стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
89
artal 05 февраля 2021, 07:26

Авиационный сверхпроводниковый электродвигатель испытан в составе самолета

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © opt-1487774.ssl.1c-bitrix-cdn.ru

Наземный этап испытаний самолета с первым в мире сверхпроводящим электрическим авиадвигателем в составе гибридной установки начался 5 февраля на аэродроме новосибирского ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»).

Электродвигатель является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» (ЦИАМ, также входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией «СуперОкс».

В ходе проведённых испытаний на летающей лаборатории, разработанной специалистами Сибирского научно-исследовательского института им. С.А. Чаплыгина (ФГУП «СибНИА») на базе самолета Як-40, подтверждена правильность выбранных электротехнических, прочностных и компоновочных решений, отмечена корректная совместная работа самолетного оборудования и ВТСП — электродвигателя. Исследованы условия электромагнитной совместимости бортового и ВТСП-оборудования, основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой.

В этом году планируется провести летные испытания самолета с электродвигателем, а также представить его на авиасалоне «МАКС».

Для летных испытаний один из трех двигателей Як-40, которые располагаются в хвостовой части, заменен на турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором, разработанным Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова совместно с Уфимским авиационным техническим университетом. А в «носу» летающей лаборатории установлен электродвигатель, использующий эффект высокотемпературной сверхпроводимости и криогенную систему, который разработан ЗАО «СуперОкс» по заказу Фонда перспективных исследований. Летающая лаборатория на базе Як-40 разработана специалистами Сибирского научно-исследовательского института им. С.А. Чаплыгина.

Совместный проект Фонда и «СуперОкс» под названием «Контур» стартовал в 2016 году. Целью проекта стало создание электроэнергетических систем на основе принципа сверхпроводимости и разработка технологии производства высокотемпературных сверхпроводников в виде ленты.

На основе электродвигателя ЦИАМ создает демонстратор гибридной силовой установки по контракту с Минпромторгом России. Институт также является ключевым участником комплексного научно-технического проекта «Электрический ЛА» (ЛА — летательный аппарат), ведущая и координирующая роль в котором принадлежит НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», объединяющему основные научно-исследовательские центры авиационной промышленности.

Сверхпроводимые технологии обеспечивают более высокую плотность тока и значительно улучшают основные характеристики электродвигателей и кабелей. В Фонде отметили, что полученный в ходе выполнения проекта «Контур» научно-технический задел обеспечивает возможность двукратного повышения удельной мощности электрических двигателей, а также снижение расхода топлива при их использовании в составе гибридных силовых установок.Планируется, что полученные технологии будут использованы для создания двигателей и электроэнергетических комплексов для полностью электрических самолетов и вертолетов.

 © ria.ru

https://fpi.gov.ru/press/news/

https://tass.ru...r-news/10629875

https://pbs.twi...=jpg&name=large

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 14
    Clausson Clausson
    05.02.2109:07:43

    Очень ждали! Знали что в этом году, но не знали когда.

    Ура!   

    • 2
      Гвардеец Гвардеец
      05.02.2119:41:17

      интересно, а ёмкости аккумуляторов на сколько времени его работы хватает, и и на каких режимах? уже не первая статья о подобных движках, а информации о питании ноль

      Отредактировано: Гвардеец~19:42 05.02.21
      • 1
        Нет аватара gritsevsky
        05.02.2120:22:28

        интересно, а ёмкости аккумуляторов на сколько времени его работы хватает, и и на каких режимах? уже не первая статья о подобных движках, а информации о питании ноль

        Я думаю что пока идет чисто исследовательская работа, проверяются научные разработки собственно двигателя на сверхпроводимости. Отрабатывается двигатель как одна из составных частей элекросамолета. А система питания это другая составляющая и в данную разработку не входит. И не факт что легкий компактный электродвигатель нужен только для авиации.

        • 1
          Нет аватара alex1664
          06.02.2104:41:48

          Написано же в статье — гибридная система. Центральный ГТД в хвосте работает на генератор. От него и запитан мотор в носу. Вопрос в эффективности электрической трансмиссии. И тогда возникает множество вариантов использования этой схемы. Например один генератор и малая батарея, которая к примеру позволяет аварийно приземлится. Или восемь пропеллеров на крыле, которые обеспечивают обдув механизации и короткий взлет. Или вообще поворотные двигатели для вертикального взлета. Плюс электроприводы механизации, моторы в колесах, что бы не таскать самолет по полю тягачом и т. д.

      • 1
        Нет аватара yaapelsinko
        05.02.2121:53:21

        Вряд ли они на липах летать-то будут. Тут надо водородные топливные элементы высокой мощности. Хотя хз.

        В принципе, при росте массы аппарата ёмкость батарей растёт пропорционально. Если хватает энергии на маленькие, то почему не должно хватить на большие? Большие-то самолёты на обычном топливе летают дольше малых моделек, эффективнее значит выходят.

        Скорее всего, проблема именно в электродвигателях высокой мощности — нужен уровень мощности в сотни киловатт и мегаватты, при этом в минимальном объёме. А если объём малый, то любые 2-3 процента потерь выливаются в мощность нагрева на обмотках, скажем, от одного мегаватта — 20-30 киловатт грелка. Продуть воздухом это, казалось бы, без проблем, на какая будет установившаяся температура, градусов 200-300? А ведь обмотки ещё надо как можно плотнее прижимать к магнитам, чтоб зазор был минимальный. Тут-то они и размагнитятся.

      • 0
        я свой я свой
        06.02.2122:18:30

        как я понимаю гибрид тут. белаз в воздухе. двигатель вырабатывает ток. который уже запитывает движитель.

  • 1
    Нет аватара mrrhyde
    05.02.2117:11:39

    И ни одной фотки с впп    

    • 0
      Clausson Clausson
      05.02.2119:09:53

      шифруются… хотя что шифроваться, там немцы активно в проекте.

  • -1
    александр столярчук александр столярчук
    05.02.2123:45:07

    Везде задаю один и тот же вопрос и никто мне не может ответить внятно. В чём смысл, или точнее, в чём преимущество двигателя на свехпроводниках перед обычным электродвигателем?

    • 4
      Vadim Orlov
      06.02.2100:07:56

      Оч.высокая эффективность.

      Порядка 20 кВт на кг веса двигателя.

      Обычный электродвигатель — около 5 кВт.

      • 0
        александр столярчук александр столярчук
        06.02.2100:58:48

        То есть, удельная мощность раза в 4 выше? Ну что же, это аргумент. Надо проверить. Спасибо.

        • 1
          Badassgoliath Badassgoliath
          06.02.2114:01:51

          То есть, удельная мощность раза в 4 выше?

          В заметке сказано что вдвое.

          возможность двукратного повышения удельной мощности электрических двигателей, а также снижение расхода топлива при их использовании в составе гибридных силовых установок.

          И про снижение расхода топлива на гибридах, так что возможно какие-то аппараты и будут гибридными.

      • 1
        Badassgoliath Badassgoliath
        06.02.2114:08:11

        Оч.высокая эффективность.

        Порядка 20 кВт на кг веса двигателя.

        Обычный электродвигатель — около 5 кВт.

        Ну это наверное «голый» двигатель. А криогенная система тоже чего-то весит и её с собой возить надо. Так как без неё сверхпроводящий двигатель не работает, то она по сути является неотъемлемой его частью и её массу тоже надо учитывать.

        Походу, вчетверо в итоге не выйдет. Будет поскромнее. В заметке написано что вдвое.

        • 0
          александр столярчук александр столярчук
          06.02.2115:30:55

          Не только весит, но и питать её тоже надо. А с учётом того что КПД обычныного асинхронного двигателя доходит до 96% то у меня оч большие сомнения что овчинка стоит выделки. Вот и спрашиваю, может какие-то другие есть аргументы, о которых я не знаю?

          • 0
            Нет аватара guest
            06.02.2118:01:25

            Все остальные виды двигателей по тяговооруженности = тупик. Они практически исчерпали потенциал роста (поршневые, газотурбинные, реактивные). Детонационные могут дать ещё 10-20%, электродвигатели — от 200% при нынешнем уровне технологии. Сверхпроводники — чтобы не грелся электродвигатель т.к. при высоких показателях мощностных, в обычной реализации — растёт нагрев по экспоненте. Перспективно для гражданской авиации, морских судов. Посмотрите ВП там было 4 серии про двигатели, в т. ч. этот проект упоминался.

  • 1
    Нет аватара guest
    06.02.2117:52:53

    «А в „носу“ летающей лаборатории планируется установлен» — поправьте.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,