113

Ростех создает двигатель для нового поколения ракетоносцев Ту-95МС

  •  © rostec.ru

Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в Госкорпорацию Ростех, создает новую модификацию мощнейшего в мире турбовинтового двигателя НК-12 для стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС. Благодаря модернизированной силовой установке самолет, который за габариты, скорость и ударную мощь называют «Крылатым медведем», существенно усилил летно-технические характеристики, в том числе увеличил дальность полета.

Двигатель НК-12МПМ разработки Самарского ПАО «Кузнецов» (входит в ОДК, Ростех) является модификацией НК-12МП, самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя. Он позволяет улучшить взлетные характеристики самолета, увеличить грузоподъемность и дальность полета бомбардировщика-ракетоносца. В новой силовой установке используются более мощные винты, созданные НПП «Аэросила», при этом благодаря новым конструкторским решениям уровень вибраций от двигателя уменьшился почти в два раза.

«Создание этого двигателя — еще один значимый шаг на пути к масштабному переоснащению российской армии и боевой авиации. НК-12МПМ обеспечивает новый уровень характеристик знаменитого „Крылатого медведя“, который до сих пор остается самым быстрым в мире турбовинтовым самолетом. Инновационные конструкторские решения, использованные при создании двигателя, делают ракетоносец еще более мощным, быстрым и эффективным. При этом уровень наших разработок в сфере турбовинтовых двигателей остается недосягаемым для зарубежных конкурентов», — прокомментировал индустриальный директор кластера вооружений Госкорпорации Ростех Сергей Абрамов.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 6
    Нет аватара
    23.08.1815:32:52

    Из статьи непонятно. Новый двигатель создают или уже создали?

    • 10
      Люркер-кун 
      23.08.1821:46:45

      Насколько я понимаю, уже создан. Весной были новости про переданный на испытания Министерству обороны Ту-95МС с уже установленными новыми НК-12МПМ: [ссылки отключены]

      • 2
        Нет аватара
        23.08.1822:10:17

        Тогда классно, молодцы!

      • 7
        Сергей Турчин
        23.08.1823:01:30

        В сообщениях говорилось о государственных совместных испытаниях. Т. е. модернизация, фактически, завершена. Но и объем этой модернизации похоже достаточно скромный, поскольку никаких данных об изменении мощности или удельного расхода нет. Тем не менее для КБ Кузнецова это очень хорошо, поскольку его разорили в девяностые и нулевые гораздо сильнее других и любое возобновление/расширение его деятельности и, соответственно, любое его финансирование безусловно положительный фактор.

  • 8
    АНС АНС
    23.08.1817:27:52

    создает двигатель для нового поколения ракетоносцев

    В названии статьи наверно нужно написать: «создает двигатель нового поколения для ракетоносцев…»

    Отредактировано: АНС АНС~17:28 23.08.18
    • 7
      Нет аватара
      23.08.1818:05:03

      Более правильно «создаёт двигатель для модернизированных ракетоносцев».

      Это всё же не новое поколение (хотя авионика значительно обновляется); но оно и не нужно.

      Да и в двигателе то, судя по информации в интернете, слега изменены геометрические размеры лопастей винта, виброизоляция и пр. Т. е. модернизация малой кровью.

      Отредактировано: Tcheluskin~18:08 23.08.18
      • 1
        Макс Южный
        24.08.1809:03:47

        Кстати, а что считается «новым поколением» в турбовинтовых двигателях?

        Для этого самолёта двигатель изначально создавался лет семьдесят-восемьдесят назад. А если сейчас была бы поставлена с чистого листа создать самый лучший турбовинтовой двигатель? Насколько другого «поколения» он был бы?

        • 1
          Александр Жигульских
          24.08.1810:01:58

          Да порядочно: легче (меньше ступеней в компрессоре, например, тоньше корпуса), больше ресурс, выше экономичнось. Но это навскидку, я не в курсе насколько исходный НК-12 изменился к данному моменту. Но вряд ли радикально ушли от изначально заложенных решений, может мероприятия какие-то внедрили по выявленным дефектам, возможно, материалы на более новые поменяли в горячей части. В таком духе

          Отредактировано: Александр Жигульских~10:11 24.08.18
        • 4
          Сергей Турчин
          24.08.1810:04:08

          Ну в сети, если мне не изменяет память есть подробное описание признаков поколений по классификации ЦИАМ. Основные пункты, если мне, опять же, не изменяет память — это термодинамические параметры — коэффициент повышения давления в компрессоре (эти два параметра, по-большому определяют КПД и экономичность), температура перед турбиной, плюс фактор конструктивных и технологических решений типа применения монокристаллических изделий, технологии БЛИСК и др.

          Но есть, конечно, вариации в каждом классе двигателей, например для ТРДД, как для пассажирских и транспортных самолетов, так и для истребителей свойственно предельное повышение термодинамических параметров, у вертолетных двигателей оно более скромное.

          За последнее время аналогов НК-12 в классе турбовинтовых двигателей не делалось, и запорожский Д-27 и двигатель самолета А400 примерно вдвое меньшей мощности по номиналу. Но например у НК-12 степень повышения давления около девяти, температура перед турбиной 1150К, у запорожского Д-27 для Ан-70 было — 22.9 и 1640 соответственно. У двигателя А400 коэффициент повышения давления 25. Все-таки между этими двигателями дистанция более полувека. Говоря автомобильными аналогиями — НК12 по термодинамике это Победа, а Д-27 — ВАЗ 2109. А уже выпускаются Гранты и Весты. К тому же Д-27 не ТВД, а ТВВД и у него ротор не крутится на постоянных оборотах в отличие от НК-12 и напрямую их сравнивать нельзя.

          Можно добавить, что смена авиадвигателя на самолете дело ОЧЕНЬ дорогостоящее и тот же B-52 летает почти на таком же антиквариате, хотя американцев выбор для замены восьми старых двигателей ТРД на четыре более современных двигателей эквивалентной тяги более чем велик. Но они тоже ничего не делают в этом плане. Дальность Б-52 и Ту-95 видимо устраивает военных с текущих условиях, а цена дополнительного керосина не так существенна в общей доле затрат на эксплуатацию.

          • 0
            Макс Южный
            24.08.1810:07:58

            Ясно, спасибо.

            Не смотря на то, что двигатель старый, его новый вид «НК-12МПМ» всё-то немного улучшили, улучшив сжатие воздуха и температуру?

            • 2
              Сергей Турчин
              24.08.1810:44:11

              Данных в сети на эту тему нет. И потом, например, замена материалов на более современные без изменения параметров цикла может дополнительно повысить ресурс без увеличения мощности или снижения расхода топлива. А что важнее и целесообразнее — вопрос не простой.

              Повышенная мощность двигателя требует дополнительных испытаний, в том числе самолета. Ну подняли мощность на 10% на каком-то режиме, — далее цепочка — повысился скоростной напор, повысилась нагрузка на конструкцию крыла, она перестала ее держать, надо усиливать крыло, потяжелело крыло, изменились параметры его жесткости, может возникнуть какая-нибудь проблема с с совместным влиянием друг на друга крыла и фюзеляжа в смысле возбуждения колебаний и пошло-поехало, снова многочасовые расчеты на ЭВМ, продувки, испытательные полеты. Потому и создаются новые самолеты годами.

              В сети была информация о том, что очередная стоимость ремоторизации А320 и B737 может стоить 2-3 млрд $. Для Ту-95 конечно таких сумм не нужно, но создание и установка на существующий планер нового мотора дело не бесплатное и возникает вопрос не лучше ли создать новый самолет с нуля. И вообще все стало дорогим и малопредсказуемым. ТВД умирают, ТВВД не особо занимают их нишу, ТРДД в некоторых нишах их заменяют не полностью. Пример — противолодочная авиация с Орионом и Посейдоном.

          • 1
            Нет аватара
            24.08.1813:17:18

            запорожский Д-27 и двигатель самолета А400 примерно вдвое меньшей мощности

            Вообще-то у запорожского Д-27 мощность близкая к НК-12МП: в Википедии указана мощность на взлётном режиме 14000 и 15000 л. с. соответственно.

            Но двигатель украинский; хоть винты и российской разработки НПП «Аэросила».

          • 0
            Олег Сайтхужин
            27.08.1817:18:20

            К слову, американцы все-таки В-52 ремоторизировали — поставили движки от В707.

    • 6
      Сергей Турчин
      23.08.1823:13:08

      Поколение там, к сожалению, второе, середины 50-х годов. А сейчас идет пятое-шестое согласно отечественной квалификации. Что-то доработали, видимо, по балансировке, но не более. Термодинамические показатели судя по сообщениям не изменились, ТТХ тоже. По крайней мере об этом нигде нет ни слова. Тем не менее это одно из направлений по возвращению знаменитого КБ Кузнецова к нормальной жизни и работе, что не может не радовать. Ибо без этого КБ развитие и нормальная эксплуатация стратегов, включая Ту-160 и Ту-22М3 затруднительны. Ну и для Ан124 была идея сделать двигатель на основе двигателя Ту-160, а это все требует мощного дееспособного КБ.

      Отредактировано: Сергей Турчин~23:14 23.08.18
      • 0
        Александр Жигульских
        24.08.1810:07:26

        > сейчас идет пятое-шестое

        Шестого поколения еще и близко нет.

        > а это все требует мощного дееспособного КБ.

        Самозародится что ли? Или вы думаете, это так просто: достал из Ту-160 — вставил в Ан-124?))

        Отредактировано: Александр Жигульских~10:11 24.08.18
        • 3
          Сергей Турчин
          24.08.1810:54:24

          Вы не поверите, но именно так создали CFM-56, на котором летает более половины мировой гражданской авиации. Взяли двигатель американского бомбардироовщика Б-1, вынули из него компрессор высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления, приделали новые вентилятор, КНД, ТНД. реверс и прочую требуху и вышел CFM56. То же самое планируют (или болтают на эту тему) про НК-32 — взять его газогенератор (КВД, камеру, ТВД) и сделать для него новый холодный контур. Кстати вертолетный Д-136 запорожцы сделали из Д-36 точно также и там количество унифицированных блоков еще больше.

          Ну и про самозарождение — в Самаре замечательный авиационный институт, осталась кое-какая инфраструктура стендов и др., кадрыы как-то сохранились на наземной тематике, так что деньги и грамотное руководство и КБ вполне может вернуть себе квалификацию.

          Отредактировано: Сергей Турчин~11:11 24.08.18
  • 3
    АНС АНС
    23.08.1817:29:59

    При этом уровень наших разработок в сфере турбовинтовых двигателей остается недосягаемым для зарубежных конкурентов

    Когда полетит Ил-112?

    • 1
      Нет аватара
      23.08.1820:13:39

      АНС АНС, осенью обещал Рогозин младший

  • 6
    s-t-a-l-k-e-r
    23.08.1820:21:38

    «Крылатый медведь» это что-то новенькое…)

    Почему не «Винни-Пух»? Тот помнится тоже летал за медом.

    Пятачек его ещё никак не мог сбить из Стингера…)))

    Автору на заметку Ту-95 получил в НАТО

    кодовое название «Bear»… Что в переводе на русский

    означает просто медведь. Медведь! Это название закрепилось

    за стратегом… И кстати достаточно чётко характеризует

    ЛА. Однако одному Вышнему известно, что сподвигло

    наших «партнеров» придумать ему такой ник…

    Возможно это связано не с размерами, а с характерной

    формой носовой части… Дело в том, что в

    комиксах англосаксов, медведи зачастую изображаются

    с массивной нижней челюстью. Присмотритесь

    к стратегу и вы найдёте очевидное сходство…

    Во всяком случае, назвать стратега «крылатым медведем"

    это какой-то нонсенс. Так и хочется процетировать

    крылатую фразу, ставшую известной благодаря,

    достаточно известной личности в политических кругах.)))

    «Скучно девочки?»

    • 7
      Нет аватара
      23.08.1823:22:35

      Нашему оружию названия даёт НАТО? Я вообще не понимаю зачем мы используем все эти Bear — медведи, сатана и прочую хрень, придуманную наглосаксами. Как-то даже унизительно.

      • 11
        Сергей Турчин
        23.08.1823:52:48

        Нато дает названия нашим самолетам для собственного использования. Причем совершенно без какого-то вкладывания смысла в само название. Лишь бы начиналось с B для бомбардировщиков, F для истребителей и т. п. А потом журнализды начинают высасывать из этого какие-то тухлые сенсации.

        Для справки — Ту-95 медведь, просто медведь.

        Ту-85, его поршневой предшественник, опытный, от которого, фактически Ту-95 достался фюзеляж — Баржа.

        Ту-16 Барсук.

        Ил-28 Гончая

        Ту-22 — Яркий источник света

        Ту-128 — Скрипач

        Ан-22 Петух

        Ил-18 — Утка или простофиля и т. д.

        И т.д. и т. п. Иногда каким-то самолетам везло — Миг-15 Сокол, Ту-22М — Обратный огонь, Су-24 — фехтовальщик, а кому-то нет — МиГ-21 — окаменелости (рыбы), Су-17 — монтер, МиГ-23 — спиннингист, Су-25 — лягушачья лапа. Причем не очень лестных и/или двусмысленных названий больше, чем лестных.

        Никакой связи с ролью самолета, его успешности/неуспешности, техническому совершенству, боевым характеристикам это название не имеет НИКАКОГО. Но журнализд не может не трендеть и сосать свой палец.

        Отредактировано: Сергей Турчин~00:19 24.08.18
        • 5
          BlackLight
          24.08.1810:08:46

          Смысл иногда есть, например наши ракеты с ядерной БЧ — сатана, а их ракеты Миротворцы(писмейкеры). Не смотря на абсолютно одинаковые цели и задачи, ракеты с нашей стороны сеют хаос и смерть, а их изделия стоят на страже мира и добра. Так что согласен с предыдущим оратором. Хорошо что мы сами начали заниматься брендингом своего оружия.

    • 5
      CastedAway
      23.08.1823:40:44

      Название самолётов имеет систему. Она довольно проста. Если Вы заметите то все российскиеи ударные самолёты и истребители называются на слова начинающиеся на F от слова Fighter. Су-27 Flanker, Mig-29 — Fulcrum. Бомбардировщики на букву B от слова Bomber: Ту-22М — Backfire, Tu-95 — Bear. вертолеты на букву H (Helicopter) Ми-24 — Hind, Mi-28 — Havoc. Ну и так далее.

      Это сделано для того чтобы указать тип угрозы без явного уточнения.

      PS, А в названиях у них, точно так же как и у нас есть своё (отличное от нашего) чувство юмора. Вспомните названия нашей военной техники, которые мне лично очень нравятся.

  • 1
    Нет аватара
    24.08.1800:14:32

    хз что они там придумали в новой модернизации, но я вижу пару направлений улучшений что точно сделали это конечно топливная экономичность и увеличение интервалов межсервисного обслуживания (то есть удешевление эксплуатации). Больше этому самолету и не надо.

    • 0
      Нет аватара
      26.08.1817:35:43

      Ещё возможно уменьшение массы двигателя. Но это, по большому счету, можно добавить к топливной экономичности.

      На НК-32 основным изменением заявлена замена аналоговой системы управления на цифровую. Ещё часто бывает, что меняют комплектующие, т.к. не существует больше заводов, которые их изготавливали в советское время (а до сего дня ставили из задела или ЗИПа).

  • 0
    Vovantro
    24.08.1800:31:52

    Интересно как выглядят новые винты. Вот бы глянуть.    

  • 2
    Denis Grabov
    24.08.1819:36:45

    Жаль НК 93 забыт. Для Ту95 сгодился бы, ну хотя бы для экспериментов. Думаю, что он намного тише НК 12. Я слышал такой аргумент, что мол по сраввнению с ПД 14 прожорливый слабак. Но извините, НК 93 делался на технических возможностях и решениях сорокалетней давности, ТВД тех же лет были также намного уступали ПД 14. Но факт есть факт:ТВВД и ТВД принципиально экономичнее ТРД. А ТВВД почти не уступают по скорости современным пассажирским самолетам с ТРД. Даже Ту 114 имел крейсерскую скорость в 800, а современные западные самолеты на реактивных двигателчх летают чуть медленнее. А так как Ту 114 был турбовинтовой, то я полагаю, что он был ненамного прожорливее. Вот только шум жуткий. Но ,во-первых, и винты совершенствуют, а во-вторых, у НК 93 капот вокруг винтов.

    • 1
      Олег Сайтхужин
      27.08.1817:22:50

      Ту114 с попутным ветром летел больше 1000 км/ч, а против ветра едва 650 выгребал.

      • 0
        Denis Grabov
        27.08.1820:54:12

        Если даже для срочности задач бомбардировщика ядерных бомб считали

        , что и 650 км/ч достаточно, то и для большинства задач гражданской авиации хватит.

    • 0
      Григорий Рубинштейн
      28.08.1810:40:54

      Посмотрите на расположение винта НК-12 на Ту-95. НК-93 вешается под крылом. Это полное перепроектирование крыла. Или вы его хотите НК-93 перед крылом приспособить? Интересно было бы на это посмотреть… Платить за это не готов.

      Топливная эффективность и прочие характеристики НК-93 не подтверждены. Совсем.

      Мне тоже обидно что это двигатель оказался забыт, но фактически будущее подобных двигателей туманно.

      Ремоторизация Ил-76 и Ил-96 — планируется ПД-35, уже начали его разработку. Смысл — переход на двухдвигательную компоновку. Своей ниши у НК-93 с его характеристиками и размерами сегодня просто нет. Да и двигателя по сути нет. Есть лишь демонстратор, и тот давно заброшен и забыт.

      • 0
        Denis Grabov
        28.08.1818:53:00

        Да, про расположение под крвлом я не подумал.

      • 0
        Нет аватара
        03.09.1821:24:16

        Ремоторизация Ил-76 и Ил-96 — планируется ПД-35 … Смысл — переход на двухдвигательную компоновку.

        Никто не станет ремоторизовывать на ПД-35 ни ИЛ-76, ни Ил-96.

        Два тяжелых движка, вместо четырех поменьше — это полное изменение всей силовой схемы крыла, перепроектирование центроплана, стоек шасси, и фюзеляжа в соответствующих зонах. А потом полная программа статических и повторно статических испытаний новой конструкции. По времени и стоимости это сравнимо с созданием нового планера с нуля, причем на базе новых технологий и материалов.

        Если и найдутся восторженные дураки, которые станут настаивать на такой затее — их поправят скучные серые бухгалтеры…

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,