Чепецкий механический завод (АО ЧМЗ; входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ» и является Отраслевым центром металлургии в составе дивизионального интегратора ООО «Русатом МеталлТех») поставил на производство новый продукт — титановые прутки, используемые в качестве заготовок для авиационного крепежа.
В рамках XXVI Петербургского международного экономического форума Правительство Удмуртской Республики, АО «ТВЭЛ» и ООО «Русатом МеталлТех» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») заключили соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционных проектов. Документ подписали глава Удмуртской Республики, президент АО «ТВЭЛ» и генеральный директор ООО «Русатом МеталлТех».
У Чепецкого механического завода (ЧМЗ) глобальные планы на 2023-2024 годы: в два раза увеличить выпуск кальциевой инжекционной проволоки и титановой продукции, в полтора — продуктов из циркония. Поэтому сейчас на заводе идет большая перестройка, в том числе в двух главных цехах завода.
АО «Чепецкий механический завод» (г. Глазов, входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») отгрузило ООО «НПП «Наноэлектро» опытную партию токопроводящей жилы для обмоточного жаростойкого провода ПОЖ-700. Этот провод применяется в системе управления и защиты водо-водяных энергетических атомных реакторов (ВВЭР).
Новая продукция ЧМЗ представляет собой проволоку прямоугольного сечения, произведенную из медного сплава. Технология изготовления нового продукта была разработана ООО «НПП «Наноэлектро» и внедрена специалистами завода на мощностях и уникальном современном оборудовании цеха по производству сверхпроводящих материалов, созданного в рамках участия ЧМЗ в выполнении работ для Международного проекта ИТЭР.
Автомобильный парк филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пополняется спецтехникой. Только в июле
производственные отделения предприятия получили десять новых
автомобилей.
В пользование ПО «Глазовские электрические сети» поступил УАЗ
«Патриот» и три автомобиля УАЗ-39095 для работы
оперативно-выездных бригад. В производственные отделения
Центральные и Южные электрические сети отправились четыре
автомобиля ГАЗ, предназначенных для перевозки аварийных бригад и два автомобильных гидравлических подъемника на базе
полноприводного автомобиля ГАЗ-3308 с двухрядной кабиной. Эта
спецтехника отправилась для работы в Вавожский и Сюмсинский
районы электрических сетей.
Всего в 2016 году филиалом «Удмуртэнерго» приобретено 27 единиц
спецтехники. Новые автогидроподъемники, тракторы, передвежные
мастерские, электролаборатория, снегоходы, тракторные прицепы для
перевозки электроопор, также бригадные автомобили поступили в распоряжение Вавожского, Сюмсинского, Селтинского, Можгиского,
Красногорского, Дебеского, Як-Бодьинского, Игринского, Кезского,
Балезинского, Сарапульского, Киясовского и Центрального РЭС Южных
и Глазовских электрических сетей. До конца года компания
приобретет еще две единицы — Камаз-43118 (фургон) для
обслуживания линий электропередачи и прицеп для перевозки
электроопор.
На Глазовском комбикормовом заводе запущен в эксплуатацию новый
логистический центр общей площадью 1460 кв.м. и вместимостью 1200
тонн. Стоимость данного инвестиционного проекта составила 22,5
миллиона рублей. Его целью является создание условий для
адресного хранения сырья и готовой продукции.
В новом логистическом центре каждая партия поступающего сырья
хранится отдельно от других. Это позволяет точно знать, с какими
качественными характеристиками сырье закладывается в рецепт.
Таким образом, готовая продукция полностью соответствует
заявленному рецепту.
Как известно, одной из отличительных особенностей Проекта ИТЭР
является его многонациональность и, как следствие, широкое
распределение обязанностей среди всех его участников. В начале
февраля 2013 года итальянская компания CRYOTEC завершила
изготовление первого медного макета проводника для катушки
полоидального поля PF1 на основе изготовленного ранее в России
кабеля. Эти работы выполняются фирмой из Чивассо в рамках
двустороннего соглашения между Агентствами ИТЭР Европейского
Союза и России.
Изготовленный из сверхпроводящих ниобий-титановых стрендов
(стренды производятся на Чепецком механическом заводе
в г. Глазов, Удмуртия) кабель прошел в Италии стадии
джекетирования, то есть затягивания в стальную оболочку, и
компактирования – механического обжатия для лучшего прилегания
кабеля к оболочке. После этого макет был намотан в виде
однослойного соленоида. Изготовленный макет пройдет всесторонние
испытания, а затем будет поставлен в санкт-петербургский
Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры
(ФГУП «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова») для производства макета галеты
катушки PF1.
16 июня в рамках реализации проекта «Лучшие практики программы развития отрасли» на Чепецком механическом заводе прошла вторая в этом году встреча с представителями предприятий Госкорпорации «Росатом». На этот раз в Глазов приехали сотрудники ОАО «Атомэнергоремонт» и атомных электростанций.
Гости побывали в цехах циркониевого производства и производства сверхпроводящих материалов, увидели результаты реализации отраслевых программ и пообщались с сотрудниками завода. Во время экскурсии начальники цехов рассказали о работе подразделений, целях и задачах, стоящих перед ними. В сборочном цехе производства каналов из циркония для АЭС гости подробно познакомились с Производственной системой «Росатом» (ПСР) и ходом её внедрения на ЧМЗ.
Сверхпроводниковые магниты нашли применение в промышленности. Самый яркий пример их использования – магнитно-резонансные томографы (МРТ). Но возможности сверхпроводниковых магнитов могли бы быть шире, если бы удалось решить ряд технологических проблем, над чем успешно работают в Курчатовском институте вместе с ВНИИНМ имени академика А. А. Бочвара.
Коллектив Курчатовского института, занимающийся разработкой метода стабилизации сверхпроводниковых магнитов с помощью ВД. Слева направо: И. А. Ковалев, А. А. Ильин, В. Е. Кейлин, А. В. Наумов, С. Л. Круглов, Д. И. Шутова. Фото из архива Виктора Кейлина