стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
85

Строительство Петербургского метрополитена

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Если строительство метрополитена в Москве всегда отличалось прежде всего своим размахом, то характерной особенностью метростроения в Санкт-Петербурге были сложные геологические и погодные условия, что часто вынуждало строителей применять оригинальные технические решения. Предлагаю Вашему вниманию рассказ о строительстве Петербургского метрополитена, которое количеством технических новинок и нестандартностью проектных решений порой опережает даже Москву!

Своё путешествие по строящимся тоннелям и станциям Петербургского метро мы начинаем на юге города и будем двигаться на север — что поделать, нравится мне это направление!

Строительство станций Фрунзенско-Приморской линии.

На Автозаводском проезде в посёлке Шушары идёт строительство одноимённой станции метро «Шушары» (проектное название «Южная»), которая станет 15-й станцией Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена. Станция будет конечной, поэтому проектировщиками был выбран привычный для Петербурга тип крытой наземной станции. Кстати, «Шушары» — первая станция, строящаяся за пределами КАД.

За станцией будет располагаться электродепо «Южное», которое станет 7-м депо Петербургского метрополитена и 2-м, построенным в постсоветское время.

От «Шушар» не север идёт двухпутный тоннель, который заканчивается демонтажной камерой недалеко от строящейся станции «Проспект Славы». Проходка первого в России совмещённого двухпутного тоннеля диаметром 10.3 метра началась 23 января 2014 года, к настоящему времени из 3787 метров тоннеля пройдено уже более 3200 метров.

Впервые в практике отечественного метростроения для прокладки тоннеля такого большого диаметра был использован тоннелепроходческий механизированный комплекс Herrenknecht.

На пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы, на участке двухпутного тоннеля между станциями «Шушары» и «Проспект Славы», идёт строительство станции метро «Дунайская». Впервые в практике петербургского метростроения станция сооружается методом «Top-down» (сверху вниз). Сперва строители возвели стены в грунте по периметру котлована на всю глубину заложения станции, затем опирающуюся на них бетонную плиту верхнего перекрытия.

Под защитой этого перекрытия началась разработка котлована, в основании которого будет сооружена бетонная плита следующего перекрытия, после чего строители приступят к третьему, самому нижнему ярусу котлована. Для подъёма грунта на поверхность и подачи стройматериалов в перекрытиях оставлены технологические отверстия.

После завершения строительства станция будет иметь 3 уровня: на первом будут вестибюли, на втором будут технологические помещения, на третьем будут 2 станционных зала с путями и боковыми пассажирскими платформами, разделённые вертикальной стеной с витражами. Подземные вестибюли и платформы станции свяжут 12 эскалаторов.

Рядом с пересечением Проспекта Славы и Бухарестской улицы идёт строительство станции метро «Проспект Славы» — третьей и последней станции второй очереди Фрунзенского радиуса.

«Проспект Славы» — станция глубокого заложения пилонного типа. Рядом со станцией находятся проспект Славы и парк Интернационалистов, что нашло отражение в её будущем оформление, которое посвящено теме героизма и мужества бойцов советской армии.

Сейчас идёт расширение боковых станционных тоннелей, а также проходка центрального зала:

В эту демонтажную камеру в конце мая (или в начале июня) придёт проходческий щит со стороны станции «Шушары», после чего его разберут и после профилактического ремонта отправят на строительство северного участка Невско-Василеостровской линии:

Однопутные тоннели от действующей станции «Международная» до станции «Проспект Славы» полностью готовы, где-то уже началась укладка пути:

Строительство станций Правобережной линии.

Станция «Театральная» будет находиться в историческом центре Санкт-Петербурга, на Театральной площади. Сейчас идёт вынос коммуникаций из зоны строительства станции.

Строительство станции осложнено близостью памятников архитектуры, поэтому её открытие планируется не ранее 2020 года, первое время поезда будут проходить станцию без остановки.

Станция «Горный институт» (проектное название «Большой проспект») строится на Большом проспекте Васильевского острова и станет 9-ой станцией Правобережной линии.

«Горный институт» — станция глубокого заложения пилонного типа, как и соседняя «Театральная». В настоящий момент идёт обустройство строительной площадки и подготовка к возведению шахтного комплекса.

Строительство второго выхода станции метро «Спортивная».

Станция «Спортивная» Фрунзенско-Приморской линии по праву считается самой необычной станцией Петербургского метрополитена. Односводчатая станция глубокого заложения имеет уникальную конструкцию — две её платформы расположены одна над другой и соеденены между собой эскалаторами. В перспективе станция станет пересадочной между Фрунзенско-Приморской и проектируемой Кольцевой линией.

Скоро конструкция «Спортивной» ещё больше усложнится — на Васильевском острове завершается строительство второго (юго-западного) выхода в город, который будет состоять из проходящего под Малой Невой траволаторного тоннеля с 6-ю траволаторами, объединёнными в две группы, эскалаторного наклона с 4-мя эскалаторами и подземного вестибюля. Станция метро находится на одном острове, а один из её выходов — на другом острове, вот такая чисто Питерская «фишка»!

Строительство станций Невско-Василеостровской линии.

А вот ещё одна уникальная стройка, которую в России можно увидеть только в Санкт-Петербурге — на свеженамытом (а вернее на свеженасыпанном) участке Крестовского острова уже началось строительство станции метро «Новокрестовская», хотя ещё несколько месяцев назад тут плескались волны Балтийского моря! Строительство колонной станции мелкого заложения будет вестись способом «Top-down», на первом этапе станция будет иметь два пути и две боковые платформы. В перспективе планируется построить вторую половину станции и превратить её в пересадочную на Лахтинско-Правобережную линию.

На пересечении улиц Савушкина и Туристской началось строительство станции метро «Беговая», строительство колонной станции мелкого заложения также будет вестись способом «Top-down». Севернее, недалеко от пересечения улиц Туристской и Оптиков, идёт строительство стартового котлована для прокладки совмещённого двухпутного тоннеля в сторону станции «Приморская».

Проходка будет вестись с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Надежда» фирмы Herrenknecht, который сейчас завершает строительство южного участка Фрунзенско-Приморской линии. Щит транзитом пройдёт станции «Беговая» и «Новокрестовская», после чего участки тоннеля разберут для строительства на их месте станционных комплексов.

Фото Николая Иванова, tankizt.livejournal.com, а также с сайтов lenmgt.ru и subwaytalks.ru

Отдельное спасибо пользователю Slava за актуальную схему Петербургского метрополитена!

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 2
    Великоросс Великоросс
    01.05.1514:12:14

    +    

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      01.05.1514:50:54

      Строят много, но первые результаты будут только через 3 года (не считая 2-го выхода «Спортивной»).

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 3
          A_SEVER A_SEVER
          01.05.1520:09:46

          Учитовая сколько у Санкт-Петербурга украли станций коммунисты
          Справедливости ради — метрополитен открыт в 1955 году, из 67 станций 54 построены во времена СССР.

          • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
            • 4
              A_SEVER A_SEVER
              01.05.1521:04:48

              Ну, а кто не давал строить до 55 года?
              А почему тогда не начать с вопроса, кто не давал строить до 1914 года?

              Потом понятно — 1-я мировая, революция, гражданская, преодоление разрухи.

              В Москве метро начали строить в 1931 году, в 1935 открыли первую очередь.

              В Ленинграде начали строить в 1941 году, через 10 лет.

              Но началась война, и смогли продолжить только в 1947, в 1955 открыли первую очередь.

              или даже условным Харьковом
              А если учитывать не только количество жителей, но и условия строительства?

              Отредактировано: A_SEVER~23:35 01.05.15
              • 1
                Нет аватара guest
                01.05.1521:30:29

                Метро в Москве начали строить в 1931 году. Первый тоннель А-1-а-1 пройден под Русаковской улицей.

            • 2
              Нет аватара guest
              01.05.1521:13:48

              а кто не давал строить до 55 года

              Не правда Ваша. Метрострой с расширением структуры и организацией структурного подразделения в Ленинграде был сформирован к 41 году. Спустя 10 лет после принятия принципиального решения о строительстве метрополитена в Москве.

              К 1939 году было принято решение о проектировании метрополитена в Ленинграде.

              К 22 июня 1941 года активно велась проходка шахтных стволов Кировско-Выборгской линии. Далее я думаю, что Вы знаете историю страны.

              Кроме того, Вы не учитываете, что Ленинградский метрополитен — глубокое заложение. Оно более трудоёмкое, чем мелкое заложение. К тому же, гидрогеология в городе очень сложная. Для сравнения: условия на Люблинско-Дмитровской линии и в Санкт-Петербурге похожи. Только они строят в водоупорной глине, а у нас на этих глубинах трещиноватый известняк. Т. е. они проходят стволы и наклоны, а дальше строят в водоупоре, а мы из-за трещиноватого известняка продолжаем бороться с водопритоком.

              Поэтому не стоит так однобоко судить. Будь у нас Харьковская геология …   

          • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 4
          leon_777 leon_777
          01.05.1520:53:06

          Вам пора валить в Венецию, и начинать страдать, что там для Вас метро не построили    

      • 0
        Нет аватара oleg_go
        04.05.1500:27:32

        Предыдущую станции «Международная» и «Бухарестская», открыли в конце 2012 года, поэтому первых результатов нужно ждать не 3 года, а все 5, а то и 6

        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          04.05.1500:34:25

          станции «Международная» и «Бухарестская», открыли в конце 2012 года, поэтому первых результатов нужно ждать не 3 года, а все 5
          Простите, а какая взаимосвязь между датой открытия одних станций и сроком строительства других станций?

          • -1
            Нет аватара oleg_go
            04.05.1502:04:18

            Свзять между ними — патологическое вранье и не выполнение обещаний…

            «На открытии станций метро «Бухарестская» и «Международная» губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил о перспективах развития городской подземки. В 2015 году будет открыта станция метро «Театральная», один из ее выходов расположится на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, второй задуман на углу улиц Декабристов и Глинки."

            Этим его вранье не ограничилось. Нужно было мне сфотографировать плакатик Полтавченко, который перед выборами 14 года обещал 13 новых станций до 2020 года. Хотя первые из этих мифических тринадцати откроются в лучшем случае в 2018 году.

            Отредактировано: oleg_go~03:04 04.05.15
          • 0
            Нет аватара oleg_go
            04.05.1502:31:29

            Вы писали sdelanounas.ru/blogs/27505/?pid=258845#comments

            Почему-то тогда Вы видели взаимосвязь между сроками строительства станций, 3 за 3 года, или 3 за 6 лет… а тут вдруг перестали видеть?

            • 0
              A_SEVER A_SEVER
              04.05.1509:06:30

              Вы писали
              Да писал о свершившемся факте — открытии станций метро в предыдущие годы.

              Но никаких выводов о дальнейшей перспективе метростроения я из этого не делал!

              губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил
              Согласен, руководство часто даёт заведомо невыполнимые обещания. Поэтому я обычно стараюсь делать выводы не на основании сказанного, а на основании сделанного.

              • 0
                Нет аватара oleg_go
                04.05.1511:06:33

                И что сделанно для постройки Новокрестовской в срок хотя бы к лету 18 года?

                Проходческий щит ещё работает на Фрунзенском радиусе, на проходку тоннелей от Беговой до Приморской он отправится в лучшем случае в ноябре. И какие шансы за два с половиной года пройти туннели и сделать две станции?

                • 0
                  A_SEVER A_SEVER
                  04.05.1511:18:19

                  на проходку тоннелей от Беговой до Приморской он отправится в лучшем случае в ноябре
                  Что не мешает строить станцию уже сейчас, до начала проходки.

                  Завершение проходки тоннелей Фрунзенского радиуса тоже важный этап строительства.

  • 2
    Eugene Samarev Eugene Samarev
    01.05.1514:58:58

    Класс!   

  • 0
    Нет аватара Grave
    01.05.1515:07:26

    а не слишком ли опасно строить станцию на насыпных грунтах? надо было бы сначала весь этот участок омонолитить, да и потом неужели на этом участке нет волнения? так близко от моря да еще и мелкого заложения, такого мне кажется нигде больше нет.

    • 4
      A_SEVER A_SEVER
      01.05.1515:21:22

      не слишком ли опасно строить станцию на насыпных грунтах?
      Насыпной грунт будет только вокруг верхнего яруса станции, остальные уходят в существовавший природный (или как правильно сказать?), тоннели вообще идут ниже уровня дна.
      неужели на этом участке нет волнения?
      Волнение на море конечно есть.

      Но, во-первых, грунт ещё насыпят, во-вторых, будет набережная!

      так близко от моря да еще и мелкого заложения
      Да, Россия иногда удивляет весь мир!    

      • 2
        Нет аватара guest
        02.05.1500:19:14

        Волнение на море конечно есть.Но, во-первых, грунт ещё насыпят, во-вторых, будет набережная!

        Доброй ночи, с праздником!

        Добавлю:

        в-третьих, эта часть Финского залива — т.н. «Маркизова лужа» — характеризуется малыми глубинами. В районе Западных оконечностей Крестовского и Васильевского островов преобладающие глубины не более 2 метров.

        в-четвертых, КСЗ (комплекс защитных сооружений — а, попросту, дамба), хоть и находится на приличном расстоянии, но в смысле волнения тоже дает защитный эффект.

        В результате, даже в наихудших погодных условиях (западный ветер 20+ м/с) волнение в этом месте не превышает метра.

        Образование серьезного волнения требует больших глубин и больших расстояний — иначе волне попросту негде разогнаться.

        ИМХО опаснее нагонное повышение уровня воды (проще — наводнения). Но с этим вполне успешно справляется дамба.

        Отредактировано: SPilot~01:29 02.05.15
  • 2
    Нет аватара guest
    01.05.1516:00:43

    Впервые в практике отечественного метростроения станция сооружается методом «Top-down» (сверху вниз). Сперва строители возвели «стены в грунте» по периметру котлована на всю глубину заложения станции, затем опирающуюся на них бетонную плиту верхнего перекрытия.

    А почему впервые применена? Где-то я эту технологию у нас в транспортном строительстве уже видел. Делали плиту и под её защитой вели проходку.

    По сути — «Парижский способ».

    И кстати, поправьте, пожалуйста: «стены в грунте» на «стену в грунте» опирающуюся на неё.

    Если в кавычках, то это название технологии, если без, то это то, что написано.

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      01.05.1519:53:01

      Где-то я эту технологию у нас в транспортном строительстве уже видел.
      А где именно, это был метрострой или что-то другое?

      • 1
        Нет аватара guest
        01.05.1520:50:07

        Да, это был метрострой. Москва. станция Волжская 95 год, «стена в грунте», балки перекрытия, плита перекрытия и выемка грунта из-под плиты. 2010 год, НСК, Золотая Нива.

        Но это вот именно та технология про которую в статье. А так в других вариациях она использовалась ещё на первой очереди Мосметро.

        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          01.05.1521:24:59

          Москва. станция Волжская 95 год
          Спасибо, не знал. Хотя в Москве и Новосибирске так строили только один ярус, а в Питере строят 2 яруса, которые потом делятся на 3 с заменой 1 временного перекрытия на 2 постоянных. Мне кажется, это сложнее.

          • 1
            Нет аватара guest
            01.05.1521:43:15

            Это дольше точно. А так это зависит от конструкции. Можно 3 яруса стеночек в 200 мм длинной 19 метров лить весь год, а можно 1 ярус 400 мм такой же длинны укладывать за месяц. Это всё зависит от организации строительства и геологии, а также опыта подрядной организации.

  • 2
    Niliental Niliental
    01.05.1518:24:26

    Очень не хватает станций в Красногвардейском и южной части Калининского районов: до ближайших очень далеко, а там даже планов нет их строительства.

  • Комментарий удален
  • 3
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    02.05.1509:44:49

    Хорошо, что сохраняются достоинства советского метро — добротный дизайн, красивая отделка станций, мрамор, мозаика, светлый облик. Метро в России — не только средство передвижения,это и культурная и историческая среда.

  • 0
    Нет аватара oleg_go
    04.05.1502:21:27

    Как на самом деле происходит строительство петербургского метро:

    «На открытии станций метро «Бухарестская» и «Международная» губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил о перспективах развития городской подземки. В 2015 году будет открыта станция метро «Театральная», один из ее выходов расположится на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, второй задуман на углу улиц Декабристов и Глинки. Следующей вехой в метростроении станет 2017 год, когда будет открыта станция «Новокрестовская», следующая после «Приморской». Также губернатор Полтавченко не исключил возможности открытия в 2017 году и некоторых других станций, которые он не назвал."

    karpovka.net/2012/12/28/88163/

    «Три станции — «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная» — собираются открыть одновременно в 2016 году. Причем это уже не просто декларация о намерениях, вроде утвержденной в прошлом году программы развития петербургской подземки. Как пояснил заместитель главного инженера, начальник производственного отдела ГУП «Петербургский метрополитен» Алексей Мичурин, изыскательские работы по всем трем объектам уже проведены и в конце года, скорее всего, будут объявлены конкурсы на проектирование и строительство станций."

    bn.ru/articles/2012/08/31/94778.html

    А на самом деле, Театральную официально уже перенесли на 2020 год, Проспект Славы, Дунайскую и Южную откроют в 2018 году, а Новокрестовскую, станцию, которую строят для ЧМ2018 года, не успают и в лучшем случае сдадут в 2019 году.

    Вот и вывод — много болтовни и мало дела…

  • Комментарий удален
  • 0
    televisa televisa
    04.06.1500:32:05

    Феноменальная безвкусица

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      04.06.1500:34:10

      Феноменальная безвкусица
      Можно привести пример хорошего вкуса?

      • Комментарий удален
      • 0
        televisa televisa
        19.06.1500:40:22

        не знаю как здесь картинку вставить в комментарий

        Отредактировано: A_SEVER~01:45 19.06.15
  • 0
    Нет аватара guest
    18.09.1613:16:23

    Кстати, «Шушары» — первая станция, строящаяся за пределами КАД.

    Первая? А Девяткино и Рыбацкое тогда какие? Нулевые?

    Чушь пишете, батенька.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,