Лого Сделано у нас
63

Александр Иноземцев о двигателе ПД-14

 Предлагаю фрагмент интервью с Александром Иноземцевым, генеральным конструктором ОАО "Авиадвигатель".

Полностью интервью можно прочитать, пройдя по ссылке внизу.

  • Прямая видеосвязь на выставке "Технологии в машиностроении-2012": двигатель-демонстратор технологий на испытательном стенде
  • Прямая видеосвязь на выставке "Технологии в машиностроении-2012": двигатель-демонстратор технологий на испытательном стенде

- Сегодня пермское КБ - головной разработчик семейства двигателей на базе унифицированного газогенератора для авиации, энергетики и транспорта газа. Базовым двигателем нового семейства станет ПД-14. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

 

- Цель Проекта "Двигатели для самолетов МС-21" - создание российского коммерческого двигателя для наиболее емкой ниши мировой гражданской (коммерческой, магистральной) авиации - ближнее - среднемагистральных самолетов пассажировместимостью 130…180 мест, который будет конкурентоспособен с перспективными зарубежными двигателями аналогичного назначения, вводимыми в эксплуатацию в 2014…2016 гг., по техническим характеристикам и экономической эффективности.

 

По сравнению с современными серийными авиационными двигателями: российским ПС-90А (Ил-96, Ту-204, Ил-76) и франко-российским SaM146 (SSJ-100) при разработке ПД-14 сделан качественный рывок в основных параметрах, в том числе: по степени двухконтурности (в 2 раза), температуре газа перед турбиной (на 100 К), суммарной степени сжатия в компрессоре (на 20…50 %). Все это обеспечивает снижение удельного расхода топлива на 12…16 % и соответствие перспективным экологическим требованиям по шуму и эмиссии вредных веществ.

 

Указанный рывок обеспечивается применением передовых технологий проектирования.

 

Нашими партнерами в короткий срок освоены новые уникальные технологии изготовления деталей и узлов нового двигателя:

 

Технология изготовления пустотелой титановой рабочей лопатки вентилятора (осваивается на УМПО) позволяет снизить массу детали на 30%, что дает суммарное снижение массы двигателя на 8-10%. Внедрение на "Пермском моторном заводе" технологии изготовления монокристаллических рабочих лопаток турбины из сплавов нового поколения с защитным керамическим покрытием второго поколения позволило поднять температуру газа перед турбиной до 2000 К. Технология изготовления деталей мотогондолы и двигателя из полимерных композиционных материалов (до 65% деталей мотогондолы (по массе) из ПКМ) снижает общую массу силовой установки на 7…8%. С целью обеспечения ресурсных характеристик и последующей сертификации двигателя c применением 3-й стратегии управления ресурсом впервые в российском двигателестроении развернута работа по созданию банка механических характеристик конструкционных материалов, применяемых в двигателе.

 

ПД-14 конкурирует с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320NEO) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320NEO) и Leap-1В (самолет В737 МАХ) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma).

 

По заключению ГНЦ РФ ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" двигатель ПД-14 не уступает конкурентам по сумме технико-экономических параметров. Комплексная оценка экономической эффективности двигателя ПД-14 в составе самолета МС-21, выполненная ОАО "НПК "Иркут", показала, что двигатель ПД-14 конкурентоспособен в сравнении с двигателем PW1400G.

 

Необходимо подчеркнуть, что все конструкторские наработки и технологические решения могут быть использованы в перспективных программах создания газотурбинных двигателей различного назначения.

 

Сегодня Проект двигателя "Двигатели для МС-21"находится на этапе разработки рабочей конструкторской документации, по которой начнется изготовление опытных двигателей для проведения для стендовых, сертификационных и летных испытаний.

 

Этому предшествовали несколько важных этапов проекта:

  • Разработка научно-технического задела проекта, который позволил спроектировать узлы и системы двигателя с использованием самых передовых технологических и конструкторских достижений в авиационном двигателестроении;
  • Разработка, освоение производства и проведение квалификации новых материалов и сплавов с самыми передовыми свойствами, без которых невозможно создать двигатель с конкурентоспособными характеристиками;
  • Изготовление опытных узлов двигателя и исследование их характеристик на специальных стендах;
  • Изготовление и проведение испытаний опытных газогенераторов (газогенератор - это основа, ядро авиационного двигателя);
  • Изготовление и испытание двигателя демонстратора технологий на котором были проверены основные идеи, заложенные в проекте.

Задачи проекта чрезвычайно амбициозны и сложны, цена ошибки крайне велика, поэтому для его технической реализации были привлечены наиболее дееспособные двигателестроительные ресурсы России. Это ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "УМПО", ОАО "НПП "Мотор", ОАО "Инкар", ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют". Вкладываются значительные федеральные средства в технологическое переоснащение этих предприятий.

 

К участию в Проекте привлечены и профильные институты: ГНЦ РФ ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова", ФГУП "ВИАМ", ОАО "ВИЛС", ОАО "ЛИИ им. Громова", ФГУП "ЦАГИ им. Жуковского" и др.

 

В настоящее время ведутся работы по выпуску конструкторской документации, в т.ч. на оборудование летающей лаборатории для начала летных испытаний, высотных стендов ЦИАМ, увеличивается количество изготовленных опытных узлов, газогенераторов, все интенсивнее идут испытания.

 

Последовательно решается глобальная российская проблема отсутствия серийного производства специализированных деталей и узлов авиационного двигателестроения из полимерных конструкционных материалов. В рамках создания семейства двигателей на базе унифицированного газогенератора создана промышленная лаборатория разработки технологии и изготовления деталей из ПКМ на базе пермского национального исследовательского технического университета.

 

Проекты такого масштаба и сложности невозможно реализовать без широкого применения передовых информационных технологий и оборудования:

  • создания и использования для сложных расчетов вычислительных кластеров;
  • трехмерного проектирования деталей и узлов двигателя с использованием цифровых безбумажных технологий;
  • создания двигателя в кооперации с другими предприятиями с реализацией, впервые в практике отечественного двигателестроения, полнофункционального территориально распределенного ведения электронного проекта двигателя;
  • обмена конструкторскими данными между предприятиями - соисполнителями в системе Teamcenter Multisite Collaboration;
  • широкого применения видеоконференцсвязи при проведении организационных и технических совещаний.

 

- Рассматривается ли перспектива оснащения самолетов Ту-204СМ двигателями ПД-14М? Ведутся ли работы в этом направлении, на каком этапе они находятся?

 

- Работа по привязке двигателя ПД-14М к самолету Ту-204СМ в настоящее время не ведется. При определенных условиях, двигатель ПД-14М возможно установить на самолете Ту-204СМ, но при этом потребуется провести серьезный объем работ по модернизации самолета и его систем, а также выполнить доработку самого двигателя для обеспечения его интеграции на самолете. После чего предстоит провести цикл сертификационных испытаний двигателя и самолета. Весь перечисленный объем работ потребует значительных финансовых затрат, и работа по замене двигателя на самолете целесообразна при большой заинтересованности экслуатантов в данном варианте самолета. Тем не менее, этот двигатель входит в семейство двигателей ПД-14 и рассматривается нами в перспективном бизнес-плане.

  • 0
    user78 user78
    27.10.1215:36:52
    - Работа по привязке двигателя ПД-14М к самолету Ту-204СМ в настоящее время не ведется. При определенных условиях, двигатель ПД-14М возможно установить на самолете Ту-204СМ, но при этом потребуется провести серьезный объем работ по модернизации самолета и его систем, а также выполнить доработку самого двигателя для обеспечения его интеграции на самолете. После чего предстоит провести цикл сертификационных испытаний двигателя и самолета. Весь перечисленный объем работ потребует значительных финансовых затрат, и работа по замене двигателя на самолете целесообразна при большой заинтересованности экслуатантов в данном варианте самолета.
    Скорее всего причина более прозаична: с ПД-14М Ту-204СМ вплотную приблизится к МС-21 и будет с ним конкурировать     А так, при желании, ремоторизация - обычное дело, часто применяется на многих самолётах. Даже иностранные двигатели на наш самолёт ставили когда-то (Ил-96М/Т с PW2337).
    • 0
      Doc Doc
      27.10.1215:53:56
      Можете сравнить характеристики навскидку?
  • 0
    Вячеслав Чернявский Вячеслав Чернявский
    27.10.1219:46:20
    А У праттов их долю в пермском моторном заводе уже выкупили ?
  • 0
    antipatriot antipatriot
    28.10.1211:28:52
    спасибо за статью.только пд-14 дороже по сравнению с пратом http://lenta.ru.../06/05/ms21/,а жаль!странное все-таки ценообразование в россии...   
    • 0
      user78 user78
      28.10.1212:59:42
      Двигатель ещё не готов (даже не проходил летные испытания), в крупную серию не запущен, а цена уже известна? Как так?    
      • 0
        MagiRus MagiRus
        29.10.1212:28:01
        "Коммерсантъ" писал со ссылкой на неназванные источники
        Неназванные источники, как и анонимные, всегда знают все!    
        • 0
          Нет аватара nldr
          29.10.1215:48:14
          По непроверенным данным из неназванных источников получена неподтверждённая информация, пожелавшая остаться неизвестной оно как михалычи бывает-то    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,