19 апреля команда IX российской молодежной экспедиции «На лыжах — к Северному полюсу!» отправилась в Арктику, сообщается в пресс-релизе Минобрнауки РФ. Юные полярники под руководством опытного путешественника Матвея Шпаро вылетели в Арктику на российскую дрейфующую станцию «Барнео». Оттуда экспедиция начнет свой путь к Северному Полюсу. Ждать вылета путешественникам пришлось больше недели из-за погодных условий — взлетно-посадочная полоса несколько раз расходилась.

    В этом году в команду вошли юные кадеты — три девушки и четыре юноши из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Кемерово, Вологды, Челябинска и Хабаровска, всем им по 16-17 лет. Ребятам предстоит за 7 дней пройти более чем 100 километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. По словам их наставника Матвея Шпаро, этот состав отличает еще большая дисциплинированность.

    Экспедиция Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики на атомном ледоколе «Ямал» Росатомфлота осуществляется по заказу нефтяных компаний «Роснефть» и Exxon Mobile. Цель - изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых.

    Ледокол вышел из порта приписки Мурманск.
     
    Экспедиция станет продолжением изысканий, которые проводились на атомоходе «Ямал» ровно год назад. «Запланирован значительный комплекс исследований, - рассказал подробности руководитель экспедиции Андрей Тюряков. -  Мы будем заниматься изучением всех характеристик морского льда: морфометрических характеристик, физико-механических свойств дрейфующего льда.  Будем изучать айсберги, их дрейф, геометрические размеры, включая размеры подводной части. Будем заниматься изучением гидрологического режима морей Карского, Лаптевых, р-на Новосибирских островов».

     

    21 октября в Архангельск вернулась поисковая экспедиция Дмитрия Кравченко на судне «Алдан». Напомним, экспедиция, в состав которой вошли подводные археологи, водолазы и гидроакустик, геофизик и сотрудники парка «Русская Арктика», месяц провела на территории национального парка «Русская Арктика» в заливе Ледяная гавань, у мыса Спорый Наволок. Целью экспедиции было – подтвердить с помощью специальных приборов нахождение в нескольких метрах от берега природной геомагнитной аномалии и убедить научное сообщество, что эта аномалия – не что иное, как остов каравеллы голландского шкипера Виллема Баренца. Подводный археолог, историк, Дмитрий Кравченко ищет знаменитую голландскую каравеллу на протяжении нескольких десятков лет. В 2012 году экспедиции оказали финансовую помощь Русское Географическое общество и Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!».

    Дмитрий Кравченко: «Экспедиция столкнулась с непреодолимым фактором, играющим против нас – со стихией. Снежные заносы, ветер до 30 м/с, нагонные волны у берега, отрицательные температуры не могли дать нам в полной мере воплотить задуманное. Так, например, из-за сильной волны осложнилась работа с магнитометром и гидролокатором бокового обзора, которые давали сбой и ошибочные показания. Из 11 запланированных на проведение исследований мы смогли использовать не полных пять дней. Однако нам все же улыбнулась удача: практически в последний день работ мы нашли у уреза воды 4 фрагмента шпангоутов. И самое главное – они принадлежали днищевой части каравеллы! Сейчас с каждого сняты спилы, которые пройдут исследование с помощью радиоуглеродного анализа в Геологическом институте РАН».

    Научно-исследовательское судно «Алдан»

     

    Научно-исследовательское судно «Алдан» покинуло место поиска знаменитой каравеллы – Ледяную Гавань, место, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.

    Поисковые работы на месте гибели судна начались в 1977 году, после чего в 1978, 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1992, 1995, 2006, 2008 и 2009 годах в Ледяной гавани работали очередные экспедиции.

    Не смотря на то, что корабль по-прежнему не найден, нельзя сказать, что экспедиция была неудачной. «Да, - сказал Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников России и идейный вдохновитель экспедиции. – Корабля мы не нашли, но обнаружили большое скопление его фрагментов в том месте, где и не предполагали, поэтому всё ещё впереди».


    Ни спутники, ни автоматы не могут заменить человека. Дрейфующие полярные станции с отечественными учеными постоянно присутствуют в Арктике с 1937-го года – с перерывом на войну и перестройку. 9-го октября ледокол «Россия» снова вернулся из экспедиции. Он забирал на большую землю команду полярников «Северный полюс-39» и высаживал на льдину юбилейную станцию – «Северный Полюс – 40».

    Атомоход «Россия» вышел из Мурманска днём 8 сентября, и уже вернулся домой. За время месячного плавания "Россия" преодолела более 5,5 тысячи морских миль в водах Северного Ледовитого океана, из них большую часть - во льдах. В этом году ее путь к дрейфующей станции пролегал через Северный полюс.

    Главная задача высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2012» выполнена, и полярники дрейфующей станции «Северный полюс-39» сняты со льдины. Попутно успели решить и другие научные вопросы – в частности, открыли новый остров. Его появление в архипелаге Земля Франца Иосифа предполагали ещё с 2006-го.

  • Уникальная экспедиция отправилась в Ледяную гавань – место последней зимовки каравеллы Виллема Баренца

     

    Научно-исследовательское судно «Алдан» (на базе МКРТМ типа «Лаукува») 1989 г. постройки/2012 г. модернизации. Этот перестроенный рыболовецкий траулер в качестве исследовательского судна выполняет свой первый рейс. Именно поэтому команда была отобрана с особым вниманием.


    В конце сентября из Архангельска на НИС «Алдан» стартовала экспедиция на архипелаг Новая Земля, с целью поиска останков корабля, на котором в 1596 году Виллем Баренц пытался пройти из Европы в Индию.

    Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции – Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников, заручился поддержкой Фонда содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!» и администрации национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый (о. Северный, Новая Земля), предположительно и находятся останки «летучего голландца».

    Научно-исследовательское судно «Профессор Хромов»

    Сотрудники Зоологического института РАН во главе с доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории морских исследований Станиславом Денисенко в конце августа 2012 г. присоединились к очередной экспедиции в Чукотское море в рамках совместной российско-американской программы RUSALCA (Russian-American Long-term Census of the Arctic).

    Проект существует с 2004 года и направлен на изучение влияния многолетних климатических изменений на гидрологический режим и биоту арктических морей. Продолжительность экспедиции составит примерно 30 суток. Работы будут выполняться с борта научно-исследовательского судна «Профессор Хромов» в российских и американских территориальных водах.

    RUSALCA по методам исследования схож с другими арктическими проектами. Его основная уникальность - в выбранном для исследования месте – Берингов пролив и акватория вокруг него. Это одно из двух мест, где происходит обмен теплом и солью между Северным Ледовитым и граничащими с ним океанами (второе такое место – пролив Фрама, соединяющий Северный Ледовитый океан с Атлантическим). Этот обмен крайне важен для понимания климатических изменений.

     

    Сухопутная экспедиция, организованная Российским союзом спасателей совместно с МЧС России при поддержке Российского географического общества (РГО), стартовала в пятницу из Петербурге. Маршрут проложен по следам Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга, который пролегал от города Санкт-Петербурга до города Петропавловска-Камчатского.

    Первая Камчатская экспедиция стартовала в декабре 1724 года, после того как Петр Первый указал исследовать воды Тихого океана и подтвердить наличие пролива между Азией и Америкой. Руководителем экспедиции был назначен Витус Беринг, а его первым помощником - русский моряк Алексей Чириков. Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года с 1725 по 1727 годы и произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которое впоследствии получило имя Беринга.

    Подготовка к проведению такой широкомасштабной экспедиции длилась более полугода. Всего по России пойдут четыре экспедиционные группы: Северо-западная, Уральская, Сибирская и Дальневосточная. В каждой группе по 17 человек - профессиональные спасатели, студенты вузов МЧС России, представители РГО и ученые. Все группы стартуют в разных точках России в один день - 10 августа.


    «Профессор Молчанов» вновь отправляется в плавание, на этот раз с комплексной экспедицией, цель которой – обследовать приарктическое побережье.


    Морская экспедиция «Ямал-Арктика» стартовала из Архангельска 1 августа 2012 года для изучения заполярного побережья на судне «Профессор Молчанов». Костяк экспедиции составляют ученые Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета. Руководитель экспедиции Владимир Оношко рассказал, что данная экспедиция – комплексная, исследования запланированы как на берегу, так и в море.

    «Ямал-Арктика-2012» – совместный проект Росгидромета и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, проводится в рамках двустороннего Соглашения в области гидрометеорологии. Финансирование экспедиции осуществляется за счет средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.

     

    Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" 29 июля вышло из порта Архангельска в долгосрочный рейс, в ходе которого в Арктике будут работать сразу несколько научных экспедиций ведущих институтов России, одновременно судно доставит грузы на метеостанции, сообщает Севгидромет.

    На борту судна в Арктику отправятся множество экспедиций ААНИИ, ВСЕГЕИ, ЦНИИГАиК, ГЕОХИ РАН и другие.

    "Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) выполнят исследования специального назначения в области гидрометеорологии в юго-западной части Карского моря. Основной целью проведения специальных исследований является сбор и обобщение данных по гидрометеорологическим, ледовым и экологическим условиям акватории Карского моря между Северным островом архипелага Новая Земля и о. Белый, необходимых для оценки воздействия неблагоприятных параметров окружающей среды при освоении Восточно-Приновоземельских лицензионных участков в юго-западной части Карского моря", - говорится в сообщении.

  • Свершилось маленькое, но чудо!
    Теперь любой желающий, практически, в режиме реального времени может совершить (даже, наверное виртуальным назвать сложно) путешествие по просторам Арктики на научно-исследовательском судне "Михаил Сомов".


    Совместными усилиями ФГУП "ААНИИ" и ФГУП "Космическая связь" для информационного обеспечения экспедиции на борту НЭС «Михаил Сомов» вместо традиционных систем «Iridiumt» или «Inmarsat» было предложено использовать морскую станцию VSAT. 


  • Друзья, тут наткнулся на сайт Экспедиции в индустриальную Россию


    Вот что они о себе пишут


    Приглашаем студентов старших курсов вузов, аспирантов, молодых ученых и специалистов принять участие в общероссийской программе "Экспедиции в индустриальную Россию". Если вы хотите побывать на самом современном, инновационном промышленном предприятии, если вас интересует практика связи образования, науки и промышленности, вопросы управления производством, новые стратегии и технологии успешного бизнеса, если вам интересно, из чего и как делаются вещи, которыми мы пользуемся, участвуйте в проекте! Очередная экспедиция по маршруту «Москва – Московская область – Калужская область - Калуга» состоится с 8 по 10 февраля. Формирование групп осуществляется на основе конкурсного отбора.  Проживание, питание и транспортные расходы в рамках экспедиции за счет организаторов, старт и окончание маршрута – г.Москва. Проезд до начала маршрута – за счет участников. Желающие участвовать в экспедиции могут выслать заполненную анкету на электронный адрес: industrialrussia@mail.ru с пометкой «Анкета участника». Заявки принимаются до 2 февраля. Подробности и анкета на сайте www.industrialrussia.ru


     


    В связи с этим у меня есть предложение