•  © morvesti.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru

    Госкорпорация «Росатом» и Балтийский завод подписали контракт на строительство двух атомных ледоколов проекта 22220, сообщает корреспондент с церемонии подписания соглашения.

    «Атомфлот» (входит в Росатом) ранее объявлял конкурс на строительство третьего и четвертого атомных серийных ледоколов проекта 22220 с общей начальной стоимостью контракта 100,06 млрд рублей. Балтийский завод оказался единственным участником этого электронного аукциона.

    Согласно материалам закупки, третий ледокол проекта 22220 должен быть сдан не позднее 20 декабря 2024 года, четвертый — не позднее 20 декабря 2026 года. Строительство будет проводиться за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.

    О ледоколах проекта 22220

    В настоящее время продолжается строительство головного ледокола серии 22220 «Арктика» и второго судна проекта (первый серийный ледокол проекта), получившего название «Сибирь». Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» был спущен на воду 25 мая. Все три судна должны быть введены в эксплуатацию до 2022 года.

    Ранее ТАСС в пресс-службе Росатома сообщали, что госкорпорация к сентябрю заключит договор на строительство еще двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220, мощность каждого из которых составит 60 МВт.

    В пресс-службе госкорпорации уточнили, что ориентировочная стоимость двух ледоколов составит около 100 млрд рублей, из них 45 млрд рублей будет выделено в виде субсидий из федерального бюджета, а оставшуюся часть Росатом профинансирует за счет собственных средств и средств коммерческих банков.

    Атомфлот (ФГУП «Атомфлот») — предприятие по эксплуатации и обслуживанию атомного гражданского ледокольного флота России. База судов расположена в Мурманске.

  • ©Видео с youtube.com

    Это видео было снято в Северном Ледовитом океане в марте 2018 года. За 7 дней съемочная группа прошла через Баренцево море в Карское вокруг архипелага Новая Земля на атомном ледоколе «Ямал" — мы видели северное сияние и белых медведей, понаблюдали за тем, как буксируют застрявшие во льду суда, и очень замерзли. В ролике можно увидеть два российских ледокола — «50 лет Победы» и «Ямал» с мощностью 75000 лошадиных сил и отличительной акульей пастью, которая появилась на нем в 1994 году во время одной из детских гуманитарных программ. По легенде, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть, чтобы детям было веселее. В настоящее время Россия обладает единственным в мире флотом из атомных ледоколов. Их используют для обеспечения проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты РФ, научно-исследовательских экспедиций, аварийно-спасательных операций и туристических круизов. Помимо экстремальных погодных условий съемки осложнялись тем, что ледокол все время находился в движении. А если квадрокоптер DJI Inspire 2 пролетал над радиолокационной вышкой, то файл с записью повреждался.

    •  © portnews.ru

    Атомные ледоколы ФГУП «Атмофлот» в 2018 году осуществили проводку 331 судна общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн. Как сообщает пресс-служба Атомфлота, в сравнении с 2017 годом вместимость проведенных судов увеличилась на 5 млн тонн.

    Количество проводок при этом сократилось (2017 год — 493 судно), что связано с завершением активной фазы строительства в порту Сабетта и сокращением потока судов, перевозящих строительные грузы. Кроме того, с началом вывоза сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта танкерами-газовозами класса Yamalmax выросла валовая вместимость судов, проводимых ледоколами. Выручка предприятия по итогам 2018 года составила 6 806 млн руб. (в 2017 году — 6 622 млн руб.). Производительность труда выросла с 3 669 тыс. руб./чел. в 2017 году до 3 802 тыс. руб./чел в 2018 году.

    читать дальше

  • Этот вопрос можно часто всретить под новостями о закладке/спуске на воду ледоколов, особенно атомных. Мол, никто не строит — а зачем мы вбухиваем на них миллиарды долларов?

    1) Ледоколы нужны для обслуживания Северного морского пути. Дело в том, что судоходство по Северном морскому пути является самым коротким, дешевым и безопасным путем из Европы в Азию. Во льдах не бывает ни волн, ни штормов — за всю историю потерпели крушение всего 8 пароходов и не погибло одного человека (для сравнения: ежегодно в мире идут ко дну порядка 700 судов). Кроме того, СМП имеет колоссальное значение для логистики Крайнего Севера.

    В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

    В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

    В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов).В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию.

    читать дальше

  • В Северной столице проходит единственный в мире фестиваль ледоколов. Суда пришвартованы в самом центре, у двух набережных. И это не только впечатляющее зрелище, но и напоминание о роли ледокольного флота. Только на Балтике зимняя навигация длится почти полгода.

  • Ледовые испытания (19 марта — 10 апреля 2015) первого в мире ассиметричного ледокола «Балтика». На что он способен? Ответ в видео. Смотрите, наслаждайтесь.

  • Челябинский металлургический комбинат (ПАО «ЧМК», входит в Группу «Мечел») освоил производство нового вида проката для атомной промышленности и отгрузил первую партию нержавеющей сварочной ленты на машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш). Освоение новой технологии производства на ЧМК позволит исключить закупку аналогичной импортной продукции.

    Нержавеющая сварочная лента предназначена для антикоррозионной наплавки при производстве реакторной установки «РИТМ-200» — «сердца» серийных атомных ледоколов нового поколения ЛК-60 проекта 22220 «Сибирь» и «Урал». Атомоходы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трёх метров. Антикоррозионная наплавка обеспечивает надежную изоляцию тепловыделяющих элементов в атомных реакторах.

    читать дальше

  • Предлагаю вашему вниманию обзор по судостроению ледоколов в России взят из ФЦП «Развитие гражданской морской техники» (2009−2016 годы), Подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)», Стратегии развития ОСК до 2030 г. получается следующая картинка (без ВМФ)

    • Корпус приостановленного строительством на ОАО "Балтийский завод - судостроение" линейного дизель-электрического ледокола проекта 22600 (ЛК-25) мощностью 25 МВт, заказанного для ФГУП «Росморпорт». Санкт-Петербург, 09.02.2015 (с) RoyalJib / forums.airbase.ru
    • Корпус приостановленного строительством на ОАО "Балтийский завод - судостроение" линейного дизель-электрического ледокола проекта 22600 (ЛК-25) мощностью 25 МВт, заказанного для ФГУП «Росморпорт». Санкт-Петербург, 09.02.2015 (с) RoyalJib / forums.airbase.ru

    читать дальше

    На «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) началась уникальная операция — сборка частей корпуса реактора установки «РИТМ-200» для ледокола нового поколения ЛК-60Я «Арктика». Сварное соединение производится с применением разработанной специалистами предприятия особой технологии, аналогов которой в России не существует.

    Первый основной кольцевой шов соединил фланец и обечайку. Процесс сварки продолжался непрерывно в течение четырех с половиной дней. Температура подогрева металла доходила до 200 градусов. Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм.

    После термической и механической обработки будет произведен рентгенологический контроль сварного соединения. Специалистам завода предстоит выполнить три основных шва на корпусе реактора, второй и третий соединят днище и еще одну обечайку.

    Для первого ледокола нового поколения «ЗиО-Подольск» изготовит два корпуса реактора. Завершение поставки данного оборудования на «Балтийский завод — судостроение» запланировано на декабрь 2015 года.

    читать дальше

    Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

    читать дальше

    Экспедиция Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики на атомном ледоколе «Ямал» Росатомфлота осуществляется по заказу нефтяных компаний «Роснефть» и Exxon Mobile. Цель - изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых.

    Ледокол вышел из порта приписки Мурманск.
     
    Экспедиция станет продолжением изысканий, которые проводились на атомоходе «Ямал» ровно год назад. «Запланирован значительный комплекс исследований, - рассказал подробности руководитель экспедиции Андрей Тюряков. -  Мы будем заниматься изучением всех характеристик морского льда: морфометрических характеристик, физико-механических свойств дрейфующего льда.  Будем изучать айсберги, их дрейф, геометрические размеры, включая размеры подводной части. Будем заниматься изучением гидрологического режима морей Карского, Лаптевых, р-на Новосибирских островов».

    читать дальше

    Сегодня завершена ледокольная проводка отряда кораблей Северного флота (СФ) во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) «Пётр Великий» четырьмя атомными ледоколами через районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого, расположенного между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля.

    Как отметил командующий СФ адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» — «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».

    Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения СФ осуществлялась более 40 часов. Около 400 миль отряд кораблей прошел в сопровождении атомных ледоколов, надежно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность.

    читать дальше

  • Сейчас на трассах СМП активно работают три атомных ледокола «Росатомфлота» - «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр».

    5 августа в 17 часов атомный ледокол «Ямал» завершил проводку танкера «Propontis» греческой компании Tsakos Columbia shipmanagment. На борту танкера, который следует из норвежского порта Монгстад в японский порт Мицусима, 79846 тонн нафты. Время прохода по ТСМП составило 12,7 суток, средняя скорость движения составила 8,2 узла.

    читать дальше

  • На Белом море в этом году 4 атомохода ФГУП «Атомфлот» участвовали в проводке крупнотоннажных танкеров ОАО «Новатэк» в направлении порта Витино.

    В мае атомный ледокол «Вайгач» Росатомфлота завершил работу по договору с ОАО «ГМК «Норильский Никель» на реке Енисей. Зимняя навигация в этом районе закончена в связи с паводковой ситуацией.
    В этом году ледовая обстановка в Енисейском заливе соответствовала средним многолетним значениям, в задачи а/л «Вайгач» входило создание и обновление канала для судов ОАО «ГМК «Норильский никель».
    Сейчас атомоход уже покинул район работ, и направляется к проливу Вилькицкого, где находится атомоход «Россия».

    В настоящее время  атомные ледоколы продолжают работать на различных направлениях. Так, а/л «Таймыр» у архипелага Земля Франца Иосифа ожидает  дизель-электроход «Михаил Сомов», который покинул порт Архангельск и направляется  к островам ЗФИ для очистки архипелага  от техногенного загрязнения прошлых лет. А/л «Ямал»  участвует в экспедиции ААНИИ. Атомоход «50 лет Победы»  находится в порту приписки, проходя плановый доковый ремонт, который завершится в ближайшее время – на 20 июня намечен старт первого в этом сезоне туристического рейса к Северному полюсу.

  • Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в ОАО «Атомэнергомаш») стал победителем конкурса на производство реактора и другого корпусного оборудования установки РИТМ-200 для универсального атомного ледокола нового поколения. Общая сумма контракта составляет 1,3 млрд рублей.

    Технический проект атомохода разработан ОАО ЦКБ «Айсберг», проект интегральной реакторной установки – ОАО «ОКБМ Африкантов» (входит в дивизион «Атомэнергомаш»). Корпусное оборудование реакторной установки по заказу «ОКБМ Африкантов» должно быть изготовлено «ЗиО-Подольск» и поставлено на ООО «Балтийский завод - судостроение» в декабре 2015 года. Сборка реактора будет осуществляться ОАО «ОКБМ Африкантов».

    «Благодаря кооперации наших предприятий мы начинаем комплексное производство реакторной установки для атомного ледокола с использованием самых передовых технологий. Реактор будет изготовлен заводом ЗиО-Подольск на основе разработки ОКБМ Африкантова. ЗиО-Подольск является одной из крупнейших площадок в России по производству ответственного корпусного оборудования и сертифицирован Российским морским регистром судоходства. Заготовки для корпуса реактора поставит Энергомашспецсталь - в 2012 году мы завершили модернизацию этого предприятия, и сегодня это поставщик продукции мирового уровня», - заявил генеральный директор ОАО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

    читать дальше

  • После подписания соглашения между "НОВАТЭК" и "Росатомом" грузоперевозки по Севморпути будут осуществляться круглый год


    Председатель "НОВАТЭК" Леонид Михельсон и директор "Росатом" Сергей Кириенко подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве в организации бесперебойной и экологически безопасной ледокольной проводки судов на трассах Северного морского пути. Предусматривается ледокольная проводка судов из порта/в порт Сабетта сроком действия не менее 15 лет.
    Грузоперевозки по Севморпути будут осуществляться при помощи российского ледокольного флота круглый год.

    "Сейчас компания совместно с РЖД России рассматривает вопрос о строительстве пути совместно до порта Саббета длиной 200 километров от последней точки, куда доходит железная дорога", - сообщил Михельсон.

    С 2016 года начнётся вывоз газовой продукции с месторождений Ямала, что обеспечит полную загруженность существующих и трех новых строящихся ледоколов.

    Сейчас объем перевозок составляет 2 млн тонн, но подписанный договор увеличит их до 17 млн ежегодно.

     


    Ни спутники, ни автоматы не могут заменить человека. Дрейфующие полярные станции с отечественными учеными постоянно присутствуют в Арктике с 1937-го года – с перерывом на войну и перестройку. 9-го октября ледокол «Россия» снова вернулся из экспедиции. Он забирал на большую землю команду полярников «Северный полюс-39» и высаживал на льдину юбилейную станцию – «Северный Полюс – 40».

    Атомоход «Россия» вышел из Мурманска днём 8 сентября, и уже вернулся домой. За время месячного плавания "Россия" преодолела более 5,5 тысячи морских миль в водах Северного Ледовитого океана, из них большую часть - во льдах. В этом году ее путь к дрейфующей станции пролегал через Северный полюс.

    Главная задача высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2012» выполнена, и полярники дрейфующей станции «Северный полюс-39» сняты со льдины. Попутно успели решить и другие научные вопросы – в частности, открыли новый остров. Его появление в архипелаге Земля Франца Иосифа предполагали ещё с 2006-го.

    читать дальше

  • Сегодня атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 4 судна технологического обслуживания и один контейнеровоз.

    По словам заместителя гендиректора по развитию ФГУП "Атомфлот" Станислава Головинского, Российский атомный ледокольный флот сегодня выживает за счет финансов, поступающих из двух источников: государственных субсидий и собственного дохода от работы судов.

    - Учитывая наше нынешнее финансовое состояние, мы нуждаемся в субсидировании из бюджета на производство необходимых объемов нужной нам атомной энергии, - рассказал Головинский, - однако мы стараемся постепенно сократить свою зависимость от бюджета. Так, если в 2008 году нам выделили 1,8 млрд рублей, то сейчас мы уже можем обходиться суммой на 600 млн меньше - 1,264 млрд.

    Этому способствует стабильное повышение коммерческой выручки атомного флота - с 2009 по 2011 год она увеличилась с 985 млн до 1,9 млрд рублей.

    читать дальше