стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

Запись Дорожная карта освоения ядерных технологий в России перенесена в личный блог модератором.

rvk перенес эту запись 16.10.2013 22:52

по причине: Нарушение правил сайта

Комментарий модератора: "Мы пишем о том что сделано а не о том что будет сделано"

Авторам необходимо ознакомиться с правилами сайта, и постараться не допускать их нарушений. Нарушение правил может стать причиной блокировки вашего аккаунта.

11

Дорожная карта освоения ядерных технологий в России

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 

Данный слайд был представлен на пленарном заседании конференции "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР", прошедшей в ОКБ "Гидропресс" в мае 2013 года. Эту презентацию можно посмотреть, в частности, тут:  http://ru.scribd.com/doc/...хнологии-ВВЭР 

Понятно, что для экспертов он не содержит ничего нового, некоторые слушали доклад вживую, а кто-то может сам нарисовать слайд не хуже. Но мне он понравился достоверностью, полнотой и компактностью представления информации и я потратил некоторое время на его расшифровку:

"ТР" - реакторы на тепловых нейтронах. Они делятся на малые (ММ; для локальных изолированных энергосистем), средние (СМ; для региональных энергосистем; возможно, Кольская и Калининградская АЭС) и большие(БМ).

  • "ВВЭР-ТОИ" - типовой оптимизированный и информатизированный проект двух-блочной АЭС с реактором технологии ВВЭР мощностью 1255 МВт. ВВЭР-ТОИ является развитием текущего проекта ВВЭР-1200 в сторону улучшения экономических характеристик. В частности, планируется уменьшить стоимость строительства на 20%, уменьшить срок строительства с 60 до 48-40 месяцев, увеличить срок службы реактора с 40 до 60 лет. Первый блок, построенный по этому проекту планируется ввести в строй в 2019 году на Нижнегородской АЭС.
  • "СУПЕР-ВВЭР" - перспективный реактор ВВЭР с кардинально улучшенными характеристиками по использованию топлива. Предполагается переход на сверхкритические параметры теплоносителя, на активную зону с тесной решеткой твэлов и с быстро-резонансным спектром нейтронов, на замкнутый топливный цикл с самообеспечением топливом (КВ ~ 1).
  • "ВТГР" - высокотемпературный газоохлаждаемый реактор с температурой теплоносителя до 1000 C. Особенности реактора: производство электроэнергии с высоким КПД; работа на различных видах ядерного топлива; использование не только для производства электроэнергии, но и для производства водорода, и для промышленного теплоснабжения (например, нефтехимического производства).
  • "ВБЭР - 250-500" - семейство водо-водяных блочных энергетических реакторов мощностью от 150 до 600 МВт. Реакторы создаются на основе судовых реакторов и предназначены для замены городских газо-мазутных и угольных теплоэлектростанций средней мощности.
  • "ВВЭР-600" - семейство водо-водяной энергетический реактор мощностью 300-600 МВт на базе ВВЭР-1200. Решение для случаев, когда ВВЭР-1200 избыточен.
  • Последние 2 проекта конкурируют друг с другом.
  • "Серийный ВВЭР-СМ" - запуск серийного производства реакторов ВВЭР средней мощности.
  • "ПАТЭС" - мобильная плавучая атомная теплоэлектростанция малой мощности. Представляет собой судно с двумя реакторами КЛТ-40С ледокольного типа с суммарной электрической мощностью 70 МВт. Может использоваться также для теплоснабжения и опреснения морской воды.
  • "Ледоколы" - возобновление строительства атомных ледоколов. Предположительно, 2 ледокола проекта ЛК-60Я. Напомню, что только 2 атомных ледокола (из 7 эксплуатирующихся) останется в строю после 2020 года.
  • "Альтернативы" - непонятно. Возможно, имелись в виду ВК-300 (корпусной кипящий реактор с естественной циркуляцией теплоносителя) или Унитерм.
  • "Серийный ММР" - запуск серийного производства малых модульных реакторов.

"ЯТЦ" - ядерный топливный цикл.

  • "MOX (MIX)" - производство топлива на основе U238 и Pu239 (вместо дефицитного U235).
  • "Плотное топливо" - производство плотного нитридного топлива. Является альтернативой для MOX-топлива (коэффициент воспроизводства и безопасность выше, но процент выгорания и экологичность ниже). Основное топливо для реактора БРЕСТ.
  • "Th" - производство топлива на основе тория (Th232). По сравнению с ураном торий обладает рядом преимуществ: не нужно обогащение, не поддерживается цепная реакция (более безопасен), запасы тория в 3 раза больше. Главный недостаток всего один — непроработанность цикла. И это несмотря на то, что проекты появлялись с 50 годов, в США было пущено 2 экспериментальных реактора, а Индия десятилетия (!) строила свою ядерную программу на тории.
  • "ОДЦ" - создание опытно-демонстрационного центра по переработке отработанного ядерного топлива.
  • "РТ-2"- создание крупномасштабного завода по переработке (регенерации) ОЯТ нового поколения.
  • "Сухое хранилище" - создание и расширение сухого хранилища отработанного ядерного топлива. Первая очередь была сдана в 2011 году.
  • "Объект окончательной изоляции" - создание геологического объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов, который будет размещен в Красноярском крае на территории Нижнеканского массива на глубине 1 км.

"БР" - реакторы на быстрых нейтронах, бридеры.

  • "БН" - реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем.
  • "БН-800" - экспериментальный реактор на быстрых нейтронах мощностью 880 МВт. Основные цели проекта: испытание MOX-топлива в промышленном масштабе; отработка элементов замкнутого ядерного цикла; проверка оборудования для серийного БН. Строительство началось в 1984 году, повторно началось в 2006 году, завершается в 2014. Замечу, что основным топливом для БН-800 должно быть MOX-топливо - возможно, именно поэтому в плане эта программа завершается только в 2020 году.
  • "БН-1200" - серийный реактор на быстрых нейтронах мощностью 1220 МВт. Этот проект является главной ставкой России на создание замкнутого ядерного топливного цикла. Грубо говоря, переход с U235 (запасов хватит где-то на 50 лет) на U238 и Tb>(запасы на 2-3 тысячи лет).
  • "БРЕСТ-300"  опытно-демонстрационный реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем с нитридным топливом мощностью 300 МВт и пристанционным замкнутым топливным циклом. Особенности: крайне высокая пассивная безопасность, возможность подготавливать топливо на пристанционном заводе, реализация замкнутого топливного цикла (альтернатива БН-1200). Запуск завода по фабрикации топлива - 2017 год; запуск реактора - 2020 год.
  • "СВБР" - семейство энергетических ядерных реакторов малой мощности на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем мощностью 10 и 100 МВт. Особенности: крайне высокая пассивная безопасность, транспортабельность целиком всего блока, сборка модуля из нескольких блоков.
  • "Альтернативные БР" - непонятно. Бесхимический бридер?
  • "Серийный БР" - запуск серийного производства реакторов на быстрых нейтронах.

Дополнительные системы:

  • "ЖСР" - жидкосолевый реактор, топливо которого является расплавленная смесь фторидов лития и бериллия с растворенными в ней фторидами Th232 и U238. Достоинства: высокоактивные отходы состоят только из короткоживущих продуктов деления; малое потребление топлива; безопасность ввиду пассивного охлаждения.
  • "ADS" - электроядерная установка, состоящая из под-критического реактора и протонного ускорителя. Предназначение: пережигание ОЯТ и радиоактивных отходов.
  • "ТИН" - термоядерный источник нейтронов. Создание (исследовательской, опытной, а затем и серийной) термоядерной установки типа токамак для наработки ядерного топлива и переработки отходов реакторов типа ВВЭР.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 0
    Нет аватара WJ
    16.10.1320:44:15
    Жалко что ТИН и торий так далеко. Учитывая что по торию работы во многих странах идут уже достаточно давно, откладывать разработку ещё на 30 лет - не рискованно ли? Хотя понятно, что и так работы невпроворот.
    • 1
      Нет аватара Z-zyl
      17.10.1313:02:24
      А зачем русским торий? С ним очень много возни, а выгоды сомнительны.
      • 0
        Нет аватара WJ
        18.10.1306:46:35
        Продавать за рубеж технологии. У некоторых стран тория много, а технологий переработки нет, но им не шибко выгодно будет закупать у нас уран, сидя на ториевом песке, значит они уйдут к конкурентам.
        • 0
          Нет аватара guest
          09.11.1301:17:22
          Каким конкурентам? У нас их нет. Даже по реакторам замкнутого цикла. А вы про торий глаголите. До него "конкурентам" как до луны.
      • 0
        MagiRus MagiRus
        19.10.1323:15:10
        .+1
        Отредактировано: MagiRus~23:15 19.10.13
  • 3
    Scoundrel Scoundrel
    16.10.1321:09:42
    Зачем использовать это навязанное нам выражение "дорожная карта" (road map)? Есть отличное слово, которое так ненавидят русофобы и либералы, это слово план. Или автор прав, а я не в тренде?
    • -1
      Нет аватара WJ
      16.10.1321:35:37
      ДК - это визуализированный план, план в виде алгоритма. План - это более широкий синоним.

      Типичная ДК:
      Отредактировано: WJ~21:37 16.10.13
      • 0
        Scoundrel Scoundrel
        16.10.1322:15:11
        ДК - это визуализированный план, план в виде алгоритма. - собственная выдумка?
        Открываю первую сслку по поводу дорожной карты в поисковике:
         http://ria.ru/economy/20130507/936254189.html 
        Мы принимали "дорожные карты", в том числе по развитию конкуренции..
        ..кабмин не торопится утвердить новые "дорожные карты" по таким вопросам, как качество государственного регулирования и доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам.
        продолжать можно долго..
        Во всех этих случаях речь идёт о визуализированном плане в виде алгортма?    
    • 3
      vostok1982 vostok1982
      16.10.1322:11:42
      Да, ладно вам. Хорошо что не говорят "роуд мэп".
    • 1
      Нет аватара DemoN_nn
      17.10.1300:17:36
      "Дорожная карта" так-же нелепо звучит по русски, как, наптимер accuracy в качестве перевода стова "аккуратность" на английский.
      В русском языке всегда были просто карта, дорожный атлас и схема дорог. "Дорожная карта" - бездумный дословный перевод, претендующий на новый американизм, вроде компьютера (вычислитель).
      • 0
        Нет аватара brat_po_razumu
        17.10.1305:12:05
        А как жутко в свое время негодовали против слова охрана! Нерусское же - в русском языке следует писать - не охрана, а охранение:

        В анонимной повести «Авторский вечер» (СПб., 1835), направленной против неряшеств и новшеств языка О. И. Сенковского и редактируемого им журнала «Библиотека для чтения», цитируется такая фраза Сенковского: «Они находятся под охраною общественной честности». Главный резонер этой повести — дядя, защищающий чистоту русского классического языка, иронически комментирует это новообразование: «Писатель, может быть, думал, что так как есть слово опала, остуда, то почему ж не быть и слову охрана? Он, может быть, и прав... Если б теперь употребление и ввело слово охрана, то растолкуй мне, почему оно лучше слова охранение, которое существует, по крайней мере, со времен Екатерины. Охрана! охрана!.. Охранять, сохранять, наблюдать, соблюдать; и от них, охранение, сохранение, наблюдение, соблюдение; а не охрана, сохрана, наблюда, соблюда. Вот ведь до какой формации слов может довесть жажда новизны... Должно преображать, но не должно обезображать».


        Русский язык жив - он развивается.

        Новое выражение = увеличение БОГАТСТВА языка.

        Благодаря этому русский язык приобрел новые оттенки.
        Отредактировано: brat_po_razumu~05:40 17.10.13
        • 0
          Login_off Login_off
          17.10.1306:09:35
          Привет!

          Полностью поддерживаю, этим и велик наш русский язык

          Login_off
        • 0
          Нет аватара DemoN_nn
          17.10.1308:10:18
          По раборе приходится употребляь некоторое количество английского. Как результат - и в простом общении между коллегами перлы вроде "митинг в конференсруме с кастомером" уже даже не сленг.
        • 0
          rvk rvk
          17.10.1310:58:49
          Плюсую!
        • 0
          Нет аватара guest
          17.10.1313:10:40
          Интересно, а против слова "ограда" тоже г-н Сенковский выступал?
          Типа как можно говорить "ограда", когда есть исконно русское слово "ограждение"?    
      • 0
        Нет аватара qwerty_asd
        17.10.1308:50:49
        В слове "план" больше неопределенности; может сделают, а может и нет. А "дорожная карта" - субъективно - более обязательна; не просто планируется, но и финансируется и делается, причем к вполне конкретному сроку.

        По-этому, кстати, я и считаю, что она не о будущем, а о том, что делается сейчас. Впрочем, модератору виднее...
        • 1
          Нет аватара guest
          17.10.1309:19:40
          У меня субъективно ровно обратное ощущение.
  • 0
    Нет аватара WJ
    17.10.1300:25:03
    Почитайте презентацию, кстати:
    Газоохлаждаемые реакторы для высокотемпературных промышленных технологий.

    Это не только ценное электричество и получение водорода с высоким КПД, но и прочие ништяки.
     http://www.energoatom.kie...s&_t=rec&id=15003 
     http://www.okbm.nnov.ru/images/pdf/gtmhr.pdf 
    • 0
      Нет аватара guest
      17.10.1307:15:51
      Посмотрел, это просто чудо-технология какая-то!
      На каком этапе она сейчас у нас? Что уже сделано?
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        17.10.1312:26:21
        И я посмотрел презентацию Африкантова. Действительно классное решение. Конструкция на гелии довольно простая и надежная. Всего один контур. С этого же первого контура горячего Гелия через турбину сразу получают электроэнергию. По необходимости тепло от горячего Гелия можно не выбрасывать в атмосферу, а производить с помощью него водород.

        Есть у меня одна старая статейка на этом сайте об испытании сверхпроводникового путепровода, в котором в центре трубы охлажденный до криотемператур течет водород а вокруг трубы намотана сверхпроводниковая лента.

        Предвижу в будущем этакие комплексы, которые будут выглядеть как четыре квадрата разнесенные по сторонам четырех угольника. Каждый квадрат это отдельное производство:
        1. ВГТР - производит температуру и высоковольтную электроэнергию.
        2. Производство водорода.
        3. Газосжижающее производство.
        4. Собственно электростанция с трансформаторами.

        Электроэнергию от ВГТР к производству водорода можно без потерь передавать с помощью сверхпроводников созданных в ФИАН.

        ВГТР аналогичен ядерно-энергетической установке в космическом тягаче.
        Отредактировано: Zveruga~15:14 17.10.13
      • 0
        MagiRus MagiRus
        19.10.1323:27:18
        На каком этапе она сейчас у нас? Что уже сделано?

        Пока только неплохо проработанный, но лишь проект... Возможно засуетятся в случае если всем станет очевидно что нефти явно на всех не хватает.
  • 0
    MagiRus MagiRus
    19.10.1323:14:28
    Очень хорошая диаграмма и расшифровка, однозначно плюсую в карму.
    Небольшие поправочки и, на мой взгляд, важные добавочки:
    ВВЭР-ТОИ является развитием текущего проекта ВВЭР-1200 в сторону улучшения экономических ха

    ВВЭР-1200 это проект чисто реактора, а ВВЭР-ТОИ это комплексный проект АЭС и поэтому ВВЭР-ТОИ это наследник проекта АЭС-2006
    Первый блок, построенный по этому проекту планируется ввести в строй в 2019 году на Нижнегородской АЭС

    Скорее всего большей частью ВВЭР-ТОИ будет впервые реализован на АЭС Аккую в Турции
    "Альтернативы"

    Возможно также это газоохлаждаемые реакторы или реакторы с так называемым прямым снятием энергии (хотя это также актуально и для БН-реакторов)
    запасы тория в 3 раза больше

    Только при этом не стоит забывать что торий является редкоземельным металлом, а значит сложность и стоимость его добычи выше чем у урана (по крайней мере до момента истощения урановых рудников). Тут, правда, не учитывается стоимость обогащения урана для ТН-реакторов.
    БН-800

    Тот самый 4-й реактор Белоярской АЭС, который будет запущен в эксплуатацию в начале следующего года.
    БН-1200

    Первенец будет запущен в качестве 5-го блока Белоярской АЭС до 2020 года
    БРЕСТ-300

    Первенец будет реализован у г. Северска, Томской области, рядом с небезызвестным СХК
    Альтернативные БР

    Опять же, как вариант, уже указанные выше газоохлаждаемые реакторы или реакторы с так называемым прямым снятием энергии.
    "ТИН" - термоядерный источник нейтронов. Создание (исследовательской, опытной, а затем и серийной) термоядерной установки типа токамак для наработки ядерного топлива и переработки отходов реакторов типа ВВЭР.

    В первую очередь это все-таки получение энергии за счет управляемого термоядерного синтеза.
    Отредактировано: MagiRus~23:40 19.10.13
    • 0
      Нет аватара WJ
      20.10.1307:12:20
      торий является редкоземельным металлом, а значит сложность и стоимость его добычи выше чем у урана
      Монацитовые россыпи богаты торием и расположены прямо на поверхности, добывать его не сложно - сложно использовать.
      В настоящее время наиболее перспективным считается расположенное в Томской области Туганское месторождение тория. Оно способно обеспечить переход на ториевый цикл всех 29 энергоблоков России и 40 энергоблоков бывших стран СЭВ.
      На складах предприятия ГУ "Уралмонацит" в 12 км к северо-востоку от г. Красноуфимска (Свердловская область) близ станции Зюрзя уже почти 50 лет хранится 82000 тонн монацитового концентрата. Объект имеет гордое имя "Каменный пояс". В состав монацитового концентрата входят ThO2 [7,8 %] и редкоземельные металлы.


      В первую очередь это все-таки получение энергии за счет управляемого термоядерного синтеза.
      Таки нет. Энергетика там, насколько я понимаю, будет околонулевая. Для получения нейтронов нужен просто токамак средних размеров, здесь не нужен огромный и сложный DEMO, который рассчитан на положительный КПД.
      ТИН будет работать в диапазоне параметров ниже параметров термоядерного реактора в стационарном режиме
       http://www.atomic-energy.ru/presentations/35965 
      Отредактировано: WJ~07:13 20.10.13
      • 0
        MagiRus MagiRus
        20.10.1312:13:58
        Монацитовые россыпи
        богаты торием и расположены прямо на поверхности, добывать его не
        сложно - сложно использовать.

        Во-первых сама распространенность монацита в виде песка не такая широкая (на память приходит только Азовское море, Капакабана и побережье Индии, ну и у нас в хранилище много тысяч тонн еще припрятано еще с конца 40х годов     ), во-вторых не во всяких монацитах присутствует торий. Подавляющая часть тория содержится не в монаците, а распределено в залежах других элементов в качестве крайне редкой добавки. Ну а то что торий непросто использовать это да, согласен абсолютно.
        наиболее перспективным считается расположенное в Томской области Туганское месторождение тория

        Это оно перспективно для нас, потому что других запасов тория у нас почти и нету, а по сравнению с запасами тория той же Индии это месторождение не очень то и перспективно. Именно поэтому нам нет особого смысла стремиться в ториевую энергетику.
        уже почти 50 лет хранится 82000 тонн монацитового концентрата

        Да да, совершенно верно, именно об этом я написал чуть выше.
        Таки нет. Энергетика
        там, насколько я понимаю, будет околонулевая. Для получения
        нейтронов нужен просто токамак средних размеров

        А, точно, все правильно ты говоришь. ТИН это не классический термоядерный реактор, а эдакий эрзац, гибрид токамака небольшой величины, который идет в качестве генератора нейтронов и классического топлива в виде урана-238, который этими нейтронами будет расщепляться. Выход энергии с него будет ниже чем с классических реакторов, но в виде плюшем он еще даст наработку топлива и сжигание МА, что, впрочем, осуществимо и на обычных БН-реакторах.
        • 0
          Нет аватара WJ
          20.10.1313:22:31
          По тем планам, что я видел, если будет ТИН после 2050, то к 2100 уран вообще перестанут добывать и топить начнут исключительно торием. Если же нет, то будет дофига реакторов на быстрых нейтронах. Но то был 2009 год.

           http://www.energyland.inf...12fdcf9ed1efcf0f1368e.ppt 
          • 0
            MagiRus MagiRus
            20.10.1314:03:57
            то будет дофига реакторов на быстрых
            нейтронах

            Я так полагаю что именно это и случится. К тому времени урана в отвалах или ОЯТ будет настолько дофига, что собственно и не потребуется его добавать из земли для создания топлива. Но, загадывать на столь далекую перспективу слишком сложно и просто нет особого смысла. Будем посмотреть как будут развиваться события...
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,