-
Ученые создали металлокомплексные катализаторы на основе палладия и органических молекул, содержащих атомы серы и фосфора.
Использование этих катализаторов позволяет получать соединения с оптической чистотой до 99%. Оптическая чистота важна при производстве лекарств, витаминов и пестицидов, поскольку она влияет на их биологическую активность.
-
Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, который входит в самарскую группу предприятий «Роснефти», приступил к выпуску зимнего дизельного топлива класса 1 с предельной температурой застывания -26°С с применением отечественных катализаторов, разработанных научным институтом Компании в Москве и выпущенных «Новокуйбышевским заводом катализаторов» (дочернее предприятие «Роснефти»).
Катализаторы успешно прошли опытно-промышленные испытания, в ходе которых были наработаны опытные образцы зимнего и арктического дизельного топлива, соответствующего требованиям ГОСТ и разработанного специально для обеспечения бесперебойной работы двигателей в экстремальных климатических условиях.
-
Ученые ФИЦ «Институт катализа СО РАН» при поддержке Российского научного фонда создали катализаторы, с помощью которых удалось повысить экологичность термолизного масла, снизив содержание хлора в нем в 200 раз.
Термолизное масло — это продукт переработки пластиковых отходов, который рассматривают как перспективную добавку к моторным топливам или как самостоятельное топливо.
-
Ученые ЮФУ совершили прорыв в разработке и понимании механизмов действия новых экологичных нанокатализаторов. Примечательной чертой новой технологии является использование одноатомных катализаторов в нанопористых носителях, что позволило достичь экономности и экологичности процессов.
Разработка играет важную роль в производстве перспективных химических продуктов для экономики России, и может быть применена в целом ряде областей химической промышленности.
-
Сызранский НПЗ (входит в нефтеперерабатывающий блок НК «Роснефть») перевел технологические установки производства водорода, каталитического риформинга, гидроочистки дизельного топлива и гидроочистки вакуумного газойля на использование катализаторов производства Компании. Данный проект разработан «Всероссийским научно-исследовательским институтом по нефтепереработке» (АО «ВНИИ НП»), также входящим в периметр «Роснефти».
В рамках корпоративной программы по импортозамещению на 8 технологических установках завода импортные катализаторы и защитные слои заменены на катализаторы Ангарского завода катализаторов, Новокуйбышевского завода катализаторов и «РН-Кат».
-
Специалисты из Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Институт ЛаПлаз НИЯУ МИФИ) разработали новые экологически чистые катализаторы для получения водорода из воды, а также материалы для его хранения и транспортировки. По мнению исследователей, это сделает водородную энергетику дешевле, экологичнее и безопаснее. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.
-
Внутренняя структура аэрогеля. Источник: Yury M. Volfkovich et al. / ACS Energy & Fuels
Пористый нанокомпозит на основе оксида графена и тефлона, способный улучшить характеристики топливных элементов, синтезировали и изучили сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и Института проблем химической физики РАН, Черноголовка. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Energy & Fuels.
-
В ОАО «Волгограднефтемаш» полным ходом идет отгрузка крупной партии емкостного оборудования для катализаторного завода, строящегося в Омске в рамках проекта ПАО «Газпром нефть» по созданию масштабного производства каталитических систем на основе отечественных технологий, которое обеспечит независимость нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежных поставщиков
Договор на поставку более сорока аппаратов диаметром до 3,6 метров из высоколегированной стали был заключен весной прошлого года. Для его реализации в сборочном цехе предприятия был построен специальный стенд для испытания перемешивающих устройств, которыми комплектуются емкостные аппараты.
Отгрузка оборудования в адрес ООО «Газпромнефть-Каталитические системы» началась в конце прошлого года. Вся партия изготовленного оборудования будет доставлена заказчику в апреле текущего года.
-
Компания «Синтез-Каучук» (Республика Башкортостан, управляющая компания «ТАУ НефтеХим») на своей промышленной площадке получила изопреновый каучук нового поколения, являющийся наиболее точным синтетическим аналогом натурального каучука. По сообщению компании, данный материал получен впервые в мировой практике. До настоящего времени продукт такого высокого уровня соответствия натуральному каучуку, нигде не синтезировался.
-
Использование отечественного адсорбента Alusorb COS обеспечит соответствие европейским стандартам качества при производстве сжиженных газов. Салаватский катализаторный завод запустил серийное производство нового материала.
Об этом Салаватский катализаторный завод сообщил 11 мая 2018 г.
Адсорбент нового поколения Alusorb COS, разработанный специалистами Салаватского катализаторного завода, прошел полный цикл опытно-промышленной эксплуатации на Гелиевом заводе Газпром добыча Оренбург.
Новый материал предназначен для удаления соединений серы из углеводородного сырья.
-
Специалисты исследовательского центра ООО «РН-ЦИР» разработали технологию оксосинтеза (R-Oxo) на основе родиевых каталитических систем, которая позволяет на 25-30% увеличить выпуск бутиловых спиртов насуществующих в России промышленных установках.
Бутиловые спирты (Бутанол-1) — многофункциональный реагент, растворитель, химическое сырье для использования в отраслях легкой и химической промышленности. Бутанол-1 применяется при изготовлении защитных и антикоррозионных покрытий (лакокрасочные товары, покрытия), тормозной жидкости, искусственной кожи, средств для мытья поверхностей, парфюмерии.
В настоящее время на АО «Ангарская нефтехимическая компания» (предприятие «Роснефти») в блоке оксирования производства бутиловых спиртов применяется кобальтовый катализатор. В результате перевода блока оксирования на технологию R-Oxo ожидается многомиллионный экономический эффект за счет более рационального использования сырья и снижения эксплуатационных затрат. При этом на базе технологии R-Oxo возможно расширение ассортимента выпускаемой нефтехимической продукции, в том числе закупаемой сейчас за границей.
-
Одним из основных источников получения моторного топлива является каталитический крекинг тяжелых нефтяных фракций. 5 лет назад российские установки каталитического крекинга практически полностью были импортозависимы. Если бы Россия попала под международные санкции на два года раньше, и поставки катализаторов прекратились, страна сидящая на нефти осталась бы без бензина. В 2010 году 90% рынка катализаторов крекинга в России занимали зарубежные производители. Возможность продемонстрировать высокое качество отечественной продукции представилась только после ухудшения международных отношений.
-
Проект, реализуемый «Газпром нефтью», получил от Министерства энергетики РФ статус национального: российская экономика остро нуждается в катализаторах.
«Газпром нефть» продолжает реализацию национального проекта по развитию производства катализаторов для нефтепереработки. Как сообщили в компании, в Омске создается новейшее производство катализаторов, совокупная мощность которого позволит полностью покрыть потребности российских нефтеперерабатывающих заводов.
В настоящее время российская нефтеперерабатывающая отрасль более чем на 70% зависит от импорта катализаторов. Это вещества, которые вызывают нужную химическую реакцию. Катализаторы гидрокрекинга в России не производятся совсем.
-
В НИТУ «МИСиС» создали уникальный катализатор, который сохраняет работоспособность в десятки раз дольше обычных. Катализаторы — это вещества, которые ускоряют химические реакции, но не входят в состав конечных продуктов. Из нехимиков это слово больше всего знакомо автомобилистам. В современных автомобилях используются каталитические фильтры для дожигания выхлопных газов, благодаря чему они становятся менее вредными для людей и окружающей среды.
-
Адсорбент не уступает зарубежным образцам, а по некоторым параметрам превосходит их, что было подтверждено в ходе двухлетних испытаний на одной из компрессорных станций «Газпрома».
В рамках VI Петербургского международного газового форума заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов и председатель совета директоров ООО «Салаватский катализаторный завод» Алексей Митюшев заключили долгосрочный договор на серийное производство и поставку импортозамещающего микропористого силикагелевого адсорбента, применяемого для одновременной осушки и отбензинивания природного газа при его подготовке к транспортировке.
Данный материал является полностью российской разработкой. Его выпуск будет освоен на Салаватском катализаторном заводе.
-
«Рязанская нефтеперерабатывающая компания», дочернее общество НК «Роснефть», осуществила замену импортного катализатора на второй установке каталитического риформинга на аналог, произведенный «Ангарским заводом катализаторов и органического синтеза», также входящего в структуру «Роснефти».
Переходу на отечественный аналог предшествовал тестовый пробег, в ходе которого ангарский катализатор подтвердил высокие характеристики по отбору бензина из углеводородного сырья. Технология применения отечественного продукта позволила Рязанской НПК повысить эффективность использования нефтепродуктов и улучшить потребительские свойства моторных и автомобильных топлив. Так, октановое число получаемого катализата превышает 96 пунктов по исследовательскому методу. Катализатор будет работать в ближайшие 10 лет.
-
Ученые Самарского университета (объединенный СГАУ и СамГУ) разработали катализаторы нового поколения, предназначенные для использования в производстве капролактама, синтетических каучуков и полимеров.
Новые продукты, созданные на основе наночастиц переходных металлов — никеля и меди, существенно отличаются по свойствам от применяемых в настоящее время никель — и медьсодержащих корочковых катализаторов. С помощью таких нанокатализаторов полноценный процесс гидрирования бензола проходит при гораздо более низких температуре и давлении, чем при нынешних технологиях с использованием промышленных зарубежных катализаторов.
-
На Омском НПЗ «Газпром нефти» прошли промышленные испытания первого отечественного катализатора гидроочистки, разработанного Институтом катализа им. Г.К. Борескова (г. Новосибирск). Опытная партия катализатора была произведена в рамках заключенного в апреле 2015 года генерального соглашения о сотрудничестве завода и научного института в области развития технологий производства и применения катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга.
Опытная партия катализатора в объеме 40 кубических метров была загружена в реакторы установки гидроочистки дизельного топлива Л-24-6. После активации катализатора был проведен опытный пробег установки, по результатам которого специалисты Омского НПЗ и Института катализа разработали рекомендации по дальнейшему совершенствованию российской технологии изготовления катализатора.
Сейчас новый катализатор гидроочистки используется на Омском НПЗ в процессе гидроочистки зимнего дизельного топлива стандарта Евро-5 и обеспечивает высокое качество производимой продукции.
-
На Московском НПЗ «Газпром нефти» завершается замена катализатора каткрекинга импортного производства на катализатор крекинга марки «М» производства Омского НПЗ. Полному переходу на отечественный катализатор предшествовал тестовый пробег, в ходе которого омский катализатор подтвердил высокие характеристики по отбору бензина и газовых фракций из углеводородного сырья.
Бицеолитный катализатор крекинга, поставляемый на Московский завод, — совместная разработка специалистов Института проблем переработки углеводородов СО РАН и Омского НПЗ. Для столичного НПЗ специалисты разработчики катализатора создали композицию, которая обеспечивает отбор бензина и газовых фракций с заданными характеристиками на конкретной установке.
-
В рамках программы НК «Роснефть» по импортозамещению успешно проведено испытание собственного катализатора парового риформинга производства АО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» на водородной установке Сызранского НПЗ.
Цель испытаний состояла в определении соответствия эксплуатационных параметров катализатора, гарантированным показателям. В результате отечественный катализатор продемонстрировал технологические свойства, не уступающие импортным аналогам. При этом, на тяжелом углеводородном сырье и при низком соотношении пар/углерод катализатор «Роснефти» обеспечил даже более высокий выход товарного водорода должного качества. Все нормы технологического регламента и гарантийные обязательства были соблюдены в полном объеме.
Испытуемый катализатор предназначен для получения технического водорода высокой концентрации, который, в том числе, используется для производства топлив высших экологических классов. Это позволит Компании в ближайшей перспективе полностью покрыть потребности в катализаторе за счет собственного производства.