Конспект статьи: «Рысь», «Тигр» или «Динго»? в журнале "Национальная Оборона" (№12 декабрь 2011г)
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruМинистерство обороны РФ выбирает поставщиков легкой колесной бронетехники Несмотря на то что начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров провел в конце ноября переговоры со своим итальянским коллегой корпусным генералом Бьяджо Абрате, по результатам которых заявил о планах закупки «определенного количества бронетанковой техники, в частности легких бронированных машины в Италии», процесс этот очевидно не имеет той динамики, которой сопровождалась, скажем, закупка вертолетоносцев «Мистраль». По всей видимости, какое-то количество LMV в ВС РФ в итоге действительно попадет, однако вряд ли это будут 1775 машин, как считалось ранее. Об охлаждении Минобороны к идее закупки и лицензионного производства Iveco LMV свидетельствует и информация от участников процесса, имеющих свой интерес в поставках Российской армии ББМ аналогичного класса.
Между тем, в России появляются новые собственные разработки аналогичного класса: ряд из них был представлен на прошедшей в ноябре выставке «Интерполитех». В частности, Военно-промышленная компания продемонстрировала бронеавтомобиль «Тигр-6А», отличающийся от базового «Тигра» повышенным уровнем защиты. ---- Опытно-конструкторская работа под шифром «Проект Тигр-6А» началась в июне 2010 г. Главной ее задачей было показать, что возможности «Тигра» по повышению защищенности экипажа и десанта еще не исчерпаны. У машины, появившейся по результатам ОКР, шасси осталось прежним, а вот корпус претерпел принципиальные изменения. Машина стала четырехдверной (задние боковые двери аналогичны передним), а в кормовой части появился грузовой отсек, закрытый тентом. --- В отличие от базовой версии, машина получила дополнительное бронирование дверей, бронелист вокруг лобовых стекол увеличен по толщине и изготовлен из стали другой марки, установлена вспомогательная бронезащита двигателя. Корпус и бронестекла обеспечивают защиту по 6А классу --- В настоящее время «Тигр-6А» проходит испытания, которые должны завершиться весной будущего года. Кроме того, в настоящее время государственные испытания проходит еще одно детище ВПК – защищенный модульный автомобиль «Волк», впервые представленный на международном форуме «Технологии в машиностроении-2010». В перспективе «Волк» может заменить в ВС РФ «Тигры». Напомним, что «Волк» создавался с учетом опыта эксплуатации и боевого применения «Тигра», а также западных машин класса MRAP.
Главная особенность машины – независимая гидропневматичская подвеска всех колес, позволяющая изменять клиренс от 250 до 550 мм. Такое решение направлено на снижение негативных последствий от взрыва под колесом, поскольку воздействие взрывной волны на гидропневмоподвеску рождает иные возмущающие действия, чем в варианте с традиционной подвеской на упругих элементах – рессорах или пружинах. Кроме того, при взрыве мощность ударной волны, уходящей вверх, снижается в геометрической прогрессии, поэтому, чем выше корпус над уровнем земли, тем безопаснее для находящихся внутри людей. А в максимально поднятом варианте дорожный просвет у «Волка» больше, чем у всех его западных аналогов. --- Базовый двухосный вариант имеет бронированный модуль вместимостью 10 человек. В этом варианте машина имеет грузоподъемность 1,5 тонны. В варианте с грузовой платформой можно перевозить до 2,5 тонн, такую же грузоподъемность имеет трехосный вариант с бронемодулем. В варианте с базовым бронированием полная масса двухосного автомобиля составляет 7,5 тонн. «Волк» комплектуется дизелем ЯМЗ-5347 мощностью до 300 л.с., все остальные узлы и агрегаты машины также отечественного производства. А на «Интерполитехе» помимо «Тигра-6А» на стенде Военно-промышленной компании демонстрировалась также миннозащищенная специальная полицейская машина СПМ-3 «Медведь». Она разработана по заказу и требованиям МВД и обеспечивает защиту от поражающих факторов взрывных устройств под днищем и под колесом мощностью до 7 кг в тротиловом эквиваленте, а также баллистическую защиту по 6А классу.
СПМ-3 оснащена полным комплексом противоминной защиты, включая фальшполы, подвешенные сиденья, и может использоваться в качестве транспортного средства и оперативной служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, включая транспортировку личного состава при совершении марша. По словам генерального директора ООО «ВПК» Дмитрия Галкина, российская полиция при выполнении вышеперечисленных задач переходит, в русле мировых тенденций, к применению небоевой техники – МВД планирует заменить свой парк БТР-80 на машины «Медведь». Дмитрий Галкин сказал, что после завершения госиспытаний должна быть заказана опытная партия СПМ-3 – не менее 30 машин, серийные поставки «Медведей» компания рассчитывает начать в 2013 г. Интерес к СПМ-3 проявляет и Минобороны, а также МЧС, которое планирует использовать ее как командный пункт для подразделений разминирования. Помимо ООО «ВПК», свою бронемашину представила на «Интерполитехе» и Корпорация «Защита». Это «Скорпион-ЛТА» (ЛТА – легкий тактический автомобиль), забронированный по классу 6А и построенный по «канонам» MRAP. По информации разработчика, экипаж защищен от подрыва взрывных устройств мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или под днищем. --- «Скорпион-ЛТА» создан в инициативном порядке и будет предлагаться как МО РФ, так и другим потенциальным заказчикам. --- автомобиль «Скорпион-2М», предназначенный для перевозки отделения: в нем могут разместиться 8 человек вместе со снаряжением. На крыше может быть установлена турель для пулемета. В связи с тем, что МО РФ отказалось от закупок автомобилей УАЗ, эта машина предлагается как альтернативный вариант. Она занимает нишу между УАЗом и «Тигром». По массе она легче бронированного «Тигра», но тяжелее УАЗа, а по проходимости превосходит обе эти машины. «Скорпион-2М» может выпускаться с различными вариантами кузова, для различных условий эксплуатации. Все агрегаты «Скорпиона-2М» является либо серийно выпускающимися в России (в частности, КПП и раздаточная коробка), либо собраны из отечественных комплектующих (за исключением двигателя). Кузовные детали и рама изготовлены на заводе «Защиты». Автомобиль имеет независимую подвеску всех колес. На машине установлен польский дизельный двигатель Andoria. Его сборку «Зашита» намеревается наладить в России. На первом этапе она будет отверточной, затем локализацию производства планируется довести до 80%. В настоящее время уже создан консигнационный склад, на котором будут храниться запчасти для их поставки заказчику в максимально короткий срок. Годовой объем производства двигателей планируется на уровне 1-1,5 тысяч штук. В настоящее время «Скорпион-2М» проходит испытания и показывает свое преимущество над теми автомобилями, которые стоят на снабжении ВС РФ. Как считает заместитель генерального директора Корпорации «Защита» Алексей Кагарлыцкий, потребность в таких автомобилях в ВС РФ есть. Действительно, «Скорпион-2М» вполне может стать заменой УАЗам в ВС РФ, во всяком случае, иных кандидатов на эту роль пока не просматривается. Вопрос же о том, попадет ли когда-нибудь в Российскую армию «Скорпион-ЛТА» остается открытым. Пока представляется, что в среднесрочной перспективе основным поставщиком бронеавтомобилей массой до 10 тонн для Российской армии останется ООО «ВПК». В этой связи будущая конфигурация колесных платформ в ВС РФ видится следующим образом: машины грузоподъемностью 1-2 тонны будут представлены модификациями «Волка», грузоподъемностью 2-4-8-15 т – автомобилями, создающимися сейчас по теме «Тайфун». В этой ОКР участвуют УралАЗ и КамАЗ, представившие бронированные автомобили капотных и бескапотных схем. --- Благодаря специальному корреспонденту журнала «Национальная оборона» Денису Мокрушину больший объема информации сегодня имеется о «Тайфунах» от КамАЗа. Натурный образец модульного шасси, созданного по этой теме, имеет колесную формулу 6х6 (два моста – спереди, один – сзади), предполагается также вариант 8х8. «Тайфун» имеет независимую гидропневматическую подвеску, двигатель мощностью 450 л.с. семейства ЯМЗ-530 и автоматическую КПП (судя по фотографиям – это американская Allison). При разработке своих «Тайфунов» в Набережных Челнах использовали иностранный опыт – об этом, в частности, заявил и министр обороны Анатолий Сердюков. И тут возникает весьма важный вопрос: а в каком именно объеме использован этот опыт? Во всяком случае, по своему внешнему виду КамАЗовские «Тайфуны» довольно сильно напоминают новый немецкий модульный брнеавтомобиль Wisent, имеющий абсолютно ту же идеологию. Wisent разработан компании Rheinmetall. В марте этого года СМИ сообщали, что в соответствии с выбором Минобороны, броню различного уровня защиты для Вооруженных Сил России будет поставлять компания Rheinmetall Chempro. Проект двухосной машины в КамАЗовском семействе «Тайфун» массой до 13 т и грузоподъемностью до 3 тонн внешне весьма сильно напоминает немецкую же бронемашину Dingo 2, созданную компанией Krauss-Maffei Wegmann на шасси грузовика Mercedes-Benz Unimog. Эти факты, а также определенного рода инсайдерская информация свидетельствуют о том, что основным зарубежным партнером ВС РФ и ОПК в сегменте легкой бронетехники становится не Iveco, а немецкие компании, в первую очередь, по всей видимости, Rheinmetall.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
02.03.1216:17:10
02.03.1217:58:41
02.03.1219:13:14
02.03.1218:19:28
emelay_nick12.03.1214:21:48
15.03.1212:55:30
emelay_nick12.03.1214:27:34