На Ямале завершили испытания первого российского комплекса оборудования для ГРП
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruНа Уренгойском НГКМ успешно завершили испытания первого российского комплекса оборудования для гидравлического разрыва пласта. Напомню, что впервые отечественная технология была презентована в Тюмени в середине мая, и об этом я писал в 12 выпуске Тюменского импортозамещения. Работы проводились на ямальском месторождении компании «Газпром нефть» совместно с партнёрами. Полевые испытания подтвердили эксплуатационные характеристики отечественного оборудования и его соответствие отраслевым стандартам. Первый российский флот ГРП получил сертификат о готовности к серийному производству и промышленному применению, это победа отечественного нефтяного машиностроения!
10 июня на газоконденсатной эксплуатационной скважине установки комплексной подготовки газа № 5 В Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения успешно проведен гидроразрыв пласта (ГРП) с использованием отечественного флота. Это стало завершающим этапом совместной работы компаний Группы «Газпром», научно-исследовательских институтов и предприятий-изготовителей по проведению стендовых и полевых испытаний опытного образца в рамках импортозамещения производственного оборудования.
Преимуществами создаваемого отечественного флота ГРП являются:
— максимальный уровень локализации производства флота ГРП на территории Российской Федерации;
— обеспечение проведения всех видов ГРП, в том числе большеобъёмного, высокоскоростного гидроразрыва нефтяных и газовых пластов за одну операцию одним флотом;
— возможность полного автоматического управления процессом ГРП с комплексным контролем, отображением и документированием параметров процесса и данных скважинной телеметрии;
— оптимизация состава флота ГРП за счёт совмещения агрегатами комплекса функций технологических и обеспечивающих процессов;
— создание многофункциональной стендовой базы с уникальным оборудованием, позволяющим проводить отработку (приёмку) как флота в целом, так и его отдельных составных частей.
В состав опытного образца флота ГРП вошли следующие агрегаты:
— установка насосная (4 единицы);
— установка смесительная (1 единица);
— машина подачи сыпучих материалов (1 единица);
— установка гидратационная (1 единица);
— установка химических добавок (1 единица);
— машина перевозки ёмкостей (1 единица) с четырьмя ёмкостями;
— машина подогрева жидкости (1 единица);
— машина автоматического управления и контроля (1 единица);
— машина манифольдов (1 единица).
Перед тестированием отечественного флота ГРП в полевых условиях Институт нефтегазовых технологических инициатив разработал единую методику отраслевых испытаний. Проект был реализован в несколько этапов. Проведение отраслевых испытаний с привлечением крупнейших нефтегазовых компаний было организовано «Единым оператором испытаний» — национальной экспертной площадкой в области тестирования нового российского оборудования.
В мероприятии приняли участие представители ПАО «Газпром», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ООО «Газпром подземремонт Уренгой», ООО «РусГазБурение», АО «Корпорация «МИТ», АО ФНПЦ «Титан Баррикады», ЗАО СП «МеКаМинефть».
Для максимально полной проработки проекта российского флота инженеры-конструкторы «Московского института теплотехники» и завода «Титан-Баррикады», входящих в корпорацию «Роскосмос», составляли техническое задание при участии большинства нефтесервисных компаний России. Первый российский флот создали в течение 11 месяцев с момента заключения контракта.
Опытный образец создавали на основе технического задания, которое коллективно сформировали крупные отечественные предприятия-недропользователи. Российский флот ГРП имеет полностью автоматизированное управление, чего нет сейчас на аналогичном оборудовании, подчеркнули конструкторы. Вторая существенная характеристика — оборудование флота обеспечивает рабочее давление, превышающее тысячу атмосфер и готово к масштабному расходу жидкости в скважине — до 16 кубометров в минуту.
Параллельные испытания проводятся сейчас на многих месторождениях Западной Сибири, но на Ямале они завершились раньше. Так, в «МеКаМинефть» тоже состоялось тестирование первого отечественного флота для проведения гидравлического разрыва пласта. На скважине 6016 куст 209Б Ватинского месторождения ПАО «СН-Мегионнефтегаз» 6 апреля специалисты компании успешно провели первую операцию по ГРП с применением отечественного комплекса. На первой скважине работы проведены в срок, без отклонений от заданной программы.
Дальнейшие опытно-промышленные испытания флота пройдут на нефтяных скважинах «Газпромнефть-Хантос» и газовых скважинах ПАО «Газпром».
При участии «МеКаМинефть» провели поагрегатные испытания на производственной базе в Мегионе. В дальнейшем, состоятся поагрегатные испытания на месторождении и следом — опытно-промышленные работы по гидроразрыву пласта на Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантос».
Разработка трудноизвлекаемых запасов является одной из важнейших стратегических задач российской энергетики. Появление флота ГРП российского производства поможет не только развивать добычу, но также станет важным шагом по достижению технологического суверенитета.
Сфера ТЭК — одна из самых быстроразвивающихся в технологическом плане. Успешные испытания комплекса оборудования — очередное тому подтверждение. Перед Ямалом встают новые вызовы: смещение центров добычи из традиционного Надым-Пур-Тазовского региона на север, разработка трудноизвлекаемых запасов Ачимовских и Юрских отложений, действующих «зрелых» месторождений. Сейчас разрабатываются мастер-планы ямальских опорных городов Арктической зоны, в которых обязательно учитываются эти вызовы и перспективы развития территорий.
Системная работа, проводимая российскими предприятиями в кооперации с отраслевыми заказчиками, позволяет создавать востребованные топливно-энергетическим комплексом решения. Данная работа и мероприятия по увеличению доли отечественных компонентов будут продолжены и производитель уже в 2025 году приступит к серийному выпуску флотов. Начало эксплуатации флота будет серьёзной победой российского нефтяного оборудования, это знаковое событие для Российской Федерации.
В публикации использованы фото из открытых источников.
— Тюменское импортозамещение (часть 12)
— Тюменское импортозамещение (часть 11)
Публикации 2023 года:
— Тюменское импортозамещение (часть 10)
— Тюменское импортозамещение (часть 9)
— Тюменское импортозамещение (часть 8)
— Тюменское импортозамещение (часть 7)
— Тюменское импортозамещение (часть 6)
— Тюменское импортозамещение (часть 5)
Публикации 2022 года:
— Тюменское импортозамещение (часть 4)
— Тюменское импортозамещение (часть 3)
— Тюменское импортозамещение (часть 2)
Читайте также репортажи о Тюменском нефтегазовом форуме:
— Специальный репортаж: Тюменский нефтегазовый форум (TNF Expo).
— Тюменский нефтегазовый форум (TNF-2023)
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
13.06.2409:07:26
13.06.2411:42:14
13.06.2413:05:07