MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
Есть метка на карте 10 июня 24
145

Новейшему авиадвигателю — быть!

Проект «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21» прошел «пятые ворота»

Комиссия, сформированная АО «ОДК» для приемки выполненных по проекту работ, пришла к выводу, что основные задачи отчетного этапа решены, прохождение 5-го контрольного рубежа (КР5) зачтено.

[читать статью полностью...]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.avid.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 11
    user78 user7810.06.15 23:50:50

    Нужно свой НК-93 восстанавливать!

    зачем?

    НК-93 слишком большой и тяжёлый, у него были серьезные пробелмы с надёжностью, большое сопротивление воздуха (ухудшает экономичность в полёте), очень мало самолётов на которые его можно поставить. Разве что на высокопланы вроде Ил-76:

    На низкопланы вроде Ил-96 или МС-21 его не запихнёшь.

    Масса двигателя НК-93 № 10 (по данным ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») составляет 6364 кг. Диаметр вентилятора — 2920 мм. Тяга — 18 тонн. Удельный расход топлива 0.49-0.515 кг/кгс*ч (такой планировался теоретически, в реальности удалось достигнуть на 9% больший расход, т. е. около 0.531 кг/кгс*ч).

    с bmpd: по результатам этих работ можно прийти к выводу, что применение НК-93 с достигнутыми характеристиками привело бы к уменьшению дальности полета Ту-214 и Ил-96-300 на 7…8% по сравнению с применением на них ПС-90А.

    Масса перспективного редукторного двигателя ПД-18Р — 3500 кг. Диаметр вентилятора — 2130 мм, тяга 18-18.5 тонн, удельный расход топлива — 0.510 кг/кгс*ч.

    То есть новый российский двигатель ПД-18Р в таком же классе тяги как и НК-93 будет гораздо экономичнее, надёжнее, компактнее, легче чем устаревший и заведомо проблемный НК-93.    

    Отредактировано: user78~00:55 11.06.15
    • -3
      Нет аватара Fagot_66511.06.15 06:49:26

      Есть вот такое мнение:

      Есть и прекрасные разработки, например, прошедший испытания двигатель

      НК-93, равного которому в мире ничего не было. Однако, по нему было решено прекратить работы по сертификации и подготовке серийного производства, и заняться разработкой двигателя типа ПД-14 (перспективный двигатель) с нуля, но с теми же выходными характеристиками, что и у НК-93, в том числе и по топливной эффективности. Для чего, по расчётам Объединённой двигателестроительной корпорации и её детища ОАО «ОПК «Оборонпром», выделяется астрономическая сумма в 80 млрд. рублей. Для сравнения, чтобы запустить НК-93 в серию требуется не более 1,5 млрд. рублей. К слову сказать, с НК-93 происходят удивительные вещи.

      Так на авиасалоне МАКС-2009 (18.08.2009 — 23.08.2009), который посетил премьер-министр В.В.Путин, НК-93 убрали в последний момент, перед открытием выставки. И это неудивительно, ведь министр промышленности и торговли В.Б.Христенко и гендиректор ОПК «Оборонпром» А.Г.Реус прекрасно знают, что В.В.Путин всеми силами стремится развивать отечественное авиастроение и двигателестроение, он даже издал отдельное распоряжение о развитии высокоэффективного двигателя нового поколения НК-93. Но, по заявлению главы ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» Н.Ф.Никитина (ранее руководил РСК «МиГ»), хотя НК-93 — двигатель перспективный и вполне удачный, о чём свидетельствуют результаты испытаний, но вкладывать миллионы в него не будут, поскольку отсутствуют заказы на него. А те средства, что выделял В.В.Путин на испытания, по прямому назначению точно не дошли.

      Зато на этой выставке МАКС-2009 был представлен перспективный для всего

      западного двигателестроения двигатель LEAR-X, разработанный французской корпорацией «Snecma» совместно с канадской «General Electric». Этот двигатель странным образом похожий на наш НК-93, проектирование которого началось в 1990 году.

      80 млрд руб. на новый двигатель… Неужели не могли «отщепнуть» от этой суммы 1,5 млрд. для серийного выпуска НК-93?

      Масса двигателя НК-93 № 10 (по данным ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») составляет 6364 кг.

      Это где Вы её нашли, что-то на их сайте не нашёл…   

      Отредактировано: Fagot_665~08:27 11.06.15
      • 1
        Нет аватара pershing11.06.15 09:03:13

        Есть вот такое мнение:

        Бред написан, начиная с того ,что НК-93 не просто в серию поставить, а допилить до нормального состояния. И не известно, что дешевле, переделывать старое или построить новое… и заканчивая утверждением, что французский двигатель похож на наш НК- 93- совершенно разные двигатели, чем они похожи?

      • 7
        user78 user7811.06.15 09:43:11

        Fagot_665,

        Есть вот такое мнение:

        а почему на даёшь ссылку откуда это мнение?    

        Эта весьма лживая политизированная статейка называется «Отечественный авиадвигатель НК-93 или миф о тандеме Путин-Медведев»:

         http://fct-altai.ru/?p=754 

        обычный высер антироссийских/антипутинских оппозиционеров-всепросральщиков в стиле «зачем загубили Ту-334»    

        Там очень много мифов и вранья, рассчитанных на совсем уж далёких от авиации обывателей. Например:

        «Например, НК-93 — первый российский двигатель пятого поколения с выдающимися эксплуатационными характеристиками, опережающий все двигатели сопоставимой мощности в мире, в том числе и перспективные. Двигатель, без которого независимая Россия обречена на авиационную кабалу к американским и английским Pratt & Whitney и Rolls-Royce."

        "Предназначен НК-93 для целой линейки существующих и перспективных магистральных пассажирских лайнеров средней и большой дальности — Ту-204, Ту-214, Ил-96-400"

        "Для сравнения, чтобы запустить НК-93 в серию требуется не более 1,5 млрд. рублей. «

        и тому подобный бред.

        Почему бред — я уже привёл выше.

        Во-первых, «выдающиеся» характеристики он демонстрировал только на бумаге, и только в 1988 году, когда начались работы активные по НК-93 (а само проектирование было начато в 1985). Да, на конец 80-х середину 90-х по бумажным высосанным из пальца характеристикам он приближался к CFMI CFM56, Pratt & Whitney PW2000, Rolls-Royce RB211, Rolls-Royce Trent 500, но всё равно по ряду показателей не дотягивал до них. Так, удельный расход топлива у Trent500 — 0.53-0.54, а у НК93 — в теории вроде был 0.49 но в реальности всё было хуже — те же 0.53-0.54.     Я уж молчу про современные CFM LEAP, PW1000G, ПД-14/18Р, General Electric GEnx, Rolls-Royce Trent 1000 — до них НК-93му как до луны.

        При этом сам НК-93 был гораздо больше по физическим размерам и значительно тяжелее конкурентов сравнимой тяги — что негативно влияло на общую экономичность и ограничивало применение. А также НК-93 сильно уступал по ресурсу не только иностранным движкам, но и всем отечественным.

        Во-вторых, двигатель не был доведен и не был готов к серийному производству. Какие 1.5 млрд? Там еще млрд 80 надо было вбухать чтобы заставить двигатель работать как надо, и то не факт что получилось бы. На испытаниях прототипы НК-93 не подтвердили ни одной из заявленных на бумаге характеристики, по сути двигатель провалил испытания, показав результаты гораздо хуже расчетных. Его ещё было доводить и доводить.

        В-третьих, какие Ту-204 и Ил-96? Он бы чиркал по земле     Такой гигантский тяжёлый двигатель мог быть установлен только на Ил-76, и то непонятно зачем.

        Неужели не могли «отщепнуть» от этой суммы 1,5 млрд. для серийного выпуска НК-93?

        См выше про 1.5 млрд.

        Это где Вы её нашли, что-то на их сайте не нашёл…

        См отчет на bmpd:

        Доводка двигателя так и находится на начальном этапе, выполнено ~10% необходимых работ, окончательный конструктивный профиль двигателя (типовая конструкция) до сих пор не определен. Лопаточные машины двигателя выполнены на уровне технологий 1980-х годов (с большим числом ступеней в компрессоре). Штатной САУ до сих пор нет. Масса двигателя НК-93 № 10 (по данным ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») составляет 6364 кг вместо 5140 кг по ТЗ (превышение на 24%).

        Дополнительно к сказанному: в связи с закрытием темы по Ил-106 была проведена оценка возможности применения двигателя НК-93 на других машинах схожего класса. По результатам этих работ можно прийти к выводу, что применение НК-93 с достигнутыми характеристиками привело бы к уменьшению дальности полета Ту-214 и Ил-96-300 на 7…8 % по сравнению с применением на них ПС-90А.

        т.е. если бы всё же как-то удалось вкорячить такой огромный двигатель как НК-93 под крыло низкоплана вроде Ил-96 или Ту-214 (путём удлинения стоек шассии и прочих ухищрений), то всё равно экономичность упала бы на 7-8% даже по сравнению с ПС-90А, что уж говорить о перспективных ПД-14/18Р.

        Вывод:

        НК-93 если был бы доведен в советское время, то был актуален на конец 80-х, может на начало 90х. И то не как массовый двигатель, а весьма нишевый — для высокопланов Ил-106 и Ил-76. Для других типов самолётов он не подходил. Кроме того, оказался весьма проблемным и сырым. В итоге было принято решение развивать линейку гораздо более надёжных и компактных ПС-90А, а также разрабатывать новые двигатели ПД-14/18Р.

        Все высеры в стиле «плохой Путин/Медведев загубил хороший советский движок НК-93» — от начала и до конца ложь и вбрасывается либо недалёкими обывателями, либо антироссийскими оппозиционерами, в надежде что их не поймают за руку.    

        Отредактировано: user78~11:21 11.06.15
        • 1
          Нет аватара termometrix11.06.15 10:58:38

          Масса двигателя НК-93 № 10 (по данным ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») составляет 6364

          Уголок неба:Полная длина двигателя составляет 5500 мм, а его масса равна 3650 кг (с вентилятором).

          • 0
            Vasisualiy Vasisualiy11.06.15 11:00:26

            Уголок неба:Полная длина двигателя составляет 5500 мм, а его масса

            равна 3650 кг (с вентилятором).

            Да пусть он весит хоть меньше тонны, мы всё равно не можем его поставить из-за габаритов.

            Отредактировано: Vasisualiy~12:14 11.06.15
          • 8
            Нет аватара bars_1611.06.15 11:08:00

            3650 — так называемая сухая масса,постановочная ( с маслом,топливом и пр)значительно выше. Вот что по этому поводу говорит Д.Федорченко — генконструктор ОАО «Кузнецов»:

            Просто отметим, что обсуждаемый двигатель экспериментальный. На испытаниях он был обвешен сотнями килограммов датчиков, стояла подпилонная балка стальная, нештатная, устанавливалось множество других дополнительных систем. Поэтому вопрос веса считаю неактуальным

            Подробнее: vpk-news.ru/articles/15106[/quote]

          • 4
            user78 user7811.06.15 11:09:35

            Уголок неба:Полная длина двигателя составляет 5500 мм, а его масса

            равна 3650 кг (с вентилятором).

            на уголке неба теоретические данные. А в реальности прототипы весили 6364 кг, значительно превосходя расчетную полную массу (5140 кг). И всё равно были крайне ненадёжными. Для того, чтобы повысить НК-93 надёжность пришлось бы ещё повысить массу и движок весил бы уже под 7 тонн.

            И bars_16 правильно заметил про сухую массу, причем без мотогондолы. Для бОльшего движка с большим диаметром валов и большим числом ступеней, с редуктором и т. д. нужно больше масла. А если еще добавить к массе самого двигателя — массу огромного обтекателя мотогондолы, то и получится более 6-7 тонн. Более компкатные двигатели весят намного меньше и имеют меньшее лобовое аэродинамическое сопротивление.

            Отредактировано: user78~12:26 11.06.15
        • 0
          goryachee_leto goryachee_leto11.06.15 11:33:40

          Это такие хитрые заходы либерастов: то с позиции таких типа поклонников всего советского, то с позиции всего западного. В разной ситуации они применяют разные инструменты, а пипл находится, хавает.

        • -5
          Нет аватара Fagot_66511.06.15 12:25:15

          См отчет на bmpd:

          Я правильно понял, что мы целиком и полностью доверяем этому отчёту, составленному компетентными людьми, и он же является основным аргументом против НК-93?

          • 0
            Vasisualiy Vasisualiy11.06.15 14:04:24

            Я правильно понял, что мы целиком и полностью доверяем этому

            отчёту, составленному компетентными людьми, и он же является

            основным аргументом против НК-93?

            Задам вопрос еще раз: На какой самолет с твоей точки зрения можно его поставить?

      • 3
        Vasisualiy Vasisualiy11.06.15 09:56:13

        80 млрд руб. на новый двигатель… Неужели не могли «отщепнуть» от этой суммы 1,5 млрд. для серийного выпуска НК-93?

        А вы себе как представляете вот эту бандуру под крылом МС-21?    

        • 0
          Нет аватара Zor11.06.15 17:48:33

          А нельзя ли его прямо на крыло установить, без пилонов? По типу установки обычных турбовинтовых двигателей.

          • 1
            Нет аватара guest11.06.15 18:36:03

            Как вы это себе представляете? Турбовентиляторные двигатели — это не пропеллеры, у них совершенно другая аэродинамика, и тупо разрезать его пополам крылом не получится.

            • 0
              Нет аватара Zor11.06.15 18:51:33

              Никак не представляю — я спрашиваю. А в чём там другая аэродинамика и почему её нельзя резать крылом, а струю от ТВД можно?

              • 1
                Нет аватара guest11.06.15 19:00:52

                Разные скорости вращения у вентилятора и пропеллера, и следующие отсюда разные режимы обтекания лопаток и крыла. Ну и не нельзя, а бессмысленно: выигрыша от обдува крыла потоком воздуха от винта особого не получается, а вот выигрыш от аэродинамически чистого крыла теряется. Поэтому турбовентиляторные двигатели предпочитают от крыла куда-нибудь убирать.

                • 0
                  Нет аватара Zor12.06.15 02:30:25

                  выигрыша от обдува крыла потоком воздуха от винта особого не получается, а вот выигрыш от аэродинамически чистого крыла теряется

                  Ну, а если поставить на Ту-95, например, то будет, благодаря отсутствию пилона, выигрыш по массе и габаритам. Не? Неужели полуторакратный прирост тяги не компенсирует потери аэродинамики крыла?

                  • 0
                    Мирон 1 Мирон 105.01.21 12:10:51

                    Кроме потока воздуха турбореактивный двигатель создает паразитные колебания, находящиеся в диапазоне волн сопоставимых с атомными кристаллическими решетками прочных конструкций крыла.

                    Консоль, на которую устанавливается двигатель под крыло, это не декоративное устройство, но интегрированный в конструкцию самолета механизм, который среди прочих обязанностей отвечает за то, какие именно вибрации передаются на жесткие конструкции крыла от двигателя и как эти вибрации передаются.

                    Инновационное решение с вынесением двигателя на консоль было создано советскими инженерами с первым аэробусом Ил-86. К сожалению защищать права на интеллектуальную собственность наша страна, СССР, тогда считала неверным шагом, по этическим соображениям. В понимании советских конструкторов все достижения инженерной мысли человечества должны быть доступны всем, безвозмездно. Поэтому это величайшее изобретение не получило достаточно признания, как таковое. Запад его просто молча украл, не придавая большой огласке, в чем это уникальное решение так хорошо. Поэтому наверное Вы и спрашиваете.

                    Да, есть интегрированная компоновка Ту-104, но проблемы этого самолета вряд ли стоит повторять. Хотя, у НК-93 винто — вентиляторная группа с противоходом, то есть теоретически есть возможность свести вибрации почти к нулю.

                    Хитрый вопрос на самом деле получается. Наверное инженерные проблемы можно решить, да.

                    Идем дальше — с нулевой вибрацией можно спокойно отказаться от 40 летнего опыта установки двигателей на консоль. Основной, и очевидный, недостаток консоли — это в общем — то излишество, архитектурная деталь, которая отнимает у аэродинамического качества самолета, и прибавляет в лобовое сопротивление, при чем существенно. Поэтому даже увеличение диаметра двигателя компенсируется выигрышем на круг.

                    Складывая все вместе основным аргументом «против» НК-93 интегрированного в крыло самолета остается необходимость преодолеть никей начальный этап трений, создав во многом новый аэродинамический контур самолета. В принципе и это можно сделать. Но для этого нужно иметь какую — то четкую идею, которая делает такую разработку заметно выгоднее, чем конкурирующая архитектура.

                    У меня в голове наклевывается несколько таких мыслей. Например, если интеграцию двигателя в крыло провести по типу интеграции крыла в плечевой наплыв фюзеляжа, существенно улучшив аэродинамику крыла, то можно говорить уже о предложении несколько ином, чем «не имеющий аналогов в мире», например «значительная экономия топлива на крейсерском режиме полета».

                    Так же, можно ( опять же, теоретически )

                    1. укоротить шасси — уменьшить вес

                    2. за счет интеграции кожуха двигателя в компоновку крыла, уменьшить вес конструкции

                    3. за счет большой двухконтурности существенно снизить скорость как отрыва от земли, так и посадки

                    4. за счет 1 + 2 + 3 существенно уменьшить эксплуатационные расходы на взлетно посадочные полосы

                    5. за счет удаления оси двигателя от земли и значит меньшего попадания внешних предметов увеличить ресурс двигателя

                    6 за счет улучшения компоновки уменьшить требования в V-образности крыла, сэкономив на требованиях к прочности

                    Есть за что побороться.

                    Отредактировано: Мирон 1~12:47 05.01.21
        • -4
          Нет аватара guest13.06.15 11:43:25

          Такие варианты никак?

          ссылки отключены поэтому сами загуглите: Хонда с расположенными турбовентиляторными двигателями на пилонах над крылом, Ан-72/74 с расположенными без пилонов турбовентиляторными двигателями над крылом, Бе-200

          И самолёты с винтовентиляторами, но без обечайки как у НК-93: Ту-95, Ан-70, BAE SABA, McDonnell Douglas MD-80-UHB

          Кто Вам сказал, что двигатели нужно ставить только под крыло?

          На какой самолет с твоей точки зрения можно его поставить?
          Ил-76, Ан-124, Ермак.

          P. S. В Яндексе забейте «самолёты будущего», увидите много вариантов установки НК-93.

          Отредактировано: Сергей Стенин~13:13 13.06.15
      • 0
        Нет аватара guest12.06.15 15:06:44

        двигательНК-93, равного которому в мире ничего не было. Однако, по нему было

        решено прекратить работы по сертификации и подготовке серийного

        производства, и заняться разработкой двигателя типа ПД-14

        (перспективный двигатель) с нуля, но с теми же выходными

        характеристиками, что и у НК-93, в том числе и по топливной

        эффективности

        Ни по тяге. ни по экономичности -эти двигатели не похожи. У ПД-14-тяга 14 тонн, у НК-93-18 тонн, расчетная скорость, на которой достигается макс. экономичность, у НК-93 меньше. Двигатель хороший, но применение не пересекается с ПД-14. Надо делать и то и другое.

        Вроде вообще начинали прпоект НК-93 как замену НК-12, довольно узкого применения.

        Отредактировано: Омутин Зафар~16:13 12.06.15
    • 4
      Нет аватара kynda11.06.15 14:21:36

      Это у либерастов мода такая — взять самим КБ похороненный проект, раскрутить в массе до «самого самого», а потом этим проектом правительство носом тыкать. Так было с Ту-334, так было с Ан-148 и всем вся кости переломавшим двигателем Д-436, так было с Ил-96, так было с НК-93, странно даже что его вспомнили. Мне вот даже кажется что Богослуаев Гусарову приплачивал, чтобы последний как мог клял SSJ-100 в пользу Ан-148 и Ту-334, на который всё тот же «Мотор Сич’евский» Д-436 ставился. Где теперь Богослуаев с его «Мотор Сичем» и Д-436, модификацией Д-36 выпуска 70-х годов, который вдруг неожиданно со слов Гусарова оказался экономичней и мощнее новейшего французкого SaM-146…

    • 0
      Нет аватара creaze11.06.15 16:59:24

      НК-93 слишком большой и тяжёлый, у него были серьезные пробелмы с надёжностью, большое сопротивление воздуха (ухудшает экономичность в полёте)

      Ну надо же!

      А когда 10 лет назад выпускали 777-300ЕР, тоже со «слишком большим» двигателем, американцы почему-то хвастались тем, что он в сечении как фюзеляж 737. А им, дуракам, надо было плакаться за ухудшенную экономичность.

      • 1
        Нет аватара guest11.06.15 18:51:15

        НК-93 по установочной массе сравним с GE90 (всего в полтора раза легче), но при этом имеет более чем вдвое меньшую взлётную тягу (примерно 18 тонн против сорока у земли), за счёт сдвоенного вентилятора имеет большее сопротивление при аварии и на практике никогда не показывал удельного расхода топлива меньше чем 0,52 кг/кгс-ч. При том, что у ПД-18 планируется 0,49, на две тонны большая тяга, и всё это при двух-, а не трёхметровом вентиляторе и более чем вдвое меньшей массе.

        • -1
          Нет аватара creaze11.06.15 19:58:10

          Ну я с ПД-18 не спорю, меня этот общеконструкторский аргумент удивил: диаметр большой. Помню, как его пиарили на 773-м.

          И кстати, как он кайфно работает, когда на нём летел полгода назад.

          Про работу флюгером я не подумал.

          • 1
            Нет аватара guest12.06.15 14:30:41

            Ну, у летунов считается, что незафлюгированный винт при отказе двигателя — это опаньки, можно прыгать не раздумывая, он тормозит дай Боже как…

      • 4
        user78 user7811.06.15 20:23:38

        creaze,

        А когда 10 лет назад выпускали 777-300ЕР, тоже со «слишком большим» двигателем, американцы почему-то хвастались тем, что он в сечении как фюзеляж 737. А им, дуракам, надо было плакаться за ухудшенную экономичность.

        У двигателя Boeing 777-300ER совсем другой класс тяги — 40-50 тонн. Для такого сверхмощного двигателя вполне нормальные размеры и масса. А для движка с тягой до 18 тонн НК-93 — просто переросток. В этом классе тяги нормальные современные двигатели (включая ПС-90А и ПД-18Р) куда компактнее и легче чем советский НК-93.

        Отредактировано: user78~21:28 11.06.15