стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
129

Успешно завершились испытания ТВЭЛ для космической ядерной энергодвигательной установки

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

ИРМ успешно завершил испытания тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) для космической ядерной энергодвигательной установки.

«Наш институт принимал участие в разработках. Мы испытывали у себя на аппарате самый важный энергонапряженный элемент этой установки — тепловыделяющие элементы. Причем полномасштабные ТВЭЛ, которые предполагаются для использования в реакторах», — уточнил Марков.

Первые летные испытания ядерной космической энергодвигательной установки намечены на 2020-е гг., заявил директор «Института реакторных материалов» (ИРМ, Свердловская область) Дмитрий Марков.

«Установка мегаваттного класса позволяет формировать мощные электроядерные двигатели, которые до серьезных, хороших скоростей могут разгонять межпланетные аппараты. „Росатом“ в рамках этих работ занимался созданием самого сердца установки — ядерного реактора. В ближайшее время в стране будет сооружен наземный стенд-прототип этого аппарата. Планируется, что в 2020-х гг. пройдут первые летные испытания в космосе», — ответил Марков в интервью ТАСС.

Итоги испытаний ТВЭЛ доведены до генерального конструктора. Программа по созданию ядерной космической энергодвигательной установки началась в 2008 г. «Предполагалось на базе имеющегося опыта и компетенций институтов „Росатома“ и „Роскосмоса“ создать ядерную энергодвигательную установку, которая позволит нам достаточно быстро достигать ближайших и отдаленных планет солнечной системы. Фактически организовать платформу, на которой можно производить серьезные исследовательские программы в дальнем космосе», — заключил Марков.

ИРМ — центр материаловедческого профиля, расположен в городе Заречный Свердловской области. Входит в состав «Росатома».

Ранее:

Первое ядерное космическое топливо изготовлено в России

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 1
    mashinist mashinist
    26.04.1619:03:15

    Каков его принцип? Нагревает воду, та крутит генератор иИ?

    • 4
      Нет аватара WJ
      26.04.1620:15:11

      гелий

      • 0
        mashinist mashinist
        06.05.1619:40:31

        что гелий? крутит? вырабатывает? покупает в интернет магазине   

  • 0
    Нет аватара Salieri
    26.04.1620:45:20

    Кто-нибудь в курсе, он будет использоваться и при старте с земли, или только для разгона уже после выхода в космос?

    • 10
      Андрей Степанов Андрей Степанов
      27.04.1603:32:53

      Реактор будет производить электричество, которое будет использоваться для ионных двигателей. Тяга ионных двигателей слишком мала, чтобы стартовать с Земли, зато они имеют очень высокий удельный импульс, что позволяет при разгоне в космосе достичь скоростей недостижимых для для двигателей на химическом топливе.

  • 12
    Нет аватара riorom
    26.04.1621:05:58

    это маршевый двигатель для передвижения кораблей в космическом пространстве .

    Смысл в чем — ядерная установка генерит электроэнергию (ну на нашем уровне развития пока что только так ) дальше есть чтото типа магнетрона тд и т. п. непоню как называются устройства разгона молекул и частиц — ну короче смысл в том что в коллектор этого магнетрона (условно) подается определенное количество молекул (скорее всего какойто газ сжатый до ******) и потом по средством этого ускорителя молекул они устремляются в разные стороны с нереальной скорость и бьют по камере кеоллектора которая имеет один выход и сделав свою работу они уходят в открытый космос навсегда — то есть посути это тот же реактивный принцип по закону масса*скрость в кадрате — да молекулы весят нехрена, но магнетрон их разгоняет до нереальтной скорости в итоге они дают очень мощный импульс — как по мне технология древняя и простая, а вот ее реализация в реальном плане очень интересна и есть прорывной — именно с помощью таких движек думаю будет осваиватся марс — пока что люди на большее не сподобились.

    • -1
      Нет аватара guest
      27.04.1601:10:03

      Это по сути обычный Ионный двигатель с питанием от портативной АЭС.

      • 21
        Нет аватара sergo012@yandex.ru
        27.04.1608:10:58

        Я немного удивлен тому, как комментируется эта новость. По мне так слово «обычный» должно стоять подальше от слов «ионный двигатель». И прилагательных вроде «обычный», «простой» и т. д. и тп…

        Похоже все тут воспринимают уже обыденностью такие разработки, как будто их на конвеере штампуют по сотне в сутки подобных.

        Эта разработка — наш билет в будущее, это гордость страны, дай бог проект реализуется и он точно еще на очень долгие годы станет нашей визитной карточкой и доказательством того, что мы первые в космосе, были, есть и будем.

        • 0
          Нет аватара guest
          27.04.1621:53:43

          Речь в моём комментарии о технологии (о том что этот двигатель имеет достаточно обычный принцип действия), а не о том что данная технология является обыденностью.

          В этих разработках мы действительно значительно опережаем наших конкурентов, и хорошо что такое опережение действительно становится для нас нормальным и обычным, причём не только в этой сфере… надеюсь Вы также не против этого?

             

    • 0
      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
      27.04.1617:28:03

      Насчёт древности: проект РКК «Энергия» ( тогда ещё не РКК) от 1960 г. — полёт на Марс на реакторе 15 МВт. Так что — да, древняя, но только сейчас стала реально реализуемой.   

      Насчёт импульса: масса х скорость. Без квадрата    

      • 0
        Нет аватара riorom
        28.04.1619:28:45

        да чето я тупанул с физикой    

  • 5
    Нет аватара guest
    26.04.1623:04:36

    Этот двигатель по сути ионная пушка, стреляет ионизированным газом, создавая тем самым реактивную тягу, по весу газа выстреливается мало, поэтому этот двигатель не может быть использован для старта с земли, слишком маленькая тяга, но зато этот двигатель позволяет получить максимальную тягу на единицу веса выстреливаемого газа, ибо выстреливает ионизированный газ с бешенной скоростью, кажись несколько километров в секунду, таким образом для этого двигателя не надо таскать с собой ракетное топливо вагонами, т. е. достаточно несколько сотен килограмм сжатого газа для его выстреливания через этот двигатель. Поэтому этот двигатель можно использовать на всём участке космического полёта, классические ракетные технологии не позволяют это делать, слишком быстро заканчивается топливо и слишком много его надо. То что этот двигатель позволяет увеличивать/замедлять скорость и траекторию движения во время всего полёта позволяет сократить времена межпланетных путешествий с нескольких лет до нескольких месяцев, а это уже колонизация Марса. Так же включать и выключать этот двигатель удобнее чем ракетный, управляемость выше, ещё считай один бонус. Трудности у этого двигателя заключаются в том что трудно нарастить его мощность, атомный реактор вырабатывает тепло и это тепло нужно куда-то скинуть, это на земле легко охладить реактор за счёт сброса лишнего тепла через тепловой контакт с внешним охладителем, а в космосе внешнего охладителя нет, там везде вакуум, как будто в термосе сидишь, тепло лишнее можно скинуть только через инфракрасное излучение, но этим способом много тепла не скинешь.

    • 1
      Нет аватара guest
      26.04.1623:20:54

      дык там холод под — 270   

      • 4
        Alex Frost Alex Frost
        26.04.1623:40:27

        там вакуум, а в нем нет тела которому можно передать тепло, так что и правда непонятно как решается вопрос с нагревом, ввиду малой мощности наверное не так критично

        Отредактировано: Alex Frost~01:42 27.04.16
        • 0
          Нет аватара Curiouscat
          27.04.1606:34:20

          Alex Frost, а как обычные спутники работают связи у которых одна сторона горячая другая холодная, а температура электроники комфортные 20 градусов?

      • 4
        Нет аватара guest
        27.04.1601:03:06

        У вакуума нулевая теплоёмкость, он не может отнимать тепло. Рациональный сброс лишнего тепла (при нашем уровне развития технологий) возможен только за счёт инфракрасного излучения, нет можно было бы конечно испарять что-нибудь летучее (самое простое — воду), но так это «что-нибудь летучее» очень быстро закончится.

        • 1
          Андрей Глебов Андрей Глебов
          27.04.1601:28:44

          А как же само рабочее тело, которое используется в качестве реактивного агента (за терминологию не поручусь)? Разве оно не может уносить с собой лишнее тепло? Я себе это представляю так, что вместо турбины в космосе будут отбирать энергию реактора специальные элементы, преобразующие тепло в электричество (технологии применения подобных элементов вместо паровых турбин были обкатаны еще на земле, я даже слышал что-то о попытках создать промышленную АЭС на этом принципе). Таким образом, преобразующий элемент будет и охлаждать реактор, надо полагать. В конце концов любое тепло, улетучившееся вместе с паром из АЭС — это лишние потери КПД. Электричество отдает энергию реактивному агенту, а тот уносит ее в космос.

          Отредактировано: Андрей Глебов~03:47 27.04.16
          • 5
            Нет аватара guest
            27.04.1602:18:21

            Нет, там классический реактор с тепловым контуром, просто вместо жидкого теплоносителя -- гелий и газовая турбина. А газ в ионном двигателе во-первых сравнительно холодный, а во-вторых к реактору даже не притрагивается. Так что только радиаторы, только хардкор.

            ЗЫ: Термоэлектрические преобразователи-то отработаны, вот только КПД у них в районе 1-2%, хуже, чем у паровой машины. Даже фотоэлементы в этом плане лучше, там уже 15% считается нормой.

            Отредактировано: Andrey Tupkalo~04:19 27.04.16
    • 4
      MolGro MolGro
      27.04.1601:28:45

      эту проблему уже решили)

      так что не переживайте охлаждение есть)

  • 0
    Спутник Спутник
    27.04.1609:06:22

    А как электричество вырабатывается? Паровой установкой?

    • 1
      Нет аватара guest
      27.04.1610:46:20

      Термоэлектрогенератором.

      Полупроводник.

      • 2
        Нет аватара хочу_техники
        27.04.1611:19:53

        Наверное турбиной с генератором, если теплоноситель гелий, то он и рабочее тело для турбины. Не?

  • 1
    Нет аватара Object_Sha
    27.04.1610:23:07

    А разве мощность реактора нельзя дросселировать? Во время разгона и торможения корабля, когда требуется максимальная мощность, поднимать ее до максимума, а когда двигатели не работают, держать ее на номинале. И строгая синхронизация выходной мощности реактора ч с работой двигателя. Иначе придется городить гигантские фермы инфракрасных радиаторов, а это вес, который надо постоянно таскать с собой, и габариты

    • 1
      Docent Docent
      27.04.1610:34:58

      Дык там же ж вроде капельное охлаждение планировалось. Какие радиаторы?

      • 1
        Нет аватара Object_Sha
        27.04.1610:38:39

        Сам реактор можно охлаждать как угодно, хоть жидкостью хоть газом, но в вакууме единственный способ избавиться от излишка энергии без потери массы — изучение, в данном случае инфракрасное.А для этого требуется радиаторы.

        Отредактировано: Object_Sha~12:39 27.04.16
        • 1
          Docent Docent
          27.04.1611:27:59

          На сколько помню, в этом проекте планировалось капельное безрадиаторное охлаждение. Капли теплоносителя распыляются в космос, там отдают тепло излучением, затем, уже охлажденные, опять забираются в корабль и соответственно забирают избыточное тепло у реактора. То есть в роли радиатора выступают сами капли теплоносителя. Планировалось так вроде, может что поменялось.

          Кстати, даже на СуНе была новость по капельному охлаждению космических ядерных двигателей. У меня ссылки отключены, можно через поиск найти.

  • 5
    Нет аватара argr
    27.04.1612:03:44

    Еще раз дам ссылки на статьи, которые я когда-то писал. В них объяснено, что это, как работает и зачем нужно:

     http://argr.livejournal.com/10416.html 

     http://argr.livejournal.com/10643.html 

     http://argr.livejournal.com/10966.html 

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,