Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал литий-ионные аккумуляторы, обеспечивающие автономную работу устройств при температурах от -50 до +50 °C. Изделия предназначены для телекоммуникаций, медицины, робототехники, нефтегазового сектора, авиации, различного вооружения и войсковой техники. Опытные образцы батарей уже прошли предварительные испытания, запуск серийного производства запланирован на первый квартал 2022 года.
Химики из Московского государственного университета (МГУ) имени
Михаила Ломоносова совместно с зарубежными коллегами создали
материал, способный резко повысить скорость зарядки литий-ионных
аккумуляторов. Разработка позволяет за 90 секунд зарядить до 75
процентов от первоначальной емкости батареи. Результаты
исследований ученые опубликовали в журнале Chemistry of Materials, а кратко о них сообщается в пресс-релизе университета,
поступившем в редакцию «Ленты.ру».
ЗАО «Тролза» объявляет об успешном завершении испытаний нового
поколения троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Тестирование проводилось в реальных эксплуатационных
условиях — на троллейбусных маршрутах города Энгельс.
Применение литий-ионных аккумуляторов от портфельной компании
РОСНАНО «Лиотех» позволило добиться рекордных эксплуатационных
показателей — с полной нагрузкой и работающей системой
кондиционирования троллейбусы способны проехать до 72 км в режиме
автономного хода.
Батарейный блок троллейбуса — 4 контейнера по 36
ячеек — имеет общую ёмкость 100 кВт⋅ч и полностью заряжается
за 2 часа. Система термостатирования батарейного блока позволяет
использовать троллейбус в любых климатических условиях, а возможность автономного хода существенно снижает траты на открытие новых маршрутов и развитие троллейбусной
инфраструктуры — строительство и обслуживание контактных
электросетей и дополнительных электроподстанций.
В городе Новоуральск Свердловской области в рамках реализации
стратегии Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» по производству
продукции общепромышленной деятельности начато серийное
изготовление накопителей энергии на литий-ионных аккумуляторах.
Этому знаковому событию для Новоуральского кластера
предшествовали успешно проведенные в АО «Уральский
электрохимический комбинат» комплексные типовые испытания штатной
электротележки, оборудованной специалистами ООО «Уралприбор» (оба
предприятия входят в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») опытным
накопителем на аккомуляторах.
ООО «Научный центр «Автономные источники тока» совместно с ведущим Российским производителем щелочных аккумуляторов ПАО
«Завод автономных источников тока», дали старт новому проекту по производству полного цикла литий-ионных аккумуляторов.
Планируемая мощность нового производства — более 100 мВт*ч в год.
По словам руководителя проекта, доктора технических наук
Вячеслава Волынского, новые аккумуляторные батареи будут иметь
беспрецедентное для мирового рынка качество. Заявленный объем
востребован широким кругом потребителей, среди которых: РЖД,
Россети, МО РФ, Федеральное космическое агентство (Роскосмос),
Росатом, газовая и нефтеперерабатывающая промышленности,
телекоммуникационные компании, электротранспорт, источники
бесперебойного питания.
Для реализации проекта разработана и освоена уникальная и высококонкурентная технология производства литий-ионных
аккумуляторов с учетом ресайклинга. Отличительными особенностями
аккумуляторов, являются сочетание высокой удельной энергии,
длительного срока службы и безопасности. Все разработки защищены
российскими и международными патентами.
По словам руководителя проекта, данная технология идеально
подходит, в частности, для систем накопления энергии большой
мощности (СНЭ). Потребность в СНЭ остро ощущается в изолированных
энергосистемах Дальнего Востока, Северного Кавказа, районов
Крайнего Севера, где их применение позволит снизить стоимость
электроэнергии и добиться лучшего качества энергоснабжения, что
обеспечивает инвестиционную привлекательность проекта для
предприятий энергетической отрасли.
Безусловно, важным проект представляется в плане импортозамещения
высокотехнологичной продукции. Партнеры планируют в течение
первых двух лет работы выйти на 100% уровень использования
отечественных материалов и комплектующих. Срок реализации проекта
- 2017 год.
Тип: электропогрузчики Грузоподъемность: 1,5-1,8 т
Начнем обзор с техники российского производства. Компания
«Спецтехлогистика», которой принадлежит торговая марка
«Волжский
погрузчик», провела модернизацию электропогрузчиков
серии VP E, суть которой состоит в замене кислотно-щелочных
батарей литий-ионными. Время зарядки — 1 час.
16-я международная выставка строительной техники и технологий
СТТ' 2015 принимала гостей со 2-ого по 6-е июня на площадке
Крокус Сити Холла в Москве.
Для многих компаний выставка является традиционной ареной
демонстрации новинок в промышленном сегменте. Этот год не стал
исключением — компания Спецтехлогистика (торговая марка «Волжский
погрузчик»), производитель подъемно-транспортной техники для
промышленных предприятий, представила первый российский
электропогрузчик на литий-ионных аккумуляторах.
В конце 2014 года в ОАО «НИИЭИ» (Научно-исследовательский и проектно-технологический институт электроугольных изделий) была
успешно завершена многолетняя работа по созданию унифицированного
ряда высокоемкостных литий-ионных аккумуляторов для техники
широкого спектра применения.
Отличительной особенностью исследований, проведенных в институте
в 2014 году с литий-ионными аккумуляторами, является разработка
автономных источников тока силового типа, работающих в стартерных
режимах, что весьма актуально для автотранспорта и авиации.
Современное научно-техническое развитие требует автономных
химических источников тока с максимальной удельной энергией и мощностью. Наиболее привлекательными в этом качестве являются
литий-ионные аккумуляторы, значительно превосходящие, широко
применяемые свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы.
Сегодня институт готов к разработке и изготовлению литий-ионный
аккумуляторов под требования заказчика объемом выпуска до 150 000
Ач в год.
Энгельсское ЗАО «Тролза» завершило реализацию контракта на поставку 10 уникальных троллейбусов в Нальчик. В декабре
троллейбусы «Тролза-5265» «Мегаполис» вышли на улицы столицы
Кабардино-Балкарии. На презентации машин глава республики Юрий
Коков высоко оценил качество и преимущества нового общественного
транспорта.
Троллейбусы, поставленные в Нальчик, оснащены функцией
удлиненного автономного хода (УАХ) до 20 километров (движение без
использования контактной сети). Это первая в России серийная
поставка подобных троллейбусов. Машины оборудованы литий-ионными
батареями отечественного производства ООО «Лиотех» (ОАО
«РОСНАНО»). Троллейбусы с УАХ обладают рядом преимуществ, таких
как создание новых маршрутов без привязки к контактной сети и кардинальное сокращение расходов на постройку троллейбусной
инфраструктуры.
"Лиотех" (проектная компания "РОСНАНО") разработал и приступил к
выпуску новой продукции - литий-ионного аккумулятора (ЛИА)
номинальной емкости 300 А/ч с улучшенными характеристиками.
Перспективная продукция была создана в рамках реализации новой
стратегии "Лиотех", утвержденной ОАО "РОСНАНО".
В процессе модернизации на заводе были переоснащены лаборатории
входного и выходного контроля. При производстве аккумуляторов и
их комплектующих опробованы и готовятся к внедрению в
производственный цикл операции высокой точности - лазерная резка
базовых электродов (вместо вырубки), ультразвуковая сварка
(вместо болтового соединения) и др.
Новый продукт создан, и предприятие готово представить его
партнерам для внедрения на объектах энергетики, ЖКХ, в
электротранспорте, телекоме и других отраслях.
Научно-производственный центр «Ригель» (г. Санкт-Петербург) запускает инновационный производственный комплекс по выпуску литий-ионных аккумуляторов. Проект обошелся в 1,5 млрд рублей.
Новый производственный комплекс на базе НПЦ «Ригель» будет выпускать литий-ионные аккумуляторы, которые будут использоваться в военной и специальной технике (преимущественно для ВМФ России), а также в электромобилях и сетевых накопителях энергии.
В соответствии с достигнутыми договорённостями, компании планируют вести совместные разработки по нескольким направлениям: оснащение гибридного локомотива ТЭМ9Н SynaraHybrid литий-ионными аккумуляторами (ЛИА); разработка накопителей энергии и источников бесперебойного питания на основе ЛИА для повышения энергоэффективности и энергобезопасности потребителей РЖД;разработка энергосберегающих гибридных технологий для магистральной железнодорожной техники, а также литий-ионных батарей большой мощности, оснащенных системами контроля и управления производства ЦИР СТМ.
Для решения вопроса освещения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта Госкорпорацией «Росавтодор Северо-Запад» был объявлен конкурс проектов по разработке и внедрению автономных систем освещения, в котором заявили свое участие четыре компании.
Пилотная апробация проектов, которая проходит на Таллиннском шоссе под Петербургом, показывает, что проект автономного освещения с использованием сразу четырех продуктов наноиндустрии - светодиодной светотехники, солнечных модулей, композитных материалов и литий-ионных батарей – является наиболее успешным и экономически оправданным.
Автономная опора создана совместными усилиями инновационных компаний ООО «Лиотех», ООО «Оптилайт», ОАО «Амира» и ООО «Хевел», объединенных кластерным соглашением.
Пилотными установками освещены четыре остановки общественного транспорта. Принцип работы автономных осветителей таков: в течение дня установка аккумулирует энергию с помощью солнечных батарей, а с наступлением темноты по команде датчика освещённости включается светодиодный светильник. Дополнительно конструкция оснащается ветрогенератором, и в этом случае освещение обеспечено энергией ветра. Установка имеет ряд неоспоримых преимуществ: высокая надежность, возможность использования возобновляемых источников энергии, отсутствие необходимости обслуживания и дополнительной электроэнергии для ее работы.
ООО «Лиотех», ООО “Системы управления хранением энергии” («СУХЭ») и “НТПЦ БелКоммунмаш” (республика Беларусь) подписали соглашение о сотрудничестве в области создания электротранспорта с автономным ходом. В республике Беларусь придается большое значение внедрению инновационных технологий в транспортную инфраструктуру, чему в немалой степени способствуют высокие цены на энергоносители, а также необходимость обновления существующего парка городского электротранспорта. А относительно низкие цены на аккумуляторы «Лиотех» по сравнению с зарубежными аналогами, делают решения на их основе привлекательными с экономической точки зрения.
Соглашение между крупнейшим российским производителем литий-ионных аккумуляторов (Лиотех), компанией-проектировщиком систем автоматизированного использования автономных источников тока (СУХЭ) и компанией-заказчиком (НТПЦ БелКоммунмаш) предполагает создание энергоэффективных электротранспортных средств (ЭТС) - троллейбусов с удлинённым автономным ходом, электробусов большого класса, трамваев с автономным ходом и специальной техники. Первые пилотные образцы техники будут созданы, ориентировочно, не позднее 1 февраля будущего года.
Крупнейший в России производитель литий-ионных аккумуляторов и ведущая проектная компания в области технологического инжиниринга заключили Соглашение о сотрудничестве.
Компания «Тэтра Инжиниринг» специализируется на решении комплексных задач по бесперебойному энергоснабжению промышленных объектов, строительных и транспортных площадок, ритейла, коммерческой недвижимости, жилых комплексов. Стороны выразили намерения в реализации совместных проектов по внедрению систем накопления электроэнергии с использованием литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» для медицинских стационаров, телекоммуникационных компаний, торговых комплексов, а также для нужд строительных компаний и энергетических объектов. Соглашение предполагает создание Технической рабочей группы для проектирования и разработки комплексных решений на базе ЛИА «Лиотех», а также их совместное продвижение на рынок.
Презетнтация новой машины состоится в рамках выставки "Транспорт Сибири и Дальнего Востока 2012", котрая пройдет в Новосибирске с 6-9 июня.
Новосибирск – первый и пока единственный город в России, где есть опыт разработки и использования подобных машин в транспортной инфраструктуре города. Новый троллейбус от своего предшественника отличается тем, что он укомплектован литий-ионными аккумуляторами, произведёнными здесь, в Новосибирске, на заводе «Лиотех». Повторение опыта говорит об успешности и перспективности начатого проекта. Оба троллейбуса спроектированы и произведены компанией АРС-ТЕРМ, Новосибирск.
27 апреля на Рижском вокзале в Москве состоялась презентация локомотива с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом SinaraHybrid, в конструкцию которого входят литий-ионные аккумуляторы.
Локомотив разработан ООО "Центр инновационного развития СТМ" (входит в холдинг ОАО "Синара – Транспортные Машины") при научно-технической поддержке Российских железных дорог в рамках реализации нормативной Стратегии инновационного развития ОАО "РЖД".
Все основные наукоемкие компоненты локомотива, созданы российскими учеными и конструкторами. В частности, литий-ионные аккумуляторы и суперконденсаторы, применяемые в локомотиве, после начала серийного производства машин планируется закупать у ООО "Лиотех" - проектной компании ОАО "Роснано", выпускающей такие аккумуляторы.
В Новосибирске на новом заводе «Лиотех» успешно проведены квалификационные испытания продукции и запущено серийное производство литий-ионных аккумуляторов.
Предприятие было открыто в декабре 2011 года на территории промышленно-логистического парка «ПНК-Толмачево». Его площадь – более 40 тысяч квадратных метров, общий объем инвестиций на строительство и запуск завода превысил 13,5 миллиарда рублей.
В первом квартале 2012 года запланирован выпуск аккумуляторов в объёме 1 миллион А/ч, во втором квартале – 19 миллионов А/ч. Выход на проектную мощность (планируется к 2013 году) – 400 миллионов А/ч – обеспечит возможность оснащения более чем 5 тысяч единиц электротранспорта в год. Об этом сообщает пресс-служба полпреда Президента РФ в СФО.
В настоящее время комплектующие для аккумуляторов производятся в Китае. Рассматривается возможность строительства на территории Новосибирска завода по изготовлению корпусов для литий-ионных аккумуляторов. Решение о разработке бизнес-плана для реализации данного проекта принято руководством «Лиотеха».
В настоящее время «Лиотех» выпускает аккумуляторы для электротранспорта. Также научно-техническим советом ГК "Олимпстрой" было одобрено применение высокоёмких литий-ионных аккумуляторов компании в составе накопителей энергии и источников бесперебойного питания на объектах Олимпиады 2014 года в Сочи.