стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
77
nabludatel71 05 декабря 2019, 21:10

Экспансия российского угля: от Восточной Европы до Бразилии и Индонезии

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Исторически Россия была второстепенным экспортёром угля, осуществлявшим небольшие поставки в Восточную и Западную Европу, а также Японию. Отправки в другие республики СССР даже к моменту его распада превосходили экспортные поставки, однако уже через два года были второстепенным направлением экспорта. В течение 1990-х гг. экспорт колебался в пределах 20-30 млн т в год, а в 2000 г. вырос сразу на 60%, превысив 40 млн т. География поставок мало изменилась, в качестве крупных покупателей добавилось Турция и Республика Корея.

Следующий рывок был совершён в 2003-2007 гг., когда экспорт вырос на 125% до почти 100 млн т. Россия стала экспортёром мирового уровня, уверенно выйдя на 3-е место среди всех стран. География поставок в целом осталась прежней, но значимость российского угля для импортёров возросла.

За нынешнее ещё не окончившееся десятилетие российский экспорт угля почти удвоился: в 2018 г. он составил 210 млн т, за 9 месяцев 2019 г. увеличился ещё на 8 млн т. Российский уголь стал играть ключевую роль в Европе, приобрёл существенный вес на крупнейшем восточноазиатском рынке, в больших объёмах поставляется в Юго-Восточную Азию, Индию, Северную Африку, Бразилию, а небольшие партии покупают даже Австралия, США и ЮАР, сами входящие в число ведущих экспортёров.

 © Фото из открытых источников

Устойчивый рост российского экспорта в последние годы (+55 млн т за 2016-2018 гг.) особо примечателен тем, что происходит в условиях стагнации мирового рынка, лишь в 2018 г. немного превысившего уровень 2014 г. в 1,4 млрд т.

Дальнейший анализ выполнен на базе внешнеторговой статистики стран-партнёров в целях корректных расчётов долей и более адекватного представления географии российского экспорта (в нашей статистике существенную роль играют страны-посредники, например Нидерланды и Латвия). В ряде случаев использовались данные российской статистики и проводились дополнительные расчёты и корректировки (так, некоторые страны фиксируют существенный импорт из Латвии, где ведётся перевалка российского угля).

Основным направлением российского экспорта угля в 2010-е гг. стала Восточная Азия. Япония и Корея уже достаточно долго были важными рынками сбыта, в 2009 г. к ним добавился Китай, в 2011 г. большие масштабы приобрели поставки в Тайвань. Однако лидируют на этом рынке Индонезия и Австралия — крупнейшие мировые экспортёры, у России здесь так же 3-е место. Значимость российского угля колеблется от 10% в Китае и Японии до 20% в Республике Корее (в 2010 г. она нигде не превышала 7%).

На европейском рынке Россия прочно выступает крупнейшим поставщиком угля. Несмотря на сокращение европейского импорта за 2015-2018 гг. на 20% (-46 млн т), Россия увеличила отгрузки в регион на 16% (+10 млн т) и обеспечивает теперь 40% суммарного ввоза угля странами Европы. У всех более-менее крупных местных импортёров, за исключением Чехии и Португалии, доля России колеблется от ¼ до 2/3 (в том числе у лидирующей Германии более 40%), у ряда небольших покупателей она достигает 80-100% (Румыния, Греция, страны Балтии).

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки крупных импортёров угля всего три: Турция, Марокко и Израиль. Во всех 3 странах Россия имеет значительную долю: от примерно 1/3 в Турции и Израиле (2-е место после Колумбии) до почти ½ в Марокко (наравне с США). Стоит отметить, что российский уголь покупают и все страны Персидского залива, хотя они, конечно, малозначимые импортёры.

В СНГ Россия является доминирующим поставщиком угля для Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии и Молдавии.

В Юго-Восточную и Южную Азию российский уголь в существенных объёмах стал поступать только в 2010-е гг., причём первоначально поставки шли в основном в Индию, но с 2015 г. более важную роль стал играть регион АСЕАН. Значение России на местном рынке пока невелико, колеблясь от 2% у второго мирового импортёра — Индии до 15% у (внимание!) ведущего мирового экспортёра — Индонезии, имеющей дефицит коксующегося угля.

Из прочих стран стоит выделить Бразилию, ставшую важным покупателем российского угля в нынешнем десятилетии — поставки туда превысили 2,5 млн т, что составляет 11% импорта страны.

 © Фото из открытых источников

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • Комментарий удален
    • 8
      Нет аватара nabludatel71
      05.12.1922:24:42

      Да, наш дешевле (правда, и качество чуть ниже в среднем). К тому же близкое расстояние (морское) позволяет лучше подстраиваться под разовые сделки, а австралийцы в основном работают с крупняком по долгосрочным контрактам.

  • 1
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    05.12.1921:52:56

    Судя по всему в ближайшие годы рост экспорта в Южную и Юго-Восточную Азию продолжится.

    А вот в Европе я слышал проблемы стали возникать в связи с общим (предполагаемым) снижением потребления угля по экологическим мотивам.

    Происходит постепенный поворот на Восток (и не только по углю).

    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      05.12.1922:32:32

      В Европе — да, в этом году трудности даже у нас. Но это связано с избытком дешёвого газа (он сейчас стоит дешевле, чем в 2017, хотя нефть — на уровне рубежа 2017 и 2018). Экология экологией, но за экономикой они тоже хорошо следят. Прошлый раз было сильное падение по углю в 2009-2010 — как раз когда газ сильно подешевел, в т. ч. из-за наплыва катарского СПГ. Потом к 2013-14 они почти всё отыграли. Потом стали вновь снижать ввоз угля, но это может и прекратиться: с точки зрения экологии их собственный уголь, которого до сих пор много (в той же Германии или Восточной Европе), хуже привозного, а ещё есть момент с закрытием АЭС.

      • 3
        exhausted1987 exhausted1987
        05.12.1923:58:00

        Украина до майдана по ~10 млн тонн угля закупала в России, это при том что у них тогда ещё угольный Донбасс был. Неужели не хватало?

        • 7
          Clausson Clausson
          06.12.1900:17:36

          Любой товар имеет как миниму две характеристики:

          1. Качество

          2. Цена

          Украинским шахтам, всегда было тяжело тягаться с Кузбасскими карьерами.

        • 0
          Нет аватара Штехель
          09.12.1900:20:00

          Закупали и закупают в РФ уголь металлургический(коксующийся), а не топливный. На Донбассе добывают антрацит, большая часть ТЭС в украине потребляла именно этот уголь .

          Сейчас уголь с ЛДНР идет через РБ в Украину, именно антрацит. Хотя вроде гдето читал что ТЭС переводят на уголь газовой группы.

      • 4
        Clausson Clausson
        06.12.1900:22:04

        Немцы вообще-то мировые лидеры по технологиям гидратации углей. Проще говоря делать бензин из угля. Причем эти их технологии существуют чуть ли не со времен кайзера Вильгейма. Во всяком случае Гитлер угольным бензином активно пользовался.

        Но, насколько помню, нашу технику в резерве (в ЗГВ) нельзя было заправлять немецким бензином — он от неподвижного состояния расслаивался.

        В общем превращать уголь в относительно экологичное топливо можно, но пока дешевле нефть.

        • 8
          Arsenic Arsenic
          06.12.1908:59:20

          Эти технологии широко использовались во вторую мировую, именно потому что у Германии под конец войны были большие проблемы с нефтью, а угля завались. Процесс Фишера-Тропша. Однако, в мирное время этот процесс экономически невыгоден. Многие пробовали, но в итоге вернулись к нефти.

          Отредактировано: Arsenic~08:59 06.12.19
    • 10
      Нет аватара POLO
      05.12.1923:28:10

      Основной драйвер роста будет — Индия!!! (Речь идёт о десятках млн тонн !!!) Благодаря выходу на проектную мощность шахт на Камчатке где индусы с нуля разрабатывают месторождения (TATA), а также серьезного интереса индийских металлургов в коксующем угле южной Якутии … сейчас идут переговоры о совместной добыче угля на уже существующих шахтах ( Колмар, Эльга)… думаю в ближайшие полгода услышим громкие подписания СП и уголёк потечёт в Индию, которая имеет очень большой рынок… возможно второй после Китая.   

      А насчёт Европы там парадокс: собственные угольные шахты закрываются быстрее чем угольная генерация))) отсюда: вроде и угольная генерация падает, и импорт из РФ растёт )) особенно Польша и Германия    

      Отредактировано: POLO~23:31 05.12.19
      • -1
        Нет аватара nabludatel71
        06.12.1910:24:17

        Не уверен насчёт Индии, далековато она от нас по сравнению с большинством других крупных покупателей, причём что с востока, что с запада. Последние 3 года, когда был бурный рост вывоза угля из России, мы немного смогли туда прибавить. Поэтому десятки миллионов тонн там точно не светят. И с нуля реализовать проект даже на 10 млн т на Камчатке, где нет никакой инфраструктуры (не считая небольшого островка вокруг Петропавловска) — это дорого и долго.

        • 1
          Сергей Котенко Сергей Котенко
          06.12.1912:01:31

          Посмотрим.

        • 2
          Нет аватара POLO
          06.12.1912:17:55

          Республика Индия в то же время импортировала в 2018 году 230 млн тонн угля и выступает одним из крупнейших мировых его импортеров. В 2018 году экспорт угля из России в Индию составил 4,5 млн тонн. Полагаю, что можем нарастить объем поставки в шесть раз, экспортируя до 28 млн тонн в год в Республику Индия к 2025 году", — сказал Тырцев.

          В свою очередь, индийский министр нефти, природного газа и стали Дхармендра Прадхан отметил, что необходимость страны в коксующихся углях сейчас составляет около 70 млн тонн, особенно это касается алюминиевой промышленности.

          «55 млн тонн коксующегося угля потребляется только сталелитейной промышленностью, мы являемся вторыми в мире по импорту угля. Мы собираемся к 2030 году достигнуть производства 3 млн тонн стали в год, и поэтому нам необходимо увеличивать поставки угля для нашей национальной сталелитейной индустрии», — отметил он.

          В настоящее время, по словам замглавы Минвостокразвития, на Дальнем Востоке в разной степени реализации находятся шесть российско-индийских проектов на общую сумму 1,8 млрд долларов.

          Ссылка: https:// www.investvostok.ru/ news/2888/?sphrase_id=340265

        • 3
          Нет аватара POLO
          06.12.1912:25:45

          И с нуля реализовать проект даже на 10 млн т на Камчатке, где нет никакой инфраструктуры (не считая небольшого островка вокруг Петропавловска) — это дорого и долго.

          Индийские товарищи не с нуля) а с 2017 года разрабатывают Крутогоровское угольное месторождение компанией Tata Power)) оно вообще находится «внутри», выход на Охотское море, строят они и порт и инфраструктуру…

          • 3
            Нет аватара nabludatel71
            06.12.1914:25:32

            Индийские товарищи не с нуля) а с 2017 года разрабатывают Крутогоровское угольное месторождение

            Именно что с нуля. В 2017 г. компания приобрела лицензию, в этом году (летом) проводились торги на ГРР — сами работы, по всей видимости, будут уже в следующем году. Как пишут в одном актуальном сообщении:

            Разработка месторождения и запуск производства займет около 4 лет.

            Первоначальная производственная мощность составит около 1,5 млн т/год, и в течение 3 лет данный показатель увеличится до 7,5-8 млн т/год.

            То есть, если в следующем году они-таки начнут шаги в сторону инфраструктуры и разработки, то к концу 2024 г. запустятся. Но это в лучшем случае. И ещё 3 года для выхода на полную мощность.

            А район — реально пустой. Это вам не Кузбасс и даже не Южная Якутия, где хоть какие-то дороги есть. Туда — только морем и самолётом, при том что и пристать-то особо некуда. А ещё ледовая обстановка, а ещё вечная мерзлота, долгая зима с обильными снегами (опять же — далеко не Кузбасс). И для всего этого строительства нужны будут люди, которым тоже нужны всяческие условия.

            На мой взгляд, если они и начнут добывать, то точно после 2025 г. Это чиновникам всегда просто всё в разы увеличивать. (Индусам, кстати, тоже — у них было много планов по той же чёрной металлургии, где они к 2015 г. должны были чуть ли не 150 млн т выплавлять, а на деле только недавно 100 перевалили).

            Но во что верить — личный выбор каждого.   

            • 1
              Нет аватара POLO
              06.12.1921:36:14

              Ну никто вам и не обещал такой объём в 2020…)     если не передергивать, то написано «основной драйвер роста — Индия.» и аргументы: Камчатка и коксующие угли Южной Якутии)     Ведь вы зашли и сами увидели 8 млн т с Камчатки в перспективе 4 года… понятно что это планы… в остальном будем посмотреть   

              • 0
                Нет аватара nabludatel71
                07.12.1910:31:19

                Ведь вы зашли и сами увидели 8 млн т с Камчатки в перспективе 4 года

                Читайте внимательно: 4 года на запуск производства, первоначальная мощность — 1,5 млн т. Сейчас не началось ещё никакое строительство, т. е. отсчёт этих 4 лет не идёт. И только ещё через 3 года после запуска, если всё будет хорошо, выйдут на 7,5-8 млн т.

                Итого: по текущей ситуации, самое раннее 1,5 млн т в 2025 г., 8 млн т в 2028 г. Так что росту в 6 раз до 28 млн т в 2025 г., как заявляют некоторые чиновники, взяться неоткуда. В Южной Якутии добывается не больше 20 млн т, и весь этот объём сейчас уходит покупателям, резервы роста сопряжены с трудностями (сколько «Мечел» с Эльгой мучается?). И т.д. Я из своего опыта даже 1% не дам, что эти цифры сбудутся.    

            • 1
              Нет аватара POLO
              06.12.1921:41:46

              А район — реально пустой. Это вам не Кузбасс и даже не Южная Якутия, где хоть какие-то дороги есть. Туда — только морем и самолётом, при том что и пристать-то особо некуда.

              Это понятно) сам работаю в строительстве инфраструктуры в регионах: Чукотка Магадан Якутия Чита Хабаровск Иркутск … будет интересно — много могу рассказать о специфике работы и логистики в тех условиях

              • 0
                Нет аватара nabludatel71
                07.12.1910:33:32

                Спасибо, буду иметь в виду.

                Тем более вам тогда очевидны трудности реализации этого проекта. Дай бог им, конечно, чтобы всё получилось, но сроки и стоимость точно вырастут.

          • 3
            Денис Денисов Денис Денисов
            06.12.1920:24:20

            Не уверен насчёт таких радужных планов. Работаю с ними не первый год. Очень тяжело все решения принимаются годами раскачиваются. Торгуются, зажимают деньги на инвестиции. Отношение к персоналу вообще тема отдельного разговора(((

            • 0
              Нет аватара Tony
              07.12.1901:27:44

              да, индусы именно такие

  • 5
    Нет аватара POLO
    05.12.1923:19:49

    Как всегда супер             

  • 6
    Clausson Clausson
    06.12.1900:15:18

    Любой из нас, ну, чем не чародей,

    Из преисподней наверх уголь мечем.

    Мы топливо отнимем у чертей,

    Свои котлы топить им будет нечем.

    Взорвано, уложено, сколото

    Черное надежное золото…

    Отредактировано: Clausson~00:15 06.12.19
    • 2
      Нет аватара siberia2012
      06.12.1921:19:44

      Цитату из Владимира Семёновича можно найти почти на любой случай в жизни   

  • -1
    Нет аватара Toplevel
    06.12.1909:03:19

    Незнаю радоваться или плакать таким успехам

    • 9
      Нет аватара nabludatel71
      06.12.1910:31:45

      Тысячи людей работают на добыче угля, тысячи получают рабочие места за счёт их обслуживания, поставок оборудования, строительства инфраструктуры и т. п. Почему плохо?

      • 0
        shigorin shigorin
        06.12.1913:57:30

        Потому что уголь у нас не растёт, а лежит. Как и нефть с газом. Приберечь бы потомкам…

        • 7
          Нет аватара nabludatel71
          06.12.1914:35:21

          Спорный вопрос. Вот, Англия не приберегла угля потомкам, у них была промышленная революция и завоевание мирового господства — плохо им сейчас?

          Угля, как верно пишет ниже Сергей Котенко, у нас на сотни и тысяч лет, мы на мировом фоне совсем не расточительны. И кто знает, что будет нужно потомкам через столько лет? Может, кобальт, который попутно в Норильске выкапывают, будет дороже золота? И будут ли они вообще, потомки наши через 500-1000 лет?

          В любом случае, Россия — последняя страна, которая в будущем столкнётся проблемой нехватки ископаемого топлива. У нас свыше 20 млрд т разведанных запасов нефти и под 50 млрд т прогнозных (не считая сланцеподобных формаций типа баженовской) при добыче 0,55 млрд т в год, газа — 50 трлн куб. м разведанных и 150 трлн прогнозных (больше, чем разведанные во всём остальном мире!) при добыче 0,75 трлн и под 500 млрд т запасов угля при геологических ресурсах до 10 трлн т при добыче 0,5 млрд т.

          • 1
            shigorin shigorin
            08.12.1914:07:22

            Им сейчас так себе. Вплоть до того, что пенсионеры замерзают -- топить дорого даже до +15, не говоря уж о комфортных температурах.

            Ну и прогнозы прогнозами, а вон саудиты чё-то покатились вниз по добыче, несмотря на все бравурные циферки. Причём явно не по своей воле и не потому, что штатам их нефть стала ненужной.

        • 0
          Arsenic Arsenic
          06.12.1916:09:55

          Зачем потомкам уголь?

          • 1
            Clausson Clausson
            07.12.1920:06:12

            Зачем потомкам уголь?

            Затем, что это концентрироанная энергия и химическое сырье.

            Эволюция, это в том числе эволюция источников энергии. Углю как сырью еще на тысячу лет работы хватит.

          • 0
            shigorin shigorin
            08.12.1914:04:43

            Им бы и нефть пригодилась, будь предки более внимательны к сравнению сжигания оной с топкой печки ассигнациями (ну наши-то ладно, это американцы в своих то ли наивности, то ли идиотизме ринулись на новое и более энергоёмкое топливо с век назад, вообще не задумываясь о дне завтрашнем).

            • 0
              Нет аватара nabludatel71
              08.12.1921:49:34

              Хм, нефть сжигать не надо, уголь тоже. А что тогда годится? В качестве источника получения электроэнергии и моторного топлива? Век назад и сейчас? Из возобновляемых у нас — только ГЭС (никакая промышленная революция в глобальном масштабе с опорой на ГЭС не произошла бы), солнце и ветер (их учатся использовать, но они нестабильны). Да ещё дрова и прочая биомасса (если уж всё рассматривать). Даже интересно (серьёзно): какую альтернативу вы видите?

    • 7
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      06.12.1912:03:58

      Мы по запасам угля крупнейшие в мире. Его по разным маркам хватит от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

      Поэтому экспортируем. Чего его, солить что ли?

      Отредактировано: Сергей Котенко~12:04 06.12.19
    • 4
      Arsenic Arsenic
      06.12.1916:09:45

      Радоваться, конечно. Все идет к тому-что под давлением зеленых, уголь рано или поздно запретят. Конечно, не завтра и даже не через 10 лет, но лет через 20-30 вероятно. Значит, надо успеть как можно больше добыть.

  • 1
    Нет аватара siberia2012
    06.12.1909:59:24

    интересно, а Донбасс сейчас как поставляет уголь? Через нас? Как учёт идёт?

    • 3
      Нет аватара guest
      06.12.1910:20:38

      Россия покупает уголь за половину рыночной цены. А дальше продает его по миру

      • 5
        Нет аватара nabludatel71
        06.12.1911:37:31

        Что значит «за половину рыночной»? Рыночная — эта цена, которую можно получить на рынке. Донбасс может где-то получить больше? Нет.

        И, кстати, из Казахстана нам уголь поступает по цене в 3 раза ниже, чем из Украины (причём в обоих случаях доминирует энергетический уголь). И они довольны — так как без такой цены не было бы возможности продавать нам 25 млн т угля каждый год.

        • 1
          Нет аватара абрамыч
          06.12.1912:39:55

          Донецкий уголь хуже,его разбавляют российским.

        • -2
          Нет аватара guest
          06.12.1914:03:43

          Донбасс может где-то получить больше? Нет.

          Поэтому бабки пилятся, шахтеры получают копейки и за это гибнут в забоях.

          • 0
            Clausson Clausson
            07.12.1920:10:22

            На официальных шахтах погибает в сотни раз меньше людей чем на частных копанках…

            Или вы не знаете как частники на Донбасе в новое время (всегда при незалежной Украине) уголь добывали?

            Так поинтересуйтесь у ютуба, что такое «копанка».

            Не будет официальных крупных шахт — народ начнет копать сам. И будет гибнуть сотнями.

            • Комментарий удален
              • 0
                Clausson Clausson
                07.12.1920:21:20

                «Всё, всё, всё… никто никуда не идет» ©            

                Отредактировано: Clausson~20:21 07.12.19
    • 2
      Нет аватара nabludatel71
      06.12.1910:29:43

      Официально Донбасс поставляет в Россию около 5 млн т угля. Мы можем его потреблять сами, можем перепродавать — думаю, есть и то, и то. Хотя другие страны импорт украинского происхождения сейчас уже почти не фиксируют — 0,5 млн т, хотя пару лет назад было до 2.

      Поставки в основную Украину вряд ли где фиксируются.

      • 5
        Сергей Котенко Сергей Котенко
        06.12.1912:05:06

        Донбасс в этом году снова нарастил добычу. Было сообщение, что за 10 месяцев только ДНР дала 7 млн тонн.

        • 0
          Нет аватара nabludatel71
          06.12.1914:37:31

          Что-то маловато. Украина до 2014 г. добывала больше 80 млн т и потеряла половину примерно.

          • 3
            Нет аватара guest
            06.12.1917:11:29

            — часть шахт закрыли

            — работающие шахты на постоянном простое

            — шахтное оборудование не ремонтируется

            — з/п офигительные 200-300 баксов, которые платят с большими задержками

            — отсутствие спроса, уголь есть — покупателя нет

            Например, Ждановская шахта (частная) продает уголь по ценам Кемеровских разрезов (2300 рублей тонна), себе в убыток. На/в Украине такой уголь от 3 тысяч гривен.

            Тот же Макеевуголь снизил добычу по сравнению с довоенной в 8-9 раз. Шахта Засядько дававшая в день 8 тысяч тонн угля, за месяц вышла на 28 тысяч тонн.

            Поэтому чему удивляться, если шахтеров гнобят по полной и руководство в виде ВТС просто выжимает соки

  • 0
    Clausson Clausson
    08.12.1914:12:49

    Экспорт в Белоруссию вырос в 43 раза…    

    Ох уж этот хитрый бацка    

    • 0
      Нет аватара nabludatel71
      08.12.1921:50:43

      Да, половину они перепродают, но половину реально потребляют. И кроме нас, ещё из Казахстана стали везти — ЕАЭС, как-никак.    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,