-
Все мировое авиастроение стремится к одному — строительству более прочных, но при этом легких летательных аппаратов. Для этого создаются сплавы с улучшенными техническими характеристиками, например, алюминий-литиевые. Такие сплавы, не теряя своей прочности, снижают массу конструкции, а вместе с этим и расход топлива. Еще одно преимущество алюминий-литиевых сплавов в том, что их можно сваривать, отказавшись от технологии клепки металла в пользу сварных соединений. До недавнего времени большой проблемой было то, что сварной шов проигрывал в прочности самому сплаву. В Сибирском отделении РАН эту задачу решили. Специалисты Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича (ИТПМ СО РАН) совместно с коллегами из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) и Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) впервые получили сварной шов с пределом прочности таким же, как у основного материала. Результаты были представлены на конференции «Создание теоретической и экспериментальной платформы для изучения физико-химической механики материалов со сложными условиями нагружения».
-
РИА Новости. Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) со специалистами Института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Московского авиационного института (МАИ) разработали новый способ получения материалов для двигателей самолетов, сообщает ДВФУ.
«С помощью современных методов диффузионного спекания ученые получили прочный композит из пяти различных металлов. Исследования выполняются по государственному заданию министерства науки и высшего образования Российской Федерации… Проректор по научной работе ДВФУ Александр Самардак сообщил, что разрабатываемый технологический подход повысит эффективность в создании композитов и покрытий с градиентными функциональными свойствами», — говорится в сообщении.
-
Предприятие «Мотовилиха — гражданское машиностроение» (МГМ) освоило производство жаропрочной высоколегированной стали. Материал будет использоваться для изготовления конструктивных деталей энергоблока нового поколения БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым жидкометаллическим теплоносителем.
-
Российские ученые из Томского политехнического университета разработали уникальную технологию модификации стекла. Она осуществляется с помощью графена для создания электроники нового поколения. Преимущества методики в том, что у нее низкая стоимость, а графеновые структуры становятся частью стекла, а не просто покрытием, говорится в журнале Advanced Materials.
-
Российские ученые разработали технологию производства высокопрочных композитных материалов на основе скомканного графена и наночастиц металла — меди и никеля. Полученные композиты демонстрируют прочность во много раз выше, чем у известных на данный момент аналогов. Благодаря этому подобные материалы можно использовать для создания покрытий деталей самолетов и космических аппаратов. Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Materials Today Physics.
-
Российские ученые придумали технологию создания новых носителей информации. Она основана на открытом разработчиками физическом явлении, с помощью которого можно легко и быстро создавать объемный рисунок на алмазе. Лазерное излучение позволит сформировать в этом материале ячейки памяти, в каждую из которых помещается несколько логических нулей или единиц. Эксперты отметили, что такой носитель информации будет надежным и долговременным, ведь ему, в отличие от флешки или жесткого диска, не страшно электромагнитное излучение. Кроме того, метод можно использовать для маркировки особо ценных алмазов.
-
Российские учёные разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации. Создатели заявляют, что они не хуже тех, что используются в Boeing и Airbus Специалистам удалось снизить содержание редкоземельных металлов с 7% до 0,25-0,3%
Учёные Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) разработали сверхпрочные термостойкие материалы для авиации, которые позволят заменить устаревшие медные провода большой массы и алюминиевые провода с низкой электропроводностью.
-
Ранее титановую губку получали в результате химической реакции с магнием и последующей вакуумной обработке. Сейчас же, ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета предложили новую технологию получения губчатого титана. Об этом сообщает Центральная служба новостей.
-
Команда исследователей из Сколтеха и Томского политехнического университета применила уникальную технологию, используемую в аэрокосмической промышленности, для синтеза карбида гафния-тантала — тугоплавкого материала для покрытия электрических и механических компонентов, работающих в экстремальных условиях. Недорогой и эффективный способ позволяет получать высококачественные тройные соединения как в виде порошков, так и в виде покрытий, которые можно легко наносить на различные подложки. Результаты исследования опубликованы в журнале Advanced Functional Materials.
-
Высокотехнологичный самоуплотняющийся бетон на основе отечественных наномодификаторов для применения в строительстве технически сложных объектов разработали ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ). Его технологические характеристики и физико-механические свойства превосходят существующие аналоги более чем на 80%, при этом стоимость бетона снизилась на 15%. Такой материал используется в строительстве сейсмоустойчивых объектов со сложной конфигурацией и плотным армированием: АЭС, плотин и мостов, спецобъектов Минобороны РФ. Технология его производства уже прошла испытания и готова к применению в строительной отрасли.
-
Она поможет решить проблему импортозамещения композитов для авиации и космонавтики
Ученые Лаборатории синтеза функциональных материалов Физического факультета Новосибирского государственного университета предложили более простую и экономичную по сравнению с зарубежными аналогами технологию получения карбидокремниевого волокна. Команда уже изготовила опытный реактор и получила образцы волокна.
-
Заменить природное сырье при производстве асфальтобетона на полиэтилен предложили ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета. Результаты исследования опубликованы в журнале «Химия. Экология. Урбанистика».
-
Специалисты Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований в составе международной научной группы провели детальные структурные исследования уникальных оптических материалов — силикатных стекол, допированных наночастицами Cu2Se и европием. В результате был выявлено, что вокруг наночастиц селенида меди формируется особая область, дающая основу для влияния на оптические свойства таких стеклянных материалов.
-
Ученые из Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева совместно с коллегами из Варшавского технологического университета (Польша), разработали метаматериал, позволяющий усилить энергетическое взаимодействие со светом и другими типами излучения.
По словам авторов изобретения, материал и датчик на его основе отличаются от аналогов высокой чувствительностью, удобством изготовления и использования. Результаты исследования опубликованы в журнале «Optical Materials».
-
В статье в журнале Science российские ученые рассказывают о том, как создать внутримолекулярный транзистор на основе углеродных нанотрубок. Исследование проведено с иностранными коллегами из Национального института материаловедения (Цукуба, Япония), его результатом стало создание очень маленького транзистора, который может использоваться в будущих поколениях вычислительных устройств.
-
Ученые НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ» создали и запатентовали жаропрочную сталь, которая при эксплуатации выдерживает экстремально высокие температуры и не теряет свою функциональность.
Полученный материал выдерживает температуру 650 °C и давление пара 30-35 МПа. Новая сталь относится к мартенситному классу и содержит углерод, кремний, марганец, хром, никель, вольфрам, молибден, ванадий, ниобий, азот, бор, кобальт, серу, фосфор, алюминий, медь, рений, титан и железо.
-
Микроструктура образца (х50) © scientificrussia.ru
Из титановых сплавов сегодня создают элементы самолетов и ракет, их используют в судостроении, применяют в составе зубных имплантатов и протезов. Ученые Пермского Политеха нашли способ повысить прочность и износостойкость изделий. Слой, нанесенный на поверхность материала с помощью ионно-плазменного азотирования, позволил укрепить его в 2,5 раза.
-
Саратовские физики совместно с американскими коллегами выяснили, как создать эффективные «провода» для устройств нового поколения, основанных на токе не электронов, а магнитных моментов — спинов, присущих магнитным материалам. Авторы смогли управлять эффективностью передачи сигнала при помощи геометрических параметров магнитных структур. Результаты работы позволяют увидеть возможности и пределы технологий, еще не вошедших в нашу жизнь, но активно развивающихся в качестве потенциальной замены классическим электронным устройствам. С исследованием, выполненным при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ), можно ознакомиться на страницах Journal of Magnetism and Magnetic и Journal of Applied Physics.
-
Специалисты из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») совместно с другими российскими коллегами создали сплав алюминия, способный выдержать температуру 400 °C — гораздо больше, чем существующие аналоги. По их оценкам, он даст возможность серьезно снизить вес и углеродный след новых поездов, самолетов и другой техники. Результаты исследования опубликованы в Journal of Alloys and Compounds.
-
Исследователи Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) установили, что можно эффективно защищать объекты от удара или взрыва смесью нанопористого порошкообразного материала и несмачивающей жидкости.
Ученые выяснили, что такие смеси за миллисекунды поглощают энергию внешнего импульсного воздействия. Результаты опубликованы в журнале Journal of Colloid and Interface Science https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0021979721006512?via%3Dihub