19 апреля команда IX российской молодежной экспедиции «На лыжах —
к Северному полюсу!» отправилась в Арктику, сообщается в пресс-релизе Минобрнауки РФ. Юные полярники под руководством
опытного путешественника Матвея Шпаро вылетели в Арктику на российскую дрейфующую станцию «Барнео». Оттуда экспедиция начнет
свой путь к Северному Полюсу. Ждать вылета путешественникам
пришлось больше недели из-за погодных условий —
взлетно-посадочная полоса несколько раз расходилась.
В этом году в команду вошли юные кадеты — три девушки и четыре
юноши из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Кемерово, Вологды,
Челябинска и Хабаровска, всем им по 16-17 лет. Ребятам предстоит
за 7 дней пройти более чем 100 километров по дрейфующим льдам
Северного Ледовитого океана. По словам их наставника Матвея
Шпаро, этот состав отличает еще большая дисциплинированность.
На борту ледокола Оден в Северном ледовитом океане
началась международная научная экспедиция SWERUS-C3.
В северной части моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского
морей около 80 ученых в рамках шведско-российско-американской
программы сотрудничества будут изучать взаимодействие между
деградирующей криосферой, круговоротом углерода и климатической
системой. Возглавляет экспедицию Игорь Семилетов
– заведующий лабораторией геохимии полярных районов
Тихоокеанского океанического института Дальневосточного отделения
РАН, известный ученый с мировым именем, член научного совета по
проблемам изучения Арктики, руководитель больших
исследовательских экспедиций.
Напомним, что
совместный проект ТПУ и ведущего ученого получил мега-грант
Правительства Российской Федерации. По мнению экспертов,
исследования ученых ТПУ под руководством Игоря Семилетова внесут
значительный вклад в развитие кооперации и равноправного
сотрудничества между Россией и другими Арктическими странами, а
главное — откроют новый уровень понимания функционирования
Арктической климатической системы.
Экспедиция Научно-исследовательского института Арктики и
Антарктики на атомном ледоколе «Ямал» Росатомфлота осуществляется
по заказу нефтяных компаний «Роснефть» и Exxon Mobile. Цель -
изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории
юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых.
Ледокол вышел из порта приписки Мурманск.
Экспедиция станет продолжением изысканий, которые проводились на
атомоходе «Ямал» ровно год назад. «Запланирован значительный
комплекс исследований, - рассказал подробности руководитель
экспедиции Андрей Тюряков. - Мы будем заниматься изучением
всех характеристик морского льда: морфометрических характеристик,
физико-механических свойств дрейфующего льда. Будем изучать
айсберги, их дрейф, геометрические размеры, включая размеры
подводной части. Будем заниматься изучением гидрологического
режима морей Карского, Лаптевых, р-на Новосибирских островов».
Страницы «Журналов Первой Камчатской экспедиции от Санкт-Петербурга до Камчатки»
Благодаря совместной работе Российского государственного архива ВМФ, МЧС и «Российского союза спасателей» дневники участников экспедиции впервые полностью опубликованы на русском языке.
Так вышло, что за почти 300 лет, которые прошли со времен Первой и Второй Камчатских экспедиций Витуса Беринга, дневники участников полностью не издавались. Отчасти потому, что они разрознены по разным ведомствам и даже странам. Так что издание дневников участников Первой Камчатской экспедиции лейтенанта Алексея Чирикова и мичмана Петра Чаплина «Журналы 1-й Камчатской экспедиции от Санкт-Петербурга до Камчатки» - важное событие. В основу книги вошли подлинные дневниковые записи участников первой российской научной морской экспедиции. Ранее в Дании, на родине Беринга были попытки публиковать дневники, но свет увидели лишь фрагменты исторических документов. Походные записки, в которых прослежен пеший маршрут от берегов Невы до Охотского моря, плавание на маленьком боте «Святой Гавриил» вдоль берегов Камчатки, долгие годы хранились в Государственном архиве ВМФ.
21 октября в Архангельск вернулась поисковая экспедиция Дмитрия Кравченко на судне «Алдан». Напомним, экспедиция, в состав которой вошли подводные археологи, водолазы и гидроакустик, геофизик и сотрудники парка «Русская Арктика», месяц провела на территории национального парка «Русская Арктика» в заливе Ледяная гавань, у мыса Спорый Наволок. Целью экспедиции было – подтвердить с помощью специальных приборов нахождение в нескольких метрах от берега природной геомагнитной аномалии и убедить научное сообщество, что эта аномалия – не что иное, как остов каравеллы голландского шкипера Виллема Баренца. Подводный археолог, историк, Дмитрий Кравченко ищет знаменитую голландскую каравеллу на протяжении нескольких десятков лет. В 2012 году экспедиции оказали финансовую помощь Русское Географическое общество и Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!».
Дмитрий Кравченко: «Экспедиция столкнулась с непреодолимым фактором, играющим против нас – со стихией. Снежные заносы, ветер до 30 м/с, нагонные волны у берега, отрицательные температуры не могли дать нам в полной мере воплотить задуманное. Так, например, из-за сильной волны осложнилась работа с магнитометром и гидролокатором бокового обзора, которые давали сбой и ошибочные показания. Из 11 запланированных на проведение исследований мы смогли использовать не полных пять дней. Однако нам все же улыбнулась удача: практически в последний день работ мы нашли у уреза воды 4 фрагмента шпангоутов. И самое главное – они принадлежали днищевой части каравеллы! Сейчас с каждого сняты спилы, которые пройдут исследование с помощью радиоуглеродного анализа в Геологическом институте РАН».
Научно-исследовательское судно «Алдан» покинуло место поиска знаменитой каравеллы – Ледяную Гавань, место, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.
Поисковые работы на месте гибели судна начались в 1977 году, после чего в 1978, 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1992, 1995, 2006, 2008 и 2009 годах в Ледяной гавани работали очередные экспедиции.
Не смотря на то, что корабль по-прежнему не найден, нельзя сказать, что экспедиция была неудачной. «Да, - сказал Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников России и идейный вдохновитель экспедиции. – Корабля мы не нашли, но обнаружили большое скопление его фрагментов в том месте, где и не предполагали, поэтому всё ещё впереди».
Ни спутники, ни автоматы не могут заменить человека. Дрейфующие полярные станции с отечественными учеными постоянно присутствуют в Арктике с 1937-го года – с перерывом на войну и перестройку. 9-го октября ледокол «Россия» снова вернулся из экспедиции. Он забирал на большую землю команду полярников «Северный полюс-39» и высаживал на льдину юбилейную станцию – «Северный Полюс – 40».
Атомоход «Россия» вышел из Мурманска днём 8 сентября, и уже вернулся домой. За время месячного плавания "Россия" преодолела более 5,5 тысячи морских миль в водах Северного Ледовитого океана, из них большую часть - во льдах. В этом году ее путь к дрейфующей станции пролегал через Северный полюс.
Главная задача высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2012» выполнена, и полярники дрейфующей станции «Северный полюс-39» сняты со льдины. Попутно успели решить и другие научные вопросы – в частности, открыли новый остров. Его появление в архипелаге Земля Франца Иосифа предполагали ещё с 2006-го.
Уникальная экспедиция отправилась в Ледяную гавань – место последней зимовки каравеллы Виллема Баренца
Научно-исследовательское судно «Алдан» (на базе МКРТМ типа «Лаукува») 1989 г. постройки/2012 г. модернизации. Этот перестроенный рыболовецкий траулер в качестве исследовательского судна выполняет свой первый рейс. Именно поэтому команда была отобрана с особым вниманием.
В конце сентября из Архангельска на НИС «Алдан» стартовала экспедиция на архипелаг Новая Земля, с целью поиска останков корабля, на котором в 1596 году Виллем Баренц пытался пройти из Европы в Индию.
Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции – Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников, заручился поддержкой Фонда содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!» и администрации национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый (о. Северный, Новая Земля), предположительно и находятся останки «летучего голландца».
Сотрудники Зоологического института РАН во главе с доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории морских исследований Станиславом Денисенко в конце августа 2012 г. присоединились к очередной экспедиции в Чукотское море в рамках совместной российско-американской программы RUSALCA (Russian-American Long-term Census of the Arctic).
Проект существует с 2004 года и направлен на изучение влияния многолетних климатических изменений на гидрологический режим и биоту арктических морей. Продолжительность экспедиции составит примерно 30 суток. Работы будут выполняться с борта научно-исследовательского судна «Профессор Хромов» в российских и американских территориальных водах.
RUSALCA по методам исследования схож с другими арктическими проектами. Его основная уникальность - в выбранном для исследования месте – Берингов пролив и акватория вокруг него. Это одно из двух мест, где происходит обмен теплом и солью между Северным Ледовитым и граничащими с ним океанами (второе такое место – пролив Фрама, соединяющий Северный Ледовитый океан с Атлантическим). Этот обмен крайне важен для понимания климатических изменений.
Сухопутная экспедиция, организованная Российским союзом спасателей совместно с МЧС России при поддержке Российского географического общества (РГО), стартовала в пятницу из Петербурге. Маршрут проложен по следам Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга, который пролегал от города Санкт-Петербурга до города Петропавловска-Камчатского.
Первая Камчатская экспедиция стартовала в декабре 1724 года, после того как Петр Первый указал исследовать воды Тихого океана и подтвердить наличие пролива между Азией и Америкой. Руководителем экспедиции был назначен Витус Беринг, а его первым помощником - русский моряк Алексей Чириков. Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года с 1725 по 1727 годы и произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которое впоследствии получило имя Беринга.
Подготовка к проведению такой широкомасштабной экспедиции длилась более полугода. Всего по России пойдут четыре экспедиционные группы: Северо-западная, Уральская, Сибирская и Дальневосточная. В каждой группе по 17 человек - профессиональные спасатели, студенты вузов МЧС России, представители РГО и ученые. Все группы стартуют в разных точках России в один день - 10 августа.
«Профессор Молчанов» вновь отправляется в плавание, на этот раз с комплексной экспедицией, цель которой – обследовать приарктическое побережье.
Морская экспедиция «Ямал-Арктика» стартовала из Архангельска 1 августа 2012 года для изучения заполярного побережья на судне «Профессор Молчанов». Костяк экспедиции составляют ученые Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета. Руководитель экспедиции Владимир Оношко рассказал, что данная экспедиция – комплексная, исследования запланированы как на берегу, так и в море.
«Ямал-Арктика-2012» – совместный проект Росгидромета и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, проводится в рамках двустороннего Соглашения в области гидрометеорологии. Финансирование экспедиции осуществляется за счет средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" 29 июля вышло из порта Архангельска в долгосрочный рейс, в ходе которого в Арктике будут работать сразу несколько научных экспедиций ведущих институтов России, одновременно судно доставит грузы на метеостанции, сообщает Севгидромет.
На борту судна в Арктику отправятся множество экспедиций ААНИИ, ВСЕГЕИ, ЦНИИГАиК, ГЕОХИ РАН и другие.
"Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) выполнят исследования специального назначения в области гидрометеорологии в юго-западной части Карского моря. Основной целью проведения специальных исследований является сбор и обобщение данных по гидрометеорологическим, ледовым и экологическим условиям акватории Карского моря между Северным островом архипелага Новая Земля и о. Белый, необходимых для оценки воздействия неблагоприятных параметров окружающей среды при освоении Восточно-Приновоземельских лицензионных участков в юго-западной части Карского моря", - говорится в сообщении.
Свершилось маленькое, но чудо!
Теперь любой желающий, практически, в режиме реального времени
может совершить (даже, наверное виртуальным назвать сложно)
путешествие по просторам Арктики на
научно-исследовательском судне "Михаил Сомов".
Совместными усилиями ФГУП "ААНИИ" и ФГУП "Космическая связь" для
информационного обеспечения экспедиции на борту НЭС
«Михаил Сомов» вместо традиционных систем «Iridiumt»
или «Inmarsat» было предложено использовать морскую станцию
VSAT.
Приглашаем студентов старших курсов вузов, аспирантов, молодых ученых и специалистов принять участие в общероссийской программе "Экспедиции в индустриальную Россию".Если вы хотите побывать на самом современном, инновационном промышленном предприятии, если вас интересует практика связи образования, науки и промышленности, вопросы управления производством, новые стратегии и технологии успешного бизнеса, если вам интересно, из чего и как делаются вещи, которыми мы пользуемся, участвуйте в проекте!Очередная экспедиция по маршруту «Москва – Московская область – Калужская область - Калуга» состоится с 8 по 10 февраля.Формирование групп осуществляется на основе конкурсного отбора. Проживание, питание и транспортные расходы в рамках экспедиции за счет организаторов, старт и окончание маршрута – г.Москва. Проезд до начала маршрута – за счет участников.Желающие участвовать в экспедиции могут выслать заполненную анкету на электронный адрес: industrialrussia@mail.ru с пометкой «Анкета участника». Заявки принимаются до 2 февраля. Подробности и анкета на сайте www.industrialrussia.ru