стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
20

Китай держит недешёвый удар

«China Takes An Expensive Hit» — редакционная статья в издании «Strategy Page», США, от 11.10.2011

Продажи Россией реактивных авиационных двигателей АЛ-31 в Китай превысили ТЫСЯЧУ единиц благодаря нескольким новым заказам в 2011 году.
Все это из-за того, что Китай стремится увеличить свой флот современных реактивных истребителей(модели J-10 и J-11). Также он хочет, чтобы пилоты поднимались в воздух как можно чаще для развития и поддержки своих боевых навыков.
Но двигатели от продолжительной работы изнашиваются быстро.
Ну, а еще одной причиной для новых заказов у России являются постоянно возникающие трудности у китайских разработчиков в создании собственного реактивного двигателя.
Китай особенно заинтересован освободиться от российской зависимости при разработке двигателей с высокими эксплуатационными качествами для своих передовых реактивных истребителей. Пока это им не удается.

С увеличением заказов со стороны ВВС России российскому производителю двигателей AЛ-31 пришлось увеличить объемы продукции в этом году более чем на треть.
У русских также есть уверенность, что китайцы не смогут решить ряд проблем по разработке двигателей в ближайшее время. А то, что Китай открыто (и безуспешно) протестовал против ограничений, которые Россия наложила на использование моторов АЛ-31ФН, доказывает этот тезис.
Россия хочет гарантий того, что её двигатель АЛ-31ФН будет использоваться только по прямому назначению, то есть приводить в движение китайский боевой самолет, и его не разберут на части, чтобы китайские инженеры смогли совершенствовать свои «нелегальные клоны» АЛ-31ФН — китайский двигатель WS-10A.
Китай крадет российские военные технологии уже в течение многих лет, особенно усилился этот процесс с окончанием холодной войны. Тогда сама Россия не могла себе позволить купить новую военную технику у своих производителей,
и только заказы из Китая и Индии держали российские компании оборонно-промышленного комплекса на плаву.
Теперь, при наличии большего количества внутренних заказов от российских военных, производители в России почувствуют уверенность в своих возможностях и смогут жестко отстаивать свои интересы в отношениях с Китаем.

Другая проблема китайцев — это не желание признать, что их собственные усилия по созданию своих двигателей раз за разом терпят неудачу.
Например, в прошлом году Китай раскрыл секрет, что он установил на своем истребителе J-10 двигатели китайского производства WS-10A вместо российских двигателей АЛ-31ФН. Но в этом году Китай заказал еще несколько сотен АЛ-31ФН со сроком поставки в течение ближайших двух лет.
И больше никаких разговоров об использовании своих WS-10A в широких масштабах.

Китайцы заявляют, что их двигатель WS-10A превосходит АЛ-31Ф. При том, что в китайском двигателе WS-10A есть много чего скопированного с российских технологий. Китайцы утверждают, что они улучшили этот двигатель.
Но эти улучшения у русских уже были произведены, как, например, увеличение срока службы у базового двигателя АЛ-31 с 900 до 1500 часов, а совсем недавно – и до 2000 часов. Кроме того, китайцы не смогли освоить некоторые базовые технологии производства реактивных двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками.
Реальность такова, что китайский WS-10A имеет ряд серьезных и непредсказуемых проблем с НАДЕЖНОСТЬЮ, которые становятся очевидными.

Китай считает, что освободится от СВОЕЙ зависимости в российских военных реактивных двигателях в течение ближайших пяти лет, а это подразумевает, что у китайских производителей двигателей все еще есть возможности решить со временем эту задачу. Годами Китай импортировал два российских двигателя: модель АЛ-31 за 3,5 миллиона долларов США (за одну штуку) и двигатель РД-93 (версия РД-33 для российского самолёта МиГ-29) для китайского истребителя JF-17
(это самолет типа американского F-16, разработанный в сотрудничестве с Пакистаном)
за 2,5 миллиона долларов (за одну штуку).
В какой-то момент китайские инженеры посчитали, что они сумели освоить технологию, необходимую, чтобы спокойно делать китайские копии российских двигателей АЛ-31.
Китайская копия WS-10A является частью китайской программы, по которой также создали двигатель WS-13 для замены российского двигателя РД-93. Хотя китайцы смогли сделать свои двигатели долговечными, у них все еще возникают серьезные проблемы с НАДЕЖНОСТЬЮ, а это убийственно для двигателя истребителя, когда его отказ в реальном бою может стать фатальным.

Китай уже давно копирует зарубежные технологии, но не всегда успешно.
В последние десять лет Китай вложил весьма много денег в создание своих реактивных двигателей для самолётов.
Но китайцы столкнулись со многими проблемами, которые были и у русских когда-то в самом начале. Разработка необходимой конструкции двигателя и повышение квалификации инженеров непростая задача.
Однако, у Китая есть и некоторое преимущество. Во-первых, они знали ошибки русских, и таким образом смогли избежать многих из них. Потом, не стоит забывать тот факт, что у Китая был более широкий доступ к западным технологиям (как легальный, так и нелегальный).
Наконец, Китай, в отличие от Советов (СССР- Россия), имеет возможность создавать мощности по производству двигателей в рыночной среде, которая гораздо эффективнее, чем командная экономика, которая была в СССР и являвшаяся тяжким бременем для страны в течение семи десятилетий.
Китайцы считают, что создание своих двигателей J-10 и WS-10A – это часть процесса обучения и они действительно учатся на своих ошибках.
Но разработать реактивные двигатели для гражданских самолетов ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛЕГЧЕ, чем двигатели, которые необходимы для боевых самолетов, и Китай сталкивается с БОльшим количеством трудностей, чем он ожидал.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Hasky Hasky
    19.12.1102:08:36
    ...кроме копийности, есть еще технология, а еще есть материалы из которых делается копия. И если материал не соответствует требованию, то получается не копия, а хлам. Также и у китайцев. Делать ширпотребовские кубики (показанные в камеди-клаб) это одно, а высокотехнологичные изделия вроде авиадвигателя - это другое...
    • 0
      Нет аватара richmedia
      19.12.1104:30:58
      Я читал хохму, что китайцы разобрали наш двигатель и скопировали его до микрона, собрали свой - ресурс смешной по сравнению с нашим. Собрали наш и запустили - ресурс смешной. Запустили наш нетронутый - ресурс как положено. Секрет: динанометрический гаечный ключ. Ну а если серьезно, вероятно дело в специальных материалах. Китайцы конечно преодолеют эти проблемы, лет за пять вероятно. Нашим надо шевелиться, прыгать выше головы.
      • 0
        Hasky Hasky
        19.12.1105:50:53
        ...о да, динамометрический ключ - это серьезно. И уже без шуток. Недотянуть гайку, болт, или перетянуть. И все. Узел будет работать не как положено. Мнение как человека в прошлом немного связанного с техникой - двигатели, КПП... Вот и я о чем - если положены болты, гайки из такого сплава, и именно с таким динамическим моментом, ни на полпроцента нельзя отступать. Иначе швах. Ведь такое изделие имеет высочайшее соотношение эксплуатационных характеристик (температуры, давление, скорости потоков), с характеристиками материалов из которых они сделаны и культурой веса...
        • 0
          Нет аватара richmedia
          19.12.1116:49:41
          Скорее там проблема в вибрациях и несиметричности в узлах, что на больших нагрузках дает резонансы. Но по серьезному, я думаю, проблема таки в материалах. Их химический состав часто мало что дает, но их трудно воспросизвести. Весь секрет в технологии производства.
      • 0
        Нет аватара kavlad
        20.12.1113:43:06
        "лет за пять вероятно" Смешно. Дело ведь в инженерной школе, которая должна быть соответствующей и в материаловодении, и в двигателестроении, и в микроэлектронике, и в химии и ещё в кое-чём другом. Авиадвигатели это самый натуральный хай-тек, не менее сложный, чем ядерная энергетика, генетика, космонавтика или разработка наноматериалов. А хай-тек - это уже и научная школа. Достижения в хай-теке появляются при слаженной и качественной работе многих отраслей экономики, но начинается всё с образования. Школа за пять лет не появится. Китаю есть над чем работать. Нам, кстати, тоже. P.S. А вообще Китай медленно, но верно втягивается в гонку вооружений. Период относительно спокойной жизни со всеми её успехами для китайцев заканчивается. Отредактировано: kavlad~12:46 20.12.2011 Отредактировано: kavlad~12:54 20.12.2011
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,