Как «Баку» стал «Викрамадитьей»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruИстория строительства.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку» был заложен 26 декабря 1978 года на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве по проекту 1143.4.
Корабль стал 4-м в серии советских авианесущих крейсеров типа «Киев» и отличался от своих предшественников более современным радиоэлектронным вооружением, новым ЗРК и комплексом противоторпедной защиты, а также увеличенным в полтора раза (12 вместо 8) числом пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Базальт».
Спуск крейсера на воду состоялся 1 апреля (по другим данным 31 марта) 1982 года, после чего продолжилась его достройка на плаву. Со 2-го июня по 1 декабря 1986 года прошли швартовные испытания, а 11 декабря 1987 года после завершения государственных испытаний был подписан приёмный акт. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР.
Технические характеристики:
Водоизмещение: 44490 т. (полное)
Главные размерения: длина - 273,08 м, ширина - 51,9 м, осадка - 9,42 м.
Мощность ПТУ 4х50000 л.с.
Максимальная скорость хода: 32 узла
Дальность плавания: 7160 миль (18 узлов)
Автономность: 30 суток
Экипаж: 2045 человек, в т.ч. авиагруппа 430 человек
Полётная палуба: длина - 195 м, ширина - 20,7 м.
Ангар: длина - 130 м, ширина - 22,5 м, высота - 6,6 м.
2 самолётоподъёмника (30 т. 18,9х10 м. и 20 т. 18.9х4,8 м.)
Вооружение:
6х2 ПУ ПКРК «Базальт» (12 ракет П-500)
4х6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР 9М330)
2 100-мм артустановки АК-100 с СУ МР-145 «Лев» (600 выстрелов)
8 30-мм артустановки АК-630М с 4-мя СУ МР-123 «Вымпел» (48000 выстрелов)
2х10 РБУ-12000 РКПТЗ-1 «Удав-1М» (60 РГБ)
36 летательных аппаратов (СВВП Як-38М, вертолёты Ка-27ПЛ, Ка-27ПС)
Радиоэлектронное вооружение:
БИУС: МВУ-410 «Лесоруб-434»
РЛС обнаружения ВЦ: РЛК «Марс-Пассат»
РЛС общего обнаружения: МР-700М «Фрегат-М1»
РЛС обнаружения НЛЦ: МР-350 «Подкат» (2 шт)
Навигационная РЛС: «Вайгач» (3 шт)
ГАК: МГК-355 «Полином»
и другое оборудование
История службы.
Приказом командующего КЧФ от 3 марта 1988 года ТАКР «Баку» начал компанию, после сдачи курсовых задач 23 марта зачислен в состав кораблей 1-й линии, а 27 апреля – в состав сил постоянной готовности. В мае крейсер начал подготовку к переходу на Северный флот, совмещённый с боевой службой в Средиземном море.
Приняв на борт авиагруппу, «Баку» 7 июня 1988 года вышел из Севастополя под флагом командующего 5-ой ОПЭСК вице-адмирала В.Г. Егорова и на следующий день прошёл проливы Босфор и Дарданеллы. Во время боевой службы ТАКР отрабатывал задачи ПЛО и слежения за кораблями НАТО, а также совершил деловые заходы в сирийские порты Латакия (22-29.08) и Тартус (1-21.11). 17 декабря 1988 года «Баку» прибыл в Североморск, завершив свой первый дальний поход.
В составе Северного флота ТАКР продолжил боевую подготовку:
в 1989 году - прошёл 13267 миль, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы,
совершён 171 полёт СВВП и 1142 полёта вертолётов.
в 1990 году - прошёл 4243 мили, выполнил 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы,
совершено 47 полётов СВВП и 1211 полётов вертолётов.
в 1991 году - прошёл 1375 миль, выполнил 4 артиллерийские и 1 ракетную стрельбу,
совершено 417 полётов вертолётов (Як-38М в 1991 году снят с вооружения).
4 октября 1990 года корабль получил новое имя - «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».
Осенью 1991 года на ТАКРе начались лётно-конструкторские испытания нового многоцелевого СКВВП Як-141. 26 сентября лётчик А.А. Синицын выполнил первую посадку на палубу авианесущего крейсера, а 30 сентября был осуществлён первый взлёт. В испытаниях, целью которых было определение совместимости самолёта и его систем с кораблём, принимало участие два экземпляра Як-141.
5 октября 1991 года самолёт с бортовым номером 77, пилотируемый лётчиком В.А. Якимовым, при посадке ударился о палубу и основными стойками шасси пробил стенки бака с горючим. Разлившееся топливо воспламенилось, начался пожар и пилоту пришлось катапультироватся.
После потери одного из двух опытных образцов испытания самолёта Як-141 были прекращены, а программа его создания в 1992 году была окончательно закрыта.
3 февраля 1992 года «Адмирал Горшков» был поставлен в ремонт на СРЗ-35, который затянулся из-за отсутствия средств.
26 июля советский Военно-морской флаг был спущен и поднят Военно-морской флаг России - Андреевский.
2 февраля 1994 года в результате пожара вышло из строя одно из машинных отделений, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек.
В июле 1995 года крейсер участвовал в военно-морском параде в Североморске, после чего был переведён в Росляково и поставлен на долговременное хранение. Корабль медленно умирал.
Второе рождение.
В начале 90-х «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» привлёк внимание Индии.
После исключения из состава индийских ВМС лёгкого авианосца «Vikrant» (бывший английский авианосец «Hercules», продан Индии в недостроенном состоянии в 1957 году, достроен и введён в строй в 1961 году) в строю остался только лёгкий авианосец «Viraat» (бывший английский авианосец «Hermes», вошёл в состав Королевского флота Великобритании в 1959 году, продан Индии в 1986 году). Индийский флот, начавший масштабную программу обновления корабельного состава, остро нуждался в новом флагмане.
В 1994 году начались переговоры о продаже авианесущего крейсера, продолжавшиеся несколько лет. Предварительное соглашение о покупке корабля Индией было подписано 21 декабря 1998 года, а в июле 1999 года «Адмирал Горшков» был переведён в Северодвинск и поставлен к причалу ПО «Севмашпредприятие» для ремонта и переоборудования в авианосец для ВМС Индии.
Проект модернизации разработало ОАО «Невское ПКБ» (главный конструктор Б.В.Шмелев), по проектам которого строились все отечественные авианесущие и противолодочные крейсера.
Согласно проекту, получившему индекс 11430, демонтировалось всё вооружение, что позволяло превратить корабль в классический авианосец со сплошной полётной палубой. Для обеспечения взлёта самолётов монтировался трамплин с углом наклона 12,5 градусов, а для их посадки - трёхтросовый аэрофинишер и оптическая система посадки.
Существенно изменилось радиоэлектронное вооружение - РЛК «Марс-Пассат» и другая устаревшая электроника демонтированы, РЛС общего обнаружения «Фрегат-М1» заменена на более современную РЛС «Фрегат-МАЭ-Б», дополнительно установлена РЛС общего обнаружения «Подберёзовик-Э». После прихода корабля в Индию его планируется дооснастить РЭО и системами индийского производства, а также установить ЗРК «Барак» (2х8 ВПУ, Израиль).
Технические характеристики:
Водоизмещение: 45400 т. (полное)
Главные размерения: длина - 284,7 м, ширина - 59,8 м, осадка - 9,6 м.
Мощность ПТУ 4х50000 л.с.
Максимальная скорость хода: 29 узлов
Дальность плавания: 6750 миль
Экипаж: 1924 человека
Состав авиагруппы: МиГ-29К/КУБ - 24, Ка-31РЛД - 4, Chetak - 2
20 января 2004 года с Индией был подписан контракт стоимостью 1.5 млрд USD на ремонт и переоборудование «Адмирала Горшкова» в авианосец для индийских ВМС, а также оснащение его палубными истребителями МиГ-29К/КУБ. При этом сам корабль передавался индийской стороне безвозмездно.
5 марта 2004 года тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» был исключён из боевого состава ВМФ России, а 9 марта зачислен в списки кораблей ВМС Индии как авианосец «Викрамадитья».
Корабль заводят в наливной бассейн для докового ремонта, 30 ноября 2005 года:
Размер имеет значение!
Идёт монтаж новых корпусных конструкций, 6 ноября 2007 года:
«Викрамадитья» в наливном бассейне, 21 октября 2008 года:
Работы закончены, бассейн заполняют водой, 13 ноября 2008 года:
Авианосец выводят из наливного бассейна, 4 декабря 2008 года:
«Викрамадитья» у достроечной стенки, 12 марта 2011 года:
«Викрамадитья» у достроечной стенки, 2 февраля 2012 года:
«Викрамадитья» на стенде размагничивания, 14 апреля 2012 года:
Идёт подготовка к выходу в море, 23 мая 2012 года:
Наконец, настал долгожданный день выхода!
Утром 8 июня «Викрамадитья» при помощи буксиров покинул Северодвинск:
Начались ходовые испытания:
Над палубой «Викрамадитьи» - Су-33 ВМФ России:
Завершив первый этап испытаний, авианосец пришёл на рейд Североморска:
Для сравнения:
Постройка корабля от закладки до сдачи флоту заняла 8 лет 11 месяцев и 15 дней.
Ремонт корабля (без учёта испытаний) занял 12 лет и 11 месяцев (приблизительно), из них 3 года и 4 дня он провёл в наливном бассейне!
Планируется, что после завершения цикла испытаний и устранения замечаний 4 декабря 2012 года авианосец будет передан Индии.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
19.07.1214:14:34
19.07.1214:20:02
19.07.1216:18:06
19.07.1214:35:47
19.07.1214:45:31
19.07.1215:22:34
19.07.1215:27:32
19.07.1215:58:46
19.07.1216:29:15
20.07.1212:57:56
20.07.1213:01:13
20.07.1213:05:27
20.07.1213:44:14
20.07.1214:13:09
20.07.1214:17:54
22.07.1209:45:35
22.07.1219:42:19
23.07.1208:45:41
23.07.1208:56:55
23.07.1210:37:38
23.07.1210:39:41
23.07.1211:13:37
23.07.1211:14:46
23.07.1211:21:29
23.07.1211:25:20
23.07.1211:37:55
23.07.1211:39:34
23.07.1211:49:46
23.07.1211:51:44
23.07.1211:59:11
23.07.1212:01:28
23.07.1212:06:51
24.07.1216:19:25
23.07.1211:35:29
23.07.1211:40:27
23.07.1209:23:08
23.07.1211:12:05
23.07.1211:16:25
23.07.1211:36:14
23.07.1209:20:25
23.07.1210:40:14
20.07.1214:24:52
21.07.1203:21:29
22.07.1201:59:29
22.07.1209:41:09
22.07.1209:50:19
20.07.1213:03:20
20.07.1213:10:41
20.07.1213:14:18
21.07.1203:31:03
19.07.1217:03:30
19.07.1217:06:40
19.07.1217:19:13
19.07.1217:23:31
19.07.1223:52:51
20.07.1200:08:03
19.07.1217:29:22
19.07.1219:04:42
19.07.1221:24:36
19.07.1221:34:31
19.07.1221:38:34
19.07.1221:43:47
TomskikhAA21.07.1205:42:06
21.07.1208:48:44
TomskikhAA22.07.1211:19:51
19.07.1215:54:18
19.07.1216:05:14
19.07.1216:17:39
19.07.1216:23:00
19.07.1216:50:04
19.07.1216:52:53
19.07.1216:20:20
19.07.1215:55:16
19.07.1216:09:09
19.07.1216:26:52
19.07.1216:27:28
19.07.1216:40:30
19.07.1216:23:57
19.07.1216:31:07
19.07.1216:26:43
19.07.1216:32:18
19.07.1216:34:37
19.07.1216:53:05
19.07.1216:57:42
19.07.1217:00:50
19.07.1217:20:42
19.07.1217:25:25
19.07.1217:54:43
19.07.1217:56:41
19.07.1218:15:34
19.07.1219:02:27
19.07.1219:25:39
20.07.1207:17:37
19.07.1218:17:22
19.07.1218:32:22
19.07.1218:37:04
19.07.1219:30:06
21.07.1220:47:16
19.07.1218:17:21
brat_po_razumu19.07.1218:01:25
21.07.1203:39:13
19.07.1221:32:11
19.07.1221:37:33
19.07.1221:39:44
19.07.1221:41:46
19.07.1217:31:35
19.07.1217:45:04
20.07.1200:56:33
20.07.1201:01:01
19.07.1218:22:15
19.07.1219:00:23
19.07.1219:26:20
19.07.1219:35:42
19.07.1219:45:50
19.07.1220:20:14
23.07.1209:51:47
19.07.1219:25:39
19.07.1219:28:49
19.07.1219:50:11
19.07.1222:14:28
19.07.1220:40:08
19.07.1222:15:38
19.07.1223:45:29
19.07.1222:49:42
19.07.1223:46:19
20.07.1207:31:32
20.07.1210:27:07
20.07.1210:19:29
20.07.1210:24:47
20.07.1214:35:16
20.07.1214:43:38
20.07.1214:49:33
20.07.1214:58:06
23.07.1208:54:02
23.07.1209:17:03
23.07.1210:38:17
23.07.1210:47:13
23.07.1211:15:02
23.07.1211:26:40
23.07.1211:38:57
26.07.1213:09:03
26.07.1214:18:17
26.07.1214:19:59
26.07.1214:28:55
23.07.1210:58:28
23.07.1211:17:57
23.07.1211:20:30
23.07.1211:36:41
23.07.1211:38:33
23.07.1211:40:56
23.07.1211:45:44
23.07.1211:52:46
23.07.1211:54:03
23.07.1212:01:12
23.07.1212:03:57
23.07.1212:13:13
23.07.1212:23:43
23.07.1212:09:22
23.07.1212:13:54
20.07.1214:48:12
20.07.1214:53:33
20.07.1215:01:24
20.07.1215:08:29
20.07.1215:13:01
20.07.1215:14:30
20.07.1215:21:38
20.07.1215:25:43
20.07.1215:18:42
20.07.1215:24:22
20.07.1215:33:35
20.07.1215:42:24
20.07.1215:48:06
20.07.1216:06:21
20.07.1216:28:46
20.07.1216:48:53
20.07.1217:07:01
20.07.1217:34:28
20.07.1217:38:41
20.07.1217:56:41
20.07.1221:26:34
20.07.1221:41:26
20.07.1221:53:22
20.07.1221:56:16
23.07.1214:25:00
23.07.1215:10:00
23.07.1213:49:20
23.07.1214:03:22
23.07.1214:22:05
23.07.1214:35:59
23.07.1215:25:02
23.07.1215:32:33
23.07.1209:43:36
20.07.1217:01:41
20.07.1219:24:10
Aleks20.07.1221:41:11
23.07.1209:42:29
23.07.1215:40:37
23.07.1215:47:43
23.07.1216:28:42
23.07.1216:49:00
20.07.1215:50:25
20.07.1216:08:21
23.07.1215:49:15
20.07.1215:09:21
20.07.1215:59:26
20.07.1216:13:26
21.07.1215:51:12
23.07.1216:54:33
20.07.1223:07:42
20.07.1223:22:03
22.07.1209:48:01
23.07.1209:48:25
23.07.1210:54:17
23.07.1211:15:57
23.07.1211:20:44
23.07.1211:37:26
23.07.1211:42:09
23.07.1211:50:21
23.07.1211:56:58
23.07.1212:05:54
23.07.1212:20:27
23.07.1212:28:21
23.07.1215:51:36
23.07.1216:08:56