стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

Через десять лет по Северному широтному ходу будут перевозить свыше 100 миллионов тонн грузов в год. Госдума РФ поддержала проект развития Байкало-Амурской магистрали на период до 2025 года, так называемый БАМ-2.

 

- Эта железнодорожная магистраль поможет дальнейшему развитию Дальнего Востока, станет одной из точек роста производства в округе, - заявил полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.

 

Зоны, прилегающие к БАМу, отличаются выгодным географическим положением, обладают крупными запасами как углеводородного сырья, так и твердых полезных ископаемых. Но степень использования существующего ресурсного потенциала достаточно мала. Разведанные ресурсы представлены в основном прогнозными категориями. В промышленных масштабах используются только месторождения угля, железной руды, строительных материалов и углеводородов.



 

Регионы, по которым проходит БАМ, имеют более низкий, чем в среднем по стране, уровень социально-экономического развития. Например, по доле валового регионального продукта на душу населения только Республика Саха (Якутия) превосходила среднероссийский уровень. Показатели же прочих субъектов колеблются от 52 процентов в Забайкальском крае до 81 в Хабаровском крае от среднероссийского уровня. Суммарный ВРП территорий зоны БАМа составляет не более пяти процентов от совокупного ВРП всех субъектов Российской Федерации, что не соответствует их важной роли в геостратегическом положении страны, а также богатым природным запасам территорий.

 

Устойчивое развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья, а также решение федеральных и региональных задач по использованию ресурсного, промышленного и транзитного потенциала востока страны возможны только при реализации комплексного инфраструктурного проекта реконструкции БАМа.


По прогнозам, к 2020 году объем грузоперевозок по БАМу должен увеличиться в три раза, а пассажирооборот - на 18 процентов.


 

Первым и основным элементом проекта должно стать развитие самой железнодорожной магистрали и вывод ее на новые объемы грузоперевозок. Сегодня лимитирующими факторами являются дефицит пропускной способности, низкие скорости движения, высокий износ дорожного полотна. Вместе с тем, по расчетам крупных добывающих компаний, только угля в ближайшие годы они готовы транспортировать до 70 миллионов тонн в год. Постоянно растут объемы перевозок руды из Амурской области, Якутии, Еврейской автономной области. Помимо этого БАМ - важный перевозчик генеральных грузов, нефти, черных и цветных металлов, леса. А активная позиция России по расширению своих возможностей для обслуживания грузопотока из Юго-Восточной Азии в Европу позволит дополнительно привлечь до 14 миллионов тонно-километров транзитных грузов в год. Таким образом, по мнению экспертов, суммарная нагрузка на Северный широтный ход к 2020 году составит 106,8 миллиона тонн в год.

 

Чтобы решить эту задачу, нужно не только реконструировать Кузнецовский тоннель (что даст возможность перевозить по железной дороге 25-28 миллионов тонн в год, не более), но и проложить вторые пути, поскольку сегодня БАМ почти на всем своем протяжении - одноколейный. Реализация проекта потребует строительства 2592 километров вторых главных путей. В связи с многократным ростом грузопотока необходимо изменить грузоподъемность составов и перевести локомотивы на электрическую тягу, а также увеличить мощности железнодорожных узлов и технических станций.

 

Кроме строительства путевой инфраструктуры понадобится модернизировать и увеличить мощности подразделений, осуществляющих железнодорожные перевозки, ремонтных и обеспечивающих служб. По предварительным оценкам, следует привлечь 114 тысяч работников железнодорожных специальностей и 184 тысяч - строительных. Предполагается, что строители будут заселяться на вахтовой основе во временные поселки, возведение которых учитывается в проектах создаваемых предприятий. Работников планируют привлекать на основе внутрирегиональной и межрегиональной вахты, а также переселять их вместе с семьями на постоянное место жительство. По итогам реализации БАМа-2 общий прирост постоянного населения в регионах, прилегающих к магистрали, составит более 435 тысяч человек. Так должен осуществляться блок проекта, связанный с развитием населенных пунктов вдоль трассы, социальной инфраструктуры и ЖКХ.

 

Еще один аспект БАМа-2 - это развитие тихоокеанских портов на территории Хабаровского края. Они уже обрели второе дыхание, поскольку на побережье формируются Ванино - Советско-Гаванский промышленно-транспортный узел и портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ).

 

В силу объективных причин изменились подходы к финансированию крупных проектов, в том числе включенных в программу "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья" - программные назначения на 2011-2013 годы сокращены на 62 процента.

 

- В условиях невозможности масштабных бюджетных инвестиций и необходимости устранения инфраструктурной недостаточности, мешающей развитию экономики страны, необходимо применение инновационных инструментов, - считает заместитель министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Богдан Мусянович. - Проект комплексного развития территории БАМа должен стать одним из крупнейших мегапроектов за последние тридцать лет и ярким примером эффективности государственно-частного партнерства в России.

 

По информации полпреда, только на первом этапе реализации БАМа-2 понадобится примерно 400 миллиардов рублей. Источники средств многообразны: наряду с прямыми инвестициями федерального бюджета и РЖД деньги могут поступить от выпуска облигаций и приватизации ряда железнодорожных объектов. Кроме того, часть затрат должны взять на себя дальневосточные субъекты Федерации, особенно в части развития инфраструктуры.

 

В рамках проекта комплексного развития территории БАМа предполагается привлечь 3,2 триллиона рублей частных инвестиций. Суммарный объем государственных инвестиций в проект на основе механизмов государственно-частного партнерства составит пять триллионов рублей. Например, за счет бюджетных источников финансирования с учетом возможности применения инструментов государственно-частного партнерства предполагается осуществить модернизацию всего участка Тайшет - Советская Гавань.

 

В результате на базе регионов БАМа возможно создать новый промышленный район, основанный на добыче и переработке минерального сырья и развитии энергетики.


Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Павел Буцев Павел Буцев
    01.03.1222:36:08
    СШХ и БАМ - это совершенно разные магистрали.
    • 0
      Нет аватара Rozev Er
      02.03.1200:59:42
      упс простите. Поискам по разным сочетаниям пытался найти похожую статью и что-то не нашел. Может удалить её?
  • 0
    MiG-42MFI MiG-42MFI
    03.03.1218:58:23
    Зэков для этой "велокой стройки" где брать будете?
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      17.06.1213:24:02
      Зэков для этой "великой стройки" где брать будете?
      Будем использовать пленных канадцев!     Хотя ЯАМ прекрасно построили и без всяких зеков...
    • 0
      Нет аватара 3a_Pycb
      09.07.1413:15:47

      В строительстве БАМ-1 не участвовали ЗЭКи, для БАМ-2 они тем более не понадобятся;)

  • 0
    Rivagri Rivagri
    17.06.1211:10:16
    Великие стройки идут только в великих странах. Удачи вам, россияне ! С почтением из Приднестровья
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,