Многоядерный Т-50: на новом российском истребителе ИМА БК заменила «Багет»
Компания «Сухой» приступила к лётным испытаниям принципиально новой вычислительной системы самолёта Т-50. Новая система — в разы надежнее и мощнее предыдущей, и впервые все проектирование и разработку в современной истории военной российской авиации ее выполнила самолетная фирма.иПервый истребитель Т-50 с новой бортовой электроникой и микропроцессором был поднят в воздух зимой этого года.
По словам Дмитрия Грибова, главного конструктора компании «Сухой» и директора дирекции интеграции КБО, новейшая платформа приходит на смену спроектированной еще в 2004 году вычислительной системе на базе БЦВМ «Багет». Работы по созданию новой системы «Интегрированной модульной авионики боевых комплексов» (ИМА БК) велись в течение последних четырех лет. Один из заказчиков — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Вычислительная система создана на базе отечественных многоядерных микропроцессоров и новой, отечественной же операционной системы реального времени.
4 млн строчек кода
На фото: В научно-техническом центре информационно-управляющих систем компании «Сухой» идет тестирование ИМА БК.
В интегрированной структуре бортового оборудования самолета Т-50 на центральный компьютер возлагаются функции управления системами самолета, применения вооружения, обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота. Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система управления берет на себя управление почти всеми ключевыми приборами самолета — локатором, системой навигации и связи, в предыдущей версии самолета для расчета функций каждой системы использовался свой вычислитель.Объем его бортового программного обеспечения уже превысил 4 млн строк кода, а предстоит еще дополнительно внедрить ряд сложных функциональных режимов управления ЛА и комплексной обработки информации."Новая система действительно является инновационной и не имеющей аналогов в мире, — говорит Дмитрий Грибов. — Мы впервые пошли не по пути воспроизводства уже реализованных другими разработчиками решений, а заложили перспективную архитектуру, которую и далее будем развивать в сторону «сетевого борта», последовательно модернизируя бортовые системы и комплексы. Многоядерность дает нам почти неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования, экономя при этом на весе, энергопотреблении и стоимости аппаратуры".Обмен данными производится по волоконно-оптическим каналам. Переход с меди на оптоволокно позволил в разы увеличить скорость и объем передачи данных, на порядок уменьшить при этом вес кабельной сети и качественно повысить ее помехоустойчивость. Если передача данных по традиционному медному кабелю дает скорость порядка 10-100 МБит/с, то по оптоволокну почти в 1 000 раз больше — 8 ГБит/с. Сетевая структура комплекса повышает надежность работы всех приборов — при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение систем на другой блок, а использование централизованного процессора позволило почти в два раза снизить вес прибора. Производительность БЦВМ увеличилась более чем в десять раз, отказобезопасность повысилась более чем в четыре раза. Впервые в отечественной истории головную роль при выполнении общего проектирования платформы и разработки играла самолетная фирма.Впервые в отечественной истории головная роль при выполнении общего проектирования платформы и разработки была поручена самолетной фирме — ОКБ Сухого. При создании новой системы суховцы работали вместе с ведущими отечественными предприятиями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ): Государственным рязанским приборным заводом (ГРПЗ) и Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В свою очередь, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ГосНИИАС) выполнил моделирование функциональных задач применения Т-50 на новой вычислительной платформе. Вывод ГосНИИАС было положительным: ИМА БК дала существенный прирост вычислительных ресурсов и скорости обработки информации.
Таганрогский IQ
Еще одна из проблем, с которой пришлось столкнуться руководству ОКБ Сухого, — обучение и удержание высококвалифицированных тестировщиков программного обеспечения. Во всем мире крупные авиастроители и приборостроители часто обращаются к аутсорсингу — привлекают программистов из Индии и Восточной Европы. На подготовку хорошего специалиста уходит около двух лет. В Москве из-за более высоких зарплат опытные тестировщики уходят коммерческие IT-структуры. А в силу оборонной специфики привлекать аутсорсеров из других стран, было, конечно, невозможно.Суховцы нашли оригинальное решение, открыв филиал в городе Таганрог, где есть хорошие специалисты и профильные ВУЗы. В Таганроге создали несколько десятков новых рабочих мест, и на протяжении последних лет суховцы из родного города Антона Чехова остаются одними из самых успешных и лояльных сотрудников.
Неограниченные возможности многоядерности
Новая вычислительная платформа уже вызвала большой интерес не только у родственных авиа и вертолётостроительных предприятий России, но также у разработчиков вычислительных систем для космоса и флота. Индийские специалисты выбрали операционную систему разработки компании «Сухой» для совместного проекта истребителя пятого поколения, отказавшись от использования известных американских ОС РВ VxWorks и Integrity.Малоизвестен тот факт, что впервые популярная концепция интегрированной модульной авионики была реализована для французского истребителя Dassault Rafale, а уже после этого была адаптирована для широкого круга гражданских и военно-транспортных самолетов — А380, А400, А350, SSJ100 и других. Военная авиация не столь жестко зарегламентирована нормативными документами и сертифицированными требованиями, как гражданская, где каждое изменение воз-можно только после тщательнейшей проверки и апробации. Именно поэтому система на многоядерных микропроцессорах начала летные испытания на военном самолете."Наша задача — сохранить лидерство в этой области, выступая идеологическим локомотивом решения вопросов интеграции бортового оборудования в сетевую архитектуру будущего", — говорит Дмитрий Грибов.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
Maggey14.04.1713:17:21
14.04.1713:56:41
25.04.1718:31:23
26.04.1712:40:48
26.04.1723:39:12
15.04.1716:03:00
16.04.1714:37:53
17.04.1708:40:09
17.04.1712:09:28
19.04.1700:31:44
22.04.1713:44:40
16.05.1718:59:19
19.04.1700:31:01
20.04.1716:31:54
25.04.1718:58:34
17.04.1705:19:35
19.04.1700:32:23
18.04.1709:06:42
25.04.1718:25:42
14.04.1713:20:45
Дед Мудрый14.04.1716:46:27
14.04.1717:24:13
Дед Мудрый14.04.1720:35:50
14.04.1722:54:52
25.04.1719:05:14
Egregore01.05.1717:16:30
14.04.1717:08:54
lowly cook14.04.1717:46:46
lowly cook14.04.1719:51:02
21.04.1702:52:32
26.04.1710:21:17
Yarhann14.04.1722:08:37
lowly cook14.04.1722:15:23
Yarhann14.04.1722:40:09
14.04.1723:52:57
Yarhann15.04.1707:44:07
19.04.1700:36:13
15.04.1711:28:34
14.04.1718:04:22
14.04.1722:19:24
14.04.1722:31:45
Egregore01.05.1717:28:30
15.04.1716:12:39
15.04.1721:02:01
15.04.1721:45:18
17.04.1708:42:15
18.04.1715:35:56
19.04.1710:41:15
Egregore01.05.1717:30:55
21.04.1702:57:03
16.04.1705:42:48
16.04.1709:40:41
16.04.1713:07:12
17.04.1708:44:21
18.04.1715:42:07
Egregore01.05.1717:27:06
Egregore01.05.1717:49:52
15.04.1711:30:40
14.04.1719:42:49
14.04.1721:44:59
15.04.1716:10:26
19.04.1700:39:02
14.04.1718:56:33
14.04.1719:25:41
14.04.1719:44:51
14.04.1720:00:53
14.04.1720:02:44
14.04.1723:27:48
15.04.1710:23:19
14.04.1720:58:41
14.04.1721:38:27
lowly cook14.04.1720:09:27
14.04.1721:12:23
lowly cook14.04.1721:48:44
15.04.1700:04:59
15.04.1706:57:40
17.04.1711:43:40
17.04.1711:52:08
17.04.1718:55:55
Egregore01.05.1718:00:26
Egregore01.05.1717:53:46
14.04.1721:36:44
14.04.1723:25:31
Egor Panov14.04.1721:54:30
14.04.1723:52:28
15.04.1700:24:51
15.04.1706:16:59
15.04.1711:19:27
15.04.1706:21:51
15.04.1711:41:13
15.04.1716:04:47
16.04.1702:56:30
16.04.1714:49:59
17.04.1712:10:55
18.04.1711:08:20
Egregore01.05.1718:21:47
01.05.1721:46:36
15.04.1720:26:40
16.04.1711:58:21
16.04.1718:00:09
16.04.1718:41:21
16.04.1720:56:36