Кандидат физико-математических наук Максим Пугачевский завоевал
первое место в краевом конкурсе молодых учёных - второй раз за
последние пять лет.
В 2011 году комиссия отметила его работу, посвящённую получению
наночастиц оксидов переходных металлов методом лазерной абляции
(воздействие лазерным импульсом). А на этот раз молодой учёный
выявил уникальные физические свойства вольфрамовых нанопроволок,
над получением и изучением которых работает вместе с коллегами из
Института материаловедения
Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения
Российской академии наук. Слова, согласитесь, для простого
человеческого уха сложные и непривычные.
Обстановка в рабочем кабинете Максима в Дальневосточном
университете путей сообщения (здесь он преподаёт студентам
физику) тоже выглядит необычно. Основное пространство занимает
огромный микроскоп, больше похожий на оборудование для
космического корабля. Кстати, единственный в Хабаровском крае.
Российские разработчики способны обеспечить большую часть
технологий, необходимых для работы в Арктике.
У России есть и заделы, и работающие технологии, и перспективные
наработки в таких областях, как гидрометеорологическое
обеспечение экстремальной хозяйственной деятельности, научные и
конструкторские разработки для морской техники, а также создание
для них специальных материалов.
С конца 1940-х Броневой институт, как тогда назывался ЦНИИ КМ
«Прометей», участвовал во всех судостроительных проектах,
связанных с холодными морями и ледовой защитой.
Материалами для судостроения «Прометей» начал заниматься сразу
после Второй мировой войны. Именно потребность в хладостойких
материалах привела СССР в 1950-х годах к лидерству в разработке
сварных корпусных сталей, позволив в свое время обогнать
американцев, пионеров в этом деле. Они пытались использовать для
таких корпусов высокоуглеродистые стали, которые плохо
сваривались, поэтому первые сварные корабли типа «Либерти» легко
разрушались. Использование таких материалов в наших более суровых
климатических условиях, особенно на Крайнем Севере, пагубно
сказалось бы на кораблях еще и из-за охрупчивания, поэтому наши
материаловеды учли этот опыт и разработали технологичную
низкоуглеродистую сталь с микролегированием.