стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
82

А что же вместо мартена?

  • Электродуговая печь на Выксунском ЛПК
  • Электродуговая печь на Выксунском ЛПК
  •  © Фото из открытых источников

Когда мы смотрели на работу последней в России крупной мартеновской печи, от осознания того, что уже очень скоро языки пламени не будут вырываться из её завалочных окон, а красивые россыпи искр расплавленного шлака больше не вызовут детский восторг у зевак-журналистов, стало совсем грустно. Там внутри мартена течет жизнь — гудит огненный шторм раскаленных газов, кипит сталь, бурлит шлак. А рядом в том же цеху стоит другая печь, закрытая в начале этого года. Холодная. Мертвая. И скоро эту нашу развеселую бодрую старушку ждет та же участь.

  • Закрытая мартеновская печь на ВМЗ
  • Закрытая мартеновская печь на ВМЗ
  •  © Фото из открытых источников

Было бы неправильно уезжать из Выксы на такой ноте. И организаторы это понимали, поэтому после прощания с мартеном, они повезли нас в другое место, на завод запущенный в 2008 году неподалеку. Это Выксунский литейно-прокатный комплекс (ЛПК).

ЛПК — завод полного цикла, производящий прокат для труб малого и среднего диаметра. Завод практически полностью автоматизированный, начиная от выплавки стали, и заканчивая конечной продукцией — прокатом толщиной от 1 мм до 12.7 мм, в зависимости от требований заказчика.

Если не считать различные вспомогательные производства, то технологический процесс завода начинается с электро-дуговой печи. Вот она замена мартену. Здесь происходит выплавка стали не худшего качества, но процесс плавки 160 т. стали занимает всего 55 минут, то есть в сутки происходит 25 плавок, тогда как в мартеновском цеху всего 2-3 плавки. К тому же, эта печь практически не требует обслуживания, гораздо более экологична и безопасна.

Во время плавки измеряется состав стали, температура, и когда сталь готова, её выпускают в ковш, добавляя при этом легирующие элементы, и прочие необходимые компоненты.

Перед выпуском стали ковш разогревается

  • Подогрев сталь-ковша
  • Подогрев сталь-ковша
  •  © Фото из открытых источников

Потом подводится под эркерное отверстие и в него происходит выпуск 160 т. жидкой стали

  • Подвод ковша под эркерное отверстие для выпуска стали
  • Подвод ковша под эркерное отверстие для выпуска стали
  •  © Фото из открытых источников
  • Выпуск стали из электродуговой печи на Выксунском ЛПК
  • Выпуск стали из электродуговой печи на Выксунском ЛПК
  •  © Фото из открытых источников

Выпуск стали самое эффектное зрелище в этом цеху. Работа самой дуговой печи сопровождается лишь сильным гулом (кроме касок, халатов нам выдали и беруши), и минимальным количеством «спецэффектов», в отличии от мартена. Иногда, при смене электродов, видны кое какие выбросы огня и искр. Но вот выпуск стали это зрелище не только захватывающее, но и опасное. Правда не столько для человека (если человек в респираторе, а их нам тоже выдали) сколько для фото-техники. Густые клубы дыма, а точнее очень мелкой пыли заволакивают цех.

  •  © Фото из открытых источников

Некоторым коллегам не повезло, из-за пыли у них заклинило объективы фотокамер. Мою камеру, к счастью, Бог миловал.

После выпуска ковш с металлом перемещают на внепечную обработку, где производится доводка стали по химсоставу и температуре. После того как сталь доведена до марочного значения по всем элементам она передается на машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Из недр машины выходит мягкая как пластилин «колбаса» определенной толщины, после чего она раскатывается в плиту толщиной 90 мм, и нарезается на так называемые слябы массой до 36 тонн.

  • Машина непрерывного литья заготовок
  • Машина непрерывного литья заготовок
  •  © Фото из открытых источников
  • Машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ)
  • Машина непрерывного литья заготовок (МНЛЗ)
  •  © Фото из открытых источников

МНЛЗ связана с прокатным станом длинной проходной печью туннельного типа, которая выполняют функции подогрева металла и выравнивания температуры сляба. Для того что бы прокатать металл качественно необходимо, что бы температура сляба была равномерна по всей толщине. Поэтому внутри печи непрерывно происходит замер температуры, для того что бы постоянно поддерживать её на заданном уровне.

  • Проходная печь туннельного типа
  • Проходная печь туннельного типа
  •  © Фото из открытых источников

Далее слябы идут на прокатный стан. В Выксунском литейно-прокатном комплексе установлен стан 1950, что позволяет делать прокат для труб диаметром около полуметра.

Сначала сляб проходит через обжимные прокатные клети

  • Обжимные (черновые) прокатные клети
  • Обжимные (черновые) прокатные клети
  •  © Фото из открытых источников

После чего доводится до нужных параметров проходя через чистовые прокатные клети

  •  © Фото из открытых источников
  • Чистовые прокатные клети стан 1950
  • Чистовые прокатные клети стан 1950
  •  © Фото из открытых источников

После того как прокат получил нужные геометрические параметры, он проходит через систему ламинарного охлаждения и наматывается в рулоны

  • Намотка проката
  • Намотка проката
  •  © Фото из открытых источников

После намотки еще очень горячие рулоны с помощью балок шагающего типа перемещаются на площадку, где остывают несколько дней.

  •  © Фото из открытых источников

Далее рулоны могут отправится заказчику в таком виде, а могут идти на порезку на штрипсы или листы, в зависимости от того что нужно заказчику.

Кстати заказчики на 90% это трубные заводы входящие в группу ОМК, но ЛПК может выполнить и сторонний заказ.

Весь процесс производства организован полностью непрерывным и максимально автоматизирован. По сути вмешательства человека на всем пути от разливки стали до готового проката не требуется, машина сама контролирует большую часть технологических параметров производства, выдавая на выходе прокат строго заданных параметров. Поэтому этот прокат может использоваться для производства труб которые пригодны практически для любых условий эксплуатации.

И тут понимаешь еще один недостаток мартеновского производства — так автоматизировать его попросту невозможно. Ведь вся суть такого производства в его непрерывности, а о какой непрерывности может идти речь, если между двумя выплавками стали проходит более 7 часов? И никакие улучшения мартеновского процесса не решат этой проблемы.

Но когда я смотрел на работу электродуговой печи, меня не покидала мысль … впрочем, отбросим эти мысли, что бы я не думал, а прогресс не остановить, может когда-то люди смотрели на мартен, и думали то же, что думаю я сейчас?

Так что, прощай мартеновская печь, спасибо тебе за все, но нам нужно идти в будущее.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 11
    Clausson Clausson
    12.03.1805:41:49

    Все отлично, кроме одной мелочи.    

    Выксунский мартен производил сталь для колесопрокатного производства.

    ЛПК делать этого не умеет в принципе — его дело непрерывный сляб и далее лист под трубы.

    Но, конечно колесопрокатное производство без стали не останется.

    То есть не должно остаться неправильного мнения, что ЛПК это «вместо мартена». ЛПК это повышение конкурентоспособности компании ОМК — раньше лист/рулон покупали у «больших» металлургов, а с пуском ЛПК стали делать его сами.

    Во всем остальном — спасибо за рассказ.

    Отредактировано: Clausson~05:42 12.03.18
    • 8
      rvk rvk
      12.03.1805:58:17

      что ЛПК это «вместо мартена"

      Ну да, я имел ввиду не то что ЛПК вместо, а что именно электродуговая печь вместо. Не конкретно эта, конечно же, а какая-то новая, которая будет установлена вместо мартена.

    • -2
      Адольф Моторкрафт Адольф Моторкрафт
      12.03.1806:28:06

      на Серп и Молоте тоже сталь выплавлялась электродуговым способом,

      Ондако все прахомъ…

      • 7
        NOMAD ** NOMAD **
        12.03.1810:49:51

        Серп и Молот в 4,5 километрах от Кремля по прямой. Когда Гужон строил завод Рогожская Застава была дальней окраиной Москвы. Жалко завод? Это кому как. Шинный, Микоян со своей скотобойней, Шарик, ЗиЛ. Много чего уже нет.

        • -1
          эвген ХХХ эвген ХХХ
          12.03.1811:08:25

          да ъ

        • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 1
          Михаил Зубков Михаил Зубков
          12.03.1814:38:24

          «Серп и молот» все Лефортово до Госпитальной площади травил, Проломку, Рогожскую Заставу, Абельмановку и т. п. Махина завод был, и Кремлю не мешал, только жилой и студенческой (МЭИ и пр.) округе. Как живший там много лет и СиМом гордившийся, подтверждаю эконапряги. Поэтому ОЭМК в Старом Осколе построили в 12-15 км от города и соединили с ним скоростным трамваем. А вот ЗИЛ и АЗЛК реально жалко! Металлургии у нас хватает, а вот машиностоение ельциники и их последыши в Москве загубили. Намеренно — и Лужкова сожрали, потому как спасать крупнейшие автозаводы пытался. Добили его китайцы за попытку контролировать их базовый рынок в Москве. Ну и фрондировал он против питерского тандема, потому как основную промышленность страны рушили и своим прихватизаторам раздавали.

          • 11
            rvk rvk
            12.03.1814:54:37

            Ну что за бред. АЗЛК… вы видели ЧТО он производил? Да он помер еще при Союзе по сути, а потом шел по энерции, производя устаревший и очень некачественный автомобиль, в нас был в семье 2141, знаю о чем говорю, отец купил 2109 и это небо и земля по качеству. Их за уши тащили, кучу денег вливали, а они выдали Ивана Калиту… То что случилось с АЗЛК лучшее что с ним могло быть, завод Рено полного цикла.

            ЗИЛ похожая песня, предсмертный Бычек с тракторным двигателем и ужасным качеством был просто мимо, и когда ГАЗ реально производил востребованные автомобили в сложнейшие годы, ЗИЛ делал устаревшие поделки. К сожалению. При том что его поддерживали до последнего, Москва закупала ЗИЛы для муниципальных нужд.

            Если честно с ЗИЛом жаль не сам завод, жаль бренд. Думаю его надо возрождать, за пределами Москвы, конечно, но сегодня ГАЗ занял все ниши ЗИЛа качественными красивыми автомобилями, и предложить здесь что-то сложно уже.

            • 4
              Нет аватара Neptus
              12.03.1818:52:03

              Не гоните на ЗИЛ. Все его разработки переехали в КамАЗ и КБ перехало со специалистами.

              В Москве была поставлена задача, вывести все крупно-промышленные производства, что и было сделано. А то трубы дымили.

              Отредактировано: Neptus~18:52 12.03.18
              • 1
                rvk rvk
                12.03.1819:06:43

                Литейку можно было бы без проблем вывести, а сборку оставить. Но ЗИЛ реально не выдерживал никакой конкуренции. Опять же, можно было вывести все производство за границы Москвы, тем более и ЗИЛа были производственные площадки по России. Там даже что-то делали. Но не смогли, в отличии от того же ГАЗа или Камаза. Мэр Москвы должен был за них нормальные автомобили разрабатывать? И что из разработок ЗИЛ применили на Камазе? Да ничего.

                • 2
                  Нет аватара Lyudov
                  12.03.1820:34:16

                  Первый Камаз-5320 — это Зил-170.

                  • 2
                    rvk rvk
                    12.03.1820:56:57

                    Это я знаю, речь то не о 70-х годах, а о 90-х, когда у Зила не оказалось действительно новых разработок кроме Бычка, который опоздал лет на 20. Понятно что Камаз получил новейшую разработку Зила, но блин, за 30 лет можно было что-то сделать, почему Камаз смог, ГАЗ смог, Урал смог, а ЗИЛ все проедал наследие 130-ки?

                    Опять же, о причинах можно спорить, но факт есть факт, не было никаких объективных причин почему ЗИЛ в тех условиях мог бы выжить. И никто со стороны спасти его не мог физически, если внутри не знали как спасаться, то и Лужков и Собянин и даже Путин тут бессильны.

                    • 0
                      Алексей Павин
                      04.07.1822:42:28

                      Вообще-то раньше такие абсолютно новые проекты с нуля как первая модель КамАЗа создавались десяток лет. Потом тот же ЗИЛ и газель тоже помогал разработать, тоже подарил ГАЗу, потом УАЗу тоже помогал сильно. В те советские годы каждый новый проект делался очень долго. Практика не только у нас такая, ибо без модной вычислительной техники и уже созданной инфраструктуры, а также с проблемами в возможностях закупок импортных технологий (закупали, только бюрократия была явно дольше в разы). В итоге сам завод лично свои проекты почти не делал, а лучшие раздавал на новые заводы по всей стране. А что происходит с заводом, которые ничего прорывного у себя не производит 40 лет, а лучшие умы и проекты отправляет в другие города? Правильно. По факту ЗИЛ трудился на благо всей страны. Даже после его ликвидации много его оборудования и даже целые линии конвейерные переещжали на другие заводы, тот же ЛиАЗ. Ничего прахом не пропало, бренд законсервирован, хотя используется в мелкосерийной сборке элитных партийных автомобилей из остатков складских комплектующих, которые трудяги энтузиасты скупили на торгах.

              • 0
                Нет аватара nabludatel71
                12.03.1820:37:41

                В Москве была поставлена задача, вывести все крупно-промышленные производства, что и было сделано.

                А НПЗ и ТЭЦ?

      • 5
        Alex63 Alex63
        12.03.1814:48:57

        Ну все же, сталелитейный завод в центре Москвы, это так себе идея.

        Тот случай, когда реально хорошо что закрыли такое производство.

    • 4
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      12.03.1809:32:27

      В годы войны в Сталинске/Новокузнецке научились броневую сталь варить сразу в мартене, что сильно увеличило объемы ее производства. В 90-е снесли не только все мартены, но даже все домны на КМК, том самом который «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь» от товарища Маяковского. Тоже осталось одно электросталеплавильное производство от могучего комбината. Сейчас броню делают без мартенов и рядом работает более современный металлургический завод.

      • -7
        Адольф Моторкрафт Адольф Моторкрафт
        12.03.1812:13:59

        Серп варил редкие марки сталей, которые были востребованы в Москве.

        Чистая диверсия 5 колонны

        • 8
          Сергей кор
          12.03.1813:00:17

          Вы отдаете себе отчет в том, что из себя представляет сталелитейный завод, находящийся в практически в центре столицы государства???

          С вашими «идеями» вам бы в Америку, на ПМЖ. Пусть они там вас послушают и в Вашингтоне сталелитейный завод построят или в Лондоне, иль Париже…И чтоб сугубо в центре!   

          Отредактировано: Сергей кор~13:00 12.03.18
          • 0
            Сергей Игнатьев
            12.03.1813:38:40

            дело в том что серп строить было не надо, он уже был и работал и особо никому не мешал

            • 0
              Алексей Павин
              04.07.1822:46:28

              Может и Капотня никому не мешает? Польза от неё безусловно есть, только если изобретут что угодно инфраструктурное, что избавит от возможности ею дышать — сразу изменится вид ювао

  • 7
    Игорь Brick
    12.03.1810:40:02

    процесс плавки 160 т. стали занимает всего час, то есть в сутки происходит 24 плавки, тогда как в мартеновском цеху всего 2-3 плавки в сутки

    Наша сила — в наших плавках!    

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 7
        Нет аватара StasStasStas
        12.03.1814:27:08

        «Человек без чувства юмора — как карета без рессор. Ее трясет от каждой выбоины на дороге.»

  • 0
    Нет аватара силаон
    12.03.1818:12:51

    На металлургических предприятиях, с выплавкой стали в мартеновских печах, фонд зарплаты составлял 5% в себестоимости продукции, а, при переходе на выплавку стали в электропечах, фонд зарплаты будет, вероятно, составлять 2% в себестоимости продукции.

    • 0
      Нет аватара Neptus
      12.03.1819:00:47

      Важно не сколько в фонде зарплаты, а сколько налогов выплачивает, в которых определённая доля идет на социальные отчисления. И фонд зарплаты, на таких производствах, должен стремиться к нулю, т. е. к 100% автоматизации.

      • Комментарий удален
        • 0
          Алексей Павин
          04.07.1822:49:39

          Люди сами себя займут более полезным делом на благо общества.

          Сколько конюхов осталось без работы, когда появились автомобили? Да, будет период перехода, с адекватным отношением к переходу и переосмыслению полезности в обществе будет и адекватный переход и изменение в качестве жизни.

          • Комментарий удален
            • 0
              Алексей Павин
              07.07.1808:36:06

              История цивилизации говорит об обратном. Каждый скачок был обеспечен качественныхой перенастройкой. С появлением конвейеров, дешёвой китайской, индийской, бангладешской силы, манипуляторов рук, автоматизированных линий производств, ботов, электрификации никуда не делась сфера услуг, ручной труд. Найдут таксисты чем заняться. Вон сколько миллионов крестьян после освобождения в каждой стране не знали что делать с появлением тракторов. Переселелись в города, побуянили и нашли чем заняться. Экономика перенастроилась.

              Сколько еще развиваться до момента, когда андроид сможет заменить человека? Робот — это принеси-подай и пару фраз. Человеческое общение с барменом — это нечто другое. Часть уйдёт, а часть с высшим образованием психолога например или ещё кто-то останутся и будут развиваться в рамках того, что роботу не заменить.

              Сколькл стоит реальный андроид, которого нельзя будет обмануть? Вы думаете, каждая фирма вытянет его стоимость? Его стоимость в пару миллионов перевесят сразу на покупателя товаров со склада.

              Про большинство люде без или с умными способностями лучше не пишите, у вас же нет статистики и вы не проводили тестирования 6 млрд населения Земли, не надо опускаться до оскорблений людей.

              Самые богатые страны сейчас имеют подушевые предбанкротные состояния, о которых уже и в мвф, и в вб говорят 1,5 года как точно.

              По поводу водителей у нас их не самое большое количество в мире.

              Появится куча новых профессий, по мере роста и перехода на новые цивилизационные рельсы. Люди всегда даже в самые тёмные времена находили себе чем заняться в основной своей массе. Будут и потерянные во времени естественно.

              Вообще-то это уже происходит не первый год. Уже увольняют и заменяют ботами целые отделы.

              Да правительство может сделать пенсию и с 20-21 года, сразу после пту/вуза/армии, только вот все будут получать по 0,01₽ в год. Я лично согласен потрудиться дольше. В стране итак уже на 146 млн почти 45 млн пенсионеров, а без увеличения их через 10 лет станет около 55-60 млн. Нефтянка у нас вся в долгах, зп топ-менеджмента нефтянки хватит на пару месяцев выплат пенсионерам. У нас знакомый во Франции буквально за год до выхода на пенсию узнал, что ему еще пару лет трудиться, а там как раз социалист Франсуа Олланд реформу буквально в 2013 году вроде осуществил, отвлёк всех налоговой реформой в пользу людей и лгбт вопросами. В итоге из-за онкологии знакомый так и не успел выйти на пенсию. А у нас с инвалидностью на пенсию выйдут также по старым возрастным группам, некоторые будут мошенничать на этот счёт возможно. Большинство просто станет жить дольше, трудиться с кпд выше, прийдется трудиться в белую, чтобы больше пенсионных реформ не было, ибо нынешнее поколение содержит своими отчислениями пенсионеров. Также прийдётся в будущем реформировать численность трудящихся в пфр, чтобы люди не думали, что они содержат ораву чиновников в пфр, заменяя на ботов часть функций, чтобы социум понимал, что задачи реально решаются проблемные и в сторону народа, хотя уволенные с пфр тоже себя народом считают. Прогресс с одной стороны облегчает и ускоряет, повышает качество, а с другой стороны заставляет и самого человека соответствовать этому качеству.

              Отредактировано: Алексей Павин~08:53 07.07.18
              • Комментарий удален
                • 0
                  Алексей Павин
                  07.07.1810:02:17

                  Роботы, боты и андроиды вытесняют постепенно, потому и новые профессии появляются тоже постепенно. Да куча всяких профессий появится в виртуальной среде и около самих роботов. Я вам задам простой вопрос: от появления роботов у нас проблем стало меньше? Нет. Больше. А что с проблемами человек делает? Решает их. Это бесконечно. Причём ваш кругозор расширяется и с расширением круга вашего зора расширяется и площадь соприкосновения с проблемами/вызовами/вопросами/новыми знаниями.

                  Генетика, космос, недра Земли, мы знаем 6% от мирового океана. Саму робототехнику развивать нужно, её же не изобрёл и всё на этом закончилось. У вас появился компьютер, который вам облегчил вроде бы считать, составлять графики, писать статьи, общаться и так далее. Сколько профессий появилось сразу после этого ?

                  Каждый таксист купит себе автопилотный автомобиль и будет сдавать в каршеринг, жить на ренту и так далее. Автопилот надо обновлять, обслуживать, по, детали и так далее. Там тоже роботы, только и их нужно будет обслуживать. И так до бесконечности.

                  Между мнентем о «тяжело придумывать» и «вам надо на что-то кушать и потому думать без работы становится легко».

                  Только для покупки этого ии вам прийдётся нанять персонал на каждое бывшее место обзвона, тратить деньги на лицензию, закупить оборудование.

                  Да и я думаю, что мировые власти рано или поздно будут вводить ограничения на скорости процесса замены, чтобы безработные не создавали нестабильности, ибо это замедляет прогресс, а не ускоряет его. У нас благо труда в освоении космоса, океана, да даже Тайга вон под носом. Не роботам же это надо.

                • -1
                  rvk rvk
                  07.07.1810:59:47

                  Ну почему сразу гугл? Мне из Сбера часто робот звонит. С Алисой я общаюсь регулярно, и у не явно большой потенциал, хотя уже сейчас она опережает всех других голосовых помощников.

                  Что касается новых профессий — да тот же мерчендайзер. Повторюсь, что парикмахеров, стилистов, дизайнеров интерьера, прорабов, садовников и т. д. робот не заменит никогда.

  • 0
    Александр Скориков
    27.03.1819:53:19

    Промзоны Москвы — это та еще песня, убирать их надо однозначно, АЗЛК, ЗИЛ, СиМ — все это советская история, лечится только полным сносом, в отличие от людей.

    • 0
      Алексей Павин
      04.07.1822:51:14

      Полный снос бессмысленен, если есть возможность с умом использовать и модернизировать, оставить нужное и так далее. Тем более можно и экологичные пром зоны иметь.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,