стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
171
rvk 18 сентября 2018, 17:04

Первый летный ПД-14 уже почти готов. И нам его показали!

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

ПД-14 под порядковым номером 13 возвышается как статуя на постаменте, а чуть поодаль в процессе сборки двигатель с номером 14 — первый российский двигатель, который станет под крыло самолета, для которого и был создан: он поднимет в небо МС-21. Уже скоро этот двигатель уйдет на загородную испытательную станцию (о ней будет отдельный рассказ).

Но здесь всё строго. Нас сразу предупредили — фотографировать новейший двигатель нам не разрешат. Ни полностью, ни по частям. Возможно, такая скрытность перебор, но в этих запретах чувствуется особое отношение на «Пермских моторах» к самому важному из того, что сейчас есть у них. И даже не только у них — этот двигатель самое важное, что есть в области турбореактивных двигателей у всей страны. Это не просто двигатель, это надежда на то, что наши высокие компетенции в этой области не будут утрачены, что мы не покинем элитный клуб государств (а их можно по пальцам пересчитать), обладающих такими технологиями.

Рядом в том же цеху идет сборка ПС-90А — и даже неспециалисту очевидно, что новый двигатель сильно отличается от него. В обвязке ПД-14 нет такого большого количества трубок — то, что раньше работало на гидравлических принципах, за счет давления керосина, давления масла, потоков жидкостей, в новом двигателе отдано электронике. Вместо хитросплетений трубок — аккуратные провода, от чего двигатель не выглядит так эффектно, как ПС-90А. Кажется, будто он гораздо проще. Но это впечатление обманчиво: на самом деле ПД-14 куда технологичнее своего соседа.

  • Хитросплетения трубок на ПС-90А. На ПД-14 такого нет.
  • Хитросплетения трубок на ПС-90А. На ПД-14 такого нет.
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Еще одно отличие в том, что если ПС-90А собирается по бумажным чертежам, то ПД-14 уже полностью в цифре: сборщикам доступна не только подробная 3D модель двигателя, но и подробная инженерная спецификация. Вся технология по сборке того или иного узла подробно расписана и представлена в виде ролика, где отражена вся последовательность сборочных операций: «Взять болт, проверить маркировку, закрутить в это отверстие. Момент затяжки такой…»

Каждый из выпущенных до текущего момента двигателей ПД-14 предназначен для своего вида испытаний: на шум, на обрыв лопатки, на выброс загрязняющих веществ и т. д. — всего порядка 24 типов испытаний. Один двигатель проходит одно испытание, потом полностью перебирается и отправляется на следующее испытание. Два двигателя, 7-й и 12-й, были испытаны под крылом летающей лаборатории на базе Ил-76 в Жуковском.

Сейчас производство выходит на новый этап. Если раньше ПД-14 собирали под конкретный вид испытаний, то теперь начата сборка летных двигателей. По планам до конца года будет собрано три ПД-14 — два пойдут под крыло МС-21 и один резервный. В следующем году соберут еще два двигателя для летных испытаний, после чего (и конечно, после сертификации) — двигатель пойдет в серию.

А в заключение нам показали ротор компрессора высокого давления ПД-14. Фотографировать не разрешили, но чтобы вы понимали о чем речь, вот вам для сравнения фото ротора двигателя ПС-90А.

  • Ротор компрессора высокого давления ПС-90А
  • Ротор компрессора высокого давления ПС-90А
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Так вот, у ПД-14 ротор вдвое компактнее и имеет всего 8 ступеней против 13 у ПС-90А. Эта оптимизация достигнута за счет изменения геометрии лопаток.

Сложность, технологичность этого изделия ощущается буквально на ощупь, и здесь нет никакого преувеличения. Идеально гладкие поверхности лопаток без единого намека на какую либо шероховатость. Это даже сравнить не с чем! Ни один материал, к которому я прикасался ранее, не вызывает такого ощущения. Пальцы по отполированной поверхности лопаток скользят так, будто те смазаны маслом, настолько гладкая у них поверхность, но ощущения маслянистости нет. Идеально выверенный профиль, углы и изгибы. Осязательный восторг! И гордость. Гордость за страну, способную создать такое. Это тот случай, когда невероятную технологичность и сложность изделия ощущаешь буквально кончиками пальцев — на ощупь. Айфоны, айпады? Да бросьте! Вот где сгусток научной и инженерной мысли, в этом блестящем куске металла. Это то, что умеют делать лишь пять стран в мире, а на таком высоком уровне лишь три, и Россия в их числе!

Каждая лопатка проходит контроль в несколько этапов, при этом контроллер несет личную ответственность, ставя на лопатку свое именное клеймо — поэтому на каждом изделии с обратной стороны стоят своеобразные автографы.

Когда-то завод выжил лишь за счет того, что сумел из своих двигателей сделать наземные газотурбинные установки — авиационные двигатели оказались стране не нужны. Казалось, что время сложных, амбициозных и интересных задач ушло навсегда. Завод в прямом смысле спустили с небес на землю. И ПД-14 сегодня — это новый взлет для завода, новая высота. Но эта высота уже почти взята, а дальше… а дальше ПД-35. И здесь на заводе уже чувствуется легкое нетерпение и томительное ожидание новой сверхзадачи — ведь таких двигателей мы не делали никогда.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 19
    A_SEVER A_SEVER
    18.09.1817:15:54

    Блин, ты меня переплюнул — рассказ про ПД-14 без единой фотографии двигателя!    

    У меня стройка на «Северной верфи» хоть немного видна на заднем плане.

    • 11
      rvk rvk
      18.09.1817:41:03

      — Ты видишь суслика?

      — Нет.

      — И я не вижу. А он есть!

      Внимательный человек найдет даже два ПД-14 на первой фото ;)

      • 0
        Нет аватара guest
        18.09.1817:58:35

        отражение на полу

        • 2
          Нет аватара guest
          18.09.1823:45:37

          Вот еще, из тех же репортажей

          •  © aex.ru

      • 3
        Нет аватара guest
        18.09.1823:35:00

        Я дико извиняюсь тоже, но что это за секретность такая, если еще в марте месяце они целый пул журналистов по всем цехам водили, и все им разрешали фоткать?

        =====================================================

        6 марта 2018 года завод «ОДК-Пермские моторы» принял десант столичных журналистов. Представителям СМИ показали цеха и стенды, где собирается и испытывается новейший отечественный авиационный двигатель ПД-14.

        =======================================

        Оснастка оранжевого цвета на первой фотке — это маркер, она используется только на сборке ПД-14

        •  © aex.ru

        Отредактировано: Дмитрий С.~00:05 19.09.18
        • 2
          rvk rvk
          18.09.1823:48:23

          Да, тогда разрешили фотографировать с 50 м. Нам не дали. Ну точнее вот то что есть на первой фото это все что разрешили сфотографировать.

          • -3
            Нет аватара guest
            19.09.1800:02:54

            Тогда даже отдельные детали разрешали фотографировать,демонстрационные стенды с лопатками, участок мехобработки и т. д. Вообще не понятно что сейчас за регресс в плане PR происходит. Там в принципе ничего секретного нет — это сборка. Промблоггеров ОДК в Уфу не раз запускало, на производство АЛ-31/41 с репортажами по всему циклу, от литейки.

            • 6
              rvk rvk
              19.09.1800:17:40

              Ничего не разрешали там. С 50 м и все. То что некоторые ослушались, это уже другое дело, видимо оттуда и какие-то подробности, и видимо поэтому у нас было строже. Я рад что хоть столько удалось сфотографировать, другие вообще ничего не сняли.

            • 3
              rvk rvk
              19.09.1800:19:03

              А к вопросу того что эти запреты не очень понятны это я согласен, но таково указание руководства. В чем смысл не знаю, им виднее.

              • 1
                Нет аватара guest
                19.09.1800:29:02

                но таково указание руководства.

                У меня есть предположение на этот счет — но здесь я его озвучивать не стану.

                Отредактировано: Дмитрий С.~00:29 19.09.18
                • -7
                  Нет аватара Nirvanko
                  19.09.1808:11:30

                  С идиотизмом и ничем другим.

                  • 2
                    Нет аватара guest
                    19.09.1810:35:09

                    обидно человеку по фамилии Нирванко…))) естественно…

          • 1
            Нет аватара mik88
            19.09.1812:52:05

            это все что разрешили сфотографировать.

            В мире в этой сфере очень жесткая конкуренция. Возможно не хотят показывать свои какие-то НО-ХАУ, возможно какие-то заимствования. А чтобы избежать судебных тяжб, что случиться тут же, если дать повод(Запад он же склочный и сутяжный…), стараются ограничить доступ «к телу». В любом случае меня это не напрягает. Рано или поздно все мы увидим. А сейчас — нельзя, значит нельзя.

      • 4
        Нет аватара guest
        18.09.1823:49:46

        «Хитросплетение трубопроводов» у него тоже присутствует — без него пока никак    

        •  © s00.yaplakal.com

        • 5
          rvk rvk
          18.09.1823:51:41

          Там их минимум, по сравнению с ПС-90А

        • 4
          rvk rvk
          18.09.1823:57:08

          На этой фото, кстати, может быть все что угодно, как некий промежуточный вариант, для испытаний, в котором часть электроники отдано по старинке гидравлике,так и вообще не ПД-14.

          • 2
            Нет аватара guest
            19.09.1800:17:50

            так и вообще не ПД-14.

            Это он — т. н. «демонстратор технологий». А первое фото со сборки кликабельно — и там видно, что керосин, сжатый воздух, смазочные и гидравлические жидкости еще не научились по проводам передавать.   

            • 2
              rvk rvk
              19.09.1807:53:37

              Естественно. НО повторяю, трубок там гораздо меньше.

  • -4
    Нет аватара guest
    18.09.1817:38:11

    без обид, уважаемый автор это новости, но репортаж с названием "Первый летный ПД-14 уже почти готов" я пять лет назад по телевизору видел   

    Отредактировано: Андрей Валерьев~17:51 18.09.18
    • 15
      rvk rvk
      18.09.1817:43:23

      Летный. Ключевое слово. То есть тот который станет под крыло МС-21. 5 лет назад не могло быть такой новости, так как собирать 14-й двигатель начали в начале сентября — а он по плану и есть первый летный, 13 до него предназначались для наземных испытаний и испытаний под крылом летной лаборатории.

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 7
          rvk rvk
          18.09.1820:17:24

          я не знаю что было тогда, но сегодня это «почти» относится именно к летному двигателю, а так до него совсем не почти за эти годы создано 13 работающих двигателей. Что касается летного то, я написал, есть сроки, в конце сентября он уйдет на испытательную станцию.

          Отредактировано: rvk~20:17 18.09.18
      • 5
        s-t-a-l-k-e-r s-t-a-l-k-e-r
        19.09.1800:43:29

        ПД-14 под порядковым номером 13 возвышается как статуя на постаменте

        Пусть возвышается, как напоминание о том, что между 13 и 14 была пропасть, переступив через которую страна обрела истинную независимость. Кстати, это очень символично, что 14 ПД-14 станет под крыло МС-21 первым, делая его по-настоящему отечественным самолетом. Событие, которое вряд ли можно переоцинить.

        • 2
          rvk rvk
          19.09.1807:55:04

          что 14 ПД-14 станет под крыло МС-21

          Я кстати спросил, специально ли так подгадали. Но ответили что нет, это случайность.

          • 1
            Vovantro Vovantro
            19.09.1809:53:23

            Давно заметил… Удивительные в России некоторые события происходят при созидательной деятельности. Зачастую мистические прям.    

  • Комментарий удален
    • 8
      rvk rvk
      18.09.1817:44:38

      В чем секретность?

      Если честно не знаю. Но подозреваю что на выставках с двигателя снимают вещи которые нельзя показывать.

      • 1
        Нет аватара krap
        19.09.1808:46:16

        Возможно для фото и видеосъемки изделия ПД-14, нужно разрешение спецотдела, а что бы его получить нужно написать пару-тройку служебок и прочего бумажного мусора, с этим заморачиваться не стали, и просто сказали очередным журналистам на фотографировать.

        Отредактировано: krap~08:47 19.09.18
    • 17
      CastedAway CastedAway
      18.09.1818:31:09

      Моё предложение, что всё гораздо проще. Дело не в «секретности». Ведь конечный продукт будет устанавливаться на гражданские самолёты. Просто сейчас когда продукт ещё в разработке и тестировании, зачем раскрывать лишние детали? Чтобы потом когда двигатель вышел на «работу», аналитики говорили, а вот на фото от 2018 года там было по-другому, или ещё что-то в этом роде. Люди работают, тестируют, улучшают. Им вся это слишком детализированный медийный шум не к чему. Лично я сторонник, очень дозированной информации на этапах проектирования и разработки. Будет изделие готово, будет интегрированной с самолётом, пойдет в серию, вот там и рассматривайте и фотографируйте сколько хотите    

      • 8
        Нет аватара guest
        18.09.1819:26:08

        Согласен, мне думается, что тут больше не секретности, а трепетного отношения, как к дитю, чтобы вроде как не сглазили.

      • 2
        Gary Zucker Gary Zucker
        19.09.1817:13:31

        Эка вы пространно пересказали поговорку «дураку половину работы не показывают».

  • Комментарий удален
  • 4
    Нет аватара amk6606
    18.09.1818:06:09

    Вместо хитросплетений трубок — аккуратные провода, от чего двигатель не выглядит так эффектно, как ПС-90А. Кажется, будто он гораздо проще. Но это впечатление обманчиво: на самом деле ПД-14 куда технологичнее своего соседа.

    Тут некоторая терминологическая путаница. Слова «технологичный» и «высокотехнологичный» имеют совершенно разное значение. Технологичнее — значит проще в изготовлении, меньше получается брака.

    Имеется же в виду, думаю, что ПД-14 — продукт более высоких технологий, чем ПС-90А.

    И, собственно, именно благодаря высоким технологиям ПД-14 еще и более технологичный, то есть проще.

    (Что-то никак не пойму, как тут цитата оформляется)

    Отредактировано: amk6606~18:07 18.09.18
    • 3
      rvk rvk
      18.09.1818:16:57

      все-таки у слова «технологичный» не одно узкое значение. При употреблении его в сравнительном обороте, это слово и выступает в роли слова «высокотенологичный», то есть если мы что-то с чем-то сравниваем, мы имеем ввиду что одно их сравниваемых «более технологично», то есть «высоко технологично»… короче, написать в сравнительном обороте что что-то более высокотехнологично можно наверное, но это получается тавтология. Или тем более «куда высокотехнологичнее»…

      Короче, я как автор считаю что в данном случае так использовать это слово можно, а как инженер (по образованию) считаю что на некоторую возможно спорность такого оборота можно спокойно закрыть глаза

      • 5
        Darth Darth
        18.09.1821:45:24

        На самом деле правильное определение продукта высоких технологий — «высокотехнологический", а того, что очень легко и быстро производится, собирается и т. п. — «высокотехнологичный". Однако с подачи нерадивых исполнителей верхнеуровневых документов последних лет слово «высокотехнологичный» стало полным синонимом слова «высокотехнологический», даже почти вытеснив последнее из оборота. Поэтому у нас по сути появился неологизм, т.к. слово стало использоваться в новом значении. Проблема, правда, в том, что старое значение-то слово не утратило, так что теперь приходится дополнять его уточнениями, которые раньше были бы избыточны.

        В общем, «как жить в таком краю?!»    

        • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара siberia2012
          19.09.1813:09:57

          «высокотехнологический» странно звучит, никогда не встречал. Лучше уж тогда более современный, совершенный, по последнему слову техники и т. д.

          Про «высокотехнологичный» согласен, что это про процесс производтсва.

          Отредактировано: siberia2012~13:10 19.09.18
          • 0
            Darth Darth
            19.09.1819:58:19

            Потому, видимо, и не встречали, что это слово уже надёжно «убито» новым значением «-технологичного». А вот в 80-е — 90-е вполне себе было в обиходе.

      • 0
        Нет аватара amk6606
        19.09.1818:47:21

        Просто в сочетании со «проще» возникает двусмысленность.

        И мне, как инженеру довольно-таки долго проработавшему в технологическом отделе, при фразе «более технологичное» первое и единственное, что приходит на ум: оно проще в изготовлении, требует меньше контрольных операций, меньше в брак уйдёт.

    • 0
      Arsenic Arsenic
      19.09.1814:27:12

      Хотел написать то же самое, опередили. Технологичнее = проще в изготовлении.

    • 0
      Нет аватара Tony
      21.09.1800:07:37

      •  © Фото из открытых источников

      а вот я не пойму, как грузить картинки не в виде ссылок, раньше вроде можно было

      Отредактировано: Tony~00:08 21.09.18
  • 9
    Нет аватара guest
    18.09.1819:14:25

    Да, создание ПД-14 это целая веха, очень значимый продукт для страны. Дальше будет целая линейка моторов от ПД-7 до ПД-35. Где-то возьмут газогенератор целиком, где-то отмасштабируют, где-то возьмут последние наработки и технологические решения, но будут делать несколько моторов, чтобы закрыть основные потребности страны. Ещё недавно вспоминал про этот мотор, думал, что вот, новостей нет, неужели затык какой вышел. Но нет, делают лётные образцы, значит всё нормально.

  • Комментарий удален
    • 14
      Нет аватара guest
      18.09.1822:55:28

      Про дешёвый наброс это вы от непонимания. Китай делает смартфоны не хуже айфонов, а двигатели, как у Пратт энд Уитни или как у наших, не может. Это самое острие науки.

      • 5
        rvk rvk
        18.09.1823:01:06

        Китай делает смартфоны не хуже айфонов

        Я больше скажу, Айфоны тоже делает Китай.

        • 4
          Нет аватара guest
          18.09.1823:04:58

          Непосредственно Айфоны всё же не их разработка, да и проц там наверное тоже не их. Но они уже пилят клоны во всю, не хуже. А с ГТД не выходит, делают что-то конечно своё, но уровень совсем другой.

          • 1
            rvk rvk
            18.09.1823:09:43

            Во всех телефонах проц не их, почти все процы для смартфонов делаются на Тайвани. Включая и американские и китайские и какие угодно.

            • 0
              Нет аватара guest
              19.09.1809:19:11

              Вплоть до 4-го айфона яблоки пользовались процами от Самсунга, так что не только, не только.    

              • 0
                rvk rvk
                19.09.1809:24:01

                Самсунг так же делает процессоры на Тайвани. Впрочем может быть тогда у них еще они делались в Корее, не знаю.

        • 2
          Нет аватара siberia2012
          19.09.1813:12:28

          я ещё больше скажу, при цене китайфонов меньше на порядок, именно на порядок (10 раз), они делают просто космические корабли по сравнению с деревянным каноэ.

          Отредактировано: siberia2012~13:13 19.09.18
      • 0
        Нет аватара Nirvanko
        19.09.1808:17:15

        Производство микроэлектроники это тоже острие науки; страны которые обладают современными техпроцессами можно посчитать по пальцам одной руки наверное. Китай лишь сборочная площадка, туда готовые компоненты идут. Их изготовление — вот это хай-тек.

        • 1
          Нет аватара guest
          19.09.1809:22:24

          Как раз Китай, AFAIK, — основной производитель по самой ходовой сейчас технорме в 22 нм. У них с собственно разработкой топологии ниочинь. Большинство процессоров китайского производства — либо на лицензионных ядрах, либо просто заказы по сторонним VHDL.

          • 0
            Нет аватара Nirvanko
            19.09.1817:33:34

            Ерунду бы не говорили: en.wikipedia.org/wiki/List_of_semiconductor_fabrication_plants

            Большинство полупроводниковых фабрик, которые находятся в Китае — это производство зарубежных компаний, которые размещают производство в Китае лишь в силу дешевизны рабочей силы.

            Основные полупроводниковые гиганты — это компании из США, Южной Кореи, Тайваня и Японии. Китай и рядом не стоял.

            • 1
              Нет аватара kerosene
              20.09.1809:30:12

              SMIC Fab 8 — Шанхай, Китай — 28 нм.

              • 0
                Нет аватара Nirvanko
                02.10.1811:25:03

                SMIC Fab 8

                Объемы производcтва скромно умалчиваем?

        • 1
          Arsenic Arsenic
          19.09.1814:29:24

          Это неправда, Китай именно изготавливает микросхемы.

    • 3
      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
      18.09.1823:15:06

      Судя по завышенной до беспредела цене айфонов — приём не дешёвый!   

  • 0
    Нет аватара guest
    19.09.1808:11:35

    То, что двигатель появится и займёт достойное место под крылом российского самолёта — это прекрасно! В Мире проскакивают сведения о секретных технологиях! И ближайшее будущее всё-таки за совершенно другими двигателями и вряд ли они связаны с горючими топливами. Весь Мир освоил нефте -газ, Лобби у этого топлива очень велико. Всё начинается с земли, сначала перейдём на электрические автомобили, потом и в воздухе и в Космосе появятся новые двигатели.

    • 0
      S G S G
      19.09.1808:40:26

      Че там где проскакивает? Интересна очень!

      • 2
        Нет аватара guest
        19.09.1809:23:06

        Инин вам наплетёт…    

  • 7
    Нет аватара mikr
    19.09.1808:53:13

    Незачем было наводить тень на плетень. Внешний вид как самого двигателя, так и любой его детали не представляет для шпионов никакого интереса. В конце концов этот двигатель по-любому попадет к потребителю, а значит его можно будет разобрать и тщательно изучить любому конкуренту. Да и конфигурация лопаток компрессора диктуется обычными математическими формулами, которые известны не только пермякам, но и американцам с англичанами и французами, и даже китайцам. А вот что действительно представляет интерес, так это — технология изготовления. То есть — марка металла, режим термообработки, внутренняя структура, подробности процесса механообработки, и так далее. А также — экономическое обоснование всех технологических цепочек производства, включая поставки сырья и сбыт готовой продукции. Вот эти вещи и составляют самую главную коммерческую и стратегическую тайну. И никакие фотографии готового двигателя не смогут ее подробно раскрыть.

  • -4
    Нет аватара Four18
    19.09.1812:30:44

    Зачем писать про айфоны, если те, кто их делает, такие двигатели тоже делают, и они уже летают на Дримлайнере итп, Роллсройс тоже.

    • 1
      Natiksoldatik Natiksoldatik
      19.09.1821:19:50

      Стоило вот специально регистрироваться, чтобы написать такой бред, про Айфон и Роллс Ройс.

      • -5
        Нет аватара Four18
        19.09.1821:47:34

        Если ты не понял, к чему я написал, зачем показывать свою тупость?

  • 0
    Нет аватара siberia2012
    19.09.1813:20:06

    Где-то встречал таблицу сравнения ПД-14 с аналогоми, и вот там было видно, что степень двухконтурности у ПД ниже, чем у PW и других. Насколько эта характеристика важна и прямая ли зависимость с КПД (типа выше двухконтурность — выше КПД)? Правда характеристики наверно не окончательные, ведь ещё серийного образца не было.

    Отредактировано: siberia2012~13:20 19.09.18
    • 2
      Arsenic Arsenic
      19.09.1814:33:40

      Там не все так просто, с одной стороны высокая двухконтурность — это хорошо т.к. экономичнее (для пассажирского самолета чуть ли не самая главная характеристика), с другой стороны снижается крейсерская скорость и тяга у земли, а следовтельно и повышается длина разбега (а это тоже немаловажно), кроме того масса тоже растет. Поэтому нужен разумный балланс. У SSJ например степень двухконтурности всего чуть больше 4, и ничего, экономичность вполне на уровне конкурентов.

  • 0
    Arsenic Arsenic
    19.09.1814:04:56

    А почему только 14-й двигатель летный? Куда денут первые 13?

    • 2
      rvk rvk
      19.09.1814:08:03

      Первые 13 предназначены для конкретных испытаний. Их скорее всего разберут, часть в музеи, часть будут ездить на выставки.

  • Комментарий удален
    • -3
      Нет аватара Four18
      20.09.1807:58:18

      Главное чтоб не как обычно, к 2025…

      • 1
        Нет аватара anpaza
        21.09.1809:14:44

        Сразу видно «спициалиста», который за свою жизнь не создал даже ржавого гвоздя…

        • 0
          Нет аватара Four18
          21.09.1809:21:43

          О, да мы еще все о обо всех знаем) Иди утрись, спициалист создатель) Еще раз клоун прочитай что я писал. Какая зависимость айфона и авиадвигателя?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,