-
Генконструктор Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) Валерий Кашин 14 сентября отмечает свой 70-летний юбилей. В интервью известный конструктор рассказал о том, как создавались легендарные изделия коломенского КБМ, о планах предприятия на будущее, а также о результатах своей педагогической деятельности.
— Валерий Михайлович, вы работаете на предприятии несколько десятилетий — с 1974 года. Несмотря на то, что достигли всех возможных вершин и высшей награды страны, путь был далеко не усеян розами. Ваша главная боль — изделие 171?
— Да, так назывался комплекс активной защиты межконтинентальных стратегических ракет шахтного базирования. Об этой теме только недавно стало можно говорить и то самые общие слова. Прошло почти тридцать лет, как ее закрыли.
В начале 80-х годов у РВСН остро стояла задача защитить стационарные пусковые установки от угрозы извне. Сначала разработку поручили одному из крупных московских КБ, специализировавшихся на противоракетной обороне. Но предложенное решение оказалось очень дорогим, сложным и тяжеловесным. Тогда министр обороны Дмитрий Федорович Устинов предложил тему легендарному Сергею Павловичу Непобедимому, возглавлявшему КБМ. У нашего предприятия не было нужного опыта. Мы делали ракеты, а не средства перехвата. Зато у нас имелся свежий взгляд на вещи, на что и рассчитывал Устинов. Дмитрий Федорович с большим уважением относился к Непобедимому, верил в его конструкторский талант и знал, что если уж тот пообещал — сделает. Именно Сергей Павлович пригласил меня на работу в Коломну. Сразу же определил в отдел перспективного проектирования. Нашему отделу и было поручено заниматься нестандартной задачей.Что представляет собой боевой блок ракеты? Очень небольшой по габаритам предмет, который даже с помощью мощной РЛС на большом расстоянии не разглядишь, а разглядишь — не отличишь, где ложная цель, а где настоящий объект нападения. Поэтому основополагающей задачей оказалась селекция цели.Мы приняли единственно верное решение: осуществлять уничтожение боевого блока на максимально близком, но в же время безопасном для шахты расстоянии. Теперь нужно было определиться со способом ликвидации тела, летящего со скоростью несколько километров в секунду. Проблему решил залповый пуск средствами массированного высокоскоростного метания в упрежденную точку встречи.