•  © iz.ru

    Военнослужащие Военно-морского флота (ВМФ) России протестировали в Арктике новейшую инфракрасную SWIR-камеру, которая способна «видеть всё», даже камуфлирующие покрытия и замаскированные объекты.

    Отмечается, что тест прошел в ходе учений «Умка-2021″.

    "Спектр от 0,9 до 1,7 мкм, в котором работает камера, позволяет видеть камуфлирующие покрытия и обнаруживать замаскированные объекты. Кроме того, она способна находить источники лазерного излучения и любые тепловые вспышки. Например, выстрелы, залпы и сигналы», — рассказали в пресс-службе холдинга «Швабе» в пятницу, 16 апреля.

    В «Швабе», который входит в госкорпорацию «Ростех», отметили, что участие в 18-дневной экспедиции «Умка-2021» позволило военным «в полной мере оценить и подтвердить ее преимущества, в том числе в вопросе обнаружения и идентификации объектов в сложных метеорологических условиях».

    читать дальше

  •  © cdnimg.rg.ru

    Модернизированные истребители-перехватчики МиГ-31БМ получили новейшую навигационную систему. Она позволит решать задачи навигации в российской Арктике.

    Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации, входящей в Ростех. МиГ-31БМ постоянно осуществляют учебно-тренировочные полеты над российской Арктикой. Уже в январе нынешнего года экипажи истребителей-перехватчиков Северного флота заступили на боевое дежурство на архипелаге Новая Земля. По сообщению пресс-службы СФ, это значительно расширяет область применения истребительной авиации в Арктике и увеличивает территорию воздушного пространства на Северным морским путем.

    читать дальше

  • ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/aBq2b978QjM

    Три атомные подводные лодки России впервые одновременно всплыли из-подо льда в Арктике на расстоянии до 300 м друг от друга.

    «В рамках арктической экспедиции впервые в истории российского военно-морского флота выполнено всплытие из-подо льда трёх атомных подводных лодок в ограниченном районе радиусом 300 м», — заявил главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов.

    В ходе экспедиции была выполнена «практическая торпедная стрельба атомной подводной лодкой из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и её подъем на поверхность».

    Также в рамках арктической экспедиции два российских истребителя МиГ-31 впервые в истории ВМФ России осуществили дозаправку в воздухе над Северным полюсом.

    читать дальше

  •  © gazprom-neft.ru

    Первая в мире цифровая система управления арктической логистикой «Капитан» «Газпром нефти» начала получать в автоматическом режиме данные с рейдового комплекса «Умба», который осуществляет перевалку арктической нефти компании в порту Мурманска. Новый модуль в 60 раз ускорил время получения и учета информации о запасах хранилища, повысив эффективность отгрузки премиальных сортов нефти ARCO и Novy Port. Автоматизированный учет данных плавучего нефтехранилища «Умба» в системе «Капитан» повысит скорость и качество планирования логистических операций, предоставит возможность контролировать перевалку сырья в онлайн режиме.

    Инновационный проект «Капитан» разработан специалистами «Газпром нефти» для эффективного обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза арктических сортов нефти с Приразломного и Новопортовского месторождений компании. За счет внедрения системы «Капитан» «Газпром нефть» уже снизила удельные затраты на вывоз 1 тонны арктической нефти на 15%.

    читать дальше

  • «Медиапалуба» подготовила еще одно интервью. В этот раз героем видео стал директор компании «Пелла-Фиорд» Андрей Егоров, который рассказал об освоении выпуска уникальных спасательных шлюпок для работы в Арктике, перспективах строительства быстроходных катеров, работе с композитными материалами.

    Затронули мы и более широкие вопросы — об организации полноценного производства в России, импортозамещении с точки зрения практики и конкуренции с иностранными поставщиками.

    ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/upjEmQUZcKg

  •  © sun9-22.userapi.com

    28 февраля в 09:55:01 по московскому времени, со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур состоялся успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и космическим аппаратом «Арктика-М» № 1 на борту. Спустя 562 секунды, согласно обработанной телеметрической информации, головная часть в штатном режиме отделилась от третьей ступени носителя.

    Космические аппараты «Арктика-М» разработаны по модульному принципу с учетом опыта, приобретенного при создании космических аппаратов «Электро-Л». Они базируются на унифицированной платформе «Навигатор» и имеют практически идентичную целевую аппаратуру со спутниками «Электро-Л». Главным отличием является способ решения целевой задачи — «Электро-Л» проводит регулярную (с периодичностью 15-30 минут) съёмку Земли с геостационарной орбиты, а «Арктика-М» проводит аналогичную съемку арктического региона Земли, недоступного для наблюдения с геостационарных спутников «Электро-Л», находясь на рабочем участке высокоэллиптической орбиты типа «Молния» в районе апогея.

    читать дальше

  •  © morflot.gov.ru

    В Санкт-Петербурге 29 января открыта штаб-квартира Центра морских арктических компетенций, совместно совместными усилиями ГУМРФ имени С.О. Макарова и Госкорпорации «Росатом».

    читать дальше

  •  © kuzstu.ru

    Магнитоуправляемые нефтесорбенты и магнетитовое ядро разработаны под руководством Елены Ушаковой, канд. техн. наук, доцента кафедры химической технологии твердого топлива КузГТУ, члена Молодежного совета нефтегазовой отрасли при Министерстве энергетики РФ.

    За десять лет работы ученого и студентов института химических и нефтегазовых технологий собрана лабораторная установка, получены образцы, опубликованы научные труды.

    — Главные преимущества нашего нефтесорбента — магнитоуправляемость и плавучесть. После модификации физико-химическими методами и за счет введения добавок он будет обладать повышенной нефтеемкостью и высокой прочностью, — рассказала Елена Сергеевна.

    Основу такого сорбента составляет магнетитовое ядро. Именно оно позволяет притягивать нефтяную пленку в водоемах и управлять ею для эффективной ликвидации разливов. В магнитоуправляемом нефтесорбенте Кузбасского политеха магнетит не распределен по всему сорбенту, а содержится исключительно в «сердце» — ядре. Это его главное отличие от конкурирующих разработок.

    — Мы уже научились получать данное ядро, помещать его внутрь сорбента и легко извлекать с возможностью использовать повторно в новом, неотработанном сорбенте, — поделилась студентка ИХНТ и одна из разработчиков основы сорбента Анастасия Черепова.

    читать дальше

  •  © www.gazprom-neft.ru

    «Газпром нефть» ввела в эксплуатацию первую в Арктике цифровую подстанцию «Север» — основной энергоузел северной части Новопортовского месторождения, разработкой которого занимается дочернее общество компании — «Газпромнефть-Ямал». Строительство объекта велось в рамках национального проекта Министерства энергетики России «Разработка и внедрение цифровых электрических подстанций и станций на вновь строящихся и реконструируемых объектах энергетики».

    читать дальше

  •  © gazprom.ru

    Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) SeaDrone MG в сентябре 2020 г. был испытан ООО «Газпром недра» совместно с ФГБУ «Морспасслужба» в условиях Арктики. Испытания прошли в ходе проведения масштабных комплексных учений по реагированию на чрезвычайные ситуации при бурении разведочных и поисково-оценочных скважин в Карском море.

    Основной задачей проведения испытаний являлась проверка безопасного взлета и посадки дрона с палубы, его возможностей при поиске и спасении людей (манекена), координации операции по тушению условного пожара.

    БПЛА такого уровня при проведении геологоразведочных работ в арктических широтах ранее не применялись. Инновационный БПЛА является отечественной разработкой. Он герметичен (стандарт IP67) и водонепроницаем, морозоустойчив, оснащен специальным магнитометром, что делает возможным его эксплуатацию в Арктике, в том числе в условиях открытого моря и соляного тумана. При спасении людей дрон может быть посажен на воду в качестве средства, позволяющего продержаться на плаву до прибытия спасательного судна. Кроме того, дрон используется при маркировке айсбергов, чтобы избежать угрозы столкновения буровой установки с ледовыми объектами.

    читать дальше

  •  © primamedia.gcdn.co

    В арктическом поселке Тикси в Республике Саха (Якутия) РусГидро ввело в эксплуатацию не имеющий аналогов в России ветродизельный комплекс (ВДК) мощностью 3 900 кВт.

    Ветродизельный комплекс состоит из ветроэлектростанции мощностью 900 кВт, дизельной электростанции мощностью 3 000 кВт и системы аккумулирования энергии мощностью 1 000 кВт. Все элементы комплекса объединены автоматизированной системой управления производством и распределением электроэнергии. В год ВДК будет вырабатывать более 12 млн кВт.ч электроэнергии, обеспечивая надежное энергоснабжение заполярного поселка Тикси с пятитысячным населением. Эксплуатировать ВДК будет АО «Сахаэнерго» (дочернее общество ПАО «Якутскэнерго», входит в Группу РусГидро).

    читать дальше

  • флаг РФ и пограничный столб возле здания погранзаставы "Нагурское" © ИТАР-ТАСС/Екатерина Елисеевафлаг РФ и пограничный столб возле здания погранзаставы "Нагурское" © ИТАР-ТАСС/Екатерина Елисеева © phototass1.cdnvideo.ru

    Министерство обороны продолжает планомерное развитие военной и социальной инфраструктуры в Арктической зоне. За последние два года введено в эксплуатацию свыше 360 зданий и сооружений общей площадью более 413 тысяч квадратных метров.

    На острове Земля Александры располагается единственный в мире объект на 80-м градусе северной широты. Построены 334 здания и сооружения. Взлетно-посадочная полоса на аэродроме Нагурская увеличена до 3,5 км.

    Кроме того, в Тикси введены в эксплуатацию объекты второй очереди военного городка для 300 военнослужащих соединения ПВО. Нагурская -- место расположения базы пограничной службы ФСБ России и военной базы Арктический трилистник, самый северный аэродром России. Назван в честь российского полярного летчика Я. И. Нагурского.

    Продолжены мероприятия по ликвидации экологического ущерба Арктике. За год собрано 2 830 тонн металлолома. Полностью завершены работы по очистке на мысе Марре-Сале, острове Кильдин и территории национального парка «Шантарские острова». Всего с начала данных работ собрано 26 тыс.тонн металлолома, более 20-ти тыс.тонн вывезено.

  •  © aoosk.ru

    Адмиралтейские верфи (входят в ОСК) 18 декабря спустили на воду ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903, которая строится по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

    Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» и Росгидрометом подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года. Строительство заказа проходит в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации.

    ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до -50о и влажности 85%.

    читать дальше

  •  © neftegaz.ru

    Росгеология приобрела отечественную буровую установку БУ УСПК 6000/400 ЭРА Таймыр-Р1, предназначенную для глубокого разведочного бурения на нефть и газ в районах Крайнего Севера.

    Об этом Росгеология сообщила 15 декабря 2020 г. БУ УСПК 6000/400 ЭРА Таймыр-Р1 разработана и произведена Урало-Сибирской промышленной компанией, которая выпускает полнокомплектные буровые установки, предназначенные для кустового и стационарного бурения с 2005 г.

    Приобретенная Росгеологией буровая установка является новой разработкой УСПК, созданной на основе БУ 6000/400 ЭК-БМЧ Уралмаш НГО Холдинг.

    Это современная буровая установка с электрическим частотно-регулируемым приводом переменного тока с цифровой системой управления выполнена в блочно-модульном исполнении. Буровая установка спроектирована специально для работы в Арктике с расчетом на сильные ветровые нагрузки в условиях низких температур. Контрольная сборка буровой установки УСПК была завершена в г. Буланаше на машзаводе в конце сентября 2020 г.

    читать дальше

  •  © sun9-34.userapi.com

    24 ноября в порту Сабетта головной универсальный атомный ледокол «Арктика» завершил проводку сухогруза «Сияние Севера». Это первая работа атомохода с момента ввода в эксплуатацию .23 ноября на входе в Обскую губу атомный ледокол Росатомфлота взял под проводку судно «Сияние Севера». Средняя скорость движения каравана составила 10-12 узлов.

    Планируется, что головной универсальный атомный ледокол «Арктика» вернется в порт Мурманск в середине декабря, а после пополнения запасов вновь отправится в акваторию Северного морского пути.

    читать дальше

  •  © sun9-24.userapi.com

    К началу летне-осенней навигации ФГУП «Атомфлот» подготовил к введению в эксплуатацию автоматизированную систему управления Штаба морских операций, в которой круглосуточно ведется сбор и анализ информации о гидрометеорологической, навигационной и ледовой обстановке в акватории Северного морского пути. Система позволяет предложить клиентам Атомфлота не только навигационную безопасность, но и обеспечить оптимизацию маршрута с выдачей индивидуальных рекомендаций плавания. Современные информационные технологии и опыт специалистов открывают новые возможности по использованию Северного морского пути, делают его доступнее и привлекательнее с коммерческой точки зрения.

    В летне-осеннюю навигацию 2020 года Штаб морских операций ФГУП «Атомфлот» выполнил 11 проводок судов в акватории Северного морского пути без ледокольного обеспечения. Клиенты предприятия воспользовались новой услугой — информационно-навигационным сопровождением по маршруту плавания.

    читать дальше

  • Минтранс России, Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт» приступили к реализации проекта по строительству трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по маршруту Мурманск — Владивосток с выходом локальных линий связи в крупнейшие порты и населенные пункты Арктической зоны

    Проект строительства трансарктической ВОЛС реализуется с целью развития портовой инфраструктуры на трассе Севморпути и формирования цифровой экосистемы региона.

    Стоимость проекта оценивается в 65 млрд рублей. Пропускная способность ВОЛС должна составить 52-104 терабит в секунду, протяженность — более 12,5 тысячи километров без учета ответвлений до населенных пунктов вдоль трассы. Полное завершение проекта планируется в 2026 году.

    читать дальше

  •  © cdnimg.rg.ru

    «МегаФон» и «Росгеология» объявили о завершении первого этапа морских исследований в рамках проекта прокладки подводной линии связи из Европы в Азию. Научно-исследовательское судно «Профессор Логачев» прибыло во Владивосток.

    21 июля научно-исследовательское судно Росгеологии «Профессор Логачев» выйшло из Санкт-Петербурга в сторону Мурманска. А сама экспедиция началась 5 августа 2020 года и продлилась три месяца.

    Успешному выполнению работ способствовала благоприятная ледовая обстановка в Северном Ледовитом океане, это позволило судну проводить исследования в высоких широтах без ледокольной поддержки.

    читать дальше

  •  © cdnimg.rg.ru

    Научно-лабораторный корпус Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА) открыли в Архангельске. Этот корпус стал первым в Арктике мощным академическим комплексом, нацеленным на организацию фундаментальных, поисковых и прикладных научных разработок.

    За 5 лет на строительство комплекса было выделено 614,4 млн рублей. Его открытие позволит обеспечить возможность создания системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды европейского сектора Арктики, Субарктики и таежных регионов, оценить влияние техногенных и природных факторов на окружающую среду, а также анализировать уровень радиоактивных и микробиологических загрязнений.

    читать дальше

  •  © aif-s3.aif.ru

    Экипаж большого десантного корабля «Александр Отраковский» совершил очередной рейс на остров Кильдин Баренцевом море для вывоза металлического мусора.

    Корабль загрузил в твиндек 14 КамАЗов с металлоломом, собранным личным составом экологического взвода. Общий вес металлический мусора составил более 70 тонн.

    Выгрузка грузовиков с металлом прошла в губе Грязная возле посёлка Сафоново Мурманской области. Подобная операция была осуществлена на прошлой неделе.

    На протяжении сентября крупное военное судно «Александр Отраковский» осуществило сразу 8 рейсов, чтобы доставить к месту бортовые КамАЗы.

    читать дальше