Лого Сделано у нас
123

Вертолет VRT500 приступил к аэродинамическим испытаниям

  •  © rostec.ru

Специалисты конструкторского бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступили аэродинамическим испытаниям легкого многоцелевого вертолета VRT500 на базе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

читать полностью

  • 0
    Нет аватара mikr
    05.07.1814:16:16

    Я в общем-то далек от авиастроения, но в технике кое-что понимаю. И на мой дилетантский взгляд, имея вполне современный двигатель ПД-14, достаточно его во все стороны увеличить на 36%, чтобы получился ПД-35. Неужели это так сложно? Или я в чем-то ошибаюсь?

    • 6
      OptimoPrincipi OptimoPrincipi
      05.07.1815:00:37

      Ошибаетесь. 500 лет назад Галилео Галилей доказал теорему, что если человека увеличить раз в 10, то такой организм существовать не сможет. Объяснение простое: линейное увеличение организма в 10 раз ведет к увеличению массы в 1000 раз. Которую ножки держать уже не смогут. Поэтому люди имеют такой размер, какой имеют. С самолетами и их двигателями точно такая же история.

      Отредактировано: OptimoPrincipi~15:01 05.07.18
    • 4
      OptimoPrincipi OptimoPrincipi
      05.07.1815:07:58

      Но главное не это. Я же написал, что ПД-35 готовят производить совершенно на другой технологической базе — печатать на 3D принтере. У нас в универе создали огромный центр аддитивных технологий, там целая команда работает в этом направлении. Любая задержка сейчас в будущем сторицей воздастся, когда движки будут как бублики печатать.

      • 3
        Нет аватара mikr
        05.07.1815:33:34

        Насколько мне известно, надежность механизма определяется прочностью самого слабого его звена. В авиационном двигателе это — лопатка турбины. Принцип ее действия давно известен и обеспечивается максимальной жаропрочностью и интенсивностью охлаждения. Доказано, что жаропрочность зависит от материала, а именно, от вещества и его структуры. И если жаропрочные материалы давно известны, то единственным способом сохранения максимальной жаропрочности является обеспечение максимальных межмолекулярных связей. С этой точки зрения самой жаропрочной будет такая лопатка, которая имеет близкую к идеальной кристаллическую структуру. То есть, заготовка выращивается в виде кристалла из расплава, а затем обрабатывается на 5Д фрезерном станке. Не понимаю, каким образом аддитивные технологии могут улучшить техпроцесс, если 3Д печать никак не сможет обеспечить кристаллическую структуру материала? Внешнюю форму конечно же получить возможно, но свойства — никогда.

        • 0
          OptimoPrincipi OptimoPrincipi
          05.07.1816:02:15

          По этой логике — лопатка турбины как раз самая защищенная деталь двигателя. -) Аддитивные технологии быстро развиваются и если кто-то думает, что там че-то из пластмассы плавят — то уже давно не так. С недавних пор уже и титан отлично используется в качестве материала для 3D принтинга.

          Что касается ПД-35 — там же уже озвучены желаемые параметры и они серьезно отличаются от ПД-14. Степень двухконтурности, например.

          • 0
            Нет аватара mikr
            05.07.1816:30:16

            Вы меня не услышали. Аддитивные технологии никогда не смогут обеспечить такие свойства материалов, которые обеспечиваются только кристаллохимической металлургией. Это, как в стройматериалах. Можно с помощью 3Д напечатать кирпич, и даже целую стенку. Но нельзя напечатать железобетонную плиту. Именно потому что она не бетонная, а ЖЕЛЕЗОбетонная.

            • 3
              OptimoPrincipi OptimoPrincipi
              05.07.1816:49:19

              Ага, прямо сейчас я на конференции по робототехнике в Нагое (Япония), где люди рассказывают как они научились печатать целые органы с помощью 3D принтера. Так то — живая материя, там не кристаллохимическая металлургия, а настоящие клетки — сложнейший комплекс органических макромолекул, связанных между собой в сложную переплетающуюся самоорганизующуюся живую сеть. Вы технарь что ли, который не верит ни во что, что выходит за пределы лекций престарелого «степан петровича» на сопромате в мохнатом 70-м году? Наука скачет вперед семимильными шагами.

              Между тем, когда я писал про аддитивные технологии, то не про лопатки прежде всего — вы сами за них начали разговор. Там в двигателе и самолете вообще — еще полно деталей. Когда западники переведут производство своих движков на 3D печать (пусть даже за исключением лопаток) и они подешевеют раза в два — мы сможем с ними конкурировать со своим «традиционным» производством? Кстати, именно для лопаток хорошо бы разработать аддитивные технологии, так как топология их крайне сложная, что удорожает и усложняет производство. По разговорам «в курилке» с теми, кто на проекте, именно над этим активно и работают.

            • 0
              Ivanych Ivanych
              05.07.1819:57:05

              Можно конечно вырастить монокристалл в виде лопатки для двигателя, это конечно будет огромный прорыв. Но, оно надо для данной задачи? Не

              будет ли при этом деталь стоить как «китайский паровоз». Лопатка может не плавится не только потому что она имеет «суперправильную» структуру, а и потому что она имеет эффективное охлаждение. Пример с пузырьком ниткой и зажигалкой (обматываем пузырек ниткой, подносим зажигалку, нитка быстро перегорает, наливаем в пузырек воду, наматываем нитку, подносим зажигалку… Нитка не перегорает).

              Вот как раз «печать» металлом, дает возможность сделать в лопатке сложные каналы охлаждения, которые не дадут расплавиться ей при высокой температуре, вдобавок уже вовсю идут эксперименты с «печатью» одной детали разными металлами, что применимо к лопатке, дает возможность применять на разных участках разные материалы, более подходящие по требования к данному фрагменту лопатки. Ну при печати металлом, частицы не плавятся полностью, а оплавляется только ее поверхность, это дает хорошие прочностные характеристики. На утубах на эту тему есть хорошая лекция Г. Турчина (ректора СПбГМТУ). Как сказал г-н OptimoPrincipi

              Аддитивные технологии быстро развиваются и если кто-то думает, что там че-то из пластмассы плавят — то уже давно не так.

              Кстати Боинг уже вовсю хвастается, тем что разрабатывает возможность «печати» запасных частей для своих самолетов на 3d принтерах, непосредственно в местах где требуется эта деталь, что сократит сроки обслуживания техники и снизит стоимость её обслуживания. Начнут конечно с малозначительной «пластмассы».

              • 0
                Нет аватара mikr
                05.07.1820:52:35

                Но, оно надо для данной задачи? Не будет ли при этом деталь стоить как «китайский паровоз».

                Монокристаллическая лопатка турбины безусловно будет стоить дороже напечатанной на 3Д принтере. Но в данном случае такое удорожание себя оправдывает, поскольку многократно повышает надежность и эффективность двигателя, что в конечном итоге окупает дополнительные издержки.

                Лопатка может не плавится не только потому что она имеет «суперправильную» структуру, а и потому что она имеет эффективное охлаждение.

                Верно. Но если применить оба качества — и жаростойкость, и охлаждение одновременно, то положительный эффект суммируется, и результат получится максимальный. Например, жаростойкая лопатка выдерживает 1000 градусов без охлаждения, а нежаростойкая выдерживает те же 1000 градусов с охлаждением. Но, если применить и жаростойкость и охлаждение одновременно, то мы сможем повысить ее рабочую температуру до 1500 градусов. А это дает огромный прирост эффективности.

                • 0
                  Ivanych Ivanych
                  05.07.1821:20:29

                  Но в данном случае такое удорожание себя оправдывает,

                  А вот тут, пожалуйста, конкретными цифрами аргументируйте. А еще исследование на тему «Будут ли покупать такой дорогой двигатель, с вечными лопатками, или предпочтут более дешевый, выдающих те же характеристики и стоимость владения?». Я конечно не специалист в выращивании монокристаллов кристаллов заданной сложной формы, тем более с отверстиями внутри (для охлаждения), но мне кажется что это, если возможно, то безумно дорого…

                  К тому же не из на одних лопаток турбины состоит двигатель. Там еще много разных деталей. Которые напечатать во много раз легче чем «отлить», выковать, выфрезеровать и т. д.

                  «Зачастую при топологической оптимизации аддитивные технологии — единственное решение для изготовления сложнопрофильных деталей. Для получения сложных конструкций традиционные методы изготовления, такие как литье и механическая обработка, требуют длительной и дорогой технологической подготовки. Аддитивные технологии позволяют исключить или свести к минимуму эти производственные этапы», — поясняет заместитель главного инженера центра аддитивных технологий «ОДК-Сатурн» Денис Федосеев.

                  • 0
                    Нет аватара mikr
                    06.07.1800:07:26

                    А вот тут, пожалуйста, конкретными цифрами аргументируйте.

                    А вот это называется запрещенный прием, поскольку цифр ни у Вас ни у меня быть не может. Знаю только то, что ТАК делают на реальном производстве авиадвигателей и это — факт, который себя так или иначе оправдывает. А насчет аддитивных технологий доподлинно известно, что они способны создать изделие заданной формы, но неспособны обеспечить заданную структуру.

                    Взгляните например на следующее видео.

                    ©Видео с youtube.com

                    На соревнованиях по танковому биатлону у китайского танка, который является точной копией российского Т-90, отваливается колесо. У российского танка рычаги подвески не ломаются, а у китайского — ломаются. Потому что китайцы смогли повторить форму данной детали, но не смогли воспроизвести ее внутреннюю структуру. Результат налицо.

                    • 0
                      Ivanych Ivanych
                      06.07.1810:38:34

                      Вы приложили видео с танком, это хорошо. А вот если бы вы посмотрели видео о котором я говорю (у меня кузявости не хватает дать

                      ссылку), то узнали бы конкретные цифры что называется из первых уст. Так вот, стоимость изделия 1.5 * (стоимость порошка). Цена за килограмм изделия из нержавеющей стали порядка 5000 рублей за кг.

                      Более того, в лекции Турчина говорится об уникальности технологии, которую пока повторили только немцы в лабораторных условиях. А эта технология дает очень хорошие прочностные характеристики. Для ПД-14 уже делают так называемую «среднюю опору» методом 3d печати. Экономя при этом около года трудозатрат т. е. место сложного технологического процесса, который надо было запускать лет 5 назад, сейчас ограничились одним 3d принтером, и парой человек его обслуживающими.

                      Да, чтоб не получился «китайский танк», надо провести много исследовании и испытаний на это требуется время. И как писал OptimoPrincipi, можно сократить время разработки ПД-35, на немного, и даже опередить конкурентов на пару лет, но потом отстать лет на десять (мой дед поле на лошади пахал, мой отец так делал, я так делаю, а ты что со своим трактором приперся? Для него солярка на лугу не растет!).

                      Отредактировано: Ivanych~10:40 06.07.18
                      • 0
                        Нет аватара mikr
                        07.07.1812:38:00

                        В экономике производства решают не абсолютные цифры (себестоимость изготовления), а относительные (соотношение цены и качества). Я не зря привел пример китайского танка, поскольку этот пример весьма показателен. То что китайцы умеют делать любое изделие дешевле всех — известный факт. Но когда эта дешевизна не позволяет добиться приемлемого качества, то такая дешевизна никому не нужна, потому что она в конечном итоге обходится потребителю слишком дорого.

                        Допустим билет на самолет с напечатанным на принтере авиадвигателем будет стоить в два раза дешевле такого же билета на самолет с обычным двигателем, имеющим в 10 раз более высокую надежность. Скажите, вы для себя и для своей семьи какой билет купите?

                        • 0
                          Ivanych Ivanych
                          09.07.1809:08:55

                          Ну раз уж так, то я куплю более дешевый билет. Т.к. авиация не китайское танкостроение, там есть такое понятие сертификация. МС-21 яркий тому пример. В нем очень много композитных деталей, при чем критически важных (примеров китайских композитов, ломающихся от малейшей нагрузки, из личного опыта, думаю у вас много). По итогам нагрузочных испытаний, его композитное крыло было отправлено на доработку. В в результате композитное крыло, по прочностным свойствам ни чем не уступает своему алюминиевому конкуренту.

                          Ну что ж. Судя по всему вам не интересно поинтересоваться новейшей технологией, в которой наши ученые и предприятия пока «чуть-чуть» впереди планеты всей. По количеству отстаем (пару лет назад на General Electric трудилось около 2000 устройств), но по качеству впереди (к сожалению буржуины скоро догонят). Ваше право.

    • 2
      Александр Жигульских Александр Жигульских
      05.07.1815:20:51

      Конечно, ошибаетесь. Там сотни аргументов есть против вашего дилетантского взгляда. Например, динамика ротора полностью изменится при тупом увеличении на 36%, в итоге у нас двигатель к буям развалится и сгорит при выходе на режим. Это так не работает

      • 0
        Нет аватара mikr
        05.07.1816:14:11

        Я имел ввиду иное. Если существует методика проектирования и технология производства ПД-14, то вполне возможно, изменив входные данные, получить решение по ПД-35. И не надо никаких прорывов. Надо сделать первое приближение, чтобы оно хоть как-то полетело. а в дальнейшем можно постепенно совершенствовать изделие, оставляя в нем хорошо работающие элементы, и улучшая то, что требует улучшения. В конце концов именно так, мелкими шагами и происходит прогресс.

        • 0
          OptimoPrincipi OptimoPrincipi
          05.07.1816:20:55

          Мне стратегия начальства неведома. ПД-35 пока некуда ставить, он не нужен прямо сейчас. Скорее всего эта программа синхронизирована с российско-китайской программой по дальнемагистральным самолетам. Время тут есть. Ну и почему бы не сделать движок сразу прорывным во всех смыслах?

          В тоже время уже готовый пд-14 в общем-то ставить тоже некуда. Потому как подавляющая часть заказанных уже МС-21 идут с движком от «Брата Уитни». Вот что реально людей здесь беспокоит. Так что не в скорости разработки дело.

          Я не раз тут писал — я бы лично давно жесточайший бойкот наложил на импорт авиатехники и комплектующих. Бороться надо за свой рынок. Суперджет критиковали, что там полдвигателя французские, а в МС-21 всё пока гораздо хреновее — там просто собираются ставить американские движки. Мы этого тут не понимаем. Как так?

          Отредактировано: OptimoPrincipi~16:25 05.07.18
          • 0
            Нет аватара mikr
            05.07.1816:55:54

            Да, грустно все это читать. Но в любом случае эти двигатели рано или поздно понадобятся. А еще нужен какой-нибудь ПД-23 взамен украинского Д-18. Так что имеется смысл сработать на перспективу. И самое главное — строить надо не конкретный двигатель, а достаточно гибкий технологический комплекс, позволяющий производить любые двигатели в широком диапозоне мощности (от 7 до 35 тонн) на основе единой технологии.

          • 0
            povoljsksy povoljsksy
            06.07.1811:03:14

            Суперджет критиковали, что там полдвигателя французские, а в МС-21 всё пока гораздо хреновее — там просто собираются ставить американские движки. Мы этого тут не понимаем. Как так?

            Ну вот прям среди «взяточников и воров» нет ни одного сообращающего?.. Понимают, конечно. Другое дело, что на конкретном примере МС-21 и накопленному опыту по настороженно-недоверчивому отношению рынка к новинкам российской авиаотрасли (Суперджет) нужно думать не только о «догоним и перегоним», сколько спуститься на землю и начать с того «как продать новый самолет в принципе».

            Предожить заказчику комплектацию с проверенным уже движком ведущего мирового производителя — путь очевидный, ибо от движка так или иначе начинается вся экономика и риски для эксплуатанта.

            • 0
              OptimoPrincipi OptimoPrincipi
              08.07.1810:21:35

              Какие, еще блин взяточники? Речь о конкретных вещах идет — взять под контроль собственный рынок авиатехники. А ваши мантры про «продать» хороши были в начале 00-х, когда так про Суперджет говорили. Практика показала, однако, что за рубежом самолет так и не вызвал интереса в силу разных причин. А ведь именно ради этого пошли на значительное число зарубежных деталей — для упрощения сертификации и продвижения самолета за рубеж. На самом деле большая часть самолетов оказалась куплена на нашем рынке, но утекающая добавленная стоимость за счет импортных деталей сделала проект практически нерентабельным.

              Какие то уроки можно извлечь из этого? По крайней мере, раз наши самолеты прежде всего для нашего рынка, то может и сконстриуровать их так, чтобы добавленная стоимость оставалась в стране, проект окупился, КБ и заводы заработали денежку, за счет которой продолжили бы развивать проект. Как-то это вот так сейчас видится.

              При этом почему Суперждет не пошел за рубеж как рассчитывали — история отдельная. Лично я вижу скрытое (а времена и открытое) политически мотивированное противодействие. Что указывает на то, что рынок на самом деле манипулируется, запад совсем не заинтересован, чтобы прибавочная стоимость уходила за контуры их мира, да еще и на высокотехнологическом продукте. Вот нам надо также — взять под контроль хотя бы наш собственный рынок. Тем более время сейчас для этого крайне удачное — никому ничего в ВТО объяснять не надо. Бабахнули свои санкции в ответ на их санкции и всё. По крайней мере такие компании как Аэрофлот, S7 и др, активно летающие в России, ДОЛЖНЫ покупать нашу технику в нашей же комплектации. Если этого не сделать и просто плять по течению как сейчас — нас все равно задушат. Пока правительству интересно развивать авиастроение и оно готово субсидировать — хорошо, а если завтра нет? Давайте ребята на свои развивайтесь. А своих нет, так как проект убыточны из-за большого процента иностранных комплектующих. И что вы будете делать, интересно?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,