планируется завершить к 1 сентября. В рамках опытной эксплуатации оборудования диагностического вагона в июле 2013 года прошли испытания инфракрасного термографа – прибора, определяющего тепловое состояние всей аппаратуры, размещенной в тоннелях метрополитена. В настоящее время принимается решение о возможности постоянного применения инфракрасного термографа в составе диагностического оборудования вагона-лаборатории.
В отличие от уже существующего в метрополитене вагона-путеизмерителя, новый диагностический комплекс осуществляет проверку не только геометрических параметров рельсовой колеи, но также производит ультразвуковую дефектоскопию рельсов всех типов для выявления в них дефектов и повреждений, проверку габаритов различного оборудования, размещенного в тоннелях метрополитена, в том числе габаритов и температуры контактного рельса. Кроме этого новая «лаборатория на колесах» оборудована системой видеорегистрации, позволяющей проводить визуальную диагностику всего оборудования и строений тоннелей метро.
Диагностический комплекс «Синергия-1» - единственный в России вагон-лаборатория, который позволяет контролировать все объекты железнодорожной структуры метрополитена.
http://mosmetro.ru/press/metro/text2500.html
«Всевидящее око» подземной столицы
Новенький красно-желтый вагон, обвешанный видеокамерами и мощными светодиодными фонарями, отличается от своих синих "собратьев" не только необычным внешним видом. Внутри вместо привычных лавок, обшитых кожзамом - длинные столы, мощные компьютеры, офисные стулья на колесиках и уйма сложнейшего оборудования. Внешне напоминает современную высокотехнологичную лабораторию.
- Это лаборатория и есть, - усмехается начальник диагностического комплекса "Синергия-1" Михаил Старостин. - Вагон оборудован системами, способными обнаружить любой дефект: трещину в рельсе, изменение геометрии путей, "просадку" тоннеля и многое другое. Раньше для этих целей использовались три разных комплекса. Этот же может решить все задачи.
Арсенал "Синергии" внушает. На переднем торце вагона размещен не имеющий аналогов в мире лазерный сканер. Во время движения по маршруту он "ощупывает" лучами окружающую обстановку и моментально передает оператору внутри комплекса подробную картинку. Благодаря этому сканеру можно вычислить, где свод проседает, или где есть риск протечки.
Под днищем вагона смонтирован прибор, который с помощью ультразвука может обнаружить в рельсах даже самый крохотный дефект. Кроме того, "Синергия" оборудована тепловизором, способным отслеживать нагрев всей машинерии тоннеля и несколькими мощными видеокамерами для близкого визуального наблюдения за путями и кабельной сетью.
- Справиться со всем этим оборудованием одному не под силу, - констатирует замначальника службы пути Сергей Баранов. - Экипаж вагона-дефектоскопа - 11 человек, как футбольная команда. Они отслеживают показания различных приборов на экранах мониторов. Все показания фиксируются в электронном виде. Как только обнаруживается проблема, специалисты сразу сообщают об этом человеку, ответственному за данный участок линии. А он уже принимает решение о задействовании ремонтной бригады.
Передвигается "Синергия" по обычным тоннелям, в общем потоке пассажирских составов. Точность приборов позволяет проводить все необходимые замеры без снижения скорости движения. Тянут лабораторию по тоннелю четыре стандартных метровагона, поэтому иногда горожане на станциях путают состав с пассажирским.
Мы едем по "красной" ветке - от "Фрунзенской" до "Юго-Западной". Состав на станциях чуть притормаживает, но не останавливается. Граждане с любопытством косятся на необычный вагон, мигающий всевозможными лампочками, и снимают его на камеры мобильников. Такая техника в метро пока в диковинку. "Синергия" существует в единственном экземпляре и сейчас проходит опытные испытания. Тем не менее, даже один комплекс успевает за месяц дважды тщательно изучить каждую линию метро.
- Испытания планируем завершить к сентябрю, - рассказывает Михаил Старостин. - Не думаю, что нам потребуется много таких лабораторий, тем более стоят они недешево - около 85 миллионов рублей за вагон. Но их много и не надо. Во-первых, есть и более старые варианты, во-вторых - производительность "Синергии" позволяет работать за троих. Но метро будет расширяться, и, возможно, будет принято решение о закупке новых комплексов.
"Синергия" проходит маршрут за 20 минут. Серьезных дефектов аппаратура не обнаруживает - лишь на одном участке на пару миллиметров расширена колея. Специалисты уверяют, что это в пределах допустимой погрешности. Серьезных проблем, вроде крупной трещины в рельсе или проседания свода в "подземке" к счастью не было давно.
По словам сотрудников метрополитена, новый комплекс еще нужно
доводить до ума. Но перспективной технологией уже
заинтересовались за рубежом.
http://pda.vmdaily.ru/news/2013/08/08/vsevidyashchee-oko-podzemnoj-stolitsi-208539.html
Далее - репортаж Александра Russos Попова
С апреля месяца в Московском метро идут испытания нового диагностического комплекса «Синергия-1», который является дефектоскопом, путемером и габаритным вагоном. Как он работает и что у него внутри — смотрите в моем репортаже.
1. Опытная эксплуатация комплекса началась с апреля этого года в
депо «Красная Пресня».
2. Раз есть такая возможность, давайте сначала немного
прогуляемся по депо.
3. Тут уже давно живут Русичи.
4.
5. Как и любой другой подвижной состав, он нуждается в
обслуживании.
6. Очень секретная схема расположения оборудования.
7.
8.
9.
10.
11. И, конечно же, вагоны надо мыть.
12. Внезапно — номерной. Да, это и есть новый диагностический
комплекс.
13. Из-за массы диагностической лаборатории в составе пять —
моторных вагонов, т.е. длина состава — шесть вагонов.
14. Когда я был маленький, то мечтал, что у меня будет
специальный поезд, который сканирует тоннели и выдает карту всех
выработок в окружении многих метров вокруг. Мечты сбываются :)
Конечно, не множество метров, но эти лазерные датчики снимают
габарит тоннеля и оборудования.
15. Синергия (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие,
помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч.
ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект
взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем,
что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного
компонента в виде их простой суммы.
16. Видеокамера наружного наблюдения. По бокам четыре штуки. На
каждую тележку — по две, и еще две будут установлены на крыше.
Еще две камеры для контактного рельса.
17. Специальная путимерная тележка.
18. На кронштейне закреплен отражающий элемент, а сверху
находится датчик — это измерительный комплекс температуры
контактного рельса.
19. Красный свет используется для того, чтобы не сделать засветку
камерам.
20. Дополнительная тележка для путимерных работ. Вагон 81-714
№7638 на базе ТВЕМА. А вот тележки, что от другого вагона? На ней
номер — 5005.
21. Офис на колесах. Конечно, это сложнейший комплекс, но снаружи
это только компьютеры.
22. Результат работы 3D-сканера. Уже несколько лет назад в метро
были установлены новые датчики пикетных отметок, и сейчас это
составляет единое координатное пространство. Все измерения
привязаны к пикетам с точностью до миллиметра и синхронизированы
между собой.
23. Визуальный контроль. Все данные пишутся, и впоследствии их
можно вызвать из архива и посмотреть.
24. Работа сканера в реальном времени.
25. Непривычный вид на станцию.
26. Специальная камера для контактного рельса. От обзорных
отличается повышенной чувствительностью и качеством. Вообще,
измерения могут проводиться до скорости 60 километров в час.
27. Вид из задней кабины.
28. Тупики на Юго-Западной.
29. Несмотря на объявления о том, что посадки нет, пассажиры все
равно ломятся в вагон.
30. Едем к Воробьевым горам.
31. Они самые.
32. Двухпутный участок. Обычно скорость состава на линии — 50. На
стрелках — не более 25 из-за дополнительной тележки. Но так как
все станции он проезжает транзитом, то график не нарушается.
34.
35. Так на 3D-сканере выглядит
36.
37. Тупики за станцией Улица Подбельского.
38. Вид наружной камеры.
39. В среднем за линию привозится около 100 Гигабайт
материала.
40. На комплексе работают две локомотивные бригады. Они ездят
только с ним.
41.
42. Далее по
43. Станция Белорусская. Поезд в депо, а я дальше по делам.
Огромное спасибо пресс-службе Московского метро и сотрудникам измерительного комплекса за организацию съемки.
Бонусное видео.
Более старая публикация с фото:
Репортаж "Вестей" с видео:
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
12.08.1313:52:29
Twiks12.08.1315:27:30
12.08.1321:43:20
12.08.1322:58:18
23.02.1510:50:56