стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
104

В Антарктиде открыт новый комплекс научной станции «Восток»

 © nauka.tass.ru

28 января в Антарктиде введён в опытную эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции «Восток».

Зимовочный комплекс станции «Восток» — первый современный комплекс в мире, построенный на полюсе холода Земли. Комплекс разработан российскими инженерами и построен в городе Гатчина Ленинградской области на «Опытном заводе строительных конструкций». Всё оборудование станции — отопление, вентиляция, энерго- и водообеспечение — всё российского производства.

Сегодня у России самое большое представительство на этом континенте — десять станций. Пять круглогодичных и пять сезонных. Большинство расположено на побережье.

Самая южная — внутриконтинентальная станция «Восток». Она была основана в 1957 году. Со дня открытия станция пережила две реконструкции (в 1974 и 1982 годах) и три консервации. В настоящий момент она не удовлетворяет современным требованиям к эксплуатации, её изношенность превышает 90%. Первые строения станции давно находятся под толстым слоем снега, более современные — частично или полностью погружены в снег на глубину до 5 м. Перемещение между ними происходит по вырубленным полярниками в снегу и льду туннелям.

В 2012 году на станции было совершено важное мировое научное открытие. Российские ученые, пробурив более 3 700 м льда, достигли поверхности уникального реликтового озера, названного в честь станции — «Восток». Проводимые на станции исследования имеют большое научное и прикладное значение, дают ключ к пониманию истории жизни нашей планеты.

Новый зимовочный комплекс

В 2015 году Леонид Михельсон выступил с инициативой построить новый зимовочный комплекс станции «Восток». Это предложение было рассмотрено на заседании попечительского совета Российского географического общества и поддержано главой государства.

Для облегчения сборки станции в трудных условиях Антарктиды была выбрана блочно-модульная конструкция. Комплекс, состоящий из пяти блоков общей площадью более 3 тыс. м, оснащен современной лабораторией для научных исследований, кабинетами и жилыми комнатами с возможностью размещения до 15 человек зимой и до 35 человек летом, зонами отдыха и занятий спортом, медицинским блоком с самым современным оборудованием для проведения операций и стоматологическим кабинетом. В НЗК также спроектированы помещения для размещения систем жизнеобеспечения комплекса и проведения научных исследований.

Комплекс стоит на опорах, которые позволяют регулировать его высоту в зависимости от уровня снежного слоя. Все оборудование в условиях континентальной Антарктики, куда зимой нельзя попасть, дублировано, а для обеспечения электричеством предусмотрено пятикратное резервирование.

Сложности при доставке

НЗК антарктической станции «Восток» был создан на частные средства, после этого была проведена контрольная сборка комплекса на заводе (ООО «ОЗСК») в Гатчине, он был передан в собственность государства.

В октябре 2020 года блоки станции были отправлены на атомном лихтеровозе «Севморпуть». Однако в районе Анголы у судна сломался гребной винт, и оно было вынуждено вернуться с грузом обратно в Санкт-Петербург. В октябре 2021 года модули станции «Восток» были погружены на теплоход «Мыс Дежнева» и теплоход «Андрей Осипов». Суда сопровождал дизельный ледокол «Капитан Хлебников», а также танкер «Ярослав Мудрый», доставивший топливо для нужд обеспечения походов на станцию «Восток» и обеспечения работы всей техники.

Однако в связи со сверхтяжелыми ледовыми условиями при подходе к Антарктиде (толщина льда около 2 м с надувами снега у торосов свыше 1 м, в одной из точек припая зафиксирована толщина льда 3,05 м) проводка заняла на три недели дольше планировавшихся сроков. В итоге разгрузка судов в районе станции «Прогресс» началась только в конце ноября 2021 года. Дальнейшая доставка грузов вглубь континентальной Антарктиды на станцию «Восток» велась санно-гусеничными походами (СГП). Сани были специально спроектированы, предварительно испытаны и способны перевозить груз весом до 60 тонн.

Расстояние между прибрежной станцией «Прогресс» и станцией «Восток» составляет около 1 450 км по ледяной пустыне. При этом на трассе подъем до высоты местами достигает 3 500 м над уровнем моря, встречаются заструги — вытянутые вдоль ветра узкие и твердые снежные гребни длиной до нескольких метров и высотой иногда до 1,5 м, рыхлые снега. За первые 250 км СГП преодолели подъем на высоту 2 500 м. Передвижение шло в условиях низких температур. На участке ближе к станции «Восток» она иногда летом опускалась ниже 50 градусов.

Строительные работы

Для возможности работы на станции «Восток» люди проходили специальную подготовку, включающую восхождение на Эльбрус, так как, находясь на станции, они фактически строят на вершине горы.

Строители работали в две смены проходят при температурах ниже 30 градусов и давлении около 400 мм рт. ст. Грузоподъемные операции осуществлялись кранами грузоподъемностью 80 тонн, изготовленными в Челябинске специально для работ в Антарктиде.

На зимовку в 2023 году остались 22 строителя для завершения всех внутренних работ, обвязки и наладки инженерных сетей трех блоков комплекса. Во время зимовки с апреля по август в Антарктиде царит полярная ночь. На станции «Восток» температура опускается ниже 80 градусов. В таких условиях строители продолжают работать.

За летний сезон 2023-2024 годов были собраны оставшиеся два блока «А» и «В» НЗК «Восток», первые три блока НЗК подготовлены к вводу в опытно-промышленную эксплуатацию, на них планируется поэтапно перенести все научные программ

Что внутри

Стены станции представляют собой сложную систему утепления: каждый отдельный модуль по периметру изнутри утепляется несколькими слоями минераловатного утеплителя заполняющего все пустоты в конструкции модуля и единого утепления снаружи всех блоков (на боковых стенах и кровле — 4 слоя утепления, на дне 8 слоев минераловатного утеплителя) Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм.

Модуль, А — Энергоцентр № 1, технический блок, включает в себя 6 резервуаров хранения дизельного топлива, аварийный генератор и насосную станции, высота модуля A — 14,05 метров. S=1570 м2

Модуль В — Жилые помещения, высота модуля B — 17,47 метров. S=1852 м2

Модуль С — Современный медицинский блок с операционной, барокамерой, стоматологическим и рентген-кабинетом, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна. Высота модуля C — 17,47 метров. S=2039 м2

Модуль D — Энергоцентр № 2, технический блок, состоит из 6 резервуаров хранения дизельного топлива, помещения аварийного генератора, насосной станции, а так же трех холодных и двух теплоизолированных складов, высота модуля D — 14,05 метров. S=1426 м2

Модуль Е — Энергоплавильная станция, резервная станция и гараж. S=1585 м2

 © thumb.tildacdn.com

 © thumb.tildacdn.com

 © avatars.dzeninfra.ru

 © avatars.dzeninfra.ru

https://nauka.t...j5m7a8845134343

https://antarctica.kraspan.ru

http://www.krem...dent/news/73336

https://vk.com/...84064_456288931

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 24
    Human RS Human RS
    28.01.2415:04:19

    Новость вынесена на главную страницу сайта, плюс постепенно дорабатывается и наполняется фотографиями.

    Кстати, на фото этого не видно, но тяжелые гусеничные краны тоже российские — Челябинец. Импортозамещение всяких немецких Либхеров и им подобных.

    Отредактировано: Human RS~15:20 28.01.24
    • 10
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      28.01.2416:20:32

      С возвращением!          

    • 7
      Е.Юрий Е.Юрий
      28.01.2416:30:45

      Только вчера наткнулся на Вашу статью и поймал себя на том, что Вас давно нет в комментариях и публикпциях — видимо интуиция    с возвращением!

      • 7
        Human RS Human RS
        28.01.2420:56:58

        Спасибо камрад! Тоже рад видеть коллег из «старой гвардии»    

        Скоро как раньше будут новые публикации от меня лично и у коллег по моим наводкам.

        Отредактировано: Human RS~20:57 28.01.24
    • 4
      Sniper_78 Sniper_78
      28.01.2417:26:54

      Осталось ещё немецкие ротраки чем-то российским заместить.

      • 3
        Human RS Human RS
        28.01.2421:01:51

        Кстати отечественные ратраки вполне есть. Вопрос только в том насколько хорошо налажено их серийное производство и локализация в России их компонентов, вот тут не в курсе ситуации.

        • 0
          Sniper_78 Sniper_78
          29.01.2403:50:06

          Я знаю что есть. Но пока что PistenBully они не ровня, к сожалению.

      • 3
        Дмитрий Жуков Дмитрий Жуков
        28.01.2421:16:50

        Антарктические сочлененные Д-30 смотрят на немецкие ратраки, как на …

        • 0
          Sniper_78 Sniper_78
          29.01.2403:48:00

          На первом фото видите чем Kässbohrer занимается? Д-30 умеет это делать? У каждой машины своя сфера применения!

          • 2
            Дмитрий Жуков Дмитрий Жуков
            30.01.2409:18:23

            Снег грести?))) Вы шутите, надеюсь. Никогда не видели ДТ-30 с отвалом?

            • 0
              Sniper_78 Sniper_78
              09.02.2420:16:20

              Можете фотографией данного чуда поделится? Только фото именно с заводским бульдозером на базе Д-30.

    • 1
      de_moore de_moore
      30.01.2412:01:34

      К сожалению с импортозамещением не все так радужно.

      Гусеничные краны грузоподъемностью до 100 тонн в России производили и производят. Челябинский механический завод почти монополист, выпускает всю номенклатуру ДЭКов от 25 до 100 тонн. Еще был Ульяновский механический завод № 2, но он закрыт с 17 года.

      Проблема отечественных кранов в том, что они в техническом плане сильно устарели, на сегодняшний день гидравлический привод, это обыденность для гусеничного крана, а у нас этот привод только на одном ДЭК грузоподъемностью 36 тонн.

      А вот краны грузоподъемность более 100 тонн для нас пока не достижимы. В вилке грузоподъемности от 100 до 800 тонн на рынке кроме Либхерра есть китайцы XCMG, а все что выще 1000 тонн, это только Либхерры и Демаги.

  • 7
    Е.Юрий Е.Юрий
    28.01.2416:24:53

    Отлично, поздравления всем нам и всем причастным — новая веха в нашей историии и исследованиях!

    Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм, который крепится при помощи шпилек( нестандартных крепителей).

    Видимо что-то пропущено.

    Отредактировано: Е.Юрий~16:28 28.01.24
  • 11
    rvk rvk
    28.01.2416:26:43

    Напомню свою статью о начале строительства этой станции, может будет интересно кому-то    

  • 13
    Нет аватара termometrix
    28.01.2417:03:00

    Грандиозный объект и очень сложную работу проделали наши полярники. С учетом всех условий и с учетом климата станции «Восток» можно смело сказать, что мы впереди планеты всей в области полярных исследований!

    Особая благодарность и поздравления Леониду Викторовичу Михельсону!

    Иногда частная инициатива в любой сфере жизни, в том числе и в науке, способна сотворить чудеса и воплотить в жизнь мечты целого народа!

  • 6
    Нет аватара termometrix
    28.01.2418:24:07

    Новый зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» в Гатчине изнутри

    https://archi.r...-stancii-vostok

  • 11
    Нет аватара BRO
    28.01.2419:35:52

    Через лет 100 надеюсь наши потомки построют нечто подобное на Марсе!

  • 11
    Жан Ковальчук Жан Ковальчук
    28.01.2421:01:47

    Нелишне популяризировать отечественные чудеса научного прогресса через Россию Сегодня и Радио Спутник.

    Отредактировано: Жан Ковальчук~21:04 28.01.24
  • 9
    aspyadirect aspyadirect
    29.01.2408:25:41

    Замечательная новость, странно что в мировых СМИ она очень скромно преподнесена, ведь это очень значимое событие, как научное, так и геополитическое!

  • 6
    lapshin-89 lapshin-89
    29.01.2410:42:05

    Настоящий триумф России!

  • 1
    Иван Иванов Иван Иванов
    29.01.2413:01:13

    Отличная работа! Производит впечатление.

    Вот только стулья выглядят хлипковато. Для самой удаленной станции хотелось бы понадежней.

  • 4
    Нет аватара siberia2012
    29.01.2413:50:49

    Круто. Удивляет что такое с виду циклопическое сооружение, а всего 35 человек летом и 15 зимой. Можно наверно за весь день никого не встретить.

    Честно говоря, с удовольствием бы провёл там сезон, а может и больше. Что нравится в такой работе, что не отвлекаешься на повседневные заботы, типа магазин, банки, документы, машина… А спокойно можешь отработать смену, позаниматься спортом, сходить в баньку, в свободное время почитать книги, посмотреть кино. Санаторий одним словом в сравнении с суетой мегаполисов. Суровый, но санаторий. Ещё плюс — некуда тратить деньги. Всё что заработал, привёз. Ты полностью обеспечен бытом. Но от долгого пребывания психика у некоторых людей бывает страдает. В общем: «Где тут у вас в полярники записывают?».

    Отредактировано: siberia2012~13:58 29.01.24
    • 0
      Дмитрий Жуков Дмитрий Жуков
      30.01.2409:22:23

      Скушновато на зимовке. А летом надо быть гляциологом, биологом. Бурильщиков-разведчиков пруд пруди, а с учёными немного сложнее.

      Отредактировано: Дмитрий Жуков~09:22 30.01.24
      • 1
        Нет аватара siberia2012
        30.01.2414:48:56

        ну скучно не скучно, я вахтой работал. Зато можно заняться тем, чем давно хотел (конечно от работы зависит, у меня время было свободное). Прочесть книги которые давно намеревался, изучить что-нибудь. Я так например научился в шахматы играть на более-менее уровне и програмировать на питоне (на уровне прикладных инеженерных задач)     От человека зависит и самодисциплины. Другое дело что жить так не хотел бы. А съездить на сезон два с радостью.

        Отредактировано: siberia2012~14:57 30.01.24
    • 0
      Иван Иванов Иван Иванов
      30.01.2417:39:24

      А как же «кислорода, как на вершине Эльбруса» при 50-40 градусах мороза?

      Далеко не каждый способен даже просто выдержать такой экстремальный климат, не говоря про непростую работу на таком «свежем воздухе».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,