В Архангельске состоялось торжественное открытие нового пункта базирования дивизиона пограничных сторожевых катеров Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району.

    Строительство нового пункта базирования в Архангельске, начатое в 2013 году в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» завершилась успешно.

    Оснащённый новейшим оборудованием пункт базирования позволит качественно и на современном технологичном уровне обеспечить работу кораблей и катеров в зоне ответственности Пограничного управления — западном секторе Арктики.

  • Этой весной сотрудники «Онежского тракторного завода», входящего в Концерн «Тракторные заводы» и специализирующегося на выпуске гусеничных и колесных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов, выполнили необычный для себя заказ. По договору с архангельской фирмой ООО «ТрансСтрой», на производственных площадках предприятия были изготовлены три гусеничных машины с самосвальными кузовами для работы в сложных арктических условиях.

    В рамках реализуемой в России политики импортозамещения отечественные трубы впервые применены для добычи нефти на арктическом шельфе. Одним из поставщиков стала Группа Челябинский трубопрокатный завод.

    Курс — на Арктику

    Разработка шельфовых месторождений сегодня является одним из наиболее перспективных направлений в нефтедобыче. Главенствующую роль в их освоении занимает арктическая зона. По оценкам специалистов, к 2050 г. арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей добычи нефти в России.

    На сегодняшний день на российском арктическом шельфе реализуется только один проект по добыче нефти. Речь идет об освоении Приразломного месторождения, чьи извлекаемые запасы превышают 70 млн. т черного золота. С момента старта на нем добычи в декабре 2013 г. и до конца 2016 г. на его скважинах использовались только трубы европейских производителей. Однако, взятый отечественным топливно-энергетическим комплексом курс на импортозамещение, стремительное развитие технологий и освоение продукции с привлекательной ценой, которая не уступает по качеству и надежности импортным аналогам, позволили сориентировать нефтегазовые компании в сторону отечественных поставщиков.

  • Санкт-Петербург, Балтийский судостроительный завод.

    26 июня 2016 года:

    4 мая 2017 года:

    Слева направо: универсальный атомный двухосадочный ледокол «Арктика» проекта 22220, плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Михаил Ломоносов» проекта 20870, дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» проекта 22600.

    Скоро «Академик Ломоносов» уйдёт, и на освободившееся место встанет «Сибирь»!

    Фото автора и Сергея Лутова с сайта fleetphoto.ru

    Первое в этом году судно отправилось из Архангельска для проведения работ по очистке Арктики. Теплоход «Андрей Осипов» доставит на остров Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа рабочих, жилые модули и технику для уборки.ъ

    Этим летом работы по очистке Греэм-Белла проведут в двух точках в северной части острова: в заливе Матусевича и на мысе Аэросъёмки. Предстоит собрать около 5 тысяч тонн промышленных отходов, металлолома — остатков автомобильной и гусеничной техники, бочкотару.

    Первую партию собранных отходов, планируется вывезти на материк в июле — порядка 2,5 тысяч тонн. А в целом работы на Греэм-Белле продлятся до октября.

    В Год экологии, которым объявлен 2017-й, работы по очистке Арктики возобновились годичного перерыва и пройдут на 4 островах архипелага Земля Франца-Иосифа: Гукера, Хейса, Земля Александры и Греэм-Белл. Предстоит собрать не менее 8 тысяч тонн. Стоимость работ составит порядка 600 млн рублей.

    На платформе «Приразломная», единственном проекте на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти, пробурили и ввели в эксплуатацию первую многозабойную скважину с множественными горизонтальными ответвлениями «рыбья кость» (англ. fishbone).

    Выбранная траектория стволов позволяет существенно увеличить охват нефтенасыщенных участков пласта. Новая скважина стала четвертой нагнетательной на «Приразломной», в настоящее время на платформе введены в эксплуатацию одиннадцать скважин: шесть добывающих, четыре нагнетательных и одна поглощающая.

  • Северный флот, Центральный и Восточный военные округа, а также 12-е Главное управление Министерства обороны РФ (обслуживает ядерные боеприпасы российских ВС) завершили формирование взводов по экологической очистке Арктики на 2017 год, сообщил журналистам замминистра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.

    • Минобороны завершило формирование подразделений экологической очистки Арктики на 2017 год
    • Минобороны завершило формирование подразделений экологической очистки Арктики на 2017 год

    «Личный состав приступил к подготовке и изучению мер безопасности при проведении работ по экологической очистке на землях Минобороны в Арктической зоне, в том числе при работе со специальным оборудованием, предназначенным для резки метала и прессования, изучению особенностей местности в зависимости от предстоящего места выполнения работ», — сказал замглавы военного ведомства.

    «Взводы ликвидации экологического ущерба формируются по временным штатно-должностным расчетам, в 2017 году их общая численность составит 186 человек. Личный состав будет вести работы с учетом географического расположения объектов, продолжительности светлого периода времени и объемов работ», — уточнил Булгаков.

    На сайте министерства обороны Российской Федерации стартовал интерактивный проект, благодаря которому желающие смогут совершить виртуальную экскурсию по военной базе «Арктический трилистник» на острове Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Об этом сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

    Отмечается, что благодаря виртуальной экскурсии у посетителей впервые появится возможность своими глазами увидеть быт и условия жизни военнослужащих «Арктического трилистника». В частности, пользователи Сети увидят тренажерный зал, библиотеку, медицинский блок, офицерскую столовую и комнату, где проживают военные.

    Виртуальная экскурсия: mil.ru/files/files/arctic/Arctic.html

  • Ученые в России разрабатывают первую в мире гражданскую атомную подводную лодку, при помощи которой предполагается искать полезные ископаемые подо льдами Арктики, сообщил руководитель проектной группы направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко.

    Он сообщил, что подводный комплекс сейсморазведки разработан ЦКБ «Рубин». Литвиненко отметил, что вместо пусковых установок у этой подлодки есть шахты с роботизированными комплексами, которые обеспечивают сейсморазведку.

    Литвиненко добавил, что сейчас заканчивается аванпроектирование комплексов по заказу Фонда перспективных исследований.

    Литвиненко отметил, что таких подводных лодок нет в мире, это уникальные перспективные технологические решения.

    Как следует из материалов проекта, длина подводного судна составит 135,5 метра, ширина — 14,4 метра, скорость — 12,6 узла, максимальная глубина погружения — 400 метров.

    В автономном плавании подлодка сможет находиться 90 суток, ее экипаж — 40 человек.

  • Казанские ученые разработали кинетические ингибиторы — вещества, которые замедляют процесс образования гидратов при транспортировке газа и нефти в условиях Арктики.

    • original_3699a793fd3d373a0a90a4f26b0cfbb6
    • original_3699a793fd3d373a0a90a4f26b0cfbb6

    «Использование таких ингибиторов существенно увеличивает время образования газовых гидратов, и это позволяет осуществить транспортировку. Ингибиторы еще и снижают температуру, это позволяет жидкое состояние сохранять в большем диапазоне температуры. Объемы ингибиторов, которые разрабатываются в КФУ, значительно меньше, и они являются более эффективными», — рассказал руководитель стратегической академической единицы «ЭкоНефть — глобальная энергия и ресурсы для материалов будущего» при Казанском федеральном университете Михаил Варфоломеев.

    Разработки данных химических реагентов начались в мае-июне 2016 года. Над ними работает группа казанских ученых вместе с французскими университетами.

    Кинетические ингибиторы, которые разработаны и тестируются в лабораторных условиях учеными КФУ, можно получать на основе отечественного сырья. На данный момент ученые исследуют детально саму технологию, чтобы можно было не только в лабораторной колбе, но и в промышленных условиях получить химические реагенты.

  • Химики Томского госуниверситета (ТГУ) работают над созданием безопасной технологии обогащения руды, которую можно использовать в Арктике, сообщает пресс-служба вуза в среду.

    «Принципиально новый подход заключается в изменении кристаллической решетки минералов, что позволяет избирательно выделять из них железо, титан и ванадий. При этом объемы добычи сырья и его качество существенно возрастают», — говорится в пресс-релизе.

    По словам инженера Инновационно-технологического центра ТГУ Владислава Орлова, которого цитирует пресс-служба, традиционные источники руды за последние десятилетия сильно истощились, поэтому необходимость в освоении новых месторождений минерального сырья растет с каждым годом.

    «Решением данной проблемы могла бы стать переработка ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, запасы которых в России огромны, но эффективных технологий для их обогащения пока нет. Существующие методы не дают того качества сырья, которое требуется производству», — сказал В.Орлов.

    Пару дней назад проведал «Арктику» пр. 22220 на Балтийском заводе, которая сейчас в самой активной стадии строительства — идёт насыщение её разнообразным оборудованием, паропроводами, системами жизнеобеспечения, палубными устройствами. Как вы помните, если в июне 2016 это был просто корпус, спущенный со стапеля — то сейчас полностью сформирована надстройка и развёрстаны на отсеки внутренние объёмы.Давайте посмотрим, как выглядит сейчас атомный ледокол и что там происходит.

    Арктическая экспедиция Минобороны России стала первой в мире научной миссией, которой удалось преодолеть расстояние до острова Котельный архипелага Новосибирские острова по ледовому покрытию моря Лаптевых на технике. Об этом 12 марта сообщили в министерстве обороны РФ.

    «Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный. Представители Минобороны России и предприятий промышленности на современных образцах снегоболотоходной техники преодолели 1140 километров по ледовому покрытию моря Лаптевых и прибрежной зоне достигли цели», — говорится в сообщении.

    • (С) фото Александра Витальевича Скрябина (капитан атомного ледокола "Вайгач")
    • (С) фото Александра Витальевича Скрябина (капитан атомного ледокола "Вайгач")
    Судно с первой крупной партией угля с нового месторождения на Таймыре проследовало через Арктику в Европу. Как сообщили в пресс-службе компании «Атомфлот», 10 марта атомный ледокол «50 лет Победы» завершил проводку судна через льды.

  • Специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ и представители промышленности начали испытания новых и перспективных образцов вооружения военной и специальной техники в условиях Арктики.

    В ближайшие несколько недель на современных образцах снегоболотоходной техники им предстоит пройти сложнейший маршрут от поселка Тикси (Республика Саха (Якутия) до острова Котельный (Самый большой остров в архипелаге Новосибирских островов, в группе островов Анжу. Площадь — 23200 км) и обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых, проливам между островами и прибрежной зоне.

    ДТ-10ПМ «Вездесущий»

    Ученые Международного томографического центра (МТЦ) СО РАН разработали уникальное соединение, которое в отличие от большинства ранее известных на морозе не бледнеет, а усиливает окраску. Находка пригодится для работы в условиях Арктики и, как минимум, облегчит жизнь школьников полярных регионов, сообщил директор МТЦ СО РАН Виктор Овчаренко.

  • Заместитель генерального директора ЦНИИмаш по управлению полетами Максим Матюшин рассказал RNS о работе над новыми российскими спутниками «Обзор» и «Арктика». По его словам, создаются центры управления полетами для этих аппаратов.

    Матюшин сообщил, что спутники только делаются, но уже активно прорабатывается контур управления этими аппаратами. Любой ЦУП представляет собой технические средства, программно-математическое обеспечение, персонал и документацию. Наземный контур управления обычно разрабатывается вместе с самим аппаратом. Причем здесь главную роль играется разработчик. Если говорить про «Обзор» — это РКЦ «Прогресс», а если про «Арктику» — «НПО им. С.А. Лавочкина.

    • «Самые передовые технологии»: подробности о новейших спутниках России
    • «Самые передовые технологии»: подробности о новейших спутниках России

  • В конце декабря на ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» завершилась общая сборка первого главного турбогенератора паротурбинной силовой установки для универсального атомного двухосадочного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я). Комплектующие для главного турбогенаратора (ГТГ) изготовили ЗАО «ПКБ «Автоматика» (дочернее общество ОАО «Кировский завод», Санкт-Петербург), ООО НПО «Ленинградский электромашиностроительный завод» (Санкт-Петербург), «Ленинградский Металлический завод» («Силовые машины», Санкт-Петербург), а также ЗАО «Уральский турбинный завод» (Екатеринбург).

    В настоящее время установка мощностью 36 МВт находится на универсальном испытательном стенде завода, который после модернизации в 2013-2016 годах позволяет испытывать судовые турбины мощностью до 70 МВт, а в цехе началась сборка второго главного турбогенератора.

    Фото из корпоративной газеты «Кировец».

  • «ЦКБ «Айсберг» является единственным российским предприятием, специализирующимся на проектировании ледоколов. Коллектив бюро создал уникальные суда этого класса (проекты 10570 и 10510), которые позволят России активно действовать в Арктике.

    В настоящее время «Айсберг» совместно с «Крыловским государственным научным центром» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 — 2016 годы» разрабатывает проект атомного ледокола оффшорного типа для работы в Арктике проекта 10570.

    В процессе разработки ледокола была применена концепция создания «судна — универсальной базовой платформы». Проект имеет ряд идентичных решений по общему расположению, конструкциям корпуса, комплектации энергетических систем и оборудования, системам безопасности, навигации и пр.

    Эксперты отмечают, что данная концепция позволит создавать различные типы атомных ледоколов оффшорного типа с разными видами оборудования. Они будут востребованы для обеспечения работ на шельфе.

    • В борьбе за Арктику: Россия создает суперледоколы
    • В борьбе за Арктику: Россия создает суперледоколы