стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
38

Благое дело: крупнейшее производство предметов церковного обихода

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Художественно-производственное предприятие «Софрино» выпускает обширный ассортимент предметов церковного обихода — от свечек и икон до крестов и одежды. Из небольшого производства, ютившегося в Новодевичьем монастыре и с трудом выживавшего в условиях советских гонений на церковь, «Софрино» превратилось в одно из крупнейших производств Подмосковья.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

История предприятия началась после войны, когда в подвалах и подсобных помещениях Успенской церкви Новодевичьего монастыря были открыты мастерские по производству церковной утвари и икон. Здесь трудились около 80 человек, большинство операций выполнялось вручную, так как необходимого оборудования не было — государственные предприятия не имели права продавать что-либо церкви. Приходилось изготавливать необходимые приспособления самим или находить на свалках и ремонтировать. Сегодня в «Софрино» стоявших у истоков производства коллег вспоминают с особой благодарностью: именно они не дали угаснуть свече и продолжали развивать церковное искусство в условиях гонения на церковь.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Тогда трудно было представить, что эти мастерские превратятся в одно из крупнейших предприятий Подмосковья: на сегодняшний день оно занимает 12 гектаров и продолжает расти за счет появления новых объектов и расширения уже существующих цехов. Здесь изготавливается свыше 2,5 тысяч наименований изделий, а также проводят реставрационные работы, разрабатывают архитектурные проекты и дизайн интерьеров для храмов и часовен.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

На данный момент здесь работает около 2 тысяч высококлассных специалистов — жителей поселка Софрино и близлежащих городов: Пушкино, Красноармейска, Сергиева Посада, Александрова и других. Многие приезжают из Москвы — и это неудивительно, ведь особое внимание на заводе традиционно уделяется решению социально-бытовых вопросов персонала и создания комфортных условий для труда.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

СВЕЧНОЙ ЦЕХ

Свечной цех Художественно-производственного предприятия «Софрино» — один из старейших на заводе. Он начал выпускать продукцию в 1949 году, когда возрождались из руин православные храмы и налаживание свечного производства считалась одной из первоочередных задач.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Первое время весь ассортимент делали вручную, со временем появилась необходимость и возможность автоматизировать некоторые процессы. Сегодня цех изготавливают патриаршие, архиерейские, паникадильные, венчальные, требные и сувенирные свечи. В планах руководства — расширение производства: количество заказов как от епархий, так и от массового потребителя постоянно растет.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

При всех технических новшествах здесь сохранился уют, поддерживаемый мягким запахом воска, а душой цеха были и остаются люди, вкладывающие тепло сердец, мастерство и умения в создание самой «теплой» и «пламенной» продукции «Софрино.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ

Литейный цех лидирует по количеству выпускаемый наименований: здесь изготавливают около 400 видов изделий, от паникадил и подсвечников до купелей и крестов на купола.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Производство размещается в пять помещениях и включает пять участков: литейный, токарно-фрезерный, полировки, сборочный и участок пластмасс. В зависимости от задачи и сложности детали, применяются разные технологические методы производства отливок. Традиционный способ — литье с использованием формовочных песчано-­глинистых смесей: древнерусские мастера даже огромные церковные колокола отливали в земле. Велико разнообразие специальных методов литья — под давле­нием, в металлические кокили, по выплавляемым моделям, вакуумное, центробежно-­вакуумное и центробежное литье.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 2005 году, в результате проведенной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II генеральной реконструкции, был введен в эксплуатацию новый литейный участок, который впечатляет не только размерами, но и внедренными на нем технологиями.

ЮВЕЛИРНЫЙ ЦЕХ

Ювелирный цех «Софрино» по праву считается гордостью предприятия: его изделия, больше напоминающие экспонаты музеев, известны сегодня во всем мире. Мастерство здешних ювелиров, отточенное при изготовлении предметов церковного обихода, превращается в подлинное искусство.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Потиры и ювелирные наперсные и кресты здесь начали делать еще в 1960-е годы, когда церковные мастерские находились в Алексеевском. Изготавливались они строго по заявкам Московской Патриархии и Епархиальных управлений, так как в свободной продаже церковной утвари тогда не было. Постепенно мастера цеха стали собирать вокруг себя талантливых ювелиров и возрождать почти забытые техники. На предприятии без ложной скромности говорят, что во многом благодаря мастерам «Софрино» ювелирное церковное искусство в России возродилось и обрело будущее.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Среди работ софринских ювелиров — подарочная продукция к юбилейным и памятным датам, ордена и памятные знаки. Специалисты ювелирного цеха не только производят орденские знаки, но и создают новые. Так, были разработаны и изготовлены награды Русской Православной Церкви — орден «Честь и слава», орден святителя Алексия, митрополита Московского, орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского, орден преподобного Серафима Саровского и орден преподобного Андрея Рублева. Лучшие изделия ювелиров представлены в заводском музее, где радуют глаз многочисленных посетителей.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Персонал цеха — профессионалы высокого класса, которые «чувствуют» металл и при изготовлении креста или панагии выполняют весь объем работ — закрепщика камней и монтировщика, чеканщика и гравера. Всего в цехе трудится около 200 человек, среди них много молодежи, в основном — выпускники Абрамцевского, Строгановского и других знаменитых художественных училищ. С молодыми коллегами щедро делятся своими знаниями старейшие работники ювелирного цеха и их руководитель — начальник цеха Сергей Васильевич Баринов, пришедший на завод весной 1982 года и начинавший свой путь на заводе в должности ювелира.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЦЕХ

Красота и благолепие церковной утвари в немалой степени зависят от работы гальванического цеха предприятия «Софрино». Чтобы металлические изделия были красивыми, прочными, долговечными, на них наносится гальваническое покрытие. Этот процесс осуществляется в электролитической ванне, содержащей раствор соли осаждаемого металла (никель, медь, золото, серебро и т. д.) под действием постоянного электрического тока.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Многопрофильный гальванический цех появился на предприятии только после реконструкции в 1998 году — до этого существовал лишь небольшой участок гальваники, входивший в цех церковной утвари. Также в рамках реконструкции было закуплено новое оборудование и освоены технологии фирмы «Atotech» — одного из ведущих мировых разработчиков в этой области. Это позволило значительно повысить качество и декоративные свойства металлических покрытий при использовании драгоценных металлов (золота, рутения и серебра). Также значительно улучшились условия труда — было установлено более мощное вентиляционное оборудование и снижено содержание вредных веществ в рабочих зонах цеха. Для снижения сбросов вредных веществ в сточные воды в цехе был создан участок очистных сооружений, оснащенный современным оборудованием немецкой фирмы «Aquaplus».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В гальваническом цехе трудятся 98 человек — квалифицированные и любящие свое дело специалисты. Готовую продукцию тщательно проверяют контролеры цеха — чтобы покрытие было равномерным, без пустот, белёсостей и других дефектов.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

От работы гальванического цеха напрямую зависит четкая работа ювелирного, литейного, иконного и иконостасного цехов, цеха церковной утвари. В ближайшее время здесь запланирована двухэтапная реконструкция: в первую очередь, расширение участка гальванопластики, затем — участков никелирования и драго­ценных металлов.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

К уникальным изделиям, изготовленным на предприятии «Софрино», относятся рака и сень над мо­щами святой праведной блаженной Матроны Москов­ской, установленные в Покровском ставро­пигиальном женском монастыре в Москве в 2002-2003 годах. Значительная часть деталей к ним была изготовлена методом гальванопластики. На изготовление деталей потребовалось более 500 килограммов серебра.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ШВЕЙНЫЙ ЦЕХ

Особым видом церковного ремесла с древнейших времен было искусство шитья. На Руси умение шить золотом и серебром, украшать предназначенные для вкладов в храмы и обители работы жемчугом и драгоценными камнями было обязательным для девушек из знатных и богатых семей. Процветало это искусство и в многочисленных женских монастырях. Складывавшаяся веками традиция этого дивного искусства, то угасая, то возрождаясь вновь, просуществовала до нашего времени — и мастерицы швейного цеха Художественно-производственного предприятия «Софрино» внесли и продолжают вносить весомый вклад в развитие этого древнего искусства.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Швейный цех предприятия начал работать на заводе в 1980 году. В то время все облачения для священно­служителей кроились из обычной шторной ткани, которую небольшими отрезами закупали в комиссионных магазинах. Кресты делали из тесьмы, галуны выкладывали атласной лентой. Парчи было мало, ее берегли для особо важных заказов — архиерейских облачений. Если один или два раза в год поступал заказ на полный комплект архиерейского облачения, это было настоящим событием в жизни цеха.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Последние пятнадцать лет в цехе работают высокопроизводительные вышивальные станки-автоматы, способные качественно и быстро выполнить самую сложную вышивку. Машины удобны и просты в эксплуа­тации, они позволяют создавать симметричные орнаменты и выпускать изделия большим тиражом. Станки отличаются размерами рабочего поля (от 40×60 см до 150×150 см) и количеством вышивальных блоков. Перед запуском серийного производства вышивается пробный экземпляр — чтобы посмотреть, как ведут себя нитки на данной ткани и как ложатся стежки.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ИКОННЫЙ ЦЕХ

Иконное производство на Художественно-произ­водственном предприятии «Софрино» — одно из самых крупных и главных. Этот цех, как и свечной, ведет свою историю с послевоенных лет. Сегодня здесь производят несколько десятков тысяч наименований в различном исполнении — в киотах, в рамках, на дереве, на деревянном планшете, на оргалите — и разных размеров — от 3×4 см до двухметровых храмовых икон, выполненных фотоспособом. Кроме того, здесь изготавливают складни, аналои, полки под иконы и деревянные кресты.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В цехе действуют заготовительный и отделочный участки, участок сборки икон, киотов, картонажный, порошкового напыления и лазерно-гравировальной резьбы по дереву. Основной из них — заготовительный, где начинается вся технологическая цепочка долгого и кропотливого производства серийных икон. Первый ее этап — подготовка древесины для последующей обработки. Для этого в цехе оборудованы автоматизированные сушильные камеры немецкого и итальянского производства объемом 60 м3, в которых за месяц подготавливается до 600 м3 древесины. Здесь же выполняются операции по распиловке, склейке, шлифовке, токарно-фрезер­ной обработке и отделке материала — не только для нужд цеха, но и для цехов иконостасов и церковной утвари.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

На заготовительном участке трудятся 200 человек. Здесь перерабатывается около 500 м³ древесины и 30 тысяч м² листового материала в месяц. За смену передается на сборочный участок около 10 тысяч рамок и киотов, 50 тысяч планшетов и заготовок оргалита для икон. Таких результатов удалось достигнуть благодаря закупке современного оборудования, позволившего увеличить выпуск «профиля» для изготовления рамок к иконам и исключить многие ручные операции, — после этого производительность выросла в пять раз. Новое оборудование приобрели и для отделочного участка: сегодня он располагает семью итальян­скими лакокрасочными камерами в комплекте с окрасочными пульверизаторами, обеспечивающими равно­мерное и качественное покрытие заготовок.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Производство завершает сборочный участок, где поступающие из разных цехов детали собирают в готовые изделия. Сборка — кропотливое дело, требующее внимания, терпения и аккуратности — наверное, поэтому здесь в основном трудятся женщины, которые ежедневно изготавливают до 20 тысяч икон на оргалите и 30 тысяч на планшете. Благодаря ним церковный уголок в доме каждого христианина украшают иконы, созданные в «Софрино».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В цехе работает и участок по изготовлению больших храмовых икон, где быстро выпускают недорогие и качественные иконы для новых храмов, которые зачастую не могут позволить себе рукописные иконы.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 2005 году для цеха был приобретен вакуумный пресс, благодаря чему стало возможно выполнять иконы, почти неотличимые от созданных вручную. При помощи этого оборудования иконы, выполненные методом шелкографии в иконописном цехе, соеди­няются с деревянной основой. На участке лазерного гравирования выполняются ажурные навершия к киотам, детали аналоев и гробниц, различные элементы декора. Рисунок для лазерного станка разрабатывается на компьютере.

ФОТОЛАБОРАТОРИЯ

Сегодня в фотолаборатории предприятия «Софрино» работают 20 человек и установлено самое современное оборудование: для печати подготовленных изображений используются скоростные принтеры «Epson», широкоформатные плоттеры «Roland» и «Mimaki».

Иконы, которые выпускает сегодня фотолаборатория предприятия, ничем не напоминают те, что прежде изготавливали в Мастерских Хозяйственного управления Московской Патриархии фотоспособом с последующей раскраской анилиновыми красителями.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Современные недорогие и высококачественные иконы создаются гораздо быстрее написанных художниками, поэтому их часто заказывают для новых храмов. Так, изделия предприятия украшают церкви в Санкт-Петербурге, Брянске, Смоленске, Кургане, Старом Осколе, Биробиджане, Сестрорецке, Пушкино, Муранове, Каменец-Шахтинском и многих других городах. Иконы отправляли и в другие страны: в Израиль, Японию, Германию, Аргентину, Австралию, Канаду, Грецию, Коста-Рику, Нидерланды, Молдавию, Украину и Белоруссию. Также здесь сделали иконы и для самого южного православного храма в мире — храма-часовни на станции россий­ских полярников «Беллинсгаузен» в Антарк­тиде.

В фотолаборатории печатают иконы, начиная с размера 13×18 см, рекордный размер -1,5×4,5 м. Здесь можно заказать большие иконы для иконо­стасов, выполненные фотоспособом на холсте (канвасе), фотобумаге, пластике, дереве и стекле. Изобра­жение для иконы ищется в обширной фототеке, которую на предприятии «Софрино» собирают в течение многих лет. В нее попадают фотоизображения лучших работ иконописцев, отобранные на художественном совете предприятия для дальнейшего массового воспроизведения. Воспользовавшись электронной базой фотолаборатории, можно сделать подборку икон для любого иконостаса.

Опытные художники компьютерной графики обрабатывают слайды икон, выполняя работы по ретуши и коррекции цвета. Кроме стандартных размеров, иконы могут быть изготовлены по шаблонам любой сложности (с фигурным краем) или под ризу заказчика. Также в фотостудии предприятия производится фотосъемка икон заказчика и коррекция предоставленных изображений. Весь отснятый материал может быть предоставлен типографии предприятия для тиражирования полиграфическим способом.

Кроме икон, в фотолаборатории можно заказать печать панорам, видов храмов и монастырей, картины-заставки на ульи; также предлагается большой выбор русской и зарубежной живописи. Печатают здесь и храмовые орнаменты, имитирующие роспись; классические украшения храма — орнаментальные пояса и «полотенца» (роспись по низу храма, по внутреннему периметру).

Также в обязанности фотолаборатории входит фото- и видеосъемка всех знаменательных событий, происходящих на предприятии. Усилиями сотрудников уже собрано несколько десятков фотоальбомов — летопись истории завода.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева-Абрамова Елена/Сделано у нас

Для Российской Православной Церкви «Софрино» имеет огромное значение, стабильно пополняя ее бюджет. Предприятие стремительно развивается и внедряет современные технологические разработки, позволяющие отказываться от монотонного физического труда, повысить производительность и сделать производство более рациональным и экономичным.

Текст и фото: Бионышева Елена

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • -6
    ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
    28.09.1912:26:56

    а почему в церкви можно ставить свечи купленные только в этой церкви? какова себестоимость свечи?

    • 11
      rvk rvk
      28.09.1919:24:51

      Свеча — это символ жертвы, то есть это пожертвование этой церкви. В принципе нигде не написано и не сказано, что вы должны покупать свечу что бы помолится, можно это делать и без свечи. Так что свечи покупать вас вообще никто не заставляет. И поэтому глупо, как мне кажется купить свечу в одной церкви или лавке, а молится в другой, то есть вы жертвуете в одной церкви, или просто бабульке на рынке, а молится идете в церковь, которой жертвовать не хотите? Если так хотите сэкономить, то можете вообще молится без свечей.

      Но, в принципе, если вы придете со своими свечами, то в большинстве случав на вас посмотрят как на чудака, потому что это и правда выглядит чудно, перекрестят и слова не скажут. Но, возможно особо рьяный батюшка прочтет вам лекцию, наподобие той, которую я прочел выше.

      • 4
        Нет аватара guest
        29.09.1901:21:34

        На лекцию не тянет.

        • 4
          rvk rvk
          29.09.1911:37:05

          Краткость — сестра!

      • 5
        Clausson Clausson
        29.09.1904:58:54

        Дополню rvk. Христиане на свои евхаристии собирались со своими свечами (для освещения), своим маслом (в том числе и для осветительных ламп) и своим хлебом (и прочими продуктами питания — для совместной вечери). А в более холодном климате приходили еще и со своими дровами. Вот это все имело непосредственный смысл и пользу.

        Если уж кого-то возникают вопросы себестоимости свечей — то на самом то деле честный вопрос совсем иной — а зачем вам вообще в церковь? Свечку поставить? Самому то не смешно? «Господи дай мне всего, желательно два раза, а я тебе вот — свечку в переходе купил» Ну, что ж логично!    

        Главное, не забудьте при беседе с Богом и требовании себе особых преференций напомнить ему о себестоимости свечки — он оценит!    

        Так вот, если уж дров на отопление от вас не дождаться, так хоть чуть-чуть помогите храму что бы там было светло и тепло (это увы сейчас не бесплатно). Впрочем и продуктов подкинуть тем кто этот храм ежедневно чистит, моет и делает его уютным тоже бы не помешало, но тут сугубо по желанию — никто требовать не будет.

        Отредактировано: Clausson~05:04 29.09.19
        • 1
          ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
          29.09.1915:33:02

          я в церкви не хожу, и уж тем более свои деньги этой организации давать не собираюсь

          • 0
            Clausson Clausson
            29.09.1917:41:11

            Так никто ж и не сомневался.

            Но что странно, вас очень беспокоит христианская церковь. Она не ломится в ваш дом, не отбирает у вас деньги, не претендует на ваше мировоззрение, но вас это беспокоит — с чего бы? Беспокоят ли вас так же проблемы общества филателистов России? Возмущены ли вы их непомерными членскими взносами? В чем же ваша проблема?

            Поэтому: «давайте спорить о вкусе устриц с теми кто их ел»    

            Отредактировано: Clausson~17:53 29.09.19
            • 0
              ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
              30.09.1916:46:58

              не претендует на ваше мировоззрение
              ну, например, церковь настойчиво хочет влиять на детей, запуская свои руки в школьную программу. мне оно надо. чтобы мои будущие дети подвергались религиозной пропаганде? а вообще я не заводил тему о религии, лишь исключительно о коммерции в этой организации

              • 2
                Clausson Clausson
                30.09.1918:27:43

                лишь исключительно о коммерции в этой организации

                Так так бы и спросили, это же не секрет    

                Вообще кризис в стране. Поэтому выручка и прибыль падает. Компания убыточна два последних года. Тем не менее заработную плату 1500 работникам платят вовремя и в полном объеме:

                Выручка за год составила — 2325275000₽

                Убыток за год — 45954000₽

                Уплачено НДС 8235151₽

                Уплачен налог на имущество — 6409416₽

                Уплачено сборов — 638740₽.

                Уплачен транспортный налог — 586071₽

                Уплачены взносы в ПФР — 180836368₽

                Уплачены страховые взносы на ОМС — 40210999₽

                Уплачены взносы на соц. страхование — 101157₽

                ИТОГО налогов и сборов за год: 228 782 751 ₽

                То есть как видите EBITDA, несмотря на убытки весьма неплохая — ₽183 млн. за год.

                так какие еще вопросы к данной организации? Вы более эффективны или больше платите в бюджеты? Волне допускаю, но обеспечиваете ли вы работой столько же людей как «Софрино»?

                например, церковь настойчиво хочет влиять на детей, запуская свои руки в школьную программу.

                Ну бросьте вы сочинять небылицы. Никто вас ни к чему не может принудить. Никто в христианство не приходил в результате внешнего знания.

                "…Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

                а мы проповедуем Христа распятого,

                для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…

                (1 Кор. 1:22)

                А боитесь вы на самом деле, что дети ваши будут обладать большим кругозором чем вы сами. Зря боитесь это не страшно, и даже полезно.

                Отредактировано: Clausson~18:37 30.09.19
                • -1
                  ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
                  30.09.1921:35:45

                  А боитесь вы на самом деле, что дети ваши будут обладать большим кругозором чем вы сами.
                  разумеется, быть приверженцем одной из религий это куда более разнообразно нежели быть свободным от них

                  • 2
                    Clausson Clausson
                    30.09.1922:08:09

                    Согласен, не знать, не думать и быть «свободным» от этого это куда приятней чем…

                    • -1
                      ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
                      01.10.1913:04:00

                      пустословством занимаешься. как верующий отличается от неверующего в современном мире? никак не отличается. такой же гражданин, выполняющий тот же набор действий

                      • 0
                        Clausson Clausson
                        02.10.1915:28:40

                        Примерно так, но цели разные.    

                        • 0
                          ЧИВАПЧИЧИ ЧИВАПЧИЧИ
                          02.10.1920:50:40

                          и цели одинаковые

                          • 0
                            shigorin shigorin
                            15.02.2000:26:55

                            Вы продолжаете лепетать о том, чего не знаете. А знали бы -- не лепетали бы. Ergo: учите матчасть.

                            // бывший научный атеист

              • 0
                shigorin shigorin
                15.02.2000:25:18

                Вот будут дети, малыш, тогда и приходите.

                А пока -- нос не дорос.

          • 1
            rvk rvk
            29.09.1919:50:25

            Тогда совершенно непонятен ваш интерес к теме себестоимости свечей, и к вопросу использования свечей в храме принесенных с собой. С какой целью интересовались?

            • 0
              Нет аватара guest
              30.09.1910:22:31

              rvk, цель одна, свое гав* выложить! задание такое от хозяина, ведь имено так шавка ведет сибя

          • -1
            Нет аватара guest
            30.09.1910:20:46

            ЧИВАПЧИЧИ, неходи и не давай тебя туда ни кто не тащит и твои гроши не вымогает! Успокойся и иди своей дорого, а так же не нужно своими саплями пачкать не твои храмы!

      • 0
        Нет аватара guest
        30.09.1910:17:21

        rvk, это правокатор который в храм не ходит и ни чего об этом не знает! Его задача это вброс говница в инфу, после утиреть зеленые сопли и побежать за фантиком!

    • -1
      Нет аватара guest
      30.09.1910:15:02

      ЧИВАПЧИЧИ, ЛОЖ! ЧИСТОЙ ВОДЫ ЛОЖ! Тебя даже за клевету можно привлечь к ответственности! Купить тоненькую свечку ты можеш в любом храме или церковной лавке и поставеть её в любом друго храме!!! Придет время и ты вспомнишь свою лож! Запомни эти слова!

  • -1
    Нет аватара равлик
    28.09.1922:19:01

    Да уж,а ведь каких нибудь 60 лет назад,первый в мире спутник,первый в мире человек в космосе,и вот к чему пришли

    • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара guest
      28.09.1922:43:16

      В точку. Топовые новости дня: два храма, коровник с зп 338 $, и 20 летняя нива со скидкой 100 тысяч

      Отредактировано: Alexander Rudkowski~22:45 28.09.19
      • 7
        Clausson Clausson
        29.09.1905:09:28

        Вы 100% правы.

        «Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай!» © Сергей Павлович Королёв.

        Так когда старт вашего межзвездного корабля на ядерном двигателе?

      • 2
        Нет аватара fales
        29.09.1906:35:11

        В точку. Топовые новости дня: два храма, коровник с зп 338 $, и 20 летняя нива со скидкой 100 тысяч

        Вы полагаете что 60 лет назад повседневные новости были какие то принципиально иные? Да то же самое: построен коровник, завод перевыполнил план, открыты (вместо храмов) новые ленинские комнаты и т. д.

    • 0
      Нет аватара siberia2012
      29.09.1908:01:11

      Ну слушайте, вы правда считаете, что падение уровня научных исследований и открытий, следствие роста влияния церкви, а не следствие в первую очередь экономических причин?

      Возьмём Сталина, уж не глупый был человек, при котором была заложена основа космической индустрии в том числе. Пошёл на соглашение и примерение с церковью. Да в годы войны, да мера вынужденная, чтобы максимально консолидировать все слои общества в борьбе за выживание страны, и самого народа. И что? Производство танков, самолётов, или изобретение новых моделей как — то упало? Что, не было великих учёных в точных науках которые были религиозны?

      Ну я человек левых взглядов, но считаю, что с гонениями и борьбой с церковью переборщили в советское время.

      А сейчас конкретно вижу несколько важных функций которые способна выполнить РПЦ:

      1) поднять нравственный уровень в обществе, который провалился в пропасть в 90е, и как следствие в том числе, падение демографии.

      2) заполнить вакуум, который образовался в сфере идеалогии после падения СССР. Правда частично, ибо государство мы светское. Всё же это лучше, чем этот вакуум займут всякие поклоники запада, потреблятства, и извращённой левой идеи, которая вылилась сейчас в ЛГБТшников, экотерроризм, либеррфашизм, и прочую муть.

      3) Когда идёт такое сильное насаждение и распространение радикальных течений религий, особенно ислама (против традиционного, присущего тем же татарам, ничего против не имею), этому нужно противопоставлять именно консервативные вещи. Например, наши традиционные религии.

      4) У нас, вместо религии, насадили культ марксизма-ленинизма, что привело к дичайшей догматизации идеалогии, вместо гибкого развития этой самой идеалогии. Везде декларировался научный подход, а в ключевой сфере — идеалогии, системе управления, всё наоборот скатилось к догмам похлеще религиозных (сравните с тем, как поступил Китай). Возможно это и стало причиной краха. Не в ту нишу залезли, подменив религию(хотя в какой — то момент исторически наверно это было оправдано).

      5) распространение русского влияния в мире. Ведь сейчас фактически во многих странах именно РПЦ осталась островком русского влияния. Сохранения и распространения культуры, языка. Особенно речь о странах бывшего СССР.

      6) Чисто с материалистической точки зрения, я вижу здесь рабочие места, производство, товары которые наверняка поставляются и зарубеж (в представительства РПЦ, к примеру).

      Пример Штатов. Страна весьма религиозная и пуританская, особенно в начале-середине 20 века. Разве им это помешало тоже достичь высот в науке и техники? В хозяйстве?

      Пример Китая, где спокойно уживаются все религии. Ибо китаец, как материалист, может и свечку поставить, и живот потереть нецке, и намаз сделать, если это, по его мнению, принесёт ему благо. Причём всё это одновременно.

      Короче мысль то в том, что проблема не в РПЦ, а в типе экономики. Её нужно менять. Нужно менять этот либерально-олигархический уродец, рождённый перестройкой и 90ми. А традиционные религии оставить в покое, если они конечно же соблюдают законы нашего СВЕТСКОГО государства. Да и вообще, у нас в стране значение религии сильно преувеличино. Мне кажется её роль, во многом, сохранение традиционных культурных вещей, а не сильное влияние на умы (возможно ошибаюсь с высоты своего образования, советского, фактически, хотя и полученного уже после развала). Для меня церковь сродни музею, сродни памятнику истории. Для кого — то это действующий институт. Значение церкви в нашей истории, в развитии нашей государственности, безусловно нужно помнить, изучать, и глупо не признавать.

      Для меня нет сильной разницы между радикальным левым, бьющим себя в грудь и кричащим, что все церкви нужно закрыть, монахов расстрелять и т. д., и радикальным религиозным человеком, который всех хочет заставить жить по-шариату, или выбросить все телевизоры из домов. Чаще всего они оба крайне поверхностно знают предмет. Знают лишь его внешнюю, ритуальную, фасадную часть, не вникая в суть.

      Извиняюсь за сумбур, с телефона писать не удобно, но думаю суть ясна — главное ЭКОНОМИКА.

      Отредактировано: siberia2012~08:10 29.09.19
      • Комментарий удален
        • 1
          Нет аватара siberia2012
          29.09.1916:18:56

          Да, наверно вы правы. Глубоко в эту тему не вникал, привёл самую распространённую версию.

        • 0
          shigorin shigorin
          15.02.2000:29:43

          Спасибо, кстати. И с Праздником!

    • 0
      shigorin shigorin
      15.02.2000:28:09

      Вы бы, кстати, поинтересовались отношением первого в мире человека в космоме (что вообще, что в открытом) к Богу-то. Глядишь, хоть что-то бы за потылыцею начало шевелиться.

  • 5
    Нет аватара guest
    29.09.1907:55:54

    Ну что сказать, отличный бизнес, без налогов и НДС!

    • 0
      rvk rvk
      29.09.1919:57:40

      Бизнес это совсем другое. Бизнес всегда направлен на личное обогащение. В данном случае кто конкретно лично обогащается? Безусловно церкви, для существования, нужны деньги, ну что бы оплачивать электричество в храмах, платить зарплаты, так как священники не умеют все-таки питаться святым духом, и т. д. Раньше была десятина, сегодня приходится вот так. Не вижу здесь ничего плохого. Тем боле что вас это вообще никак не касается.

    • 2
      Clausson Clausson
      30.09.1918:54:08

      Ну что сказать, отличный бизнес, без налогов и НДС!

      Совсем стыд потеряли так врать?

      229 млн рублей налогов и сборов за 2017 год. И это с учетом того что год был убыточный, по понятным причинам.

      НДС — 8235151₽

      Количество работников — 1,5 тысяч человек.

      Отредактировано: Clausson~18:57 30.09.19
  • 8
    Нет аватара ВУ
    29.09.1908:11:45

    «И заживём мы матушка при своём свечном заводике…» Лепота.

  • Комментарий удален
    • 3
      Нет аватара равлик
      29.09.1911:03:30

      Верно,сразу вспоминается та картинка из интернета

      При царе в нашем селе были церковь и кабак.

      При Сталине этого не стало,но появились школа,больница,клуб,библиотека.

      Сейчас этого ничего нет.

      Но есть церковь и кабак.

      • 0
        Нет аватара guest
        01.10.1901:40:15

        В советскую эпоху церковь выжила, невзирая на все гонения. Между тем стоило Сталину умереть, как его преданные сподвижники немедленно перессорились и перестреляли друг друга, а потом еще и нагадили ему на могилу, а еще через жалкие 38 лет рухнуло и созданное им государство.

      • 1
        shigorin shigorin
        15.02.2000:30:57

        На дурака не нужен нож -- достаточно «картинки из интернета».

        PS: ба, да это же «партизан», похоже. Ось ти, укрику, і приїхав.

        Отредактировано: shigorin~00:56 15.02.20
    • 0
      Нет аватара siberia2012
      29.09.1917:05:18

      С другой стороны в средние века именно церкви, монастыри оставались местом сохранения знаний прошлых эпох. Это и библиотека, и написание летописи, и обучение тому же письму. И первые университеты тесно связаны с церковью тех времён.

      Количество грамотных людей в стране — это результат государственного управления, а не деятельности церкви. Захотели бы цари, грамотность бы организовали. Начальную обязательную школу ведь ввели, правда когда петух клюнул.

      Вы опять же, сильно преувеличиваете возможности церкви. Ещё Пётр сильно это влияние поколебал.

      Отредактировано: siberia2012~17:14 29.09.19
      • 0
        Нет аватара Excelent
        29.09.1918:06:13

        Неблагодарная тема — спорить на тему религии, причём с обоих сторон.

        Дело в том, что, традиционно, церковь это образчик закостенелого консерватизма, отвергающего всё новое. Живущие по традициям, которые были актуальны тысячи лет назад. И традиции эти пытаются преподнести, как непререкаемые. Поэтому говорить, что церковь и наука идут рука об руку не верно. Ведь наука это постоянные сомнения и догматов для неё не существует. То, что сегодня считается неоспоримым, завтра будет признано ошибочным или будет доработано, а знания углублены.

        Можно назвать и учёных, которые веровали и даже представителей церкви, которые были близки с наукой. Но это скорее исключение, чем правило.

        Цари понимали, что дальше так нельзя, ведь с безграмотным, но верующим населением не выиграть гонку вооружений и создание университетов, и отмена крепостного права это звенья одной цепи. Гонка вооружений это не только про СССР, она была всегда и она очень тесно связана с наукой и образованием. Но чем дальше, тем сложнее. У царей реформаторов и у большевиков, при которых были достигнуты значительные достижения в науке, были сложные отношения с церковью.

        • -2
          Нет аватара siberia2012
          29.09.1920:08:55

          Поэтому говорить, что церковь и наука идут рука об руку не верно.

          Где я это говорю? Приведён общеизвестный исторический факт, что после крушения античного мира, наука и знания концентрировались в церквах, монастырях и т. п. Самые образованные люди того времени — служители культа и аристократия. Первые университеты и вплоть до конца 19 века очень сильно связаны с церковью. Преподавание богословских наук, латыни, старославянского, древнееврейского и т. п. Это же просто факты, не надо мне верить, просто изучите вопрос становления европейской науки, к который мы относимся.

          Безусловно влияние церкви на науку падало и к концу 19 века сошло на нет.

          2) А что собственно плохого в традиционнализме и консерватизме? Вы думаете, обозвав эти явления грубым словом «закостенелые», они сразу становятся, чем-то плохим? Есть сферы жизни которые крайне мало изменились с самого появления человека. Например институт семьи. Пока эксперименты с институтом семьи ни к чему хорошему не привели, кроме падения деторождения и крепости этой самой семьи. В союзе поэксперементировали и вернулись к традиционному виду семьи, пропагандируя «крепкую советскую семью». Вот таким вопросом занимается церковь. Церковь не лезет в химию, биологию, математику и т. п. Вернее пыталась когда-то, но сейчас это уже невозможно, поэтому в эти вещи она не лезет.

          Также традиционализм, консерватизм в такой сфере как образование показывает себя хорошо. Самые сильные школы — консервативные школы. Например наши советские физматшколы, которые во многом построены по классической схеме гимназий.

          Ещё консерватизм прекрасно себя показывает в устройстве взаимоотношений в армии, например. Единоначалие — самый эффективный способ управления. Опять же есть опыт солдатских советов в 17 году, которые быстренько пришлось убрать тов.Троцкому, иначе хана, и вернуть единоначалие.

          И так огромное число сторон нашей жизни наиболее эффективны в их — консервативном, традиционном виде.

          Подозреваю, что и тип правления для нашего государства наиболее эффективный — консервативный, жёсткий авторитаризм. Именно при таких правителях мы добились наибольших успехов. Надеюсь перечислять вам не нужно имена царей, секретарей ЦК, президентов.

          Даже в науке должен присутствовать консерватизм. Просто не в сфере научного знания, а в сфере организации её деятельности. Считаю переход на систему грантов (ноу-хау) — крайне не эффективной моделью.

          Речь же не о том, что зафиксировать навсегда знание «солнце вокруг земли». Но есть стороные жизни весьма консервативные. Особенно это связано с поведением человека. Техника меняется, а вот основные инстинкты у человека всё те же, что тысячи лет назад.

          Ну, а развитие образования связано с экономикой, в первую очередь. Россия вступила в стадию капитализма в конце 19 века, вот и начался бурный рост образования, ибо потребовались квалифицированные рабочие, инженеры и т. п. До этого образование крестьянину особо не нужно было. Не имело никакого смысла для него.

          Отредактировано: siberia2012~20:18 29.09.19
        • Комментарий удален
        • 0
          shigorin shigorin
          15.02.2000:39:15

          И традиции эти пытаются преподнести, как непререкаемые. Поэтому говорить, что церковь и наука идут рука об руку не верно. Ведь наука это постоянные сомнения и догматов для неё не существует.

          Вы бы свой ник справились-то грамотно написать… а там про аксиомы узнали, с литературой поработали (и в процессе задумались о роли веры/доверия в науке).

          А так -- очередной неуч, который не понимает, что для науки опасна не вера, а атеизм.

          Надеюсь, это исправимо. Но только и исключительно Вашими усилиями.

          • -1
            Нет аватара Excelent
            15.02.2001:31:26

            Изображать из себя учителя не нужно. Прекрасно знаю, как должно писаться. Ник на то и ник, в нем хоть цифры могут быть, хоть символы,хоть написано с ошибкой. Не буду объяснять смысл именно такого написания. По теме возражения есть, или изволите троллить? Поработайте с литературой и узнайте, как культурные и образованные люди должны общаться.

            Отредактировано: Excelent~01:50 15.02.20
            • 0
              shigorin shigorin
              16.02.2021:41:35

              Не будете и не будете -- так и останется с ошибкой, как и почта -- с цифровой меткой.

              По существу всё сказал.

              Были бы смысл и желание учиться -- скажем, у Вас мне учиться не вижу, чему бы было: пока показываете уже пройденное и найденное неработающим. Поэтому и писал для других скорее.

              А экзамен принимать будут жизнь и смерть.

              • 0
                Нет аватара Excelent
                16.02.2023:18:16

                Так я и не пытаюсь вас чему-то учить. А вы пытаетесь выступать с позиции этакого Ментора, с единственно верной точкой зрения. Приводите ссылку на мнение какого-то дилетанта с новостного сайта и пытаетесь выдать это за откровение.

                Может и правило русского языка приведете, в котором будет про написание ников, а тем более почты? Кажется, я доступно объяснил, что содержание в нике символов и намеренных искажений является нормой. Предлагаете мне тоже цепляться к вашему нику и спрашивать про маленькую букву в начале? Когда у человека нет возражений по существу, он начинает искать к чему бы придраться. Ярким примером является замечание по поводу ника.

                Можете и дальше демонстрировать свою высокую мотивацию и низкую квалификацию.

                Отредактировано: Excelent~23:20 16.02.20
    • 1
      Clausson Clausson
      29.09.1917:47:41

      Результаты работы церкви мы имели в 1917 году — 70% народа не умели ни читать, ни писать.

      То есть вот прямо так? Это именно результат работы церкви? То что в пресловутом 1913 году школ было больше чем в 1985 году это тоже церковь виновата?    

       © ic.pics.livejournal.com

      И уж не считаете ли вы, что наука это плод рук атеистов?    

      Не христианство ли создало всю современную науку? Не христианская ли философия и мораль сделали науку двигателем прогресса?

      Скорее всего скажите — нет, но ошибетесь.

      Ладно не важно. В любом случае в мире не больше 3% настоящих христиан и не более 2-3% оголтелых атеистов. Все остальные висят где-то на уровне первобытного язычества…

      Отредактировано: Clausson~17:50 29.09.19
      • -1
        Нет аватара Excelent
        30.09.1916:35:18

        Интересная картинка. А можете скинуть источник? Не с целью проверки, а посмотреть чего там ещё есть. Цифры интересные. Интересно, какую территорию подразумевали под Россией? Территорию РСФСР в том виде, какая она осталась после распада СССР?

        А по поводу количества школ, это же нужно смотреть не только эту цифру. Когда учился, то в школе было около 1000 учеников (город-миллионер, провинция). И таких школ по городу десятки (точное количество не знаю, но около 160). Благодаря стремительной урбанизации в СССР, школ в стране стало меньше, но учеников в каждой школе в десятки (или сотни) раз больше.

        Фундамент современной науки можно ведь и раньше христианства найти. Посмотреть, хотя бы, в сторону древней Греции с её великими умами. А развитие современной науки неразрывно связано со снижением роли церкви в обществе.

        Я ни в коем случае не против религий, они полезны в определенной роли. Но против слепых фанатиков не ставящих под сомнение написанное на бумаге и говоримое другими. И самое главное, пытающихся навязать своё видение другим. Зачастую агрессивно.

        Отредактировано: Excelent~16:44 30.09.19
        • 2
          Clausson Clausson
          30.09.1918:47:40

          Фундамент современной науки можно ведь и раньше христианства найти.

          Это действительно очень интересный вопрос. Я довольно долго в нем разбирался и… нет. Категорическое НЕТ! Великие умы были в Греции, были в Персии, в арабском мире и конечно же в Китае и кроме того безусловно в Египте и у Ацтеков и конечно у Монголов… Но никто из них не создал научной школы. Кроме того, если подходить уж совсем серьезно, никто из них по сути не создал методологии и не обеспечил механизма передачи знаний.

          В общем разговор этот довольно длинный, а его итог прост — только христианская философия с ее антиязыческой философией (т.е. полного и безоговорочного отказа от любого обожествления природы!!!) могла теоретически и создала практически современную науку.

          Отредактировано: Clausson~18:49 30.09.19
          • 0
            Нет аватара oprovergatel
            02.10.1920:30:31

            Ну тут я бы не стал так сгоряча утверждать, что ни Восток, ни Китай, ни иные перечисленные Вами центры цивилизации и знания не создали научных школ и методологии.

            Алгебра, геометрия и, вообще, математика, химия, медицина и ещё десятки наук — это арабы/персы/индийцы/китайцы/(греки/римляне временно выпали из процесса после падения Рима). Они развивали и совершенствовали эти науки в то время, как варвары в звериных шкурах пировали на развалинах Рима и века после, пока молодые варварские королевства в Европе не окрепли, не христианизировались и не стали готовы воспринять эти знания и уже самим их развивать дальше. 99% ВСЕХ основополагающих научных трудов, по которым учились уже учёные в Европе века так до XIV-XV — это переводы арабов, персов,дошедших через них китайцев и индийцев, ну и, конечно же, те же греки и римляне.

            То есть те, кто, как вы утверждаете, не создали школ и методологии передачи упорядоченного знания, века передавали, развивали, совершенствовали, систематизировали научные знания, чтобы потом они послужили БАЗИСОМ всей европейской, а в последствии и мировой науки. Вы не задумывались над тем, что-то что организованно по другому, не совсем так, как вам привычно в европейских научных школах, вполне может быть теми же школами, но слегка иной традиции?

            Вам не кажется, что Вы слегка поспешно вот так рассудили?

            • 0
              Clausson Clausson
              02.10.1922:22:03

              Нет не кажется. Думаю вы слишком поверхностно посмотрели на вопрос.

              Но собственно не суть. Дискуссий плодить на эту тему не буду. Это не важно.

        • 0
          shigorin shigorin
          15.02.2000:59:48

          Благодаря стремительной урбанизации в СССР, школ в стране стало меньше, но учеников в каждой школе в десятки (или сотни) раз больше.

          А не было бы революции -- посмотрите на Индию в плане населения сейчас и в 1900 году, и затем опять на Россию.

          Вдруг расхочется свою собственную слепоту именно что агрессивно навязывать.

          • 0
            Нет аватара Excelent
            15.02.2001:39:27

            Разверните свой комментарий, пожалуйста, подробнее. Непонятно, что именно меня должно удивить в численности населения Индии? Меньше экспрессии, больше конкретики.

            Отредактировано: Excelent~01:40 15.02.20
            • 0
              shigorin shigorin
              16.02.2021:38:25

              Разница в соотношении и характере роста населения Индии и России за XX век.

              • 0
                Нет аватара Excelent
                16.02.2023:03:10

                Посмотрите любую страну арабского мира либо азиатскую. Что будет у них общего, кроме взрывного роста населения? Мало общего.

                А теперь посмотрите на любую западно или восточноевропейскую страну, в большинстве которых население прибавляется за счет мигрантов. В России при СССР население тоже росло. Населения было больше, чем сейчас и росло оно тоже хорошими темпами.

                Из общего списка западных стран выбивается США, в которых в среднем по 3-и ребенка на семью. Но и там много иммигрантов со всего мира. И едут туда потому, что там хорошая медицина, образование.

                Вопрос остается прежним. Попросил вас назвать фактор, который считаете ключевым для Индии в росте населения. И причем здесь религия?

    • 5
      rvk rvk
      29.09.1919:58:55

      Что вы за чушь то несете, именно церковно-приходские школы несли образование тогда, когда единой системы образования н существовало!

    • 1
      Нет аватара guest
      01.10.1901:38:33

      продукция несет в себе особый смысл, отупления общества, превращение людей в скот и рабов

      Исаак Ньютон, Иван Петрович Павлов, Альберт Эйнштейн были «тупыми скотами и рабами»?

    • 1
      Нет аватара marmish
      01.10.1919:54:54

      Результатом работы церкви были десятки тысяч церковно-приходских школ по всей стране, в которых крестьянских детей учили читать, писать и считать. Давали им начальную грамотность.

  • 0
    Нет аватара guest
    29.09.1911:52:03

    А оборудование все больше буржуйское    

  • Комментарий удален
    • 0
      shigorin shigorin
      15.02.2001:02:27

      А это называется святотатство -- кража святого. Тяжко жизнью наказывается.

      • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара равлик
    29.09.1917:14:33

    Новости цивилизованных стран

    Голландские архитекторы завершили обширную реконструкцию церкви 19-го века и превратили ее в новое общественное многофункциональное пространство, главные роли в котором принадлежат современной библиотеке и музею. Бережное сохранение исторической структуры здания церкви позволило создать необычный культурный центр, соединяющий классическую архитектуру 19-го века и современные библиотечно-музейные сервисы.

    • -1
      Clausson Clausson
      29.09.1917:59:21

      А еще более цивилизованные страны делали из храмов зернохранилища и деревенские клубы (дома культуры), а попоп к стенке и в овраг — вот где прогресс и цивилизация!!!

      Слава цивилизациям Запада и Востока. Цивилизация понад усе!    

    • 0
      rvk rvk
      29.09.1920:03:07

      В смысле Россия н цивилизованная страна?

      • 1
        Нет аватара равлик
        29.09.1921:20:48

        Даже не знаю,а разве в цивилизованных странах такое возможно,

        новости моего города

        «Патриарх требует снести в Мурманске стадион и построить собор»

        Отредактировано: равлик~21:21 29.09.19
        • Комментарий удален
          • 0
            shigorin shigorin
            15.02.2001:05:47

            У Ашманова был толковый разбор таких двухнедельных «тем» с характерно-прямоугольными графиками интереса -- если понадобится, найду ссылку.

        • 1
          Clausson Clausson
          01.10.1917:46:56

          Патриарх требует снести в Мурманске стадион и построить собор

          А Патриарх то к курсе вообще?    

    • 0
      Нет аватара guest
      01.10.1901:53:59

      В Голландии церкви чаще превращаются в мечети понаехавшими «бешенцами».

  • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • 2
      Нет аватара sergelec
      29.09.1923:03:27

      Ну и как,удачно общаетесь?

  • 2
    Нет аватара guest
    30.09.1910:25:02

    Действительно Благое Дело!!!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,