стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
83
nabludatel71 30 января 2020, 11:26

ТЭК России в 2019 году: итоги производства

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Фото из открытых источников

Росстат опубликовал оперативные данные по объёмам промышленного производства в 2019 г. Они потом ещё будут уточняться: сначала в мае выйдет статсборник «Россия в цифрах», потом в самом конце года появится «Российский статистический ежегодник» — уточнение в ТЭК обычно не превышает нескольких десятых процента, поэтому можно спокойно подводить производственные итоги отрасли в 2019 г. Среди них — немало высоких достижений и исторических рекордов.

Методологический комментарий

Для расчёта темпов прироста использовались оперативные данные за 2019 г. из «Информации о социально-экономическом положении России» Росстата или базы данных ЕМИСС (показатели идентичны) и уточнённые данные за 2018 г. из публикаций Росстата — как показал анализ, темпы прироста в «Информации…» рассчитаны не к уточнённым, а к предварительным данным (используется база оперативных месячных показателей). При этом данные брались с максимальной детализацией, доступной для показателей обоих годов.

Добыча нефти (включая газовый конденсат, по стандартной методике) в 2019 г. составила 561 млн т, увеличившись на 1% или 5,2 млн т. Это новый рекорд для современной России. Более высокой добыча была только в 1983, 1987 и 1988 гг. (абсолютный максимум — 569,5 млн т в 1987 г.). С 1999 г. добыча растёт почти непрерывно: лишь в 2008 и 2017 гг. были небольшие заминки (снижение на несколько десятых процента).

В мире Россия опустилась на второе место по добыче нефти, пропустив вперёд США, за два года совершивших гигантский скачок: с примерно 450 млн т в 2017 г. до почти 600 млн т в 2019 г. Хотя в различных СМИ давно пишется о лидерстве США, по факту оно состоялось только в 2019 г., прежние «лидерские» показатели относятся не к нефти, а «жидким углеводородам» или «жидкому топливу», которые также включают в себя сжиженные углеводородные газы (продукт газопереработки) в первом случае и дополнительно топливо из угля, биотопливо и т. п. во втором. (При этом для конкурентов часто берутся стандартные данные по нефти с конденсатом или без). Саудовская Аравия в 2019 г. заняла третье место (примерно 500 млн т).

 © Фото из открытых источников

Добыча природного газа в 2019 г. составила 738 млрд куб. м, увеличившись на 1,7% или 12,4 млрд куб. м. Третий год подряд Россия обновляет исторический максимум добычи. Пик добычи в советский период — 643 млрд куб. м в 1991 г. Около 13% добычи или 95 млрд куб. м составил попутный нефтяной газ, добыча его растёт уже 21 год подряд; для сравнения, в 1990 г. было добыто 40 млрд куб. м или 6,3% общей добычи.

В мировом масштабе по добыче газа у России в 2010-е гг. уверенное второе место после США, которые в 2019 г. добыли более 1000 млрд куб. м товарного газа.

 © Фото из открытых источников

Добыча угля в 2019 г. составила 439,2 млн т, чуть-чуть улучшив прошлогодний исторический максимум (439,1 млн т). Пик советского периода — 425,5 млн т в 1988 г.

Из общего объёма добычи 357 млн т составил каменный уголь и 82,2 млн т — бурый. По каменному углю — второй результат в истории после прошлогоднего рекорда (359 млн т); советский пик (273 млн т в 1988 г.) был превзойдён ещё в 2012 г. В том числе добыча коксующихся углей составила 98,6 млн т (+7,6% или +7 млн т), что соответствует рекордному уровню конца 80-х годов. А вот добыча бурого угля остаётся значительно ниже, чем в последней трети ХХ в. и почти вдвое уступает историческому максимуму (152 млн т в 1988 г.). При этом в нынешнем столетии более высокой добыча бурого угля была только в 2001 и 2008 гг. (по 83 млн т).

В мировом масштабе у России в нынешнем десятилетии стабильное 6-е место по добыче угля: после Китая (3,75 млрд т в 2019 г.), Индии (около 800 млн т), США (650 млн т), Индонезии (550 млн т) и Австралии (500 млн т).

 © Фото из открытых источников

Переработка нефти в 2019 г. составила 290 млн т, что на 2 млн т или 0,7% меньше, чем год назад. Это третий результат в истории современной России (пик 2014 г. равен 295 млн т), соответствующий уровню 1975 г. Исторические максимумы существенно больше: например, в 1980 г. переработка нефти достигала 325 млн т. При этом качественные параметры отрасли, понятно, сейчас намного лучше. Глубина переработки нефти в 2019 г. составила 82,7% (+0,6 проц. пункта), и это абсолютный рекорд: в 2000-е и начале 2010-х гг. она колебалась в пределах 70-72%, а в начале 1980-х гг. составляла 60%.

По объёмам нефтепереработки у России 3-е место в мире: далеко после США (примерно 800 млн т в 2019 г.) и Китая (более 650 млн т), но впереди Индии (250 млн т).

 © Фото из открытых источников

Выпуск автомобильного бензина в 2019 г. увеличился на 2,3% или 0,9 млн т и достиг 40 млн т, повторив лучший для современной России результат 2016 г. До исторических максимумов ещё сравнительно далеко, в 1980 г. производство равнялось 47 млн т.

Выпуск дизельного топлива увеличился на 1,2% и достиг 78,4 млн т, что точно является лучшим результатом с 1990 г. и, оценочно, соответствует максимальным показателям конца 80-х годов.

Выпуск топочного мазута составил 47,3 млн т, снизившись на 4,1% или 2 млн т — это минимальный показатель более чем за 50 лет.

 © Фото из открытых источников

Выработка электроэнергии в 2019 г. составила 1118 млрд кВт*ч, увеличившись на 0,3% или 3 млрд кВт*ч. Четвёртый год подряд обновляется исторический максимум, пик советского периода — 1082 млрд кВт*ч в 1990 г.

На ТЭС получено 711 млрд кВт*ч, что на 0,7% или 5 млрд кВт*ч меньше, чем год назад. Это соответствует среднему уровню нынешнего десятилетия, но значительно уступает уровню второй половины 80-х годов (максимум — 797 млрд кВт*ч в 1990 г.).

АЭС выработали 209 млрд кВт*ч, что на 2% или 4 млрд кВт*ч больше, чем в предыдущем году, и это очередной рекорд (пик советского периода — 128 млрд кВт*ч в 1989 г.).

ГЭС выработали 196 млрд кВт*ч, что на 1,6% или 3 млрд кВт*ч больше, чем год назад, и это стало новым историческим максимумом (пик советского периода — 168 млрд кВт*ч в 1991 г.). превзойдя абсолютный рекорд 2016-2017 гг.

Как производитель электроэнергии Россия занимает 4-е место в мире после Китая (более 7 трлн кВт*ч), США (4,5 трлн кВт*ч) и Индии (1,6 трлн кВт*ч).

 © Фото из открытых источников

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 7
    Нет аватара nabludatel71
    30.01.2011:29:47

    Под Россией везде понимается Россия. Ни в коем случае не СССР.    

  • 4
    Нет аватара adlik
    30.01.2012:13:43

    Бензина и дизеля в советский период гляжу выпускали примерно столько же, а транспорта было значительно меньше, в том числе и грузового, интересно куда девали

    • Комментарий удален
      • 2
        Нет аватара srustemr
        30.01.2012:53:56

        Точно! Сейчас меняется и техника и топливо!

      • 4
        Нет аватара nabludatel71
        30.01.2013:24:16

        Можно вспомнить и легендарные городские ЛиАЗы, жутко прожорливые на бензин.

        • Комментарий удален
        • 3
          Сергей Турчин Сергей Турчин
          31.01.2011:20:09

          Кстати, можно прикинуть, сколько бензина съедали одни 677-е в лучшие годы СССР. Выпущено из было за почти 30 лет — 200 тыс. Лет по 10 они служили до списания. Значит одновременно тысяч 70 в эксплуатации их было. Литров по 70-80 на 100 км они жрали, пробег за 8 часов примерно 150 км. Т. е. литров 100 они в день съедали, в год — около 35-40 000 литров. Или около 25-30 тонн. На 70 тыс. Т. е. высокооктанового бензина в СССР жрали одни только 677-е.= 2 млн тонн.

          Понятно, что оценка потолочная, но по порядку, думаю, верная. А если еще вспомнить, что 130 ЗиЛовы выпущено более трех миллионов, а еще ГАЗ-52, 53 и все это бензиновое… жрущее топливо, как воду алкаш по утру.

          И все это плата за то, что дизель для среднетоннажных грузовиков создать так и не смогли.

          • Комментарий удален
            • 1
              Сергей Турчин Сергей Турчин
              31.01.2012:09:26

              Все не так. Аналоги, точнее прототипы ЗИЛа-130 это американский Додж 56 года. Но речь то про Европу, а не Америку с дешевым бензином. В Европе, тем более в 70-е, к началу которых выпуск 130-х только раскрутили, дизельных автомобилей было полно. В 70-е уже даже ГДР массово выпускала аналогичные 5 тонные дизельные грузовики ИФА, которые делали по экономичности 130-й как бог черепаху. У отца на работе такая ИФА в качестве технички появилась примерно в 72-73 г и шофера от нее офигевали — топлива ест мало, не ломается, пашет и пашет. Тогда этих ИФА было в городе очень много, в т. ч. в варианте самосвалов. Когда началась стройка БАМа было закуплено огромное количество двухосных и трехосных Магирусов. Двухосные были в классе грузоподъемности ЗиЛ-133 (несколько тяжелее) и это тоже не случайно. У нас они встречались почти с той же частотой, что и ЗиЛ-130. Руководство автопрома СССР прощелкало дизелизацию и/или оказалось не в состоянии ее осуществить. Скорее даже второе. В детстве я был внимательным читателем журнала За рулем. И соответственно, в одном из номеров в начале 70-х там была программная статья про планы развития автопарка. Так вот дизелизация Зил там стояла примерно на середину-конец 70-х. Что было успешно провалено с треском, хотя, конечно, про особый путь, легкость запуска бензинок, дороговизну производства и обслуживания дизелей ученые автопрома песни пели долго. В результате даже ракеты средней дальности возили на тяге двух ЗИЛ375 с чудовищной бортовой трансмиссией.

              И кстати, почти все стандартные немецкие грузовики с грузоподъемностью 4-5 тонн от Магируса до Мерседеса имели варианты с дизельными двигателями еще во время войны и тоже самое можно сказать про специализированные военные, типа «передков Круппа». Но в Германии в войну соляры был дефицит, а из угля делали только синтетический бензин, что и определило, то, что одним из основных грузовиков вермахта был бензиновый Блиц. Но он к тому же был и помельче.

              Отредактировано: Сергей Турчин~12:59 31.01.20
      • 3
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        31.01.2007:00:10

        А сколько еще высооктанового бензина сжирали городские автобусы ЛиАЗ-677 с тем же ураловским бензиновым движком и двухскоростной (!) автоматической КПП — уму нерастяжимо.

      • 1
        Clausson Clausson
        31.01.2011:06:37

        Сам лично помню выпуск ТМ посвященный новому Уралу. Расход на первых бензиновых движках был 100/100.

        Ну и еще был такой чисто советский фактор — топливо тупо уничтожалось, особенно солярка. Вплоть до того, что сливали в канавы, в карьеры, в лес и т. д. Это явление было массовым. Если в квартале покажешь «экономию» (грубо говоря если останется) то урежут нормы, а кому это надо?. Сегодня осталось — завтра может не хватить.

        Ну и опять же у всех трактористов в деревнях все емкости были залиты солярой (иногда и бензином- кто до чего имел доступ). Во всяком случае попросить ведро солярки это было как попросить зачерпнуть воды из колодца. Да и стоила она 7 копеек за литр.

        А сейчас совсем другое дело: https://www.fac...?type=3&theater

        Отредактировано: Clausson~11:18 31.01.20
    • 4
      Нет аватара POLO
      30.01.2012:35:27

      Можно добавить к ответу Юргена, что РСФСР активно обеспечивал топливом и республики, где сейчас понастроили НПЗ и сами себя обеспечивают) это прежде всего Казахстан    

      • Комментарий удален
        • 7
          Нет аватара nabludatel71
          30.01.2013:18:42

          И, кстати, Казахстану как раз до сих пор не хватает, мы им по 2-3 млн т отгружали. Только в 2019-м снизили искусственно, по результатам договорённостей.

        • 1
          Нет аватара POLO
          30.01.2014:00:19

          Существенное расширение (про Казахстан) !!!

          За СССР у меня нет данных, но из открытых источников: 2003 год — 9 млн т переработки по сырью; 2018 — 14,2 млн т… уверен, что в ссср было гораздо меньше… так что рост существенный … здесь глупо отрицать очевидное уж простите

          Отредактировано: POLO~14:00 30.01.20
          • 3
            Нет аватара nabludatel71
            30.01.2014:44:36

            Это у вас объём переработки, а не мощности. У нас то же самое происходило. Вот данные статистики Казахстана за 1990 г. по производству: бензин — 3,5 млн т, дизтопливо — 5 млн т, мазут — 6 млн т, итого 14,5 млн т только по основным видам. А в 1991 г. выпуск всех продуктов нефтепереработки составил 18 млн т.

            На их Госкомстате вся статистика есть, вот тут, например: https://stat.gov.kz/official/industry/151/statistic/8

            Отредактировано: nabludatel71~14:47 30.01.20
      • 5
        Нет аватара nabludatel71
        30.01.2013:22:42

        В 1991 г. отгрузили в республики около 25 млн т нефтепродуктов, в т. ч. 11 мазута, 7 дизеля и 6 бензина.

    • 4
      Нет аватара guest
      30.01.2022:10:36

      В советское время у меня на даче был сосед, руливший на «колхиде» на вопрос сколько она жрёт, говорил «50 на 50», т. е. 50 л на 50 км

      • Комментарий удален
  • 5
    Нет аватара POLO
    30.01.2012:32:46

    Как всегда супер           если можно то допишите пожалуйста про выработку «альтернативной» электроэнергии (СЭС ВЭС и пр.)) судя по цифрам там должен быть приличный рост))

    Отредактировано: POLO~12:38 30.01.20
    • 12
      Нет аватара nabludatel71
      30.01.2013:19:50

      Рост приличный, 20%. Масштабы скромные: 1,7 млрд кВт*ч против 1,4 в 2018 г.    

  • 5
    Нет аватара Александр У.
    30.01.2018:49:53

    Спасибо за статью очень интересно.

    Кстати, по электроэнергии -по абсолютным числам занимаем четвёртое место — но электроэнергия — это вид энергоресурса, который не запасёшь — есть потребность в потреблении и импорте производят, нет потребности — не производят. Вот тут бы ещё сравнение очень хорошо пошла бы — выработка на душу населения… Вот тут бы всё расставилось по другому — США вышло бы на первое место… и было бы интересно посмотреть на цифры Франции и Германии…

    • 6
      Нет аватара nabludatel71
      30.01.2021:33:50

      На первом месте так будет Норвегия: 140 млрд на 5 млн населения, это под 30 тыс. кВт*ч. США 4500 на 300 с лишним — около 15 тыс., Россия 1100 на неполные 150 — 8 тыс., Франция 600 на 65 млн — 9 тыс., Германия 600 на 80 млн с лишним — 8 тыс.

      • 2
        rvk rvk
        31.01.2002:19:21

        На первом месте будет Исландия    

        • 1
          Нет аватара nabludatel71
          31.01.2010:32:51

          А, точно. Я прикидывал, есть кто из «карликов» с большим производством электроэнергии, а её упустил — она ж не карлик по размерам.     Ну и нарастили они в XXI в. производство в несколько раз, в начале нулевых они ещё уступали Норвегии, как я вижу.

          • 1
            rvk rvk
            01.02.2007:16:01

            Да, там у них алюминиевый завод очень много потребляет, а население мизерное, поэтому получается очень большое потребление на душу

  • 4
    Нет аватара dimKC
    30.01.2020:25:31

    А вот интересно. В рамках соглашения в ОПЕК+ Россия должна была уменьшить добычу нефти на 400-500 тыс баррелей в сутки (не помню точно), а по статистике добыча выросла на 1%. Или я что-то не понимаю

    • 4
      Нет аватара nabludatel71
      30.01.2021:34:54

      Она считается от пикового месячного уровня. Тут есть возможности для манёвра)

    • 0
      Нет аватара POLO
      31.01.2001:57:49

      Ключевое слово «с конденсатом»     в договоренках с опек все меряется без него) наши так договорились    

      • 0
        Нет аватара nabludatel71
        31.01.2010:27:04

        Ну, соотношение нефти и конденсата у нас достаточно стабильное (5% добычи), и добывать целенаправленно только конденсат не получится, поэтому для динамики важнее то, что считают от текущего уровня, измеряемого в баррелях в день. И накануне сделок нефть качают с особым рвением. И не только мы.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,