«Пермские моторы»: с небес на землю
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПосле развала Союза промышленность нашей страны начала свой тяжелый переход на рыночные рельсы. Начало этот нелегкий переход и Пермское государственное предприятие «Моторостроитель», попутно расколовшись на множество кусков, и превратившись в «Пермские моторы», производитель турбореактивных двигателей для авиации вдруг осознал, что собственно авиация в новой реальности отчего-то никому не нужна. Наши пассажирские лайнеры активно вытеснялись заграничными самолетами, а армия, стремительно теряя былую мощь, кое-как обходилась советскими запасами авиадвигателей.
И «Пермским моторам» пришлось «спуститься с небес на землю» — эта метафора, прозвучавшая из уст Генерального конструктора «ОДК-Авиадвигатель» Иноземцева Александра Александровича, очень емко и лаконично характеризует ситуацию в которую тогда попал завод.
В попытках спасти предприятие, и найти свое место под рыночным солнцем, руководители завода (в частности, Юрий Евгеньевич Решетников) обратились в Газпром, который тогда возглавлял Рем Вяхирев. Рем Иванович поверил в возможности пермяков, несмотря на то, что у них тогда не было никаких компетенций в области наземных промышленных газотурбинных установок.
Первый контракт на поставку ГТУ пермяки заключили с Тюменьтрансгаз — крупнейшим газотранспортным предприятием ОАО «Газпром». Пермские моторостроители предложили компании разработать ГТУ для газотранспортных нужд. Готовой установки у пермяков еще не было, её только предстояло создать. Установка была готова через полтора года и оказалась лучше чем те, которые работали в компании. У неё был лишь один недостаток. В помещениях компрессорных станций, в которых старые установки заменяли на новые, стало холодно. Все потому, что старые установки неплохо нагревались в процессе работы, обогревая помещение, а пермские, ввиду высокого КПД и иной конструкции, тепла излучали мало :)
В середине сентября пермяки произвели уже тысячную ГТУ, большую часть из которых приобрел Газпром. Сегодня пермские установки работают на таких стратегических магистральных газопроводах, как «Северный поток», «Бованенково-Ухта» и «Ухта-Торжок», в скором времени заработают в составе «Силы Сибири», «Северного потока-2» и «Южного коридора».
ГТУ производства «Пермских моторов» используются не только для перекачки газа. Их можно применять для выработки электроэнергии, для переоборудования и оснащения ТЭС. Например, четыре газотурбинных энергетических агрегата ГТА-25, в основе которых — высокоэффективные промышленные двигатели ПС-90ГП-25 уже сейчас используют при реконструкции Сакской ТЭЦ в Крыму.
Мобильные энергетические установки серии «Урал» на базе пермских ГТУ производят в «ОДК-Авиадвигатель» здесь же в Перми. Эти установки могут использовать попутный нефтяной газ в качестве топлива, что помогает решить проблему его утилизации и существенно уменьшить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Напомню, раньше попутный нефтяной газ попросту сжигался. Установки Урал-4000 и Урал-6000, построенные на основе авиационного двигателя Д-30 работают на многих месторождениях Сургутнефтегаза, Лукойла и других.
К счастью, тяжелые времена отступили. Производство ГТУ позволило сохранить в Перми основные компетенции в производстве турбореактивных авиадвигателей, и сегодня многие осколки «Моторостроителя» объединены под крышей Объединенной Двигателестроительной Корпорации. Завод снова вернулся в небо, востребован двигатель ПС-90, в тесной кооперации с другими заводами ОДК идет разработка новейшего ПД-14, модернизируется производство, реконструирован испытательный стенд на Загородной Испытательной Станции (ЗИС), идет подготовка к новому рывку вверх — производству двигателя ПД-35.
Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Благодаря пермским ГТУ и их высокому КПД сэкономлены колоссальные объемы газа, а страна не зависит от импорта в таком важном для экономики страны вопросе как наша газотранспортная система. А ведь это далеко не только экспорт, газ в наших домах появляется тоже благодаря ей, и большая эффективность системы делает газ дешевле и для нас с вами.
Вот такая, немного грустная, но очень поучительная история. История о том, что никогда нельзя сдаваться, что даже в сложной ситуации есть выход, и что иногда приходится спускаться с небес на землю, усмирив на время собственную гордость, что бы когда-то, переждав непогоду, взмыть на новую высоту.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
18.09.1821:23:56
18.09.1821:31:10
18.09.1821:35:28
18.09.1822:06:35
18.09.1822:14:49
19.09.1800:57:43
19.09.1807:57:31
19.09.1819:22:18
19.09.1810:24:48
19.09.1810:12:06
19.09.1811:15:11
19.09.1811:45:37
19.09.1813:41:53
19.09.1813:53:50
19.09.1814:14:25
20.09.1810:12:14
20.09.1810:40:10
20.09.1811:27:26
20.09.1809:49:26
21.09.1806:44:59
22.09.1809:14:08
19.09.1800:22:39
19.09.1803:33:03
brat_po_razumu19.09.1805:10:59
19.09.1823:00:25
brat_po_razumu20.09.1803:56:22
20.09.1809:04:52
20.09.1813:32:47
19.09.1814:39:36
19.09.1810:40:53
19.09.1810:51:02
19.09.1809:19:02
19.09.1810:22:04
19.09.1811:51:33
19.09.1823:12:09
19.09.1819:31:52
20.09.1809:18:25
19.09.1811:11:32
19.09.1812:04:14
21.09.1816:57:43
20.09.1809:34:16
19.09.1812:28:11
20.09.1809:40:53