стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
44

В России разработали ракетный двигатель на аммиаке

новая ацетилен аммиачная смесь призвана заменить опасный водород

 

НПО «Энергомаш» приступило к разработке нового ракетного двигателя на принципиально новом топливе — смеси ацетилена и аммиака (ацетаме). По словам разработчиков, его внедрение позволит удешевить ракетные пуски и отказаться от дорогостоящей инфраструктуры по производству водорода, которую приходится поддерживать прямо на космодромах. В результате удастся удешевить ракетные пуски.

— Смесь ацетилена и аммиака, даже по самым грубым подсчетам, в 20 раз дешевле водорода — килограмм водорода стоит около 2 тыс. рублей, а килограмм ацетама — максимум 100 рублей. При расходе в пять — семь тонн можно будет сэкономить значительную сумму. Кроме того,компоненты, входящие в ацетам можно  back>без проблем хранить и перевозить, а для водорода нужны специальные хранилища, — рассказал «Известиям» директор Центра инновационной деятельности НПО «Энергомаш» Анатолий Лихванцев. 

По его словам, смесь ацетилена и аммиака была выбрана в ходе подбора веществ, способных стабилизировать взрывоопасный ацетилен. Конкурентами аммиака выступали метан и вода, которые показали худшие результаты, кроме стабилизирующих функций высокие охлаждающие способности, а у аммиака они блестящие (его даже используют в холодильниках в качестве хладагента). 

Новый двигатель на ацетаме будут делать на базе кислород керосинового двигателя РД-161, который получит индекс «АЦ». По сравнению с предшественником ацетамовый будет на 30% энергоэффективнее. Точные параметры будут определены в ходе испытаний смеси, которые начнутся в этом году и будут длиться около трех лет.

После того как оптимальное соотношение ацетилена и аммиака найдут (топливо станет достаточно эффективным и при этом не будет взрываться от каждого удара), конструкторы уточнят параметры двигателя, по предварительным рассчетам, он не потребует серьезных конструктивных изменений, поскольку физические свойства ацетама не намного отличаются от керосина. Благодаря этому разгонный блок с новым двигателем можно будет ставить на уже существующие ракеты-носители — это опять же выгоднее, чем разрабатывать под него новую ракету.

Разработчики планируют запустить ракеты с новым двигателем в космос уже в 2017–2018 годах. Однако сроки будут зависеть от объемов финансирования — чем больше стендовых экземпляров двигателя удастся изготовить, тем быстрее удастся проверить все режимы. Первый стендовый образец планируется смонтировать на стендовой базе под Сергиевым Посадом.

Директор по развитию космического кластера фонда «Сколково» Дмитрий Пайсон в свою очередь отметил, что несмотря на не поражающие воображения стоимостные показатели, замена керосина и водорода в ракетных ступенях новым горючим может оказаться экономически эффективным проектом.

- Водород очень громоздкий - его нужно защищать от тепла, из-за этого его сложно возить. Поэтому проще его производить прямо на космодроме перед заправкой. Ацетам можно перевозить при комнатной температуре, как обычный керосин. При этом его энергоэфективность выше, чем у кислород-керосина, а опасность для экологии ниже, чем у того же гептила, - пояснил Пайсон. – К тому же он существенно плотнее, можно делать баки меньшего объема.

Он добавил, что с точки зрения совершенствования конструкции традиционных жидкостных ракетных двигателей современные КБ, по всей видимости, подошли к некоему барьеру. Поиски новых решений в ракетостроении сегодня ведутся в части новых материалов, топлив, производственных технологий.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара WJ
    07.05.1200:34:08
    В России разработали ракетный двигатель на аммиаке
    На каком аммиаке, блин? Ацетам - это ацетилен, который аммиаком превращается в безопасную жидкость, схожую с керосином. Основной компонент - это ацетилен! Кроме того, прошерстите стать, там полно копипастомусора.
  • 0
    Нет аватара WindWarrior
    07.05.1201:05:57
    По словам разработчиков, его внедрение позволит удешевить ракетные пуски и отказаться от дорогостоящей инфраструктуры по производству водорода, которую приходится поддерживать прямо на космодромах
    Из всех многочисленных советских/российских ракетоносителей жидкий водород в качестве топлива использовала только "Энергия" и оставшаяся на бумаге челомеевская УР-700. Ацетам может заменить керосин и НДМГ,так как у первого он выигрывает по удельному импульсу,а у второго-ввиду меньшей токсичности.
  • 0
    Борис Ташлыков Борис Ташлыков
    07.05.1208:54:56
    На моей памяти, это уже третья статья на эту тему (на СделаноУНас) за последние 2 месяца. Но в этой еще и заголовок кривой.
    В России разработали ракетный двигатель на аммиаке
    А в статье
    НПО «Энергомаш» приступило к разработке
  • 0
    Нет аватара mmx
    07.05.1209:51:44
    Получается что вся "экологическая" возня с автомобильными водородными двигателями это вообще полный бред если даже в космических запусках стремятся от водорода уйти.
    • 0
      Нет аватара WJ
      07.05.1210:05:26
      Дело в том, как получать топливо. Водород для ракет пока сейчас получают не электролизом воды, а бульбуляцией угля. Для машин водород планируют получать электролизом воды, переводя какой-то вид энергии через электричество в химическую - получать метан, или ацетилен в этом случае куда сложнее. С другой стороны, если появятся батареи с плотностью запасаемой энгергии, равной плотности энергии, запасаемой в дизельном топливе, и при этом относительно дешёвые (и безопасные), то, видимо, и смысла переходить на водород нет. Однако, если получать биотопливо или перегонять ископаемое топливо (или мусор, торф или кизяк), то здесь лучше использовать метан, как конечный продукт.
      • 0
        Нет аватара mmx
        07.05.1210:12:01
        А по моему в статье пишут что дело не в способе получения водорода а в месте. Получать на огромном и эффективном химзаводе не выгодно потому что потом прийдется везти на космодром и хранить. А производить на месте тоже не выгодно из-за маленьких обьемов. Очевидно что в случае с водородными автозаправками вся эта невыгодность водорода проявится еще больше.
        • 0
          Нет аватара WJ
          07.05.1211:08:18
          Вы спрашивали про автомобили, вообще-то. Водородные автомобильные заправки получают водород прямо на месте.
        • 0
          Нет аватара Lyudov
          07.05.1211:37:54
          На Байконуре есть завод для получения водорода и кислорода.
    • 0
      Нет аватара WindWarrior
      07.05.1211:21:41
      Получается что вся "экологическая" возня с автомобильными водородными двигателями это вообще полный бред
      В автомобилях водород хранится в баллонах в сжатом виде,в баках ракеты-в жидком,со всеми вытекающими. Особых шансов у автомобилей на водороде,впрочем,всё равно нет.
      если даже в космических запусках стремятся от водорода уйти
      Жидкий водород в качестве топлива в ракетоносителях в основном используют американцы,и они отказываться от него не собираются. Среди наших ракетоносителей жидкий водород использовался только в маршевых двигателях "Энергии",и возврата к нему не планируется,судя по заявленным ТТХ РН семейства "Ангара". И вообще,новость не про появление нового ракетного топлива(их за полвека было изучено неимоверное количество,включая и такие экзотические связки,как пентаборан+фтор,например),а про начало разработки ракетного двигателя,работающего на связке ацетам+жидкий кислород.
      • 0
        Нет аватара Houker
        07.05.1213:01:45
        Может ошибаюсь, но я читал о том,что в автомобильном варианте водород хранится не в сжатом, а в адсорбированном виде при повышенном давлении.Подобно ацетилену в баллонах в растворенном виде.
        • 0
          Нет аватара Z-zyl
          07.05.1220:16:26
          Есть всякие варианты. BMW даже показывала машину с криогенным баком, то есть жидкий водород.    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,