Россия возобновляет производство ракет меньшей и средней дальности. Что это за ракеты? Какая ракета считалась лучшей в мире? Возможно ли организовать их выпуск сегодня и в кратчайшие сроки? Кто сможет спроектировать на качественно новом уровне оружие, разработка и производство которого прекратились почти сорок лет назад?
Двигатели производства АО «НИИМаш» (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения под управлением АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос») допущены к лётным испытаниям в составе агрегатного модуля уже четвёртого по счёту изделия «Ангара-1.2».
Агрегатный модуль — вторая ступень ракеты-носителя формирует целевую орбиту космического аппарата. Модуль оснащён двигателями малой тяги, разработанными и изготовленными в АО «НИИМаш». Это четыре двигателя 11Д458М тягой по 40 кгс и четырнадцать двигателей ориентации и стабилизации 17Д58Э тягой по 1,3 кгс каждый. Данные двигатели успешно выдержали весь цикл наземной подготовки в процессе изготовления агрегатного модуля, включая заводские контрольные испытания, что подтверждает правильность всех конструкторско-технологических решений.
Отметим, что первый полёт ракеты-носителя «Ангара-1.2» в штатной конфигурации состоялся 29 апреля 2022 года. Всего в модификации «Ангара-1.2» было осуществлено три запуска ракеты, все они были успешными, в том числе благодаря двигателям АО «НИИМаш».
Сегодня совместный расчет специалистов ЦЭНКИ и центра Хруничева (входят в Роскосмос) осуществили перекладку макета «Ангара-НЖ» на транспортно-установочный агрегат.
В монтажно-испытательном корпусе космодрома Восточный специалисты Космического центра «Восточный» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) и Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») переместили собранный пакет макета ракеты-носителя «Ангара-А5» — «Ангара-НЖ» на рабочее место для окончательной сборки.
Сборку первой и второй ступеней макета «Ангары-А5» сняли с пакетировщика и на траверсах с помощью двух мостовых кранов поместили на рабочее место, где осуществили стыковку третьей ступени.
Серийные ракетные двигатели РД-107А/108А, произведенные самарским предприятием ОДК-Кузнецов (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех), обеспечили успешный старт ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и автоматической станцией «Луна-25» для изучения реголита и экзосферы спутника Земли.
На базе АО «Конструкторское бюро химического машиностроения имени Исаева» в городе Королев начала работу лаборатория Фонда перспективных исследований по разработке двигателя на криогенных компонентах для летно-экспериментального демонстратора многоразовых возвращаемых крылатых ракетных блоков «Крыло-СВ».
Головным исполнителем проекта выступает ЦНИИМАШ, он же отвечает за разработку ракеты в целом. Ракетный двигатель может получить название «Вихрь», работы над проектом ракеты «Крыло-СВ» начались еще несколько лет назад, а в феврале текущего года стартовала разработка летного демонстратора. Летные испытания демонстратора, то есть его первый полноценный пуск, намечены на начало 2023 года.
После испытаний будет принято решение о создании полноценной ракеты. «Крыло-СВ» является многоразовой крылатой ракетой легкого класса. Ракета будет иметь размеры около шести метров в длину и 0,8 метра в диаметре. Демонстратор ракеты будет размером в одну треть от оригинала. Ракета будет перемещаться на скоростях до шести чисел Маха. Пуски планируется проводить с полигона Капустин Яр в сторону Каспийского моря.
Предполагается, что после отделения второй ступени, которая продолжит полет со спутником на борту, первая многоразовая ступень для повторного использования будет возвращаться на космодром на крыльях и с использованием авиационного двигателя.
Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева — одно из профильных предприятий подмосковного наукограда Королев, который неизменно ассоциируется с российским ракетостроением. Сегодня КБ — одно из ведущих предприятий России в области разработки и испытаний жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги. На предприятии трудится более 730 человек
Сегодня нашей группе журналистов удалось побывать на одном из крупнейших ракетостроительных предприятий страны — АО «ГКНПЦ им. Хруничева».
На сегодняшний день завод остается одним из мировых лидеров в области разработки и серийного производства космических средств выведения и их систем, а также крупногабаритных орбитальных модулей и космических станций.
Центр Хруничева обеспечивает решение важных национальных задач в области укрепления безопасности нашей страны, развития экономики, науки и техники. О жизни предприятия, его продукции и планах рассказали сотрудники.
Минобороны России опубликовало видео, снятое на Красноярском машиностроительном заводе. Запись демонстрирует один из этапов производства межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Сармат».
На базе головной организации Роскосмоса — ЦНИИ
МАШ — прошли испытания термостойкого материала нового
поколения, созданного учеными ФТФ ТГУ и ИФПМ СО РАН для
применения в ракетостроении. Результаты опытов превзошли ожидания
экспертов — многослойная керамика, разработанная томскими
учеными, оказалась гораздо более стойкой к термическим нагрузкам,
чем все известные металлы и сплавы.
В госкорпорации «Роскосмос» приступили к проектированию новой
ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется,
используя задел программы «Энергия-Буран», в ходе которой были
разработаны двигатели РД-171, до сих пор считающиеся
непревзойденным достижением в сфере жидкостного
двигателестроения. От строительства сверхтяжелой «Ангары А5В» с водородной ступенью «Роскосмос» намерен отказаться.
К настоящему времени в новое производство АО «Специальное
конструкторское технологическое бюро «Курганприбор» вложено 450
млн рублей, еще 120 млн рублей потребуется вложить до конца
года. На предприятии работают 193 человека, но в перспективе
будет создано 500 рабочих мест.
На заводе будут выпускать продукцию двух направлений, рассказал
генеральный директор СКТБ «Курганприбор» Николай Дерягин.
— Первая — механосборочное производство. Оно будет
специализироваться на выпуске рулевых приводов для ракет класса
«воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Особенность этого
производства заключается в высокоточных механообработке и замерах, — подчеркнул Дерягин. — Полностью подготовлено
производство для изготовления составных частей ракет. Вторая
сторона — неконтактные датчики цели для ракет класса
«воздух-воздух».
В современном ракетостроении композитные материалы уже давно
победили металлические сплавы. Даже сверхлегкие. Придумать
и освоить такую технологию смогли в Подмосковье на предприятии
Роскосмоса — НИИ специального машиностроения. Основа для
будущих ракет не металлическая, а напоминает гигантскую
катушку ниток. Такая конструкция выдерживает и мощные
перегрузки и большие перепады температур.
В среду, 13 августа в Самарском техникуме сервиса
производственного оборудования открылся первый в губернии
многофункциональный центр прикладных квалификаций.
Всего до конца 2018 г. планируется открыть семь таких
многофункциональных центров. Главная их задача — удовлетворение
потребностей организаций, предприятий, объединений работодателей
в квалифицированных кадрах посредством ускоренной
профессиональной подготовки персонала.
Региональная система образования была заранее подготовлена к внедрению новых форм профессионального обучения. Практически во всех образовательных округах действуют ресурсные центры как для
старшеклассников и студентов вузов, так и для взрослого
населения. Именно они и станут базовой основой для
многофункциональных центров. Соглашение о сотрудничестве по формированию регионального сегмента системы квалификаций между
Национальным агентством развития квалификаций и областным
производственно-образовательным консорциумом «Кадры 21-го века»
было подписано 13 сентября 2013 года.
Самарский завод "ЦСКБ-Прогресс", который сегодня выпускает самые
известные в мире ракеты-носители "Союз", ведет свою историю с
1894 года. Прародителем завода стала московская фабрика "Дукс" по
производству велосипедов. Позже она была национализирована,
созданный на ее базе завод производил самолеты. В годы ВОВ завод
эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара). Именно здесь "Прогресс"
начал создавать ракеты.
Крупнейший завод ракетостроения "ЦСКБ-Прогресс" находится в
Самаре. Здесь производятся ракеты - носители "Союз", которые
прямо с завода отправляются на космодром.
Все указывает на то, что Россия не желает играть роль балаганного
медведя, который не реагирует на свист, хохот и улюлюканье, но
при этом боится хлесткого удара хлыста. Именно эту роль некоторые
хотели и хотят отвести России.
Возможно, безвозвратно канули в Лету те времена, когда алкаш,
ставший президентом (в этом Джордж Буш, кстати, не одинок),
разрушал существовавшие государственные институты с применением
военной силы и с помощью государственного переворота для
разграбления, приватизации государственного имущества,
систематического шельмования всего советского, истории СССР. Это
привело к тому, что «Москва перестала играть ведущую роль на
мировой арене и превратилась в послушного исполнителя указов из
Вашингтона, хотя иногда Ельцин и позволял себе взбрыкнуть,
например, во время событий в бывшей Югославии», напоминает нам
Ихинио Поло (Higinio Polo) в интернет-издании El Viejo Topo.
Запад, наверное, с трудом может придти в себя после
сообщений о том, что несколько дней назад российская армия
провела успешные испытания межконтинентальной баллистической
ракеты, которую не способна перехватить ни одна американская
система ПРО.
«Ни нынешние, ни будущие американские системы не смогут
помешать ракете достичь своей цели», – заверил
вице-премьерДмитрий Рогозин.
Российский оборонно-промышленный комплекс создал ракету класса «воздух-воздух», предназначенную для поражения высокоманевренных и малозаметных воздушных целей, пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в ОПК. Как ожидается, до конца декабря завершится этап государственных испытаний ракеты, получившей индекс РВВ-МД, после чего военные примут ее на вооружение.
Новая ракета войдет в состав номенклатуры вооружений перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА), который поступит на вооружение ВВС России с 2015 года. Кроме того, РВВ-МД может использоваться и на существующих типах истребителей, включая Су-27 и МиГ-31. Большая часть технических параметров новой ракеты засекречена. Начало серийного производства РВВ-МД запланировано на 2013 год.
ОАО «НПО Энергомаш имени акдемика В. П. Глушко» (Московская обл. г. Химки)— ведущий разработчик и производитель жидкостных ракетных двигателей.
В НПО Энергомаш продолжается техническое перевооружение, продиктованное велением времени. Так, согласно плану, на предприятие в течение последних месяцев поступало высокотехнологичное оборудование.